Планета Венера и венерология

Главная > Естественные науки > Астрономия > Солнечная система > Венера

Венеросферы - внутренние слои Венеры

Maccа: 4,87 * 1024 кг (0,815 массы Земли).
Диаметр: 12100 км (0,949 диаметра Земли).
Плотность: 5,25 г/см3.
Температура поверхности: максимум +480 °C.
Длина суток: 243 земных суток [примерно 2/3 земных года].
Расстояние от Cолнца (среднее): 0,723 а.е., то есть 108 * 106км.
Период обращения по орбите: 224,7 земных суток [примерно 2/3 земных глда].
Скорость вращения по орбите: 35 км/c.
Ускорение свободного падения: 8,9 м/c2.

Разделы страницы о планете Венера:

Планетологическая [астрогеологическая] справка о Венере

Сетевые ресурсы о Венере

Обзоры, сборники статей, интернет-порталы и разделы порталов, посвящённые планете Венера.

Венерианская атмосфера

Атмосфера Венеры состоит на 97% из углекислого газа, на 3% из азота и следовых количеств других газов. В ней есть серная кислота, которая образует плотные облака и является основным фактором, который отвечает за видимость планеты с Земли. Венера отражает около 75% света, падающего на нее с Солнца. Этот отражающий слой находится между 45 и 65 километрами высоты, и дымка капель серной кислоты доход до 30 км вниз.

Как установлено в 2017 году, концентрация углекислоты на планете начинает резко падать, начиная с высоты около 7 км. А перед этим, начиная с 12 км, как считают ученые, при температурах 700 кельвинов и давлении 75 бар вещество в атмосфере Венеры ведет себя как сверхкритическая жидкость.

Метеоусловия на планете

В  атмосфере Венеры господствуют мощные ураганы, несущиеся с колоссальной скоростью в западном направлении, — им требуется всего 4 дня, чтобы совершить полный оборот вокруг планеты. Эти ураганы вместе с естественной рециркуляцией горячего воздуха в атмосфере, формируют огромные вихревые структуры в районе полюсов.

Поверхность Венеры и её геологическая история

Паутина трещин (тессер) на поверхности Венеры

Состав материала поверхности Венеры, определенный в местах посадки, оказался близким к составу базальтов Земли. Средняя плотность породы Венеры, измеренная плотнометрами (2,7 г/см?) также близка к плотности базальтов. В месте посадки спускаемого аппарата АМС "Венера-8" были обнаружены породы, богатые калием, ураном и торием, которые в земных условиях соответствует либо гранитам, либо [лёгким?] породам, прошедшим гидротермальную переработку [гнейсы?]. Судя по всему, значительная часть планеты была залита гигантскими извержениями за последний миллиард лет.

На основании всего сказанного выше можно наметить общую картину геологической истории Венеры. Наблюдаемые на ней геологические образования формируют 3 структурных этажа:

1. В первый, наиболее древний, входят тессеры, горные пояса, равнины с густой сетью борозд-трещин (так называемые "паутины") и пояса гряд.
  2. Второй, промежуточный по возрасту, этаж образуют обширные равнинные области.
  3. В третий, наиболее молодой, входят низменности, или гладкие равнины, и равнины с языковидными лавовыми потоками. В пределах этих равнин выделяются кольцевые вулканно-тектонические структуры поперечником в сотни километров - венцы, которые служили основными источниками выхода расплавленной магмы на поверхность. Очень широко распространены вулканы и вулканические кальдеры.

Вещественный состав первого этажа до конца неизвестен. Горные породы второго и третьего - это базальтовые лавы, сходные с теми, что слагают дно океанов на Земле.

И равнины, и тессеры рассекаются сложно построенными желобами протяженностью в тысячи километров (каньоны Артемиды, Ганис, Гекаты и другие), образованными роями тектонических нарушений. По топографии и морфологии они похожи на рифтовые зоны Земли и, по-видимому, имеют ту же природу (структуры растяжения).

В пределах тропических широт планеты Дж. Шабер выделил 3 крупные зоны разломов:

1. Главная из них простирается в субширотном направлении от земли Афродиты к вулканической возвышенности Бета. Рифтовые структуры в ней располагаются вдоль южных подножий поднятий Овды и Фетиды. Длина этой зоны 21 тыс. км.
  2. Другая зона поменьше (длина 14 тыс. км), она занимает пространство от области Фетиды до северо-западного окончания области Атлы.
  3. Третья зона, самая маленькая, на 6 тыс. км тянется в меридиональном направлении от области Бета до области Фебы.

Таким образом, повсеместно проявляющийся базальтовый вулканизм и наличие большого количества разломов на поверхности Венеры свидетельствует об очень высокой активности ее недр. Многие формы рельефа Венеры - длинные, слегка извилистые поднятия и впадины на равнинах, горные кряжи и желоба на возвышенностях, тессеры, венцы - говорят о том, что на этой планете происходил и, вероятно, происходит в настоящее время бурный процесс горообразования. Высокая активность недр, по-видимому, является причиной молодого (относительно Земли и Марса) возраста поверхности Венеры - около 300-500 млн. лет. (http://s30922353962.mirtesen.ru/blog/43618430014/)

По последним исследованиям, в веществе поверхности Венеры может быть гранит - тогда в прошлом здесь должен был быть океан и тектоника плит. Венера, возможно, в прошлом была покрыта вулканами и океанами.

Возможная жизнь на Венере в прошлом и настоящем

Однажды возникнув, жизнь не позволяет себя быстро уничтожить. Если на планете была вода в больших количествах (океаны) - могла зародиться и жизнь. Не исключено, что какие-то популяции организмов, когда-то жившие в благоприятных условиях древней Венеры, приспособились к новым условиям глубоко в почве (как, наверное, на Марсе) или высоко в облаках.

Избыток дейтерия в сернокислых облаках Венеры - признак, что было много воды

Условия на Венере

Когда зонд с аппарата "Пионер-Венера" спускался в атмосферу, в его анализатор попала капля серной кислоты. Выяснилось, что в ней соотношение между содержанием дейтерия и водорода в 150 раз больше, чем на Земле. Доктор г.-м.н. и завлабораторией сравнительной планетологии ГЕОХИ РАН Михаил Иванов считает, что это очень необычный результат. Главный компонент молекулы воды, водород — легкий элемент, быстро улетучивается, причём, сначала уходит его основной изотоп, потом — тяжелые, то есть дейтерий и тритий. Значит, несколько миллиардов лет назад на Венере было много воды.

В 2019 г. Майкл Уэй из Института космических наук Годдарда представил результаты нового моделирования климата древней Венеры. Согласно ему, планета была способна длительный период поддерживать стабильную температуру на поверхности в диапазоне 20—50°C. Получается, что Венера очень долго могла поддерживать жизнь. Однако относительно недавно, 700—750 миллионов лет назад (на Земле это была глобальная ледниковая эпоха "Земли-снежка" в конце верхнего протерозоя), произошла катастрофа, превратившая Венеру в одно из самых недружелюбных к жизни мест в Солнечной системе.

По предположению, на Венере произошел гигантский выброс парниковых газов, который превратил планету в «теплицу» с температурой более 400°C у поверхности. Этот выброс мог быть связан с крупным извержением. Магма застыла на поверхности, препятствуя обратному поглощению выброшенных газов, и таким образом началось быстрое глобальное потепление. (Аналогичная катастрофа, кстати, может произойти и на Земле, где огромные количества углекислого газа заперты в горных породах и мировом океане.)

Однако гипотеза о вспышке вулканической активности на планете около 500 млн лет назад (на Земле это было начало ордовикского периода палеозоя, ознаменованного астероидной атакой и биологической катастрофой), которая полностью изменила поверхность планеты, затрудняет проверку данных о существовании океана воды на поверхности Венеры в прошлом. Ответ мог бы дать образец грунта Венеры.

Граниты (материковая кора) на поверхности Венеры - след её палеоокеанов

На данный момент имеются веские основания считать, что в прошлом на Венере существовала вода. Мнения учёных расходятся лишь в отношении того, в каком состоянии она находилась на Венере. Так, Дэвид Гринспун из Национального музея науки и природы в Колорадо и Джордж Хасимото из Университета города Кобэ считают, что вода на Венере существовала в жидком состоянии в виде океанов. Свои выводы они основывают на косвенных признаках существования гранитов на Венере, которые могут образоваться лишь при значительном присутствии воды.

Кроме того, группе японских, португальских и американских учёных под руководством Джорджа Хасимото из Университета города Кобэ удалось разглядеть на Венере признаки фельзических, кислых горных пород – грубо говоря, гранитов, – образующихся лишь в присутствии значительного количества воды. Такие породы хуже излучают в инфракрасном диапазоне, и именно перепады излучающей способности разглядели планетологи.

Миграция Юпитера сделала Венеру необитаемой

Ученые считают, что планеты, лишенные жидкой воды, не способны поддерживать жизнь в известной нам форме. Хотя Венера, возможно, потеряла некоторое количество воды в начале своего образования по ряду причин, и продолжала это делать в дальнейшем, астробиолог UCR Стивен Кейн считает, что движение Юпитера, вероятно, привело Венеру на путь к ее нынешнему, негостеприимному состоянию.

В настоящее время орбита Венеры является самой круглой из всех планет нашей Солнечной системы (её эксцентриситет составляет 0,006). Чтобы узнать, всегда ли так было, Кейн создал динамическую модель, которая, кроме прочего, показала, что когда Юпитер был ближе к Солнцу (около 1 миллиарда лет назад), Венера, вероятно, была обитаема, а ее орбита - эллиптической, с эксцентриситетом 0,3. "Когда Юпитер мигрировал, Венера пережила драматические изменения климата, нагреваясь, а затем, остывая и все больше теряя воду в атмосфере", - сказал Кейн.

Раньше космические аппараты уже обнаруживали признаки существования неглубокого океана на поверхности Венеры в отдаленном прошлом. Разработанная модель показала несколько вариантов океана со средней глубиной от 10 м до 310 м. Несмотря на то, что Венера получает вдвое больше тепла от Солнца, чем Земля, вода могла существовать в жидком виде на ее поверхности. Вскоре после формирования Венеры, 4,2 миллиарда лет назад, в течение 3 млрд лет углекислый газ мог быть заперт в горных породах, как на Земле. Это создало бы благоприятную среду с преобладанием азота и небольшим количеством метана и углекислого газа. Схожая атмосфера была в те времена и на Земле. Но в итоге пути обеих планет разошлись, т.к. Венера пережила катастрофу, по поводу которой имеются несколько гипотез.

Обнаружение фосфина в облаках Венеры - признак неугасшей жизни?

Высоко над равнинами горячей Утренней звезды существует узкая зона, где температура и давление куда более приближены к «нормальным», земным условиям, чем на поверхности. Раньше ряд учёных высказывали гипотезу, что в этих облачных высотах могли бы найти пристанище местные микроорганизмы – экстремофилы. И вот, в сентябре 2020 года у ученых вызвало большое волнение то, что они обнаружили газ фосфин в облаках Венеры, который может указывать на присутствие жизни. Это газообразное соединение фосфора обычно вырабатывается микробами, и, возможно, этот газ образуется в результате жизнедеятельности последнего выжившего вида на планете, который смог пережить гибельные изменения в окружающей венерианской среде. Однако для этого микробам пришлось бы поддерживать свое присутствие в сернокислотных облаках над Венерой в течение примерно миллиарда лет с тех пор, как на Венере в последний раз была поверхностная жидкая вода - трудный для воображения, хотя и не невозможный сценарий. В любом случае, важно выяснить, что произошло с Венерой - планетой, которая когда-то была, вероятно, обитаемой, а теперь имеет температуру поверхности до 450 градусов по Цельсию.

Фосфин — это бесцветный очень ядовитый газ. На Земле его производят анаэробные, то есть не требующие наличия кислорода, микроорганизмы. В 2019 году поиск фосфина в атмосферах экзопланет (планет у других звезд) был предложен в качестве маркера возможной жизни на них. Не исключено, что существуют и другие неизученные ещё процессы, которые могли бы произвести этот газ. Однако, пока ученые не смогли найти способов небиологического происхождения этого фосфорного газа.

Мысль о том, что живые микробы на Венере могли бы сохраниться и даже размножиться в обширном облачном покрове этой планеты, кажется более чем спорной. Однако некоторые ученые все-таки продолжают развивать подобные теории, они уверены, что некоторые разновидности микроорганизмов, однажды возникнув (или будучи занесены с другой планеты какими-нибудь небесными телами), могли бы найти убежище от смертельной ультрафиолетовой радиации в восьмиатомных молекулярных кольцах серы.

Возможное проникновение венерианских организмов на Землю

Если облака планеты стали зоной обитания венерианских бактерий, то, каждый раз, когда Земля попадает в «кометный хвост», тянущийся за Венерой, в земную атмосферу может попадасть от 1011 до 1013 этих живых клеток. Этим можно объяснить, обнаружение индийским стратосферным зондом на высоте 41 км трёх групп микроорганизмов, неизвестных на Земле. Полутонный зонд поймал в стратосфере 12 бактериальных и шесть грибковых колоний. Большинство из этих организмов после генетического анализа показали почти полное (98%) сходство с видами, известными в земной биосфере, но 3 вида бактерий были совершенно новыми, существенно отличавшимися от других, причём демонстрировали огромную устойчивость к ультрафиолету. Первая бактерия из этой новой тройки названа Janibacter hoylei, вторая - Bacillus isronensis, а третья - Bacillus aryabhata.

Предположение об их внеземном происхождении высказал и обосновал индийский исследователь Чандра Викрамасингх (Chandra Wickramasinghe), один из соавторов современной гипотезы панспермии, который ещё в 2003 году выдвигал версию внеземного происхождения вируса SARS, в 2006-м участвовал в анализе таинственных клеток из кровавого дождя в Индии (см. статью автора сайта о носителях генетического протокода), а в 2008-м обосновал возможность космического транспорта венерианских стратосферных микроорганизмов на Землю. Его расчёты говорят, что некоторые из гипотетических микробов (вернее, мельчайшие пылинки, аэрозоль, дающая им приют) за счёт конвективных потоков в атмосфере могли бы попасть в куда более высокие слои венерианской атмосферы, а там, получив импульс от солнечного излучения и ионов солнечного ветра, могли бы отправиться в межпланетное путешествие и через некоторое время оказаться на Земле [и других планетах и их спутниках].

Сетевые источники о косвенных следах венерианской жизни

Исследование Венеры с Земли, космоса, зондов

В 1975 году спускаемый зонд «Венеры-9» впервые передал на Землю снимки с поверхности другой планеты. После «Венеры-4» все советские миссии ко второй от Солнца планете были удачными или частично-удачными — космические аппараты выводились на орбиту, а спускаемые модули совершали мягкую посадку. В 1980-х годах в СССР составили карту Венеры, на ней много русских названий.

Пик советской программы межпланетных исследований пришелся на 1985 год, когда Венеры достигли аппараты «Вега-1» и «Вега-2». Идентичные «Вега-1» и «Вега-2» стартовали с интервалом в шесть суток в декабре 1984 года на ракете «Протон-К» с космодрома Байконур. Станции состояли из пролетного и спускаемого аппаратов. Пролетные аппараты, достигнув Венеры, направились к комете Галлея (отсюда и название программы «Вега» — «Венера-Галлей») и успешно завершили научную программу. Спускаемые модули были впервые оснащены аэростатными зондами [!], их сбросили на высоте 46 километров, по мере заполнения аэростатов гелием они поднялись на высоту 53-55 километров, где дрейфовали 46 часов, преодолев более 11 тысяч километров. Спускаемый модуль «Веги-1» из-за преждевременного срабатывания сигнализатора посадки совершил жесткую посадку, а «Веги-2» — успешную мягкую. Миссия «Веги» показала, что Венеру очень удобно исследовать аэростатными зондами.

Планы освоения и терраформирования Венеры

Планы освоения Венеры с имеющимися условиями

Обитаемые дирижабли на Венере

300 лет назад англичанин Джонатан Свифт придумал «Летающие города», на которых гостил главный герой писателя - Гулливер. А в сентябре 1971 года на обложке популярного журнала «Техника-молодежи» появились «Летающие острова на Венере», идею которых предложил советский инженер и писатель-фантаст Сергей Житомирский (сама статья называется «Плавучие дома на утренней звезде»). А ведь, в самом деле, если поверхность Венеры для жизни человека на данный момент малопригодна, то нужна ли нам она, можем ли мы обойтись без твёрдого грунта под ногами? Вместо этого мы могли бы использовать аэростаты. Из-за состава атмосферы воздушный шар или дирижабль, наполненный воздухом, будет летать, как наполненный гелием на Земле. Представьте красивые дирижабли, парящие на высоте 50 километров от поверхности прекрасной планеты. Что интересно, люди могут жить не на платформах вне аэростата, а внутри него, дышать воздухом и при этом заниматься садоводством, которое будет поддерживать аппарат на нужной высоте.

Каждый из островов должен располагаться на гигантской круглой пластмассовой платформе, покрытой слоем почвы, на которой растут земные растения. Остров покрыт сферической оболочкой из синтетической плёнки, ограничивающей его воздушное пространство; внутри — дома, сады и парки. Основные жилые помещения при этом находятся как бы под землёй — внутри самой платформы. По краям площадки, вне оболочки, находятся посадочные площадки аэродромов для перемещения людей с острова на остров на специальных, сконструированных для Венеры летальных аппаратах. Каждый остров, впрочем, и сам по себе большой летательный аппарат, поскольку оснащён «мощными пропеллерами», расположенными внизу площадки.

Советская дирижабле-аэростатная идея колонизации Венеры оказалась весьма востребованной. В настоящее время НАСА разрабатывает проект, получивший название HAVOC (High Altitude Venus Operational Concept), где при колонизации Венеры основным транспортом и домом одновременно будут служить дирижабли, наполненные гелием. Впрочем, в атмосфере Венеры можно использовать и более дешевый водород. Поскольку в атмосфере Венеры практически нет кислорода, водород там не будет взрывоопасным, как в атмосфере Земли.

Автоматическая версия дирижабля будет иметь примерно 30 метров в длину, а длина дирижабля с людьми – почти 130 метров. Верхняя часть оболочки площадью более 1000 кв. метров будет покрыта панелями солнечных батарей, а снизу будут располагаться жилая и грузовая гондолы, а также небольшой транспортный челнок для полетов к космическому кораблю на орбите и обратно.

Авторы концепции Дейл Арни и Крис Джон полагают, что отправка пилотируемой миссии к Венере может быть более целесообразной, чем отправка экспедиции на Марс.

Планы преобразования Венеры для жизни на ней

Облачная Венера (Афродита) - соседка Земли

Венера — кандидат на терраформирование. По одному из планов предполагалось распылить в атмосфере Венеры генетически модифицированные сине-зелёные водоросли, которые, перерабатывая углекислый газ (составляющий 96 % атмосферы Венеры) в кислород, значительно уменьшили бы парниковый эффект и понизили бы температуру на планете. Однако для фотосинтеза необходима вода, которой, по последним данным, на Венере практически нет (даже в виде паров в атмосфере). Поэтому для реализации такого проекта необходимо в первую очередь доставить на Венеру воду — например, посредством бомбардировки её водно-аммиачными астероидами или иным путём. (Из Википедии)

Венера - планета гармонии в астрологии

Венера транслирует энергию, заставляющую нас чувственно реагировать на то, что мы воспринимаем в стиле - нравится, не нравится. Эта астрологическая энергия позволяет человеку увидеть в мире некую гармонию и, соответственно, заметить дисгармонию. То, что хорошо, с точки зрения человека, и то, что плохо. Что красиво, а что не очень или вообще отвратно.

В современном обществе восприятие Венерианской энергии сильно обусловлено требованиями социума, той социальной среды, в которой человек вращается. Например - явление моды. Человек ощущает эту энергию как пробудившееся чувство видеть равновесие и дисбаланс в окружающем мире. Очищенная от социальных наслоений, Венерианская энергия позволяет человеку узреть в окружающем мире божественный порядок.

Переживание любви к другому человеку, когда изъяны не видны - это тоже Венерианская энергия. Переживание ненависти - та же энергия со знаком "минус", когда равновесие нарушается и дисгармония явно входит в жизнь. Венерианскую энергию лучше чувствуют женщины, поскольку она резонирует с внутренним миром человека.

Ключевыми словами для понимания этой энергии являются: "красота", "гармония", "дисгармония", "дисбаланс", "ненависть", "любовь", "равновесие"