Античная философия (греки и римляне)

Главная > Эзотерика > Философия > Философия

Аристотель - выдающийся греческий Философ

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. ( Ральф Уолдо Эмерсон )
Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует. ( Иоганн Вольфганг Гете )
Правда - точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье. ( Оноре де Бальзак )

Апологеты христианства в Древней Греции говорили, что «множество греческих философов убедительно аргументировали множество истин, противоречащих друг другу и тем самым убедительно доказали, что методами философии Истина недостижима». Неужели это так? Почитаем-ка сами идеи этих древних мудрецов.

Разделы страницы:


Древнегреческая философия

Этапы развития философии в Древней Греции (из Википедии):

  1. Архаический (досократовский) период (до VI в. до н.э.)
  2. Классический период античной философии (V — IV вв. до н.э.)
  3. Ранний эллинистический период (кон. IV — I вв. до н.э.)
  4. Поздний эллинистический период (кон. I в. до н.э. - VI в.)

По изучаемым проблемам древнегреческая философия прошла следующие периоды:

  1. Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ.
  2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ.
  3. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель.
  4. Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков.
  5. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии.
  6. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

Античная философия до Сократа

В  Древней Греции считали, что родоначальниками греческой философии были "Семь мудрецов". Это похоже на древнеиндийскую традицию, где в состав 7 великих мудрецов включали сыновей Брахмы и некоторых других полубожественных персонажей. На самом деле состав 7 древнегреческих мудрецов варьируется - всего 17 имен в разных комбинациях. Платон в диалоге «Протагор» (IV в. до н. э.) впервые привел их список в следующем виде:

  1. Фалес Милетский;
  2. Питтак Митиленский;
  3. Биант Приенский;
  4. Солон из Афин;
  5. Клеобул Линдийский;
  6. Мисон Хенейский;
  7. Хилон из Спарты.

Другими античными авторами в этот список включались Акусилай, Анаксагор, Анахарсис, Ариотодем, Лас, Леофант, Лин, Орфей, Памфил, Периандр, Пифагор, Ферекид, Эпименид, Эпихарм, Эфор. Например, Диоген Лаэртский в состав Семи мудрецов вместо Мисона указывает Периандра.

Из этих семи мудрецов первым (по Аристотелю) считался именно Фалес Милетский. К его милетской школе (иначе - ионийской школе натурфилософии) позже принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и другие.

За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс.

Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, исследовавшая гармонию, меру, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай (кон. V в. до н. э.), врач Алкмеон (ок. 520 до н. э.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400—365 до н. э.). Её приверженцем был также скульптор Поликлет Старший (кон. V в.до Р. X.).

Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит (вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом и демокритовской школой). Они завершают досократовскую космологию.

К этому же архаическому периоду можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик).

Классическая античная философия

В  начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Представителей этих школ называют сократиками. К сократическим школам относятся:

У Сократа были и другие ученики, которые не дали начала отдельным школам: Главкон из Афин, Кебет, Критон, Менедем, Симмий, Симон-кожевник, Эсхин. Слушателем Сократа был также писатель Ксенофонта. Благодаря его сочинениям мы знаем об учении Сократа.

Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и Аристотелю — Афины примерно на 2000 лет стали центром европейской философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.

Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием Академии (древняя Академия — 348—270 до н.э., средняя — 315—215 до н.э., новая — 160 до н.э. — 529 н.э.). Важнейшие представители средней Академии — Аркесилай и Карнеад; новой — Цицерон и Марк Теренций Варрон (116-28 до н.э.). За Академией следует т. н. «средний» (в отличие от «нового») платонизм, куда наряду с другими входили Плутарх Херонейский (ок. 45 — 120) и Фрасилл (комментатор Платона и придворный астролог Тиберия).

Сторонники Аристотеля (ученика Платона, критиковавший некоторые положения своего учителя), большей частью известные учёные, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог Теофраст, теоретик музыки Аристоксен (ок. 350 до н. э.), историк и политик Дикеарх из Мессины; среди более поздних перипатетиков — физик Стратон, географ и астроном Аристарх Самосский (ученик Стратона, ок. 250 до н. э.) и Клавдий Птолемей (ок. 150 н.э.), врач Гален, комментатор Аристотеля Андроник Родосский (ок. 70 до н. э.).

Диоген Лаэртский о происхождении философии

Было бы ошибкой приписывать варварам открытия эллинов :) (Диоген Лаэртский)

Занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров: а именно у персов были их маги, у вавилонян и ассириян – халдеи, у индийцев – гимнософисты, у кельтов и галлов – так называемые друиды и семнофеи [?] (об этом пишут Аристотель в своей книге "О магии" и Сотион в XXIII книге "Преемств"); финикийцем был Ох, фракийцем – Замолксис, ливийцем – Атлант. Египтяне уверяют, что начинателем философии, хранимой жрецами и пророками, был Гефест, сын Нила; от него до Александра Македонского прошло 48 863 года, и за это время было 373 солнечных затмения и 332 лунных. [!!!] А от магов, первым из которых был перс Зороастр, и до падения Трои, по счету платоника Гермодора (в книге "О науках"), прошло 5000 лет; по счету же Ксанфа Лидийского, от Зороастра до переправы Ксеркса прошло 6000 лет, причем после Зороастра следовал длинный ряд магов-преемников – и Остан, и Астрампсих, и Гобрий, и Пазат, вплоть до сокрушения Персии Александром Македонским.

И все же это большая ошибка – приписывать варварам открытия эллинов: ведь не только философы, но и весь род людей берет начало от эллинов. В самом деле, достаточно припомнить, что именно среди афинян родился Мусей, а среди фиванцев – Лин.

Мусей, сын Евмолпа, первый, по преданию, учил о происхождении богов и первый построил шар; он учил, что все на свете рождается из Единого и разрешается в Едином. Умер он в Фалере [этрусское название Валерии].

От Евмолпа, отца этого Мусея, получил свое имя афинский род Евмолпидов.

Лин, по преданию, был сыном Гермеса и музы Урании; он учил о происхождении мира, о путях солнца и луны, о рождении животных и растений. Поэма его начинается так: Было время, когда все в мире явилося вместе...

Отсюда и взял Анаксагор свое учение, что все в мире возникло совокупно и лишь потом явился Ум и внес в это порядок. Умер этот Лин на Евбее от стрелы Аполлона [солнечный удар?].

Вот таким образом началась у эллинов философия, самое имя которой чуждо варварской речи.

Те, кто приписывают открытие философии варварам, указывают еще и на фракийца Орфея [скорее всего, их было 2], называя его философом, и притом древнейшим. Но я не уверен, можно ли называть философом человека, который говорил о богах так, как он; да и вообще не знаю, как назвать человека, который бесстыдно приписывает богам все людские страсти, в том числе такие мерзкие дела, которые редкому человеку и на язык придут. Сказание гласит, что Орфей был растерзан женщинами [Орфей-2?]; но в македонском городе Дне есть надпись о том, что он погиб от молнии [Орфей-1?]:

Музами здесь погребен Орфей, златолирный фракиец,
Зевса, владыки небес, дымным перуном сражен.

Сторонники варварского происхождения философии описывают и то, какой вид она имела у каждого из народов.

Гимнософисты [индийские йоги] и друиды [кельтские жрецы], по их словам, говорили загадочными изречениями, учили чтить богов, не делать зла и упражняться в мужестве; гимнософисты презирали даже смерть, как свидетельствует Клитарх в XII книге.

Халдеи занимались астрономией и предсказаниями.

Маги проводили время в служении богам, жертвоприношениях и молитвах, полагая, что боги внемлют только им; рассуждали о сущности и происхождении богов, считая богами огонь, землю и воду; отвергали изображения богов, в особенности же различение богов мужеского и женского пола. Они составляли сочинения о справедливости; утверждали, что предавать покойников огню – нечестиво, а сожительствовать с матерью или дочерью – не нечестиво (так пишет Сотион в XXIII книге); занимались гаданиями, прорицаниями и утверждали, будто боги являются им воочию, да и вообще воздух полон видностей, истечение или воспарение которых различимо для зоркого глаза. Они не носили золота и украшений, одежда у них была белая, постелью им служила земля, пищей – овощи, сыр и грубый хлеб, посохом – тростник; тростником же они прокалывали и подносили ко рту кусочки сыра за едой. Колдовством они не занимались, как свидетельствуют Аристотель в книге "О магии" и Дион в V книге "Истории"; последний добавляет, что, судя по имени, Зороастр был звездопоклонником, и в этом с ним согласен Гермодор. Аристотель в I книге "О философии" считает, что маги древнее, чем египтяне, что они признают два первоначала – доброго демона и злого демона и что первого зовут Зевс и Оромазд, а второго – Аид и Ариман; с этим согласны также Гермипп (в I книге "О магах"), Евдокс (в "Объезде Земли") и Феопомп (в VIII книге "Истории Филиппа"), причем последний добавляет, что, по учению магов, люди воскреснут из мертвых [т.е., это не только египетская идея], станут бессмертными и что только заклинаниями магов и держится сущее; то же самое рассказывает и Евдем Родосский. А Гекатей сообщает, что сами боги, по их мнению, имели начало. Клеарх из Сол в книге "О воспитании" считает гимнософистов [йогов] учениками магов, а иные возводят к магам даже иудеев. Между прочим, сочинители книг о магах оспаривают рассказ Геродота: они утверждают, что Ксеркс не пускал стрел в солнце и не погружал оков в море, ибо маги считают солнце и море богами, и что кумиры богов Ксеркс ниспроверг тоже в согласии с учением магов.

Египтяне в своей философии рассуждали о богах и о справедливости. Они утверждали, что началом всего является вещество, из него выделяются четыре стихии и в завершение являются всевозможные живые существа. Богами они считают солнце и луну, первое под именем Осириса, вторую под именем Исиды, а намеками на них служат жук, змей, коршун и другие животные (так говорят Манефон в "Краткой естественной истории" и Гекатей в I книге "О египетской философии"), которым египтяне и воздвигают кумиры и храмы, потому что обличие бога им не ведомо. Они считают, что мир шарообразен [!], что он рожден и смертен; что звезды состоят из огня, и огонь этот, умеряясь, дает жизнь всему, что есть на земле; что затмения луны бывают оттого, что луна попадает в тень Земли; что душа переживает свое тело и переселяется в другие [!]; что дождь получается из превращенного воздуха; эти и другие их учения о природе сообщают Гекатей и Аристагор. А в заботе своей о справедливости они установили у себя законы и приписали их самому Гермесу. Полезных для человека животных они считают богами. Говорят также, будто они изобрели геометрию, астрономию и арифметику. Вот что известно об открытии философии.

Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта (как пишет Гераклид Понтийский в книге "О бездыханной женщине"); мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть "мудростью", а упражняющегося в ней – "мудрецом", как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ ["любомудр"] – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости. Мудрецы назывались также софистами [мудрователями], и не только мудрецы, но и поэты: так называет Гомера и Гесиода Кратин в "Архилохах", желая похвалить этих писателей.

Мудрецами почитались следующие мужи: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак; к ним причисляют также Анахарсиса Скифского, Мисона Хенейского, Ферекида Сиросского, Эпименида Критского, а некоторые и тирана Писистрата [!]. Вот кто были мудрецы.

Философия же имела два начала: одно – от Анаксимандра, а другое – от Пифагора; Анаксимандр учился у Фалеса, а наставником Пифагора был Ферекид. Первая философия называется ионийской, потому что учитель Анаксимандра Фалес был ионийцем, как уроженец Милета; вторая называется италийской, потому что Пифагор занимался ею главным образом в Италии. Ионийская [греко-малоазийская, а по происхождению - тирренская?] философия завершается Клитомахом, Хрисиппом и Феофрастом, италийская же – Эпикуром.

А именно преемником Фалеса был Анаксимандр, за ним следовал Анаксимен, затем – Анаксагор, затем – Архелай, затем – Сократ, который ввел этику; за Сократом – сократики, и среди них Платон, основатель Старшей академии, за Платоном – Спевсипп и Ксенократ, затем Полемон, затем Крантор и Кратет, затем Аркесилай, с которого начинается Средняя академия; затем Лакид, начинатель Новой академии, затем Карнеад, затем Клитомах; вот как эта философия завершается Клитомахом. Хрисиппом же она завершается так: учеником Сократа был Антисфен, за ним следовал киник Диоген, затем Кратет Фиванский, затем Зенон Китийский, затем Клеанф, затем Хрисипп. А Феофрастом она завершается так: учеником Платона был Аристотель, а учеником Аристотеля – Феофраст. Вот каким образом завершается ионийская философия.

Италийская же философия такова [тоже от ионийцев]: учеником Ферекида был Пифагор, за нам следовал сын его Телавг, затем Ксенофан, затем Парменид, затем Зенон Элейский, затем Левкипп, затем Демокрит, затем многие другие, в том числе Навсифан (и Навкид) 19, а за ними – Эпикур.

Философы разделяются на догматиков и скептиков. Догматики – это все те, которые рассуждают о предметах, считая их постижимыми; скептики – это те, которые воздерживаются от суждений, считая предметы непостижимыми.

Некоторые философы оставили после себя сочинения, а некоторые совсем ничего не писали. Среди последних – Сократ, Стильпон, Филипп, Менедем, Пиррон, Феодор, Карнеад, Брисон, а по мнению иных, также и Пифагор и Аристон Хиосский (если не считать нескольких писем). По одному лишь сочинению оставили Мелисс, Парменид, Анаксагор. Много написал Зенон, еще больше Ксенофан, еще больше Демокрит, еще больше Аристотель, еще больше Эпикур, еще больше Хрисипп.

Некоторые философы получили наименование по городам, например элейцы, мегарики, эретрийцы и киренаики; некоторые – по местам занятий, например академики и стоики 20; некоторые – по особенностям занятий, например перипатетики - гуляющие; некоторые – в насмешку, например киники-собаки; некоторые – по предрасположению, например евдемоники – искатели счастья; некоторые – по образу мыслей, например филалеты-правдолюбцы, эленктики-опровергатели 21, аналогеты-сопоставители; некоторые – по именам своих наставников, например сократики, эпикурейцы и прочие.

Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие – этиками, за рассуждение о нравах; третьи – диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика – о жизни и о свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики, и для этики. До Архелая [включительно] существовал только один род – физика; от Сократа, как сказано выше, берет начало этика; от Зенона Элейского – диалектика.

В  этике существуют 10 школ: академическая, киренская, элидская, мегарская, киническая, эретрийская, диалектическая, перипатетическая, стоическая, эпикурейская. Основателем старшей академической был Платон, средней – Аркесилай, новой – Лакид; основателем киренской – Аристипп Киренский; основателем элидской – Федон Элидский; основателем мегарской – Евклид Мегарский; основателем кинической – Антисфен Афинский; основателем эретрийской – Менедем Эретрийский; основателем диалектической – Клитомах Карфагенский; основателем перипатетической – Аристотель Стагирийский; основателем стоической – Зенон Китийский; эпикурейская же школа прямо названа по Эпикуру.

Впрочем, Гиппобот в своей книге "О философских школах" перечисляет 9 школ и учений: во-первых, мегарскую, во-вторых, эретрийскую, в-третьих, киренскую, в-четвертых, эпикурейскую, в-пятых, Анникеридову, в-шестых, Феодорову, в-седьмых, Зенонову стоическую, в-восьмых, старшую академическую, в-девятых, перипатетическую; ни кинической, ни элидской, ни диалектической он не упоминает [?].

Пирроновскую школу из-за неясности ее воззрений по большей части тоже не включают в счет, а некоторые считают, что отчасти она является школой, отчасти же нет. Ее можно считать школой постольку, поскольку школой мы называем тех, кто придерживается (или делает вид, что придерживается) того или иного истолкования видимых явлений; на этом основании действительно можно говорить о скептической школе. Если же школой называть тех, кто привержен к известным догмам и придерживается их, то здесь нельзя говорить о школе, ибо догм у нее нет.

Вот каковы в философии начала, преемственности, деление на части и деление на школы. К этим школам не так давно Потамон Александрийский прибавил еще одну, эклектическую, отобрав из всех школ то, что ему хотелось. По его мнению (как он пишет в книге "Первоосновы"), критериев истины существует два: первый – тот, который выносит решение, то есть ведущее начало души, и второй – тот, благодаря которому выносится решение, например ясный и точный образ; началами всего являются вещество, деятель, качество и место, то есть "из чего", "что", "как" и "где". Конечно же, целью, к которой все стремится, он считал жизнь, совершенную во всех добродетелях, но вместе с тем не лишающую и тело его благ, как природных, так и внешних.

Теперь мне следует повести речь о самих этих мужах, начиная с Фалеса.

Древнегреческие философы

Философы Эллады (группировка по Диогену Лаэртскому, названия групп - условные):

  • "Семь мудрецов" (VII-VI века до Р.Х.)
    • Фалес Милетский (640/624 — 548/545 до н.э.)
    • Солон с Соломина (640/635 — 559 до н.э.)
    • Хилон, лакедемонянин (в 556/5 г. до н.э. стал эфором)
    • Питтак из Митилены (651 - 569 до н.э.)
    • Биант из Приены (также - Биас, ок. 590 — 530 гг. до н.э.)
    • Клеобул из Линда (также = Хлебол, VI век до н.э.)
    • Периандр, коринфянин из Гераклова рода (В 629 до н.э. стал вторым коринфским тираном, умер в 585 до н.э.)
  • Другие древние философы (тоже VII-VI вв. до н. э.)
    • Анахарсис, скиф (ок. 605 - 545 гг.)
    • Мисон из Хен (?) - тоже причисляется к 7 мудрецам
    • Эпименид, критянин из Кносса (VII век до н.э.)
    • Ферекид Сиросский [учитель Пифагора] (584/83 — 499/98)
  • Предшественники и современники Сократа (VI-V вв. до н. э.)
  • Сократ и сократики (V-IV вв. до н. э.) [учительская цепочка: Парменид => Анаксимен (также учился у Анаксимандра) => Анаксагор => Сократ (также учился у Дамона)]
    • Сократ, афинянин (ок. 469 — 399 г. до н.э.)
    • Ксенофонт, афинянин (не позже 444 — не ранее 356 до н.э.)
    • Эсхин, афинянин (389 — 314 г. до н.э.)
    • Аристипп из Кирены (ок. 435 — ок. 355 до н.э.) - основатель Киренской школы
    • Федон из Элиды (IV в. до н.э.) - основатель Элидо-Эретрийской школы
    • Евклид из Мегары (математик - ок. 300 г. до н.э.) - основатель Мегарской школы
    • Стильпон Мегарский (ок. 360 — ок. 280 г. до н.э.)
    • Критон из Афин (?) - ученик Сократа
    • Симон из Афин (?)
    • Главкон из Афин (?), ученик Сократа
    • Симмий фиванец (?) - друг и слушатель Сократа
    • Кебет из Фив () - ученик Сократа
    • Менедем из Эретрии (345/344 — 261/260 г. до н.э.)
  • Платон и платоники ("академики", V-II вв. до н. э.)
    • Платон, афинянин (428/427 — 348/347 до н.э.)
    • Спевсипп, афинянин (409 — 339 до н.э.)
    • Ксенократ из Халкедона Вифинского (396 — 314 до н.э.)
    • Полемон, афинянин (около 350 — 270/269 г. до н.э.)
    • Кратет Афинский (ум. ок. 268/265 г. до н.э.), платоник
    • Крантор из Киликии (прибыл около 320 до н.э. в Афины и поступил к Ксенократу)
    • Аркесилай из Питаны в Эолиде (ок. 315 — ок. 240 до н.э.)
    • Бион Борисфенит (325—250 до н.э.)
    • Лакид из Кирены (?—206 до н.э.)
    • Карнеад из Кирены (214 — 129 до н.э.)
    • Клитомах Карфагенский (II и I вв. до н.э.), ученик Карнеада
  • Аристотель и его ученики ("гимназисты", IV вв. до н. э.)
  • Антисфен и первые киники (V-III вв. до н. э.)
    • Антисфен, афинянин (444/435 — 370/360 до н.э.) - основатель школы киников
    • Диоген Синопский (ок. 412 — 10 июня 323 до н.э.)
    • Моним Сиракузский (IV в. до н.э.), киник, ученик Диогена
    • Онесикрит с Эгины (360 — 290 г. до н.э.)
    • Кратет Фиванский (IV — III век до н.э.), киник, ученик Диогена Синопского
    • Метрокл из Маронеи ((?V—III вв. до н.э.)
    • Гиппархия из Маронеи (IV век до н.э.) — киник, ученица и жена Кратета Фиванского
    • Менипп Гадарский (2-я пол. III в. до н.э.), киник
    • Менедем (предп. IV или III век до н.э.), киник, ученик Колота
  • Зенон и стоики (IV-III вв. до н. э.)
    • Зенон Китийский (346/336/333 - 264/262 до н.э.)
    • Аристон Лысый
    • Эрилл Карфагенский (первая пол. или сер. III в. до н.э.)
    • Дионисий Гераклейский (Ренегат, Перебежчик) (ок. 330 — ок. 250 до н.э.)
    • Клеанф из Леса (сер. III в. до н.э.), стоик, ученик Зенона
    • Сфер Боспорский (Борисфенский) (ок. 285 — ок. 210 до н.э.)
    • Хрисипп из Сол (281/278 - 208/205 до н.э.)
  • Пифагор и пифагорейцы (VI-IV вв. до н. э.) [Можно сказать, что Пифагор был первым ритмологом и историометром - он не основал эти направления, но шел к ним, подсознательно понимая, что все нужно измерять, и в этих измерениях искать закономерности.]
  • "Разрозненные" философы [натурфилософы и скептики] (VI-III вв. до н. э.)
  • Эпикур (342/341 — 271/270 до н.э.)

