Цивилизации Южной Америки

Главная > Общество > Археология > Доколумбовая Америка > Доколумбовая Амазония
Индейские ДНК-популяции - материнские: A, B, C, D, X; отцовские: C, Q.

Южноамериндские словари: Праандо-экваториальный | Аймара | Кечуа
Долина реки Амазонки - цивилизация, скрытая джунглями

Разделы страницы об индейских южноамериканских культурах:

  • Первые южноамериканские культуры (с 13000 лет до н.э.)
  • Древнейшие южноамериканские цивилизации (7000 - 200 гг. до н.э.)
  • Культуры Южной Америки на рубеже эр
  • Великие предшественники инков (100 - 1200 гг. н.э.)
  • Империя древних инков (1200 - 1500 гг. н.э.)
  • Цивилизации Промежуточной области
  • Неизвестные цивилизации на территории Бразилии

В.А. Башилов (1999) выделяет в Южной Америке следующие культурно-исторические области:

  1. Промежуточная область. В нее входили горные массивы Северных Анд, тихоокеанское и карибское побережье Эквадора и Колумбии, а также часть Панамского перешейка, вплоть до центральных районов Коста-Рики.
  2. Карибская область. Ареал, охватывающий Антильские острова и прибрежные районы Венесуэлы и Гайаны (устье Ориноко).
  3. Амазония - бассейн Амазонки, а также восточные склоны перуанских и боливийских Анд.
  4. Центральные Анды (прибрежные и горные районы Перу и север Боливийского Альтиплано). Здесь в доколумбову эпоху сложились «высокие» культуры. Именно эта область была ядром андской цивилизации.
  5. Южные Анды (крайний юг перуанского побережья, северная половина чилийской территории, юг Боливийского Альтиплано и Северо-Западная Аргентина).
  6. Восточная Бразилия.
  7. Чако - область на пересечении границ, в основном современный Парагвай, а также некоторые районы Бразилии, Боливии и Аргентины).
  8. Пампа, в географическом плане соответствующая Южному Конусу.

Первые южноамериканские культуры (с 13000 лет до н.э.)

Осёдлая культура на тихоокеанском побережье Перу (-13000 - -7000)

Археологи из Университета Вандербильта обнаружили в Перу свидетельства существования около 15 тыс. лет назад на тихоокеанском побережье Перу древней культуры. Интересно, что люди здесь вели оседлый образ жизни на протяжении 6000 лет, что несвойственно для людей позднего ледникового периода и раннего голоцена. Раскопки проводились в районе ритуальных холмов Хуака Приета и Паредонес, которым 7500 лет. Они располагались на естественной возвышенности в 15 км к западу от Анд.

Каких-либо рыболовных снастей или гарпунов ученые не нашли. Скорее всего, местное население не промышляло рыбалкой. Их добычей становились морские львы, выброшенная на приливную зону рыба, а также моллюски и морские птицы. Местные жители также употребляли в пищу авокадо, перец и бобы.

Древнейшие южноамериканские цивилизации (7000 - 200 гг. до н.э.)

Археологические памятники, земляные работы и удобренные почвы Амазонии

В  выпуске журнала «Сайенс» («Наука») за 19 сентября 2003 года археологи из Флоридского университета и их коллеги сообщили, что обнаружили остатки доколумбовой системы дорог, которая связывает сетью большие поселения в центральной Бразилии, в районе верхнего течения реки Хингу, южного притока Амазонки. Здесь были широкие, окаймлённые бордюрами дороги, площади и ухоженные парки. Аборигены Амазонии пирамид не строили [по последним данным - пирамиды тоже обнаружены] — наверное, из-за дефицита камня. Но увидевших их впервые испанцев поражала многочисленность здоровых людей и изобилие пищи в каждом амазонском селении,

Предки современных индейцев хингу рыли вокруг своих поселений каналы, строили мосты и рвы в заболоченных районах и культивировали большие участки земли. Территория верхнего течения реки Хингу — самый большой участок амазонских лесов, всё ещё принадлежащий аборигенам. Индейцы куикуро до сих пор используют многие сохранившиеся мосты, рвы и каналы там, где поселения расположены на заболоченной почве. Эти открытия развеяли миф о том, что изначально это была дикая территория.

Амазония вовсе не была покрыта девственными лесами, куда почти не ступала нога человека, — напротив, до появления европейцев в Новом Свете немалую часть этой территории занимали поля и деревни, в которых жили до 8 миллионов человек. Участки специально удобренного чернозема занимают более 0,1 процента территории региона, причем впервые появились они в Амазонии 6000 лет назад, а спустя 4000 лет стали все более многочисленными.

До прибытия европейцев индейцы научились культивировать как минимум 83 вида растений, в том числе сладкий картофель, какао, табак и ананасы. От трех до пяти тысяч видов растений не перешли в статус культурных, однако активно использовались людьми. Флора многих лесов Амазонки, на первый взгляд кажущаяся естественной, на самом деле несет на себе следы одомашнивания.

В состояние диких джунглей Амазония вернулась только из-за европейцев. Принесенные из Старого Света заболевания выкосили до половины населения региона еще до появления там конкистадоров.

Археоцивилизации Южной Америки (-6700 - -3000)

Цивилизация, существовавшая к северу от Лимы (область Norte Chico), была известна ранее, но теперь учёные точно определили её временные рамки. Оказалось, что эта культура переживала расцвет с 3000 до 1800 года нашей эры. Это самая старая сложная и высокоразвитая культура на континенте, причём, расположенная в его глубине, а не на побережье, как последующие. Данное общество строило церемониальные пирамиды и большие ирригационные системы. В это время в обеих Америках не существовало ничего похожего по масштабу. Здесь насчитывалось 20 отдельных населённых пунктов, а высота некоторых зданий достигала 26 метров. Вероятно, у этого общества существовала и «организованная» религия. Люди Norte Chico позднее переселились в другие районы Анд и, видимо, оказали влияние на развитие более поздних цивилизаций в этом регионе Земли.

Палеоцивилизации Южной Америки (-3000 - -2000)

Сечин-Бахо из долины касма: древнейшая монументальная постройка Нового Света. В долинах реки Касма, почти в 400 километров к северу от столицы Перу Лимы, обнаружено около 50 монументальных построек. Древние пирамиды были построены 3-4 тысячи лет назад (раньше знаменитых египетских !). Сечин-Альто — самое молодое из трех главных святилищ, найденных в долине Касма. Сооружать его начали около 1800 года до новой эры. И оно же — самое громадное. Этот храмовый комплекс протянулся почти на 2 километра. Наибольшая его высота достигает 60 метров. Не всякая пирамида с ним сравнится. Это наиболее грандиозное кирпичное сооружение во всем Андском регионе. Оно включает собственно пирамиду и дорогу, которая вела к ней.

Раньше древнейшей цивилизацией Перу считалась культура Чавин, сформировавшаяся на севере страны около 1200—1100 годов до новой эры (см. ниже).

Цивилизации Южной Америки 2000 - 500 г.г. до н.э. (культура Чавин)

Культура Чавин развилась в перуанских Андах в 1200-1300 г.г до н.э. и просуществовала до 400-200 г. до н.э. [От "народов моря" или полинезийцев? Но характеризовались типично индейским культом ягуара.] Доказано, что около 900 г. до н.э. между Мезоамерикой, а также Эквадором и Перу существовали прямые морские контакты. Когда культура стала угасать, мастера по металлу передали свое мастерство и богов другим народам Перу, включая моче.

Затем появились Тиагуанако и Вари [Уари], две влиятельные культуры, и первые настоящие империи в Андах. Между 300 г. до н. э. [?] и 1100 г. н. э. они были доминирующими в регионе и помогли заложить основы будущего правления инков.

Примерно в одно время (около 1000 г. до нашей1 эры) с чавинской культурой фиксируется металлургия меди в Аргентине. [Там она просуществовала 2000 лет.]

Культуры Южной Америки на рубеже эр

Строители геоглифов - гигантских рисунков на земле (-600 - +600 / -400 - +1000)

Геоглифы пустыни Наска - оросительная система древних индейцев

Судя по нижеприведенным новостям, геоглифы начали делать в Перу и Боливии в 600 г. до н.э. (паракас), потом, с 200 г. до н.э. по 600 г. н.э. стали делать знаменитые геоглифы пустыни Наски на юге Перу. По другим данным, их создавали приблизительно с I по XIII век нашей эры, а еще по одним - между IV веком до н.э. и X веком н.э..

Линии Наска расположены на одноименном нагорье и образованы примерно 30 рисунками, 700 геометрическими фигурами и 13 тысячами полос. Первое упоминание о рисунках появилось в XVI веке. Их происхождение было неизвестно. Предположительно, линии Наска могла оставить одноименная культура, проживавшая в регионе в период около 3000-1200 лет назад (между X веком до н.э. и VIII веком н.э.). Новые данные позволяют установить, что эти линии были частью оросительной системы (пукиос). Это инженерное сооружение до сих пор сохранившихся акведуков было сложной гидравлической системой, построенной для извлечения воды из подземных водоносных горизонтов, которые сделали пустыню пригодной для жизни. При помощи пукиос вода была доступна представителям культуры Наска круглый год.

Великие предшественники инков (Анды до инков)

Американские ученых поразил очень высокий показатель генетической преемственности, который сохранялся по мере развития и упадка таких крупных империй, как Моче, Уари, Наска. Выяснилось, что империи, существовавшие в Андах, исчезли не из-за военных вторжений или переселений. Причём, происхождение империи инков связано с империей Уари.

Возраст самых древних останков, которые были изучены, составляет около 10 тыс. лет, а самых молодых — 500 лет. Специалисты сравнили геномы 60 мумий, на основании чего могут восстановить культурную и политическую жизнь региона на большом промежутке времени.

Доинкские культуры Моче (+100 - +800) и Чиму

Культура моче известна тем, что она создала самую большую в Латинской Америке пирамиду из глины - Солнечную. Эта цивилизация существовала в оазисах на берегу реки Моче с 100 по 800 годы нашей эры.

Позже эта культура была завоёвана цивилизацией чиму. Она известна своей ирригационной системой, а также крупнейшим в мире городом Чан-Чан, построенным из саманного (необожженного) кирпича.

Доинкские культуры Вари [Уари] (+600 - +1000) и Ичма

Примерно с 600 по 1000 год нашей эры в районе Центральных Анд и прибрежной полосы господствовал воинственный народ уари [вари]. Эта эпоха оставила свидетельства высокого мастерства выделки текстиля и особого стиля в изготовлении гончарных изделий.

Империя Уари, которая существовала в Центральных Андах до известных всему миру инков, привлекает археологов и историков мира из-за своего миролюбивого образа жизни. Многие учёные не могут понять, как такому крупному государственному объединению удалось просуществовать 500 лет, не ведя военных действий с соседями и между собой. Антропологи Райан Уильямс и Донна Нэш, изучающие андских индейцев, пришли к выводу, что империю Уари спасло умение варить вкусное пиво. Пиво уарийцев делалось из кукурузы и местного сорта перца, способного расти при любых погодных условиях.

После многолетнего господства уари люди народа ичма вытеснили их с территории, где ныне расположена перуанская столица.

Культура Тиахуанако (400-700 - 1100-1200 г.г. н.э.) - предшественник инкской

Тиахуанако (Тиахуанаку, Тиауанако, Тияуанако, даже Тиуанако [Tiwanaku]) - город в Андах [у высокогорного соленого озера Титикака]. 100-тонные блоки из песчаника перекрыты 60-тонными массами кирпичей. Огромные каменные плиты так плотно прилегают одна к другой, что поверхность кажется абсолютно гладкой. Они скреплены медными штырями - диковинка, с которой на других древних объектах еще нигде не встречались. Все каменотесные работы выполнены с чрезвычайной тщательностью. В 10-тонных каменных блоках мы обнаруживаем отверстия глубиной 2,5 м, значение которых не объяснено. Не помогают решить тайны Тиахуанака и вытесанные из цельного куска камня плиты длиной 5 метров. В земле находятся остатки каменных водоводов длиной 2 метра, высотой и шириной около полуметра, разбросанные, словно в результате какой-то катастрофы немыслимого масштаба. Все находки потрясают тщательностью ремесленной обработки.

