Основные замечания по технике

Главная > Воинские искусства > Основные замечания по технике


Обращение с мечом

Подбор меча

·        Меч должен быть длиной от пола до харакэндо – до груди).

·        Рукоять меча (цука) должна упираться в локоть, если ее поставить вертикально, а указательный палец у гарды (цуба).

·        Длинная цука хороша для контратаки (одзи-ваза), короткая – для удара с большой дистанции (маай).

·        Меч (бокэн, иайто, синай, катана) должен быть отцентрован. Рукоятка бокэна должна быть тяжелее его острия. Например, центр тяжести моего иайто – не на середине, а на 2 кулака от цубы.

Как держать меч

·        правая рука перед цуба (у лезвия);

·        левая рука за конец рукояти (пятка рукояти упирается в мягкую часть ребра ладони);

·        расстояние между правой и левой сжатой кистью – один кулак (иначе не будет рычага);

·        правая рука направляет [и останавливает] меч, левая – наносит удар; правая кисть – «гвоздь», вокруг которой вертится меч; левая кисть вращает рукоять как рычаг;

·        кисти держат рукоять крепко (вернее, цепко, но не «душат» меч) и не вращаются (за исключением левой кисти в некоторых случаях);

·        направление меча при камаэ (верхней, средней или нижней) и уколе (цука, куби) – от хара;

·        рукоять меча не отводить за профиль тела (кроме о-гасуми), а остриём по возможности не открывать свой центр;

·        блоки делать жёстко: <Ха-а!>

Осанка, перемещение, удары

Осанка

·        затылок, шея спина – на одной прямой;

·        голова поднята, но не слишком (подбородок чуть опущен для защиты шеи и прямизны); взгляд открытый;

·        не нагибать корпус вперёд;

·        зад не оттопыривать (бывает у некоторых новичков, особенно в сувари);

·        на лице – «поменьше замученной усталости», одним словом – полный сисэй (выправка).

Перемещение (основа основ, второй урок)

·        параллельно полу; голова на одном уровне;

·        плечи не перекашивать;

·        осанка вертикальная и прямая (затылок, спина, таз на одной прямой – «ощущение стержня», шеи как бы нет); следить за центром тяжести (хара);

·        передняя стопа смотрит на противника (в любом случае, даже при скручиваниях); задняя перпендикулярна и ее середина на линии передней;

·        передняя голень перпендикулярна полу.

Удары

·        Сила удара складывается из:

§         инерции перемещаемого тела (энергетический взрыв происходит из центра массы - тандэна);

§         момента инерции при закрутке бедер;

§         момента инерции вращения меча левой рукой вокруг правой (при этом острие развивает большую скорость);

§         толчка правой рукой ?

·        Кроме суммы сил и их взаимной согласованности (перетекания), на эффективность удара влияет:

§         первоначальное расслабление как плеч, так и всего тела (ощущение себя скрученной пружиной этому не противоречит) с последующим «выстрелом» (молния рождается из пустоты);

§         крепкий и правильный хват, что предотвращает дрожь и зигзаги лезвия «при полете» и гарантирует жесткость и отсутствие отдачи энергии при самом ударе;

§         ровная осанка в начале и конце перемещения и удара;

§         правильный и мощный киай в момент удара.

·        удар секущий – рубяще режущий, т.е., с протягом (а не прямой как палкой – бамс!) - поэтому делать хлестко как плетью; для этого удар надо наносить левой рукой.

·        большинство ударов – с одновременным шагом (полным – широким, половинчатым – подшагом, или просто притопом), хотя в ката и, тем более, в бою – не редки удары с места и с полувзмахом;

·        при ударе – ноги в плоскости удара; передняя ступня, как правило (если не в ущерб равновесию), повернута на противника;

·        начинать мечом, затем телом – это необходимо для защиты, для силы и для неожиданности (т.к. глаз сначала реагирует на движение тела).


Советы учителя, чёрных поясов, старших учеников

            Здесь я привожу слова нашего инструктора Станислава Владимировича Лукьянова. Каждое выражение кратко, но имеет большую важность для кэндзюцу, а иногда – немерянную глубину для жизни вообще. Высказывания расположил не по мере их «фиксации в сознании», а по мере важности, на мой взгляд.

