Марс и марсоведение (ареология)

Главная > Естественные науки > Астрономия > Солнечная система > Марс

Красная планета Марс

Высадка человека на Марс — главная цель космических полетов XXI века.

[Может быть, красный цвет Марса из-за проржавевшей и рассыпавшейся в прах железной техники и каркасных конструкций, когда-то полностью покрывавших планету и составлявших инфраструктуру марсианской цивилизации? Возможно, на Марсе была какая-то катастрофа, связанная с природным катаклизмом или войной, до или после которой мы улетели на Землю и, с целью адаптации, внедрили свои гены в предков обезьян? Вот оно - сошествие сынов божьих (падших ангелов) на Землю и их "женитьба" на дочерях человеческих? Возможно, война была межпланетной, и красный цвет - от истлевших снарядов или железных метеоритов-бомб?]

Разделы страницы:

Справочная информация о Марсе

Macca: 6,4 * 1023 кг (0,107 массы Земли).
Диаметр: 6670 км (0,53 диаметра Земли).
Плотность: 3,95 г/см3.
Температура поверхности: -23°C на большей части поверхности, -150°C на полюсах [как на Луне], 0°C на экваторе.
Длина суток: 24,6229 часа.
Расстояние от Cолнца (среднее): 1,5237 а.е. (228 * 106км).
Период обращения по орбите: 687 земных суток [почти 2 земных года].
Скорость вращения по орбите: 24,1 км/c.
Ускорение свободного падения: 3,7 м/c2.

[Получается, по орбитальным характеристикам у Марса 1,5 радиуса орбиты и почти 2 периода обращения Земли (почти резонанс к Земле) - то же соотношение, что у крайних планет-гигантов Нептуна к Урану, а также между первыми тремя галилеевскими спутниками Юпитера.]

Геологическая история планеты Марс (климат, континенты, вода, жизнь)

Согласно расчётам, Марс сформировался примерно 4 583 млрд лет назад - 13 млн лет спустя после образования Солнечной системы.

Палеоокеан и континенты Марса

Палеоокеан в Северном полушарии древнего Марса

Примерно 4,3 миллиарда лет назад на Марсе было столько воды, что ее хватило бы для того, чтобы покрыть всю поверхность планеты слоем толщиной 137 метров. В некоторых регионах глубина могла достигать 1,6 километра. Полагают, что основная часть воды была сосредоточена в северном полушарии. Вес этого водоема превышал массу воды в Северном Ледовитом океане. Однако к настоящему времени Марс утратил порядка 87 процентов этой воды. Потери начались 3,7 млрд лет назад [как раз, когда исчезло марсианское магнитное поле - см. ниже в "Климатах..."] и продолжаются до сих пор. Основные запасы воды сегодня сосредоточены на полюсах. Океан, занимавший 19 % поверхности Марса (для сравнения, Атлантический океан занимает 17 % поверхности Земли), мог создавать хорошие условия для жизни. Вероятно, его остатки до сих пор сохранились в отдельных регионах Красной планеты.

О  наличии воды и жизни на Марсе косвенно говорит факт обнаружения на планете континентальной коры (гранитов). Сейчас почти можно утверждать, что на Марсе была жизнь, причем она появилась задолго до возникновения жизни на Земле. Мощность материковой коры Марса достигает 100 км, что почти на 25 км больше мощности материковой коры Земли. Средняя скорость осадконакопления в морях на Земле составляет 0,2 мм/год. Значит, осадконакопление [не только эрозийное, но и органическое] на Марсе началось более чем на 1 млрд. лет раньше, чем на Земле. (http://s30922353962.mirtesen.ru/blog/43618430014/)

Катастрофа на Четвёртой планете

В  прошлом не только поверхность Марса выглядела иначе, но также форма и ориентация планеты в пространстве были другими. По гипотезе, причиной катаклизма были распад и падение фрагментов астероида поперечником 800-1000 км, который перед этим обращался вокруг Марса. [Спутники Марса Фобос и Деймос - осколки этого падения?]

А, может быть, это был когда-то блуждающий прото-Меркурий (Тейя), пришедший в Солнечную систему из глубин космоса? Сначала он расфигачил Фаэтон (или сам один из главных его осколков). Потом слегка задел Марс. Далее врезался в Землю, передав её ядру часть своего железа, и вырвав клок литосферы, из которого слепилась Луна. Затем покрутился вокруг Венеры в обратном направлении ее вращения, чем затормозил ее и повернул вращение вспять. И в конце своего пути мирно лёг на ближайшую к Солнцу орбиту.

Кольцевые структуры и астроблемы Марса

На Марсе много необычных кольцевых структур, многие из которых - кратеры метеоритного происхождения.

Иллюзорные "каналы" и вулканические борозды Марса

Система оптических марсианских каналов Тектоническая Долина Маринерис с вулканическими бороздами Оранжевая траншея планеты Ареса Двойная трещина на Марсе

Марсианские каналы — объекты на поверхности Марса, существование которых предполагали астрономы с конца 1870-х до 1970-х годов. Каналы описывались как длинные линии, образующие сложную сеть по всей планете между 60° северной широты и 60° южной широты. Впервые об открытии каналов объявил итальянский астроном Джованни Скиапарелли во время великого противостояния 1877 года; после него о наблюдении каналов сообщали и другие астрономы. В 1970-х годах, после получения снимков поверхности Марса космическими аппаратами, было установлено, что большинство «каналов» являются оптической иллюзией. Впрочем, сейчас известно, что на Марсе действительно есть некоторое количество протяжённых слабо изогнутых объектов (террасы, каньоны, линейные цепочки кратеров), которые при малом разрешении напоминают прямые каналы.

Вблизи экватора в западном полушарии находится система глубоких связанных друг с другом каньонов и провалов, называемая долинами Маринера. Данная система каньонов простирается к востоку от провинции Фарсида более чем на 4000 км, что составляет около четверти длины экватора планеты. На некоторых участках каньоны достигают ширины 300 км и глубины 10 км. Несмотря на то, что долины Маринера часто сравнивают с земным Гранд-Каньоном, они имеют другое происхождение. Гранд-Каньон является результатом водной эрозии. Марсианские экваториальные каньоны имеют тектоническую природу. Долины Маринера можно сравнить с Восточно-Африканским рифтом. Каньоны представляют собой результат мощных механических напряжений в коре Марса, происходящих в основном от массивного основания Фарсиды (Из Википедии).

В западном полушарии Марса преобладает массивный вулканотектонический комплекс, известный как регион Фарсиды или выступ Фарсиды. Это огромное возвышенное сооружение имеет диаметр в тысячи километров и покрывает до 25% поверхности планеты. Находясь в среднем на 7–10 км над уровнем марсианского «моря» (датумом), Фарсида содержит самые высокие возвышенности на планете. Созданный бесчисленными поколениями лавовых потоков и пепла, выпуклость Фарсиды содержит одни из самых молодых лавовых потоков на Марсе, хотя сама выпуклость считается очень древней. Геологические данные показывают, что большая часть массы Фарсиды находилась на месте к концу Ноевского периода, примерно 3,7 миллиарда лет назад.

Фарсис настолько массивен, что создает огромные нагрузки на литосферу планеты, создавая огромные разломы растяжения (грабены и рифтовые долины), которые простираются на полпути вокруг планеты. Масса Фарсиды могла даже изменить ориентацию оси вращения Марса, вызвав климатические изменения.

Климаты в истории Четвёртой планеты

Высохшие каналы Марса

Сейчас у исследователей Марса распространены 2 противоположных взгляда на его древний климат. Одни считают, что красная планета была аналогом Земли с теплыми морями и плотной атмосферой, которые потом испарились из-за отсутствия магнитного поля, а другие - что она всегда была ледяной пустыней. И последний взгляд набирает все больше очков.

Что касается магнитного поля, то ученые Университета Британской Колумбии определили время, когда у Марса оно было. По их расчетам, геомагнитное динамо на Красной планете существовало 4,5 и 3,7 миллиарда лет назад.

Возможно, Марс никогда не был теплым и влажным — с морями и реками. Миллиарды лед назад Марс мог быть скован льдом. Модель ледяного замерзшего мира лучше объясняет некоторые следы эрозии и воды на современной Красной планете, например, следы водной эрозии ближе к экватору, где лед мог таять, порождая мощные водные потоки. Ледяной Марс более вероятен хотя бы потому, что получает только 43% солнечной энергии по сравнению с Землей. Более того, древний Марс освещался молодым Солнцем, которое светило на 25% слабее, чем сегодня. Т.о., скорее всего древний Марс был холодным и покрыт льдами, даже несмотря на парниковый эффект, создаваемый углекислым газом в атмосфере. Может быть, и существовали озера, которые не замерзали круглый год, но вряд ли их было много.

Также возникает вопрос, почему при наличии ряда признаков древнего океана в северной части Марса там одновременно не хватает минералов, характерных для морских отложений на Земле? Климатические и геохимические модели показали, что если северный марсианский океан существовал, он был близок к замерзанию, а часть его поверхности покрывали льдины.

Это приводит к выводу, что вместо выбора между холодным сухим или тёплым влажным миром следует признать, что много эпох назад Марс был влажным, но при этом весьма холодным. Именно такое сочетание позволяет хорошо объяснить все геологические следы, обнаруженные на четвёртой планете.

Однако, последние исследования НАСА жерла одного из марсианских вулканов в горах Сизифа южного полушария, привело к объединению вышеназванных точек зрения. По всей видимости, Марс в прошлом был покрыт толстой коркой из льда, который периодически растапливался и превращался в океан в ходе всплесков вулканической активности.

Некоторые вулканы в этой цепи были окружены необычными для Марса горными породами — особыми видами глины, цеолитами и целом рядом других геологических образований, которые можно встретить у целого ряда вулканов на Земле. Всех их объединяет одна вещь - перед извержениями они были покрыты толстой коркой изо льда. Когда горячая лава начала «прожигать» этот лед, образующийся пар разбросал по всей округе пепел и другие породы, которые можно заметить на снимках зонда MRO на Марсе и на фотоснимках с Земли. Хотя, это не обязательно говорит о том, что именно идея Марса-ледышки справедлива — подобные процессы происходят и сегодня на Земле, где океаны жидкие.

Исследование Марса (хроника, планы, статьи)

Хроника изучения Марса

Марс-3 на советской марке

Планы космических агентств и частных предпринимателей по Марсу

Согласно планам космических агентств, первые пилотируемые корабли отправятся на Марс в районе 2020 года. Возможно, благодаря новейшим технологиям полет займет всего 90 суток.

Для выполнения программы SpaceX Илон Маск предлагает построить огромный космический корабль - превышающий размер "шаттла" примерно в три раза. На Земле он будет заправляться сжиженным метаном и кислородом. На Марсе Маск хочет первым делом начать добывать топливо для обратного полета. Для своих целей Маск разрабатывает новый ракетный двигатель Raptor и новую модель ракеты-носителя, для которой пока разработан только топливный бак. Такой корабль будет вмещать до 100 человек. Время полета до Марса составит около 80 дней.

В 2018 году, когда Марс приблизится к Земле на расстояние 57,6 млн километров, SpaceX планирует послать на Красную планету беспилотный зонд. Пилотируемый полет с пассажирами в планах Маска тоже не за горами: SpaceX рассчитывает, что сможет отправить первый корабль с людьми уже в 2022 году.

По замыслу изобретателя, марсианская колония может [и должна] состоять из миллиона жителей и существовать на полном самообеспечении. Весь процесс обустройства может занять около 100 лет, прогнозирует Маск. Илон Маск нарисовал будущее, в котором по орбите будут курсировать 1000 космических кораблей, каждый из которых сможет совершить 12-15 полетов. Стоимость билета в какой-то момент может быть снижена примерно до 100-140 тысяч долларов, это будет зависеть от ряда факторов при эксплуатации кораблей.

Сборники статей и новостей о Марсе

Вода на Марсе (космические новости)

Запорошенные пылью ледники Марса Запорошенные пылью ледники Марса

В  районе Elysium Planitia (в 5 градусах северной широты) обнаружено огромное замерзшее море (по размерам как Северное море и возрастом 5 мил. лет.). Не исключено и обнаружение жидкой воды - ведь в экваториальных районах Марса в отдельные моменты температура может достигать 20 градусов Цельсия и выше!

Анализ поверхности молодого кратера в южном полушарии Марса показывает: не так давно там были потоки жидкой воды - всего 200 тысяч лет наад [!]. [Что интересно, это совпадает с появлением человека современного вида Homo Sapiens Sapiens.]

А вот и новые сведения - на южном полюсе Марса (плато Planum Australe) ученые обнаружили огромное озеро (площадью приблизительно в 20 км2 на глубине в 1,5 км), вода в котором находится в жидком состоянии (её средняя температура составляет -63°C и вода, вероятно, солёная). О наличии в озере живых организмов информации нет. Однако это возможно, так как простейшие организмы способны выживать даже при экстремально низких температурах.

На Красной планете выявлены уже тысячи ледникоподобных образований. Ледники расположены группами в средних широтах (30-50 градусов) как в северном, так и в южном полушариях. По расчетам, в марсианских ледниках содержится более 150 миллиардов кубических метров льда. Если положить его ровным слоем по всей поверхности планеты, толщина составит 1,1 метра.

Кроме того, на планете обнаружены гидротермальные месторождения.

Грунт и возможная почва Марса (новости марсогрунтоведения)

Жизнь на Марсе (астробиологические новости)

Возможные биоструктуры с Марса

Органические наноструктуры с марсианского метеорита, найденного в Антарктиде

Метеорит ALH84001 на 2% состоял из гранул карбонатов размером от 50 до 300 микрон, осажденных жидкой водой 3,9 млрд лет назад. В их структуре было что-то "неестественное": оранжевое сердечко карбоната кальция и магния было окружено светлой коркой карбоната железа и магния, с ободками, испещренными тонкими чистейшими кристаллами магния.

На научной конференции 7 августа 1996 года, группа ученых под руководством Дэвида Маккея представила серию электронных снимков, на которых видны гранулы карбонатов, богатых магнетитами. На снимках также отчетливо различимы мини-объекты овальной формы, сильно напоминающие возможные марсианские ископаемые бактерии, их размеры были в 10-100 раз меньше, чем некоторые земные бактерии.

Ученые провели ряд дополнительных исследований с земными базальтовыми фрагментами и пришли к однозначному выводу: кристаллы сформировались под воздействием марсианских "магнетотактильных" бактерий [?] 3,9 млрд лет назад.

Похоже, магний формирует чувствительность к магнитному полю и является материальной основой ощущений - одного из главных признаков живого ("раздражимость").

Фрагменты микроканальцев биогенного происхождения в антарктическом метеорите с Марса Ямато 000593 Сферические структуры биогенного происхождения в антарктическом метеорите с Марса Ямато 000593

В  декабре 2009 года ученые объявили о том, что те же предположительно ископаемые бактерии обнаружены в еще двух более молодых марсианских метеоритах.

Эверетт Гибсон (Everett Gibson) из НАСА, один из авторов работы 1996 года о биогенных следах в «теле марсианского происхождения», исследовал более крупный метеорит с Марса — Ямато 000593 (Y000593). Оказалось, что возраст этого 13,7-килограммового тела равен 1,3 млрд лет, а сформировалось оно из лавового потока, и лишь 12 млн лет назад обломок был вторично расплавлен при ударе другого тела по Марсу и выброшен в космос. 50 тыс. лет назад он упал в земной Антарктике, где его в 2000 году и нашла японская экспедиция.

В  метеорите имеется сеть каналов и микроканальцев, пронизывающих всё тело, причём изогнутых, волнообразной формы, что исследователи считают совместимым со сценарием долговременного биологического воздействия на породу. Для сравнения они приводят земные базальтовые стёкла (гиалобазальты), которые при взаимодействии с бактериями приобретают сходную внутреннюю структуру.

Другим интересным набором черт являются найденные микросферы размерами от микрометров до нанометров. Находясь между слоями обломка, они выделяются на фоне и карбонатов, и подстилающего силикатного слоя. Сходные структуры ранее были обнаружены в метеорите Нахла, также имеющем марсианское происхождение. Содержимое этих микросфер богато углеродом, и его там много больше, чем прилегающих слоёв иддингсита (формы оливина), основной массы этого тела. Черты метеорита «Ямато» очень близки «Нахла», и вряд ли это результат деятельности земных живых организмов: ведь «Нахла» была подобрана почти сразу после падения.

Эти органические наноструктуры очень похожи по размеру и виду на земные нанобактерии, которые в официальной науке всё ещё не признаются живыми организмами, а считаются некими саморазмножающимися кристаллами, на рост которых влияют окружающие белки и витамины Фундаментализм - не только стабилизатор, но и тормоз развития науки.

Сложные органические соединения с Марса

И новое портясающее открытие - на Красной планете марсоход "Кьюриосити" нашел тиофены - серосодержащие ароматические соединения, которые на Земле обычно встречаются в сырой нефти, керогене, угле, а также в строматолитах, ​​микрофоссилиях и в некоторых грибах (трюфелях). Coглacнo peзультaтам paбoт немецких учёных, иcтoчникoм вoзникнoвeния тиофенов мoгли быть бaктepии. Мы определили несколько биологических путей для тиофенов, которые кажутся более вероятными, чем химические, но все еще нужны более веские доказательства. Например, одним из методов, который сможет в будущем подтвердить биогенное происхождение как тиофена, так и других органических молекул, по мнению авторов, является изотопный анализ углерода и серы.

В молекуле тиофена четыре атома углерода и атом серы расположены в кольце. Оба эти элемента входят в состав биологически необходимых для жизни компонентов. В классическом варианте тиофены образуются в процессе термохимического восстановления сульфатов при участии бактерий. Такой биогенный сценарии вполне мог иметь место на Марсе более 3 миллиардов лет назад, когда поверхность планеты была теплой и влажной, и на ней присутствовала микробная жизнь.

Сейчас уже не сомневаются, что органические молекулы присутствуют на поверхности Марса. Осталось выяснить, имеют ли они биогенное или абиогенное, не связанное с жизнью происхождение. Впервые следы органики в марсианских отложениях были зафиксированы газовыми хроматографами — масс-спектрометрами автоматических марсианских станций "Викинг-1" и "Викинг-2" в 1970-х годах. Приборы выявили хлорметан и дихлорметан, которые, по мнению ученых, могли образоваться при реакции органики с перхлоратами, присутствующими в почве Марса. Позднее, при обработке данных "Викингов", было сделано предположение, что на Марсе также присутствует ароматическое соединение хлорбензол. Наличие хлорбензола было подтверждено в 2015 году в анализах марсохода "Кьюриосити", который выявил в почве Марса также и другие алифатические, ароматические и тиофеновые органические соединения.

Возможные следы цивилизаций на Марсе

Марсианская планетоинженерия и освоение Марса

Город марсианских колонистов

Если есть два небольших солнца над полюсами, то можно разогреть планету. Это газифицирует замороженный углекислый газ, сгустит атмосферу и разогреет воду — все это должно привести к парниковому эффекту. В дальнейшем разогрев планеты продолжится самостоятельно в результате каскадного эффекта.

Фобос и Деймос - спутники Марса

Писатель Дж.Свифт в "Путешествии Гулливера" (1726 г.) предсказал наличие у Марса двух спутников. Период первого был предсказан с точностью до 25%, период второго - до 40%. Сами спутники были открыты американским астрономом Э.Холлом в 1877 году при наблюдениях в 65 см рефрактор.

Эти спутники представляют собой неправильной формы каменные глыбы, размерами 27x21x15 км (Фобос) и 15x12x8 км (Деймос), испещренные метеоритными кратерами различных размеров от 10 км до очень мелких. Лишенные атмосфер, эти спутники сохранили для нас историю космической бомбардировки не только их самих но и своей планеты.

Фобос медленно приближается к планете, а Деймос удаляется.

Происхождение и будущее спутников Марса

Группа ученых предполагает, что спутники Марса Фобос и Деймос появились благодаря воздействию более крупного небесного тела – третьего спутника планеты, который через некоторое время после этого погиб из-за слишком большой близости к Марсу.

Фобос

Спутник-глыба Фобос, изрезанный бороздами

Крупнейший спутник четвёртой планеты, скорее всего, был создан из пород самого Марса, выброшенных в космос при колоссальном ударе другого тела. А необычные каналы на поверхности Фобоса были «прочерчены» гигантскими булыжниками, выброшенными с его поверхности после падения крупного астероида.

Но это первое предположение по бороздам на Фобосе оказывается поверхностным, т.к. борозды - параллельные. Согласно новым исследованиям, только одна гипотеза может быть состоятельной в этом случае. Она говорит о том, что эти борозды могли появится в результате столкновения спутника с многочисленными осколками, летающими на марсианской орбите.

Деймос

Марс - планета активности и борьбы в астрологии

Марс (Арес) - сосед Земли

Если Вы испытали прилив физической энергии и проявили инициативу, то, скорее всего, Вы ощутили влияние энергии Марса. Человек с активным Марсом вряд ли усидит на месте. Его будет тянуть к движению, перемещению, действию, проявлению инициативы. Это похоже на то, будто Вы сидите на иголочках. Марс заставляет делать что-то, неважно что. Главное - не стоять на месте. Марс пробуждает агрессивность, желание сражаться.

Может показаться, что эта астрологическая энергия чем-то похожа на Солнечную. Однако это не так. Именно Солнце направляет клокочущую Марсианскую энергию либо в созидательное, либо в разрушительное русло, определяя через человека - быть или не быть фрагменту Вселенной.

Энергию Марса хорошо ощущают мужчины. Они на неё по природе настроены. Но если вы встретите инициативную женщину, значит, её Марс включился в работу. В принципе в мужчинах и женщинах всё это перемешано, но преобладают всё же Планеты, более свойственные полу.

Ключевые слова: "инициатива", "сражение", "физическая энергия", "агрессия", "действие", "движение".

Главная > Науки о природе > Астрономия > Солнечная система :

Связанные темы: Астрология | Календари