Другие философы Эллады (не упомянутые Диогеном Лаэртским):

  • Акусилай (мудрец и историк VI века до н.э.)
  • Гиппий (архаический философ)
  • Горгий (архаический философ)
  • Дамон - указан как учитель Сократа
  • Лас
  • Леофант
  • Лин
  • Памфил
  • Продик (архаический философ)
  • Эфор (Ephoros, 405-330 гг. до н.э.)

Итак, основатели философских школ Древней Греции рождались в 7-х — 4-х веках до нашей эры (от Фалеса в 640 г. до Эпикура в 342 г. до Р.Х.) - в течении 300 лет. Этот период в историометрии называют "Осевым временем" - и не только для Эллады, но и для Индии, Китая и Израиля, скорее всего - и Персии.

Именно в этот исторический интервал родились и действовали основоположники других крупных учений человечества - джайнизма (Шои Махавира, 599-527 год до н. э., но истоки раньше), буддизма (Будда Гаутама Шакьямуни, 563-483 до н. э., но в традициях есть и др. датировки), даосизма (Лао-цзы, VI-V века до н. э.), возможно также зороастризма (Заратуштра, где-то в 628-551 гг. до н. э., но, может быть, и в XII-X вв. до н. э.), а в Израиле проповедовали трое из четырёх великих иудейских пророка - Иезекииль (ок. 622-570 гг. днэ), Иеремия (ок. 655 г. днэ), Даниил (VII-VI вв. днэ). а столетием раньше первый из них - Исайя (765-685 днэ).

Развитие философии в Древнем Риме

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. (Спиноза)

Хронология философов Древнего Рима:

Основные направления античной философии

Античная греческая философия явилась парадигмой философствования на все времена. Охват проблематики в ней был универсальным и проблеме образования человека греческие мыслители также уделяли внимание.

Удивляет ортогональность философских заключений мудрецов античности. Дионисий Перебежчик заявлял, что конечная цель есть наслаждение. А Эрилл Карфагенский - что конечная цель есть знание.

Софизм и его влияние на общегреческое образование (пайдея)

Первоначально греческая философия была космоцентрична, и её поворот в сторону человека начинается с софистов. Главными темами софистики были этика, язык, искусство, политика, риторика, воспитание, всё то, что сегодня мы называем культурой. Софистам принадлежит идея, что добродетель не зависит от благородства крови и основывается только на знании. Исследование истины для них было равнозначно её распространению. С софистами педагогическая деятельность приобретает новое значение, т.к. проблему воспитания они выдвинули на первый план. Понятие культуры и образования греки, начиная с софистов, обозначили многогранным словом «пайдейа» (воспитание и образование детей, составная часть слова «энцикло-педия»). Именно софистам, их пайдейе обязана западная модель воспитания, основанная на принципе «диффузии знания».

Пайдейа – это вселенская образованность как проявление заложенного в человеке стремления к самореализации в условиях развитой культуры. Это слово включало в себя идею человека как меры всех вещей, призыв к человеку «познай самого себя!», идею человека-гражданина, верховенство человеческого разума, а также идеалы демократии и гуманизма. Греческая «пайдейа», создав мифы о Прометее, Аполлоне, Дионисе, тем самым заложила основы различных культурных традиций. Не случайно, А. Ф. Лосев считал миф «чудом» (Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.- 1991.- СС. 134-160). Без греческой пайдейи не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры. И хотя слово это существовало у греков до Платона и содержание его можно встретить у греческих писателей (Гомера расплывчато и в художественной форме изложил пайдейю в первых четырёх главах «Одиссеи»), концептуальное оформление этой программы мы встречаем только в период классики.

Пайдейа (от слова «паис» - ребёнок)– это философско-педагогическая программа пути, который должен пройти грек, следуя идеалу духовного и физического совершенства (калокагатия) через соревнования с другими (агонистика). Содержание этого пути - освоение философии (обретение мудрости), занятия спортом (обретение мужества) и обретение гражданских, нравственных и интеллектуальных добродетелей (арэтэ). Как полагали Платон и Аристотель, греческий гражданин должен был быть блестяще образован, образованность для греков была ценностью высшего порядка. Программу образования и воспитания они изложили в своих работах. Платон в «Государстве» и «Законах», а Аристотель – в трактате «О душе» и «Никомаховой этике».

Основная идея пайдейи как философии образования – индивидуация, т.е. выявление природного потенциала индивида, выявление его «творческого ядра», по словам В. Вышеславцева. В каждом индивиде, согласно этой концепции, заложена потребность выделиться, отличиться (не случайно целью каждого грека были слава и общественное признание его заслуг), и воспитатель должен был идти навстречу этой потребности воспитанника, изучая особенности его психики. Мощным средством развития психической жизни ребёнка был миф. Это была «отправная точка» греческой пайдейи, принёсшая колоссальные результаты в греческой и в европейской культуре.

Пайдейа была теорией образования интеллектуально свободных граждан. Интеллектуальная традиция, в частности, традиция философствования в Греции возникла и проходила становление как традиция свободного философствования и таковой она была завещана последующему европейскому мышлению. Это объяснялось тем, что греки не имели фиксированной и нерушимой догматики [как, например, на Востоке] – у них не было священных книг, плодов божественного откровения, не было касты жрецов, хранителей догмы (идеологов, а идеология, как известно, ложное сознание), что и обрекало с самого начала греческих мыслителей на поиски истины и блага.

Философия циников

Сумка, палка, плащ, подстилка, миска и каша –
Но и такое добро в тягость для пса-мудреца.
Видя, как мальчик-пастух хлебал над ручьем из ладоней,
Крикнул он: "Миска, прощай! Ты для меня ни к чему".
(Эпитафия на Диогена)

Стоицизм

Источники


Главная
Философия: Античная | Размышления Марка Аврелия | Восточная

История и государство | Мифология | Древние языки | Книги
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика