Система Юпитера

Главная > Естественные науки > Астрономия > Солнечная система > Юпитер

Орбиты лун Юпитера

Нам впору радоваться, что в Солнечной системе есть Юпитер. Если бы не он, Земля переживала бы катастрофы гораздо чаще, и жизнь на ней была бы невозможна. Если бы не он, то каждые сто тысяч лет какой-нибудь объект из пояса астероидов, пролегающего по ту сторону орбиты Марса, неминуемо обрушивался бы на Землю, уничтожая все вокруг себя. Нас спасает Юпитер, перехватывая космические снаряды. Если же некоторые из них избегут падения на эту гигантскую планету, то непременно обрушатся на один из ее спутников.

Сначала Галилеем с помощью телескопа были открыты 4 самых крупных спутника Юпитера (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто), которые назвали "галилеевскими". Затем, еще более мощными телескопами обнаружено с дюжину других юпитерианских лун (Метис, Адрастея, Амальгея, Теба, Леда, Гималия, Лиситея, Элара, Ананке, Карме, Пасифае, Синопе, Пасифе). Теперь настала очередь космических зондов.

На момент 2019 года известно уже 79 спутников Юпитера (в 2008 г. было известно 60) — существенно больше, чем у остальных в Солнечной системе [даже у Сатурна]. В начале 2017 года у планеты-гиганта были обнаружены 5 новых лун, названия которым были выбраны спустя 2 года.

Разделы о Юпитере и юпитеровых спутниках:

Планета Юпитер

Юпитер и орбиты его спутников

Macca: 1,9* 10 27 кг (в 318 раз больше массы Земли).
Диаметр: 143760 км (в 11,2 раза больше диаметра Земли).
Плотность: 1,31 г/см3.
Температура верхних облаков: -160 °C.
Длина суток: 9,93 часа.
Расстояние от Cолнца (среднее): 5,203 а.е., то есть 778 *106км.
Период обращения по орбите: 11,86 лет.
Скорость вращения по орбите: 13,1 км/c.
Ускорение свободного падения: 25,8 м/c2.

Обзорные сведения о планете-гиганте Юпитере

Юпитер - это планета-гигант, которая содержит в себе более 2/3 массы всей нашей планетной системы. Масса Юпитера равна 318 земным. Его объём в 1300 раз больше, чем у Земли. Средняя плотность Юпитера 1330 кг/м3, что сравнимо с плотностью воды и в четыре раза меньше, чем плотность Земли. Видимая поверхность планеты в 120 раз превосходит площадь Земли, но застроить Юпитер землянам не удастся: он представляет собой гигантский шар из водорода, практически его состав совпадает с солнечным. А вот температура на Юпитере ужасающе низкая: -140°.

Юпитер быстро вращается. Из-за действия центробежных сил планета заметно расплющилась, и её полярный радиус стал на 4400 км меньше экваториального, равного 71 400 км. Магнитное поле Юпитера в 12 раз сильнее земного - компас там будет работать отменно, только северный конец стрелки будет всегда направлен на юг.

Астрогеологическая история Юпитера (исследования)

Масса Юпитера в два с половиной раза превышает массу всех других планет Солнечной системы вместе взятых. Поскольку он сравнительно велик, он обладает способностью нарушать орбиты других планет.

В начале формирования Юпитера как планеты он двигался ближе к Солнцу, а затем удалялся от него из-за взаимодействия с диском, из которого формируются планеты, а также с другими планетами-гигантами. Наблюдения за другими планетными системами показали, что подобные гигантские миграции планет вскоре после образования могут быть относительно обычным явлением. Таковы результаты нового исследования, опубликованного в журнале Planetary Science.

Исследование газового гиганта Юпитера (новости)

Возле Юпитера побывало пять американских космических аппара­тов: в 1973 г. - «Пионер-10», в 1974 г. - «Пионер-11». В марте и в июле 1979 г. его посетили более круп­ные и «умные» аппараты - «Вояд­жер-1 и -2». В декабре 1995 г. до него долетела межпланетная станция «Га-лилео», которая стала первым искус­ственным спутником Юпитера и сбросила в его атмосферу зонд.

Догалилеевские луны Юпитера ["внутренние"] и его кольца

Юпитер и его окольцованные луны

Эти спутники, видимо, также астероидного происхождения (как и "внешние"). Но могут быть и остатками первичного материала, из которого произошли другие юпитерианские луны.

И, похоже, все эти "внутренние" луны Юпитера находятся в зоне его колец, которыми, как оказывается, обладают все планеты-гиганты, не только "хозяин колец" Сатурн. Таким образом, догалилеевские спутники Юпитера можно назвать также "окольцованными".

Метис

Адрастея

Амальтея

Из наиболее изученных спутников Юпитера лишь один – негалилеев. Это Амальтея. До 1978 г. она не была избалована вниманием ученых. Но потом были опубликованы результаты фотоэлектрических измерений блеска Амальтеи. Было установлено, что этот спутник – самый красный объект Солнечной системы. Что за темно-бордовое вещество, слагающее его, непонятно до сих пор. Альбедо Амальтеи тоже необычен – всего 0,02, т.е. она отражает только 2% падающего света! Так из чего же она сложена?

Для того места, которое занимает Амальтея (180тыс. км), она слишком мала. И наблюдать ее крайне сложно. Кроме того, ее орбита не совпадает с вычисленной: она должна быть сильно вытянутой и заметно наклоненной к плоскости эклиптики, а она – почти круговая! И потом, Амальтея – самый вытянутый объект Солнечной системы: D: d=2:1.

Из-за близости к Юпитеру Амальтея подвергается сильным приливным воздействиям планеты, а значит внутреннее напряжение ее довольно велико. Значит, она сложена из тугоплавких пород. А где тугоплавкие породы – там и радиоактивные изотопы, т.е. внутренний разогрев. Но температура на поверхности Амальтеи всего 155К! И т.д., и т.п.

Этот объект ставит так много проблем перед астрономами, что можно сказать, что мы ничего о нем не знаем.

Теба (Thebe)

(Не путать с сатурновой луной Фебой)

Галилеевские спутники Юпитера (ближайшие крупные луны)

Орбитальный (лапласианский) резонанс 3-х галилеевских спутников

Все галилеевские спутники Юпитера считаются планетоподобными космическими объектами. К галилеевским спутникам относят четыре крупнейших луны планеты-гиганта Юпитер: Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.

Эти спутники открыты Галилео Галилеем. Их орбиты почти круговые, лежат в экваториальной плоскости Юпитера, каждая последующая находится в среднем в 1,7 раз дальше от планеты, причем орбиты первых трех - резонансные (1 : 2 : 4). Поэтому они подвергаются мощному взаимному гравитационному трению, а также приливному воздействию Юпитера. Именно из-за этого они всегда обращены к планете одной и той же стороной. Причем, благодаря таким взаимным возмущениям, спутники сильно разогреваются, особенно ближайший из них - Ио.

У четырех галилеевых спутников Юпитера мы наблюдаем переход от «луноподобных» (Ио, Европа) к «льдоподобным» (Ганимед, Каллисто). Низкие средние плотности двух последних спутников, несмотря на их сравнительно большие размеры и массы, ясно указывают на то, что они в большей своей части состоят из льдов.

Мы видим здесь не только частотный резонанс, но и "диаметровый антирезонанс":

1. если Европа (2-й галилеев) окзывается "в параде" между Юпитером и Ганимедом (3-й галилеев), то Ио (1-й галилеев) окзывается на одной прямой по другую сторону Юпитера;
  2. а если Ио окзывается на одной прямой между Юпитером и Ганимедом, то на этой же прямой, но по другую сторону Юпитера, окзывается Европа.

Возможно, здесь кроются какие-то, ещё нам неизвестные, законы гравитации.

Если подсчитать для них приливные ускорения, то окажется, что у Ио оно в 250 раз больше, чем у Луны, у Европы — в 53 раза, у Ганимеда — в 22 раза, у Каллисто — в четыре раза. Ближайший к Юпитеру спутник Амальтея тоже обращен к нему одной стороной: у него, несмотря на малые размеры (он в 20 раз меньше Ио), приливное ускорение от Юпитера в 150 раз больше испытываемого Луной.

Самые смелые уже мечтают о приспособлении одного или нескольких крупных спутников Юпитера, например, Ганимеда под перевалочную базу для дальних космических кораблей. Пусть сейчас это чистой воды мечта, но рано или поздно система Юпитера войдет в экономический оборот Земли. И тогда земляне смогут весьма обоснованно строить планы по покорению дальнего Космоса. Таким образом, Галилеевские спутники Юпитера - базы освоения дальнего космоса.

Трансгалилеевские луны Юпитера

У Юпитера имеются еще две группы «нерегулярных», или аномальных спутников.

1. Одна из них, куда входят VI Гималия, VII Элара, X Лиситея и недавно открытый XIII Леда, располагается на расстояниях 11—12 млн. км от Юпитера. Эти спутники имеют прямое движение, но их орбиты имеют значительные эксцентриситеты (0,15-0,21) и наклоны к плоскости экватора планеты (25—29°).
  2. В другую группу входят VIII Пасифе, IX Синопе, XI Карме и XII Ананке, которые находятся на расстояниях 21—24 млн. км от Юпитера и имеют обратное движение. Эксцентриситеты у этих спутников еще больше (0,17-0,38), наклоны от 147 до 163°. Скорее всего, эти спутники, радиусы которых заключены в пределах от 85 км (Гималия) до 5—8 км (Леда), представляют собой астероиды, захваченные Юпитером.

Некоторое представление о внешнем облике этих спутников могут дать фотографии спутников Марса Фобоса и Деймоса.

Леда

Гималия

Лиситея

Элара

Ананке

Карме

Внешние юпитерианские луны

Условное выделение дальних спутников Юпитера во "внешние" связано с их сильно вытянутыми орбитами, что обусловлено, вероятно поздним захватом Юпитера этих чужеродных астероидов. Такие захваченные луны-астероиды могут двигаться и в противоположном направлении относительно других юпитерианских лун.

Пасифе / Пасифае (внешний спутник Юпитера)

Пасифе (Pasiphae) - открыт в 1908 году английским астрономом Филибером Жаком Мелоттом (Ph.Melotte).

Синопе

S/2002 J1 (внешний, "нерегулярный" спутник Юпитера)

Диаметр S/2002 J1 - 3,5 км. Оборот вокруг Юпитера за 748,5 дней по вытянутой орбите между внешними спутниками Пасифе и Megaclite. Среднее расстояние до Юпитера - 23,8 * 106км. Склонение орбиты - 163 градуса.

Megaclite (внешний спутник Юпитера)

Мегаклит обнаружен командой Шеппарда в 2000 году.

Юпитер - планета удачи и благотворительности в астрологии

Юпитер - одна из Планет более высокого уровня, энергию которых астрологам постичь сложнее. Включение Юпитера человек испытывает как внутренний энтузиазм и радость жизни, как ощущение своей значимости для окружающих, для общества или для кого-то конкретного.

В  человеке пробуждается желание выступить в роли покровителя, спонсора, благодетеля. Он неожиданно видит новые возможности своего роста, которые раньше не замечал (на низком уровне - роста материального, на высоком - духовного). Кажется, что мир поворачивается положительной стороной, начинается полоса удач и везения. Правда, опять-таки, понимание везения и удач могут сильно отличаться с точки зрения человека и Бога. Особенно это становится заметно, когда эволюционный уровень человека оказывается достаточно высоким, чтобы спокойно относится к материальным благам. Проще говоря, удача этого человека может состоять вовсе не в получении оных благ, а, например, в нахождении ученика для передачи знания, или в возвращении заблудшего на верный путь...

Часто в моменты трансляции этой энергии в человеке просыпается религиозное чувство. Ему кажется, что его Бог или, по крайней мере, ангел-хранитель, где-то совсем рядом.

Постоянная череда удач порождает часто слепоту. Говорят, что энергия Юпитера ослепляет. И в этом состоит её коварство. Когда период активности Юпитера проходит и мир поворачивается к человеку другими, не столь радостными сторонами, у него может произойти стресс или развиться депрессия.

Ключевыми словами для Юпитера будут: "удача", "везение", "расширение возможностей роста", "покровительство", "благотворительность", "милость", "религиозность".

Главная > Науки о природе > Астрономия > Солнечная система :

Связанные темы: Астрология | Календари