Диапсиды

Главная > Естествознание > Биология > Зоология > Вторичноротые > Хордовые > Пресмыкающиеся > Диапсидовые рептилии

В  черепе диапсид нвозникает два височных око и, соответственно, две скуловые дуги - верхняя и нижняя. К этой группе принадлежат большин­ство рептилий, как современных (ящерицы со змеями, гаттерии и крокодилы), так и вымерших (динозавры, птерозавры).

Видимо, такое строение черепа необходимо для заглатывания добычи целиком, т.к. подвижны обе челюсти. Синапсиды же, например, пошли другим путем - у них дифференцировались зубы, которыми они смогли разрывать и ражевывать пищу. Соответственно, развились и слюнные железы.

Разделы страницы о диапсидовых рептилиях:

Древние диапсиды

В Бразилии недавно обнаружены ископаемые останки рептилии, обитавшей примерно 252 млн лет назад, когда еще не было динозавров. В ту эпоху мир возрождался после гигантской катастрофы, которая стала причиной массового вымирания видов. Рептилия, получившая название теюгуаны, является близким родственником (или предшественником) архозавров - группы, которая в дальнейшем развилась в динозавров, крокодилов и птиц.

Рептилия Teyujagua paradoxa походила на небольшого крокодила и обитала у пресноводных водоемов, охотясь на рыбу. Она обладало чертами, никогда ранее не наблюдавшимися, что указывает на её уникальное место на эволюционном древе развития позвоночных. Анатомические особенности этого животного ставят его между более примитивными рептилиями и архозауроподобными.

Архозавровые (архозаурообразные)

Архозавры (Archosauria), появившиеся на Земле в раннем триасе, поделились на круротарзанов (в том числе существ, похожих на крокодилов) и динозавров (включая вероятных потомков птиц).

Среди ныне живущих рептилий птицы наиболее близки к крокодилам, вместе с которыми их объединяют в так называемую группу архозавров (Archosauria). Современные виды птиц и крокодилов — немногочисленные остатки некогда гораздо более разнообразных архозавров, по сути господствовавших на суше (а также в воздухе) на протяжении всей мезозойской эры (252–66 млн лет назад). Пожалуй, самые известные из ископаемых архозавров — это динозавры, от которых, по современным представлениям, как раз и происходят птицы. Но кроме динозавров известно и множество других групп архозавров, причем наибольшее их разнообразие зафиксировано в отложениях триасового периода (252–201 млн лет назад) — в это время архозавры как раз и стали доминирующей группой наземных позвоночных.

Птицестоповые архозавры и их архаичные представители

Вторая [некрокодиловая] линия архозавров, птичья (их называют птицестопыми, Avemetatarsalia), включает динозавров и их близких родственников (в том числе птиц).

Обычно предполагается, что динозавры, как основная группа в составе птицестопых, изначально двуногие и довольно легкотелые длинношеие животные. Однако эволюционная история птицестопых архозавров до последнего времени оставалась неизученной — науке не были известны наиболее примитивные представители этой группы.

Арханозавры и телеократеры

Афанозавр телеократер

Международная группа исследователей, включая российского специалиста по ископаемым рептилиям из Палеонтологического института РАН А. Г. Сенникова, описала новый вид архозавра, жившего в середине триасового периода, примерно 247–235 млн лет назад, на территории современной Танзании. Его назвали Teleocrater rhadinus. Такое название придумал английский палеонтолог Алан Чариг (Alan Charig), работавший в середине XX века. Он изучал кости телеократера еше в 50-х годах, однако описано это животное при его жизни так и не было.

Телеократер был довольно крупным — длиной до трех метров — плотоядным четвероногим животным со стройными конечностями и несколько удлиненной шеей. Очень интересными особенностями его анатомии является сочетание признаков, имеющихся у динозавров (например, особенности строения костей черепа и позвоночника), с признаками крокодилов (характерное для крокодиловой линии архозавров строение голеностопного сустава). Общие пропорции у него также мозаичны: длинная шея (скорее как у представителей динозавровой линии) и короткие «крокодильи» конечности. Заметим - у телеократера нет характерного для многих архозавров отверстия в вертлужной впадине в тазовых костях, куда входит головка бедренной кости, формируя тазобедренный сустав.

Самое важное значение этой находки в том, что она позволила выявить отдельную группу архозавров, о которой раньше не было ничего известно. Эту группу назвали афанозаврами (Aphanosauria) — к ней теперь относят несколько рептилий из разных уголков Пангеи — некогда единого суперконтинента на нашей планете. Помимо Африки, афанозавры известны из Бразилии, Индии и России (на территории последней представители рода Dongusuchus жили в середине триаса).

Кроме того что палеонтологам удалось установить само существование группы афанозавров, они смогли показать, что животные этой группы более родственны динозаврам и птицам, чем крокодилам. То есть афанозавры — самые примитивные представители птицестопых архозавров. Т.о., афанозавры заполняют очень важный пробел в эволюции архозавров — от массивных четвероногих животных, похожих на современных крокодилов (примитивных архозавров), до более стройных и быстро бегающих динозавров. Глядя на признаки афанозавров, можно сделать вывод, что наиболее примитивные предки динозавров и птиц были четвероногими животными с лапами, устроенными по типу крокодилов. Это заставляет пересмотреть уже ставшую традиционной гипотезу, что предки динозавров были стройными, двуногими, быстро бегающими животными.

Динозавры

Аргентинозавр - один из крупнейших динозавров (потомок титанозавра)

Первые динозавры были небольшими хищниками, передвигавшиеся на удлинившихся задних конечностях, используя хвост как противовес [гонялись за травоядными земноводными?], и лишь впоследствии часть динозавров "догадалась опуститься на четвереньки" и перейти на вегетарианский рацион. И затем действительно "ужасными" были всего 7% хищников, остальные же динозавры были медлительными травоядными животными. Наиболее близкая к динозаврам выжившая ветвь рептилий (тоже архозавры) - крокодилы.

Расцвет динозавров пришёлся на мезозойскую эру (примерно с 225 до 65 миллионов лет назад). Загадочное массовое вымирание динозавров произошло также в мезозое. Выжили только потомки динозавров (или потомки наиболее близкой к ним группы пресмыкающихся) - птицы.

Тероподы - двуногие динозавры

Теропо́ды (лат. Theropoda, от др.-греч. θήρ «зверь», и πούς «нога», — звероногие), или хищные динозавры — один из подотрядов ящеротазовых динозавров. Все тероподы перемещались на двух ногах, большинство — хищники, реже всеядные или растительноядные (теризинозавры, орнитомимиды). Большинство учёных с недавних пор стали относить к тероподам и современных птиц,

Развитие перьевого покрова у динозавров (теропод)

Пернатый хвост целурозавра (100 млн)

Самый древний пернатый динозавр - Anchiornis huxleyi, датированный 155-160 миллионами лет. Имеются и другие находки пернатых ящеров 128 и 120-миллионолетней давности.

Палеонтологи обнаружили на локтевой кости ящера Concavenator corcovatus серию бугорков, идентичных образованиям на костях современных птиц. Это места крепления перьев. Точно по такому же принципу, кстати, учёные ранее «диагностировали» пернатость велоцираптора, жившего 83-70 миллионов лет назад. Форма и текстура костей позволили отнести C. corcovatus к примитивным кархородонтозаврам, членам надсемейства Allosauroidea, представители которого ещё никогда не демонстрировали наличие перьев. Поскольку данная особенность анатомии вряд ли развилась независимо у двух линий ящеров, генеалогическое древо обеих групп позволяет отследить перья вплоть до ранних представителей клады Neotetanurae, живших 175-161 миллион лет назад.

Эволюционное происхождение перьев можно проследить начиная с карнотавра, покрытого многочисленными бугорками, похожими на фолликулы. Следующий этап виден у синозавроптерикса и Dilong paradoxus, покрытых волокнистым пухом. И наконец у каудиптерикса, протархеоптерикса (Protarchaeopteryx), синорнитозавра и микрораптора можно наблюдать настоящие перья.

Рептилии - предки птиц

Эволюция архозавров до птиц

Птерозавры, археоптериксы, овираптозавры и другие крылатые динозавры эволюционно стремились к птицам, но кто же их предок? Долгое время им считали археоптерикса, поскольку он был самым ранним ископаемым звеном между динозаврами и птицами. Затем были обнаружены промежуточные от рептилий к птицам формы, жившие на 10 млню лет раннее, причем, археоптерикс, скорее всего, утратил способность к полету.

Думаю, птицы произошли от рептилий, специализировавшихся на похищении и поедании яйц других рептилий. Поэтому у них появился клюв. А чтобы спасаться от родителей яиц - крылья. Возможно, именно птицы "извели" подкосившийся после меловой катастрофы род динозавров.

Отряд крокодилы

Двуногий крокодилоподобный Carnufex carolinensis (каролинский мясник)

Архозавры тесно связаны [являются предками] с древней группой крокодиловых рептилий, от которых произошли все современные крокодилы и аллигаторы, но никак не динозавры. Подобно другим крокодилам, эти существа имели довольно крупные глаза, их черепа и скелеты были очень похожи на черепа и скелеты страусовых динозавров - с клювом, длинным хвостом и вертикальной (прямоходящей) позицией. Голеностопные суставы, однако, свидетельствуют о родстве с крокодилами.

Движение воздуха в легких аллигатора идет в одном направлении, также как и в легких птиц. У них идет постоянный поток воздуха в одну сторону. Воздух входит через дыхательное горло, движется через легкие, потом к хвосту, а потом назад в горло и выходит через ноздри. Такая структура позволяет аллигатору, если ему нужно, пропускать через себя намного больше воздуха, чем это могут делать сопоставимые по размеру млекопитающие.

Это объясняет, почему архозавры стали доминировать на Земле 250 миллионов лет назад, когда уровень кислорода упал. Такая особенность дыхания позволила им лучше приспособится к небольшому содержанию кислорода в атмосфере.

К крокодильей линии архозавров относят множество разнообразных ископаемых животных, в общих чертах схожих с крокодилами, — довольно крупнотелых, короткошеих и коротконогих (их называют псевдозухиями, Pseudosuchia). Современные крокодилы — потомки одной из групп псевдозухиевых архозавров. Потомки этой линии архозавров – круротарзаны (Crurotarsi), являющиеся близкими родственниками крокодилов, были ранними конкурентами динозавров.

Птерозавры - птицеящеры

Птерозавры .

Лепидозавровые

Отряд клювоголовые, или сфенодонты [гаттериеобразные]

Представители отряда клювоголовых (лат. Sphenodоntida) обладают рядом архаичных признаков, в частности, развитым теменным (третьим) глазом [!]. Современные представители — гаттерии, населяющие острова Новой Зеландии.

В  настоящее время в отряд включают 43 ископаемых и 2 современных вида, которые объединяют три семейства.

Клювоголовые произошли от отряда эозухий (Eosuchia) - наиболее примитивных диапсид из группы Лепидозавров.

Отряд чешуйчатые

К чешуйчатым относятся подотряды ящериц, амфисбен [полуящериц-полузмей] и змей.

Ящерицы

Ящерка

Мозазавры [водные вараны]
Мозазавры

Мозазавры (лат. Mosasauridae) — вымершее семейство ящериц (Lacertilia). Близкие родственники современных варанов. Мозазавры были приспособлены к обитанию в водной среде: тело имело обтекаемую форму, а конечности были преобразованы в ласты. Существовали в меловом периоде. Останки обнаружены на всех континентах, включая Антарктиду

Амфисбены

Амфисбены (Amphisbaenia) считались отрядом ящериц. Сейчас выделены в отдельный подотряд. Характеризуются червеобразным, поделенным на кольца телом. Конечностей нет или только одна передняя пара (Chirotes); columella в черепе отсутствует.

Насчитывают более 120 видов в 17 родах, среди которых: Amphisbaena, Blanus (Сев. Африка и Южн. Европа), Chirotes (Мексика).

Змеи

Около 150 миллионов лет назад змеи, как и другие рептилии, имели лапы. Однако затем возникли ошибки в ДНК.

Раньше считалось, что змеи «отбросили» конечности, чтобы лучше плавать, — при переходе к водному образу жизни. Однако устройство черепа змеи из Патагонии (возрастом 90 миллионов лет) говорит о том, что данный анатомический сдвиг произошел, когда предки змей начали закапываться во все более узкие норы в поисках добычи.

Находки четырех видов древних змей опровергли теорию о внезапном появлении змей на древе эволюции (100 миллионов лет назад). Предок всех современных змей был ночным засадным хищником и обладал крошечными задними конечностями с полноценными лодыжками и пальцами. Сформировался он на суше и, скорее всего, в теплых лесах южного полушария 128 миллионов лет назад (ранний меловой период). Последний общий предок змей, который уже обладал всеми характерными признаками анатомии этих животных, включая утраченные конечности, жил, судя по известным ископаемым, в меловом периоде, около 110–120 млн лет назад.

Группа, как показало время, оказалась весьма перспективной — сейчас подотряд включает 23 семейства и около 3400 видов. Примечательно, что утрата конечностей у разных представителей подотряда змей имеет разную степень выраженности. Более «примитивные» из них, такие как удав и питон, сохранили рудименты тазового пояса и задних конечностей.

Главная > ... > Зоология >