            Также приводятся советы чёрных поясов и других учеников (у которых есть чему поучиться).

Воля

·         Это нужно вам, а не мне. [Восточный принцип Личности. Ты приходишь в додзё не за килограммом приемов в авоську, а уточнить самостоятельно изучаемую технику, узнать новое, задать вопросы. Даже будучи на необитаемом острове, будока не прекращает тренировки.]

·         Что это за поза уставшего бойца? Где киай, где сисэй?.. Стоя – тоже не облакачивайтесь на меч как Александр Невский. [Это – опершемуся на меч в иай-госи. Следует осознать (лучше самостоятельно – это означает, что уже имеешь понятие) – опираться нужно только на собственный дух. Ни рукой о колено (особенно в иай-госи, где ладонь чисто символически касается колена), ни руками о бедра, ни спиной об стенку, ни, тем более, о меч. Поза «вольно» (даже перед тренировкой или просто в жизни – например, локтем о прилавок), по-моему, вообще недопустима. Это – показатель ослабленного духа, отсутствие бдительности и выправки. Также, думаю, не желательно сжимать или скрещивать руки. Выправка (сисэй) – очень, очень важна. Стоит в иай-дзюцу вспомнить, что нужна выправка, и все движения начнут получаться. Выправка придает движениям не только чёткость и экономность, но и достоинство, что, кстати, хорошо видно на таком элементарном движении, как наклон меча перед вложением его в ножны. При сдавании зачетов смотрят одинаково на технику, киай и сисэй.]

·         Ленивые умирают. [Тут все понятно и «пробивает». С ленью очень трудно бороться. Это один из основных внутренних врагов человека. Хотя и «двигатель прогресса» J.]

·         Человек в гору поднимается мелкими шагами, а скатывается стремительно. [Это относится ко всему. Необходимы ежедневные самостоятельные занятия. Тысячи рутинных повторений. Кроме того, так вырабатывается упорство. Но главное – шлифуется техника до уровня рефлексов, чтобы потом в бою думать над ситуацией, а не над техникой движений. По-видимому, при выполнении первой ката всегда будешь находить свои ошибки и открывать в ней что-то новое.]

·         Враг должен трепетать. [Движения должны быть энергичными и точными, взгляд спокойный и абсолютно уверенный. «Взгляд убийцы». Но для этого не обязательно предварительно убивать других J. Достаточно время от времени убивать что-то в себе, прежде всего лень, привязанности, страхи.]

Стратегия

·         Не дадим противнику ни малейшего шанса! [Это кардинальный принцип, главная установка во всем. Например, если хочешь решить какую-нибудь проблему в жизни, то не должно быть полумер. Т.е., необходимо быть непоколебимым в собственных решениях вплоть до мелочей, хотя очень и очень трудно идти против привычек.]

·         Меч самурай жалеет – он ему достается от деда. И он должен его передать своему внуку. [Т.е., надо рубить противника, а не блокировать его меч.] Нет никаких блоков, есть только удары ! [Получается, возможны лишь 3 действия: отклонение, контратака, взаимное убийство.]

·         Все лишнее обрубается. [Отсюда вытекает весь стиль Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Добавлю: не только обрубается, но и оббивается и цепляется, если бой в лесу или в помещении. В то же время, слишком сильно все к себе прижимать тоже не следует – будет неудобно и слабо. Кроме того, растопыриваться и размахиваться шибко широко нельзя и по другой причине – самурай в доспехах и шлеме.]

·         Вы с противником должны быть как «на верёвочке». [Не убегайте далеко от удара – вы же биться пришли.]

Сознание

·         Бой сводится к одному: пустоту противника заполнить своей полнотой. [В кэндо – это отыгрывание центра противника. Проиграл свой на милиметр – получил по рукам. Проиграл центр на сантиметр – убит. Любая дуэль начиналась с выжидания, когда у протиыника появится суки – брешь в обороне]

·         Дзансин, киай. Киай, дзансин. [Перед ударом сначала нужно на мгновение сконцентрироваться и оценить обстановку, потом выплеснуть сконцентрированную энергию вместе с ударом, выдохом и криком. Затем опять сконцентрироваться (в том числе потому, что противник может оказаться «недорезанным»).]

·         Где ваш радостный крик «Тоо!» в ответ на хрип умирающего человека ?! [Это не кровожадное замечание, а напротив, уважающее противника, который назван «человеком» и доходчивое представление реальности. Серьезно. Это жизнь самурая. И радость (точнее - торжество) он должен испытывать не от зрелища чужих страданий, а от собственной победы. И причем, не от того, дескать, «я победил!», а - что вообще случилось само это событие – победа над врагом, точнее – противником («враг» - звучит негативно, а к противоборствующей стороне всегда надо относится спокойно, без эмоций). Кстати, Тоо – не киай, а действительно крик радости, поэтому должен издаваться горлом, а не животом.]

Динамика

·         Если сломить у противника центр инерции (хара), то он побеждён. [Круто, но не имею комментариев – ещё не понял это. Кэндоист поймёт сразу. Вообще все замечания об отыгрывании центра противника и своём центре – слушайте оч-оч внимательно.]

·         Представьте что Вы напились пива и у Вас тяжелый раздутый живот – это Ярослава ценный совет для удержания равновесия при резкой атаке (особенно о-гасуми), т.е. контроля центра тяжести, сосредоточения на тандэне.

·         Меч, тело. Тело, меч. [Начинать движение вперёд надо с кончика меча и заканчивать движение назад мечом.]

·         Голову не так легко срубить, как кажется. [Кроме ударов по воздуху, нужно время от времени рубить ветки, доски, тыкву, в конце концов…]


Для чего и как практиковать ката <new>

            Здесь приведены инструкции нашего учителя С. В. Лукъянова, советы других мастеров и мои мнения о практике формальных комплексов – ката.

Вот что говорит о ката Антон Ларин – автор книги «Кобудо: Искусство работы с традиционным японским холодным оружием»:

«Ката – это формальная техника, включающая последовательный набор блокирующих и атакующих техник против воображаемого противника (ов). [Боевой танец.]

Но даже многие люди, достигшие чёрного пояса, не понимают сути ката. В среде же японских единоборцев титул победителя соревнований по ката ценится выше чем по кумитэ. Японцы говорят: «Мы изучаем ката, чтобы иметь хорошие кондиции в кумитэ, и практикуем кумитэ, чтобы лучше понимать ката».

Ката есть квинтэссенция боевых искусств. В них собраны вся мудрость, секреты и тайные знания. Без мастера раскрыть информацию, заложенную в ката, почти невозможно. Любая даже простенькая ката состоит из нескольких уровней освоения (до 5).

Это стройная, продуманная и сбалансированная система. Процессы, происходящие в позвоночнике во время выполнения ката, сходны с происходящими при мануальном сеансе. И так же опасны.

Если в демонстрации отсутствует чётко выраженный темпо-ритм, она не признается корректной, ибо показывает отсутствие понимания.  Паузы должны быть «мертвыми» - ни корпус, ни оружие не должны колебаться. А вот техника передвижений, блоков и ударов – должна быть резкой и быстрой.

Поговорка мастеров: «Хито-ката сан-нэн» – Одно ката – три года!»

            Наш учитель говорит, что основная задача практики ката Омотэ (у нас 2-3 года, в Японии – 3-5 лет) – это научится чувствовать дистанцию [и, как следствие – правильные повороты]. В Китае ката (таолу) переводятся как «шаги». Т.е., нужно научиться передвигаться – правильно и в нужное место.

            Кроме того, во время ката отрабатывается множество других навыков (если практиковать с правильным настроем): ощущение цели, опыт видов атак и защит, интуитивность, качество движений тела, расслабленность и спокойствие в сочетании с молниеносностью и напором, равновесие и осанка, наконец, дыхание.

            Во время ката я рекомендую иметь следующие концентрации (работайте хотя бы с одной, в идеале – со всеми):

·        Концентрация на цели

·        Концентрация на центре противоборства

·        Концентрация на своём тандэне, на плавности и расслабленности движений

·       

 


Игорь Гаршин, E-mail: garchine@mail.ru, URL: garshin.ru.
Страницы с книгой: Катори-рю | Все книги
Яндекс.Метрика
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]