Тияуанако - месторождение (южно-?)американской цивилизации, которая появилась в 700 г н.э., и прекратилась в конце 1-го тыс.н.э. Здесь находится 15-метровая пирамида Акапана, храмовый комплекс Каласасайя, монолитные "Ворота Солца", каменные статуи и др.

Инки Тиахуанака составили легенду о "золотом корабле", прибывшем со звезд. Им командовала женщина по имени Орьяна ["арийка" с "Ориона" :)], ставшая прародительницей рода человеческого. На руках и ногах ее было по 4 пальца с перепонками между ними. Она родила на Земле 70 детей, после чего снова вернулась к звездам. Южноамериканские Тораджа полагают, что они спустились с неба, и их предки пуанчи первоначально имели белую кровь, которая покраснела от смешения с "земной". Так же думает и племя Урос, живущее на камышовых островах озера Титикака. Так же многие африканские народы убеждены, что первая чета людей сошла с неба.

Культура тиуанако (или тиауанако, Tiwanaku) процветала на берегах озера Титикака в 400-1200 гг. н.э., где была построена грандиозная система ирригационных сооружений. Влияние тиуанако в их лучший период (500-900 года н.э.) распростанилось на значительную часть Андского нагорья вплоть до побережья Тихого океана (территория современных Боливии, юга Перу, cевера Чили и Аргентины), их торговые и культурные связи объединяли большую часть Южной Америки.

[Вероятно, представители этой культуры освоили остров Пасхи до прихода туда полинезийцев, став частью рапануйцев. Возможно даже, что они были одними из предков праполинезийцев.]

Развалины города Тиауанако (по которому и получила свое имя вся цивилизация) кроме пирамиды содержат храмовый комплекс Каласасайя с Воротами Солнца, Дворец Саркофагов и руины жилых зданий. По невыясненным еще пока причинам эта цивилизация исчезла задолго до прихода инкских завоевателей (которые считали город Тиуанако местом, откуда произошло все человечество). Некоторые ученые предположили, что всему виной засуха (около 1200 г.), которая, возможно, вызвала невиданный голод, погубивший цивилизацию.

Куско ["Пуп Земли", как Рапануи - остров Пасхи] - столица древней империи Инков. Находится в Андах и объявленна ЮНЕСКО культурным достоянием человечества. Люди жили в этих горах уже 3000 лет назад. По преданию, прародители Инков вышли из вод озера Титикака и основали этот город [видимо, Куско основали тоже тиахуанакцы].

Мачу-Пикчу был обнаружен в начале ХХ века. Это священный город, который был центром поклонения Солнцу. Многие загадки Мачу-Пикчу пока так и не разгаданы.

Империя древних инков (XIII - XVI вв.)

Не инки создавали цивилизацию - в Южной Америке они выполнили ту же миссию, что римляне в Европе. Инки были великими завоевателями и прекрасными администраторами. А все знания они получили от своих предшественников. (Тур Хейердал)

Они даже язык свой со временем забыли, сделав для своей империи государственным язык большинства населения - кечуа.

Период существования империи инков: ХV-ХVI века. Центры и местности инков: Куско ("Пуп Земли" - так же назывался остров Пасхи его жителями), Мачу-Пикчу, Рунту-Раккай, Ольянтайтамбо, Пикилакта, Кача, Пукара, остров Коати озера Титикака, Тиахуанаку, Наска, Пачакатак (оракул "Владыка мира"), Чавин-де-Уантар, Серро-Сечин, Чан-Чан, Уака-Драгон, Мочика, Виракочапампа, Пакатнаму.

В  XIV-XVI веках на западном побережье Южной Америки распространилась власть могущественной "золотой империи". Благодаря руководству талантливых архитекторов и инженеров общественная жизнь инков достигла очень высокого уровня. Территории государства охватывала все земли от южных районов современной Колумбии до Аргентины и достигала протяженности 5000 километров. Инки считали, что они завоевали почти весь мир. А те земли, что еще оставались за пределами их государства, не представляли, по их по их мнению, никакой ценности. Однако в другой части света никто даже и не знал о существовании их государства.

Археологические находки свидетельствуют о том, что инкам предшествовали другие развитые культуры. Они существовали за сотни и тысячи лет до появления инков. Археологи выделяют культуры Ламбаек, Чавин, Мочика, Чиму и Тиауанако. Эти древние народы поклонялись различным животным - ягуару, пуме и рыбам [!]. Кроме того, было широко распространено поклонение богам гор. Найденные керамические изделия показывают, что у некоторых племен существовал культ сладострастия. В храме, построенном одним из племен неподалеку от озера Титикака высоко в горах (на границе Перу и Боливии), были найдены фаллоидные предметы - им поклонялись во время ритуалов плодородия, чтобы получить от Пача-мама [!] (матери-земли) хороший урожай.

Как народ инки сформировались примерно в 1 200 году. Историк Гарсиласо де ла Вега, сын испанского конквистадора-землевладельца и инкской принцессы, пишет, что, согласно легенде, бог солнца послал своего сына Манко Капака, который стал первым Инкой, вместе с его сестрой ( и в то же время невестой) к озеру Титикака, чтобы они научили всех людей поклоняться солнцу. Инки, вероятно, произошли от племени Тиауанако, жившего в районе озера Титикака.

Растущее инкское государство присваивало себе достижения покоряемых племен, достраивая и совершенствуя созданные ими каналы и террасы. Инки возводили грандиозные сооружения. Существует множество предположений, как удалось инкам построить крепость-храм Саксаваман, которая возвышается на холме в городе Куско. Она сложена из каменных глыб весом по сто тонн. При строительстве не использовалось никакого скрепляющего раствора. Однако эти стены древнего Куско, построенные из тщательно обтесанных и точно подогнанных один к другому камней, даже во время землетрясений практически не пострадали.

В храме столичного города Куско, построенном из отшлифованных камней, жрецы совершали служение Солнцу. Изнутри стены храма были отделаны чистым золотом и серебром. В дополнение к служению жрецов были созданы своего рода монастыри, здание одного из них было реконструировано. Этот монастырь относился к храму солнца в Пачакамаке, неподалеку от Лимы. Самые красивые девушки, начиная с восьми лет, проходили специальное обучение, чтобы служить "девственницами, предназначенными солнцу". Археологические раскопки показывают, что инки совершали и человеческие жертвоприношения. Они приносили детей в жертву апу - богам гор. На вершинах Анд были найдены замершие детские тела.

Хотя ни у инков, ни у предшествовавших им племен не было письменности [на самом деле, известны ковры, покрытые квадратным орнаментом - предполагаемыми древнеинкскими письменами], они создали специальный способ хранения сообщений - так называемое кипу (узелковое письмо). Кипу использовалось теми, кому поручалось хранить память о различных исчислениях и событиях и состояло из системы шнуров различной толщины и разных цветов. Числа и другие данные передавались узелками различных размеров.

Мощь централизованного государства благодаря твердой политике и жестким законам. Основным требованием для всех подданных было значение кечуа - языка инков. В книге "Кечуа для всех" говорится, что "кечуа - это самый богатый, живой и красивый язык Южной Америки". На этом языке и по сей день говорят пять миллионов человек, которые живут в горах Перу, и еще миллионы жителей пяти других стран, входивших раньше в состав государства инков. Население районов к юго-востоку озера Титикака говорит на языке аймара, который произошел от кечуа [в лингвистике так не считают], - на нем говорили предшественники инков. Язык кечуа сплотил более ста покоренных инками племен, а курака селений (вождям) благодаря единому языку было намного легче управлять этими народами. Каждая семья получала земельный надел. Покорив какое-либо племя, Инка не только не запрещал принятые у местных жителей танцы и праздники, но и даже устраивал для них представления и игры, чтобы его подданные были довольны.

В государстве не было никакой денежной единицы, и, следовательно, золото само по себе не имело для жителей никакой ценности. Им дорожили потому, что в нем отражалось солнце. Единственной повинностью - мита (на кечуа - "очередность") - было поочередное участие в строительстве государственных дорог и различных сооружений. Тысячи индейцев были призваны законом на подобные работы. Используя индейцев, отрабатывавших миту, инки построили сеть дорог протяженностью более 24000 километров! Эта система каменных дорог, строительство которой началось в городе Куско, связала столицу с самыми отдаленными районами государства. Дорогами пользовались специально обученные курьеры - часки. Вдоль дороги на расстоянии от одного до трех километров друг от друга располагались хижины для этих курьеров. Как только часки, несущий весть, добегал до хижины, его сменял другой. И так, сменяя друг друга, они пробегали 240 километров в день. Правящий же Инка за короткое время получал сведения со всех сторон своего государства. Вдоль дорог также были расположены склады. Продовольствие и одежда, которые там хранились, были предназначены для армий инков, отправляющихся в завоевательные походы. По мере возможности инки старались избегать войн. Используя политический ход, они направляли к тому или иному племени послов и предлагали подчиниться своему правлению и принять культ солнца. Если племя соглашалось, то ему позволялось и дальше жить в своих селениях, но уже под надзором обученных для этого дела инкских вождей. Если же племя отказывалось от предложенных условий, то безжалостные завоеватели покоряли его силой. Из черепов убитых врагов инки пили чичу - опьяняющий кукурузный напиток. Во времена правления Пачакути, Инки IX (1438 год и далее), его сына Тупак Инки Юпанки и Вайна Капака, которому было поручено ведение военных действий, владения государства стремительно расширялись и достигли своей наибольшей протяженности с севера на юг. Однако вскоре наступили перемены.

Около 1530 года испанский завоеватель Франсиско Писарро, узнав из рассказов о золотых сокровищах Перу, двинулся туда из Панамы вместе со своей армией - Перу в то время было ослаблено междоусобной войной. Атавальпа, направляясь к столице, одержал победу над принцем Васкаром, своим сводным братом и законным наследником престола, и взял его в плен. Писарро и его солдаты, добравшись с трудом до города Кахамарка в глубине страны, были радушно встречены узурпатором Атавальпой. Однако испанцы, хитростью взяв его в плен, лишили его престола и убили тысячи его воинов, которые совершенно не были готовы к тому, чтобы дать отпор. Однако даже плен не помешал Атавальпе продолжать междоусобную войну. Он направил в Куско посыльных, чтобы убить своего сводного брата Инку Васкара и сотни остальных членов королевской семьи. Этим он, сам того не подозревая, сыграл на руку Писарро. Заметив, что испанцы неравнодушны к золоту и серебру, Атавальпа пообещал в обмен на освобождение дать Писарро столько золотых и серебряных статуй, что ими можно было бы заполнить огромную комнату. Но план Атавальпы не удался. Его опять обвели вокруг пальца! После того как обещанный выкуп был уплачен, Атавальпа, Инка XIII, которого священники считали идолопоклонником, был крещен как католик, а потом задушен.

Захват и убийство Атавальпы стало смертельным ударом по государству инков. Однако индейцы продолжали бороться, поэтому "предсмертная агония" растянулась на сорок лет. Когда прибыло подкрепление, Писарро и его солдаты устремились к Куско, городу несметных сокровищ инков. Движимые жаждой золота, испанцы жестоко пытали индейцев, чтобы выведать у них тайны скрытых сокровищ, а всех, кто пытался им противостоять, - запугивая, заставляли молчать. В сопровождении принца Манко II, который был братом Васкара и должен был стать следующим Инкой (Манко Инка Юпанка), Писарро и его солдаты ворвались в Куско и разграбили все золотые сокровища. Большую часть золотых статуй они переплавили в слитки и отправили в Испанию. Неудивительно, что испанские корабли, переполненные сокровищами Перу, были желанной добычей для британских пиратов! Сам же Писарро, награбив немало добра, отправился на побережье материка и в 1535 году основал там новую столицу, город Лиму. Ясно увидев, насколько жадны и вероломны завоеватели, Манко Инка Юпанки поднял восстание. Вспыхивали и другие мятежи против испанцев, но в конце-концов индейцам все же пришлось отступить и укрепиться в более отдаленных районах. Одним из мест, где, возможно, укрывались индейцы, был расположенный в горах священный город Мачу-Пикчу.

Последним Инкой стал Тупак Амару (1572), сын Манко Инки Юпанки. В это время в Перу правили испанские вице-короли. Вице-король Толедо решил во что бы то ни стало уничтожить инков. Собрав большую армию, он направился в область Вилькапампа. В джунглях Тупак Амару был схвачен. Вместе с беременной женой его повезли в Куско- их ожидала смертельная казнь. Индеец из Каньяра был исполнителем приговора. Один удар - и Инка был обезглавлен. В этот момент раздался скорбный вздох тысячи индейцев, собравшихся на рыночной площади. Его приближенные были замучены до смерти или повешены. Так быстро и жестоко был положен конец правлению Инков. Постепенно на жизни индейцев, к которым долгое время относились как к рабам, стало отражаться влияние назначенных Испанией правителей, а также католических монахов и священников, что имело как положительные, так и отрицательные стороны. Многим индейцам пришлось работать на месторождениях золота и серебра, одно из которых, серебряное, в Потосе, Боливия. Чтобы уйти от страшной действительности индейцы начали употреблять листья коки, которые обладали наркотическими свойствами. И только в начале XIX века Перу и Боливия обрели независимость от Испании.

Подобно другим современным городам, столица Перу, Лима, - шумный город с миллионным населением. Но в провинциальных районах время, кажется, остановилось еще сто лет назад. Во многих отдаленных селениях католические священники до сих пор имеют огромное влияние. Простой индеец-крестьянин ни куда не пойдет с такой охотой, как в католическую церковь на деревенской площади. Статуи святых в длинных одеждах, разноцветные светильники, позолоченный алтарь, свечи, таинственные богослужения и особенно танцы и празднества - все это вносит хоть какое-то разнообразие в его жизнь. Однако, несмотря на то, что это разнообразие, возможно, и радует глаз, крестьянин продолжает держаться и своих прежних верований. Кроме того, многие индейцы, как и раньше употребляли, употребляют листья коки, которым приписываются мистические свойства. Благодаря стойкости, свойственной потомкам инков (у многих из них уже смешанное происхождение), им удалось сохранить свои яркие традиционные танцы и народную музыку уайно. Хотя вначале индейцы обычно настороженно относятся к чужим, присущее им гостеприимство обязательно проявится. Те, кто лично знаком с современными потомками инков- кто наблюдал их каждодневную борьбу за жизнь, старался проявлять к ним интерес и ближе познакомиться с их жизнью, - те не останутся равнодушными к их истории!

Из обзора "Империя Инков и ее конец" на сайте "Этносы".

Неизвестные цивилизации на территории Бразилии

В 1925 британский Путешественник Перси Фосет объявил о том, что нашел в джунглях Амазонки большой город, который он условно назвал "Z". С этого момента прошло почти столетия, за которое заявление Фосета не подтверждалось. И лишь совсем недавно комплекс поселений со стенами, рвами, углублениями для прудов и дорогами был обнаружен в районе Национального парка Синьгу - похороненный под плотным ковром из травы и листьев.

Антрополог из Флоридского университета в США Майкл Хекенбергер вместе с группой местных жителей - индейцев племени куикуро в Бразильском штате Мато Гроссо - открыл 28 городов, деревень и сел, в которых могли жить не менее 50 000 людей. Территория, на котором находились все эти населенные пункты, занимает 20 000 квадратных километров леса. Большие города были защищены рвами глубиной в три метра и шириной в 10 метров, многие центральные городские площади достигают в 150 метров в поперечнике. Исследование остатков домов и керамической посуды показывает, что эти люди поселились на территории Мато Гроссо примерно 100-1500 лет назад, а покинули города либо погибли - 400 лет назад. За время существования городов их обитатели построили дороги через джунгли. При этом города были очень хорошо спланированы. Все их улицы выводили на главную дорогу, которая вела от северо-востока к юго-востоку. Кроме улиц, в городах имелись каналы для каноэ.

В остатках поселений также сохранились большие поля маниоки - сахарного корня, который до сих пор является существенной части диеты бразильцев. Кроме этого, археологи обнаружили дамбы и искусственные пруды для рыбоводства. Подобные сооружения и в наше время создают представители индейской народности куикуро, которые, по всей видимости, являются прямыми потомками создателей городов. Хекенбергер назвал древние населенные пункты "городами-садами", и отметил, что они принципиально отличаются от современных метрополисов типа Рио-де-Жанейро и Сан-Пауло - не столько по внешнему виду, сколько по сути и философии. Древние жители Амазонки были достаточно цивилизованными, чтобы создавать сложные сооружения, но они, в отличие от современных горожан из крупных мегаполисов, проживали свою жизнь в тесном единстве с природой. К сожалению, как предполагает Хекенбергер, жители этих городов погибли от болезней, которые привезли с собой европейские конкистадоры. Среди них могли быть не просто инфекции, к которым у местных жителей из-за других условий среды не было иммунитета. Испанские и португальские исследователи и завоеватели могли принести с собой даже чуму и оспу - и эпидемия, возможно, распространилась мгновенно. А затем лес быстро поглотил обезлюдевшие города.

Из-за этого, европейцы, которые прибыли сюда позже, уже никого не застали и сочли, что здесь никогда не было цивилизации - лишь девственные леса. Сомнения в том, что здесь никогда не ступала нога человека вызывал лишь необычно плодовитый чернозем, который мог возникнуть при гниении отходов производства пищевых продуктов, и в том числе - растений и рыбы. Однако в Бразилии до сих пор живут потомки некогда могущественной цивилизации - немногочисленный народ куикуро, состоящий всего из 500-1000 человек. Эти индейцы, по их словам, в курсе всех достижений их предков и даже могли обратить внимание Фосета или других исследований на затерянные города. По словам Хекенбергера, находка особенно важна потому, что среди археологов до сих пор сохраняется предвзятое мнение о том, что в большинстве регионов Южной Америки до прихода испанцев не было цивилизации. Однако, ученые своими глазами увидели, что в казавшихся девственными джунглях Амазонки были похоронены населенные пункты, мало чем отличавшихся от городов Греции или Рима.

Цивилизации Промежуточной области

Долина Боготы и окружающие её горные склоны отличаются наличием естественной влаги, мягким и ровным климатом. Эти факторы способствовали появлению здесь густонаселённых районов, а также развитию земледелия. Уже в середение I тысячелетия н. э. здесь существовали постоянные поселения, в том числе и численностью свыше 1000 человек, стали появляться первые протогосударства. [Википедия]

Север Южной Америки (Колумбия, Венесуэла) и прилегающие земли Южной Америки (Панама, Коста-Рика) были коридором, по которому культурное влияние Мезоамерики передавалось в Анды и Амазонию вместе с мигрирующими и оседающими там племенами. Панамские индейцы куна и родственные им по языку (макросемья чибча-паэс) колумбийские индейцы чибча - живой пример этой связи. У куна сохранились красочная зоо-орнаментальная вышивка и даже осбые знаки. [И.Г.]

Царство муисков, или чибча (1100-1500 гг.)

Чи́бча (исп. Chibcha), муи́ска (самоназвание, на чибча - «люди») или мо́ска — одна из высокоразвитых цивилизаций Южной Америки в XII—XVI вв. Среди культур древней Америки чибча стоят в одном ряду с майя, ацтеками, сапотеками и инками.

Чибча занимали значительную часть территории нынешней Колумбии. Центром их земель было высокогорное плато Восточных Кордильер и находящиеся к северу от Боготы долины рек Тунья и Согамосо. Кроме этого, чибча занимали также южные от Боготы долины и восточные склоны Кордильер до льяносов реки Меты, притока Ориноко. К моменту прихода европейцев территории чибча составляли более 25 тысяч квадратных километров, а население насчитывало порядка 1 млн. человек. [Википедия]


На главную

Доколумбовая Америка: Заселение Америки | Мезоамерика | Амазония | Контакты со Старым Светом | Книги по американистике
Мегалиты | Антропология | Языки | Письмена | Страны | Карты
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика