Синкретические религии на основе ислама

Главная > Эзотерика > Религии > Ислам > Синтезы ислама


Атеизм должен казаться Богу меньшим оскорблением, чем религия.

Если ты не любишь мир, он к тебе безразличен. Если ты не любишь людей, ты - боль в душе Бога.

Разделы страницы о синтетических учениях на основе ислама:


Алавиты (Алеви, Кызылбаши, Нусайриты)

Алави́ты (алауи́ты), также нусайри́ты (по имени основателя Нусайри), «кызылбаши», «Али-Алла» (обожествляющие Али) — последователи алавизма, эзотерического ответвления шиитского направления ислама. С 1922 по 1930 г. на территории Сирии существовало самостоятельной государство алавитов. Наибольшее число алавитов - в Сирии (около 1 - 1,5 миллиона человек на конец XX века) и в Турции.

Алавизм — название для ряда исламских религиозных направлений, ответвлений или сект, по мнению некоторых специалистов, стоящих на границе между крайним шиизмом (гулат) и отдельной религией. Некоторые мусульманские теологи считают, что алавиты откололись от шиизма и отошли в своих взглядах и религиозной практике от доминирующих исламских направлений так далеко, что во многом потеряли право считаться частью ислама вообще, превратившись в особую религию — смесь ислама, христианства и доисламских восточных верований. Есть мнение, что термин «алавиты» употребляется для самоназвания и обозначения не одной, а нескольких самостоятельных, различных как по генезису, так и по религии мусульманских сект, согласно которому турецкие «кызылбаши» и сирийские «алавиты» не имеют ни общих корней, ни общей религиозной практики.

Возможно, главная священная книга алавитов — «Китаб аль-Маджму», содержит 16 сур и является подражанием Корану. Некоторые специалисты полагают, что в основе вероучения алавитов — представление о «Вечной Троице»: Али как воплощение Смысла, Мухаммад как воплощение Имени и Сальман аль-Фарси, сподвижник пророка и первый неараб (перс), принявший ислам, как воплощение Врат («Аль-Баб». «Врата» — титул ближайшего сподвижника всякого имама). Они выражаются буквами: «айн», «мим» и «син» — Амас. Европейские религиозные проповедники и конфессиональные востоковеды приписывают алавитам устойчивую приверженность «тайному знанию» и склонность к мистическим построениям. Гностически настроенные востоковеды на основании показаний ренегатов алавизма считают, что Али — воплощение Божественного Смысла, то есть Бога; все сущее — от него. Мухаммад — Имя, отражение Бога; Мухаммад создал аль-Фарси, который есть врата Бога через Имя. Они единосущны и нераздельны. Весьма почитается также Фатима, дочь пророка Мухаммада и супруга Али — как бесполое существо из света аль-Фатир. Главная священная книга алавитов - "Китаб аль-Маджму", содержит 16 сур и является подражанием Корану.

Познать Бога невозможно, если только он сам не откроется, явившись в образе человека; таких явлений было 7 (в лице признаваемых исламом пророков): Адам, Нух (Ной), Якуб (Иаков), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус) и Мухаммад. Всё это — воплощения Али. Сам Мухаммад, согласно алавитам, заявил: «Я из Али, а Али из меня»; но Али был сущностью не только Мухаммада, а и всех предыдущих пророков.

При этом, по сведениям христианских миссионеров, алавиты очень почитают также Ису, христианских апостолов и ряд святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие и причащаются вином, используют христианские имена.

Среди алавитов имеются 4 основных конфессиональные организации, скорее всего, не подчиняющиеся друг другу, поклоняющиеся Луне, Солнцу, вечерней и утренней заре, но в этом вопросе у них существуют разногласия. Так называемые «шамсиюн» (поклонники Солнца) полагают, что Али «произошел из сердца Солнца». Поклонники света считают, что Али «произошел из глаза Солнца», тогда как «калязиюн» (по имени основоположника — шейха Мухаммада Калязи) отождествляют Али с Луной. Кроме того алавиты делятся на тех, кто поклоняется свету («нур») и тьме («зульм»).

По народным поверьям алавитов, люди существовали до сотворения Земли и были светящимися огнями и планетами; тогда они не знали ни послушания, ни греха. Они наблюдали Али как Солнце. Затем Али являлся им в разных обличьях, демонстрируя, что познавать его можно лишь тогда, когда он сам выберет средство для этого. После каждого появления проходило 7777 лет и 7 часов. Затем Али-бог создал земной мир и дал людям телесную оболочку. Из грехов он создал демонов и шайтанов, а из козней шайтана — женщину.

Считается, что алавиты признают переселение душ (танассух). По народным поверьям, после смерти душа человека переселяется в животное, причём душа дурного человека — в тех животных, которых употребляют в пищу. [По другим данным, в животное переселяется только душа плохого человека.] После семикратной инкарнации душа праведного попадает в звёздную сферу, душа же грешника — в сферу демонов. Многие европейские востоковеды считают, что по мнению алавитов, у женщин души нет. Есть сомнительные сведения, что женщин алавиты не учат молитвам и не допускают на свои богослужения.

Минималистичная и либеральная религиозная практика алавитов идет вразрез с законами шариата. В ней отмечаются даже некоторые христианские праздники [почему бы и нет, и что здесь для ислама безбожного?]. Поэтому алавиты возглавляют список подлежащих уничтожению «нечестивцев». Еще в XII веке мыслитель Абу Хамид аль-Газали постановил, что убивать их — долг каждого мусульманина. Два века спустя знаменитый представитель ханбалитской школы Ибн Таймия назвал их еще большими безбожниками, чем евреи и христиане: поэтому их убийство — великое проявление набожности. Оба они стоят у истоков ваххабитского течения. А многие сирийские мятежники называли свою войну борьбой с «алавитской ересью» задолго до появления Исламского государства.

Алевиты - исламские гумманисты

Алеви́ты [не путать с алавитами Сирии] — субэтническая, религиозная и культурная община в Турции, Албании и Болгарии (несколько миллионов человек).

Место религиозного поклонения алевитов — дом, а не мечеть. Церемония состоит из музыки и танцев, символизирующих очищение и единение с Богом. Мужчины и женщины равноправны и молятся вместе.

Ключевые принципы алевитов включают:

  1. Любовь и уважение ко всем людям («Важное дело — не религия, а человеческое существование»).
  2. Уважение к другим религиям и этническим группам («Если вы делаете больно другому лицу, молитва ваша ничего не стоит»).
  3. Уважение к рабочим людям («Величайший почёт — труд»).

Некоторые считают алевизм разновидностью ислама - подобно шиитам, алевиты почитают Али и двенадцать имамов. Однако, многие алевиты не считают себя шиитами. Алевизм также тесно связан с суфийским бекташизмом: оба учения почитают Хаджи Бекташа, святого XIII века.

Езидизм ("зороислам"?) - учение шейха Ади

Езидизм (Йезидизм) - по-видимому, изначальная курдская религия, возникшая в Междуречье. Образовалась как секта зороастрийцев, в вероучение которых затем вошли элементы ислама и христианства. Являясь, как и зороастрийцы, дуалистами, йезиды в то же время почитают не только доброе начало, но и злое, изображая его в виде павлина. Они верят в существование единого Бога и полагают, что Бог создал 7 [не 12] ангелов, активно участвующих в мировых делах. Это: Эзраил, Джибраил (Гавриил), Михаил, Дирдаил, Симкаил, Эзазил (Азазель), Эсрафил (Рафаил) [интересно сравнить со списком архангелов в иудаизме].

Эзазила почитают как высшего среди них под именем Тавуси Мелек, иначе «Мелик Тавус» (Царь-Павлин). Его считают падшим ангелом и отождествляют с Сатаной-Шайтаном христиан и мусульман, отчего у окружающих народов возникло представление о езидах как о «чертопоклонниках». Однако езиды верят, что в конце времен Бог помирится с павшим ангелом. Поэтому религия езидов строжайше запрещает проклинать Сатану; этим езиды и навлекали на себя ненависть окружающих народов (мусульман и христиан), некоторые считают эту секту дьяволопоклонниками, называют йезидов "чертомолами" [они просто не вмешиваются в "семейные" небесные разборки]. Сами езиды традиционно лояльны ко всем религиям.

Также езиды считают, что они первыми приняли единобожие, т.е., их религия из авраамических древнее даже иудейской. А насчет Ангела Тьмы - ведь и в Библии [каком завете?] его называют Люцифером - Несущим Свет. Значит, он был на особом месте у Бога [Саваофа]. Возможно, по более древнему преданию, именно он создал Землю. Но, видимо, по-своему. Потому потом и возгордился.

Религия воинов-сикхов (сикхизм = ислам + бхакти-индуизм)

Бог - костер, а души - искры.

Сикхизм возник в Пенджабе в конце XV века. Эта религия объединяет в себе отдельные положения индуизма и ислама - основных вероисповеданий в Индии. Сикхизм не признает поклонения богам и идолам, а также отвергает деление на касты. У этой религии в мире около 20 млн последователей, большинство из них проживают в Индии, где они составляют 2% населения.

Одна из национальных религий Индии. Название происходит от санскритского слова "сикх" - ученик. Сикхизм сложился в конце XV - начале XVI века под влиянием проникшего в Индию ислама и представлял собой первоначально протестантское течение в индуизме. Основателем сикхихма был гуру Нанак (1469 - 1539) В основе сикхизма лежит положение Нанака о том, что истинная преданность Богу заключается в глубокой внутренней вере. На ранних этапах своего развития сикхизм был близок бхакти - реформаторскому движению в индуизме, основанному на любви и преданности Богу и отрицании роли брахманов как посредников между Богом и людьми. Позднее на сикхизм оказал влияние мусульманский суфизм, которых, подобно бхакти, считал конечной целью человека внутреннее мистическое общение с Богом и экстатическое слияние с ним.

Сикхизм монотеистичен (в противовес политеизму индуизма), он не признает духовенства, отрицает публичные богослужения, внешнюю атрибутику и кастовые различия. Изначально сикхихм утверждал принципы индо-мусульманского единства и общность судеб индусов и мусульман. Из индуизма сикхи унаследовали учение о майя, реинкарнации и нирване. Брахма, Вишну и Шива составляют божественную троицу, порожденную майей. Чтобы достичь спасения в сикхизме, необходимо иметь своего гуру, петь гимны и общаться со святыми людьми. По воззрениям сикхов, единый бог существует в виде вечной, незримой сущности, пронизывающей все в видимом мире. Он не имеет зримых воплощений, имен и черт, поэтому для обращения к богу возможны любые имена. Бог непостижим, непознаваем и необъясним. Общение с богом происходит во внутреннем созерцании, такое общение не требует священников-посредников.

В сикхизме разработан путь духовного усовершенствования - нам-марг, или сахадж-йога. Наставлять сикха на истинный путь может только наставник-гуру, которому ученик должен беспрекословно подчиняться.

В основе сикхского культа лежат различные ритуалы, важнейший из которых - гуру-ди-лангар (стол гуру) - общая трапеза, за которой собираются все желающие вне зависимости от касты, возраста, пола и религии [т.е., принцип равенства]. Важное место занимают обряды жизненного цикла: наречение имени, посвящение в общину, бракосочетание, похороны. В сикхизме женщины получают наставления гуру наравне с мужчинами. Некоторые гуру практикуют полигамию.

С течением времени сикхизм утратил демократическую направленность и обратился к борьбе против ислама [и с индуистами тоже терки, а на вид - такие сихи степенные, в чалмах, храмы белоснежные, гостиницы держат].

За гуру Нанаком следуют девять гуру. начиная со второго гуру это звание становится наследственным: Ангад (1528-1552), Амар дас (1532-1574), Рам Дас (1574-1581), Арджнун (1581-1606), Хар Говинд (1606-1604), Хар Рай (1644-1661), Хар Кришнан (1661-1664), Тегх Бахадур (1664-1675), Говинд Сингх (1675 - 1708). Десятый сикхский гуру - Говинд Сингх (у власти в 1675 - 1708 гг.) произвел кардинальные изменения в сикхской общине. Он упразднил институт гуру и создал новое сообщество особо преданных сикхов - хальсу, а также армию хальсы. Презрение к смерти и готовность к самопожерствованию ради веры сделали сикхов идеальными солдатами. При Сингхе были введены атрибуты сикхизма, называемые "пять ка": длинные нестриженные волосы, кинжал, гребень, стальной браслет, особое нижнее белье. Одним из радикальных нововведений Сингха было провозглашение вечным гуру священной книги и основной святыни сикхов Ади Грантх. Собрание сикхов в присутствии этого канона приобретало авторитет гуру. Того, кто претендовал на пост гуру, сикхи стали считать вероотступником. Это новшество стало основной причиной раскола и образования сект в сикхизме (удаси, рамраи, нирмала, беди и др.).

В середине-конце XIX века проникновение в Индию европейских идей вызвало реформаторские процессы в сикхизме, приведшие к возникновению сект, проповедующих возрождение сикхизма, к примеру, ниранкари и намдхари. В 1902 году реформаторские секты объединились в организацию "Главный диван хальсы". Реформаторское переосмысление сикхизма привело в росту самосознания сикхов, что привело к обособлению от других культур, что особенно ярко выразилось в развитии и распространении языка пенджаби на алфавите гурмукхи. Незадолго до получения независимости Индией сикхи выступили с требованием отделения в собственное государство Халистан. После раздела Британской Индии в 1947 г. сикхская община предпочла войти в состав Индии. В 1965 г. Пенджаб был разделен на штат Пенджаб и штат Харьяна. В 80-е годы XX века противостояние сикхов и индуистов приняло острые формы и привело к террору.

На 1996 год численность сикхов - 19 млн. чел. Большая часть из них (около 13 млн.) находится в индийском штате Пенджаб.

Направления сикхизма: Беди, Намдхари, Ниранкари, Нирмала, Рамраи, Удаси.

Вера бахаи (бахаизм - исламский экуменизм)

Вера Бахаи (учение Бахауллы) — самая молодая всемирная [так говорят ее последователи] религия, провозглашающей единство Бога, единство истоков всех религий и единство человечества.

Главная цель религии — принести в общество мир и согласие. [Напрашивается характеристика - "исламский экуменизм"]

Учение бахаи:

Друзы и друзская религия (учение аль-Хакима)

Друзы проживают в Израиле, Иордании, Ливане и Сирии. Обычно в горных районах. Друзы считают днем своего основания 30 мая 1017 г., когда аль-Хаким сделал заявление о своей божественной сущности. Первоначально общины друзов сформировались в южном Ливане из числа сторонников аль-Хакима, бежавших от преследований, затем распространились на север. Друзы - доброжелательный, приветливый, трудолюбивый народ. Друзы, как граждане Израиля, служат в Израильской армии и полиции. Многие занимают высокие посты. В сельском хозяйстве друзы специализируются на выращивании фруктов [как в Древней Индии?].

Друзы являются закрытой тайной общиной с эзотерической идеологией, причем тайными являются все священные тексты [может быть и свитки Авраама и Еноха есть?] и большая часть ритуалов. Внутри общины существует сложная система степеней образования и посвящения, часть из которых передается по наследству. Все люди делятся на посвященных (уккаль) и непосвященных (джуххаль). Посвящение распространяется одинаково на мужчин и женщин. Догматика секты основана на "Посланиях мудрости", состоящих из писем аль-Хакима и первых проповедников друзов. Друзы ожидают второго пришествия аль-Хакима, которая ознаменует победу "божественной вести" и победу идей друзов.

В  вероучении друзов имеются большие расхождения с исламом (делающие невозможным их признание остальным исламским миром), в частности, отрицание традиционных для ислама трактовок ада и рая, обрезания, пищевых ограничений. Для друзов обязательна моногамия, молитва может быть заменена медитацией и не является обязательной, пост заменен периодами молчания и воспринимается как воздержание от открытия истины непосвященным [будто бы в другое время они ее открывают], закят не регламентирован и воспринимается как взаимопомощь. Какие-либо церемонии и культовые места отсутствуют [это несколько противоречит сказанному ниже].

Друзы придерживаются некоторых идей, характерных для буддизма и хинду-самая (индуизм). Основным достоинством для человека считается истина [этим похожи на бахаистов, да и на зороастрийцев]. По мнению друзов, существует ограниченное количество душ [как в иудаизме], которые переходят из одного тела в другое в момент смерти. Все деяния души в течение всех ее перевоплощений будут учтены на Страшном Суде. Культовая практика друзов осуществляется в малодоступных местах, в строгой тайне. Молебны проводятся по четвергам [чтобы отличиться от 3-х основных авраамических религий] после захода Солнца. Отмечаются только два праздника: праздник жертвоприношения и траурный день ашура. Расторжения браков разрешены, имущества делят по европейским принципам.


На главную

Ислам: Течения магометанства | Исламоподобные учения

История и мифология | Иностранные языки | Страны мира | Книги
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика