Версия для печати

Экстралингвистика - лингвистика на стыке наук

Главная > Лингвистика > Экстралингвистика

Стык с философией

Границы языка - границы мира.

Эта страница - о синтезе языковедения с другими гуманитарными науками, что дало отдельные экстралингвистические дисциплины:

Стык с этнологией Л Стык с социологией
Стык с психологией

Если экстралингвистика включает комплекс "залингвистических" дисциплин - внешних, но все же в стыке с языкознанием, то существует комплекс "окололингвистических" дисциплин, названный паралингвистикой. В ней рассматриваются виды коммуникаций, не использующих язык как таковой, или неязыковые особенности коммуникаций.


Социолингвистика - социологическая лингвистика

Социолингвистика (социологическая лингвистика, социальная лингвистика, внешняя лингвистика [последний термин некорректен]) — раздел языкознания, изучающий связь между языком и социальными условиями его бытования. Социолингвистика тесно связана с психолингвистикой и этнолингвистикой. В широком понимании социолингвистика изучает все виды взаимоотношений между языком и обществом (язык с одной стороны, и культура, история, этнос, религия, политика - с другой). В этом понимании этнолингвистика является частью социолингвистики. В узком смысле социальная лингвистика иногда понимается как изучение особенностей языка разных социальных и возрастных групп говорящих, т.е., просто является лингвистической социологией, где к к известным социологическим параметрам прибавляется языковый.

Источники о социолингвистике

Психолингвистика - психологическая лингвистика

Психолингвистика - самостоятельное научное направление, возникшее в 1950-60-х г.г. в США из психологии речи. Теоретическими основаниями первой психолингвистической школы послужили математическая теория связи К.Шеннона, американская декриптивная лингвистика и необихевиористская психология. Объектом исследования отечественной психолингвистики является "совокупность речевых событий или речевых ситуаций" а предметом - "соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной "образующей" образа мира человека, с другой".

Основными проблемами психолингвистики являются а) производство речи, б) восприятие речи, в) речевое общение и г) онтогенез языка (онтолингвистика).

Прикладными проблемами психолингвистики являются а) этнопсихолингвистические аспекты перевода, б) проблемы обучения иностранным языкам, в) патологии речи, в) психолингвистика в криминалистике [?] - т.е., пересекается со всеми дисциплинами прикладной лингвистики.

[Психолингвистику можно назвать теорией речевой деятельности. Изучение процесса овладения языком сближает её с дидактикой, теоретической грамматикой и интерлингвистикой.]

Источники о психолингвистике

Этнолингвистика - этнологическая лингвистика

Относясь к духовной культуре, язык не может её не отражать и тем самым не может не влиять на понимание мира носителями языка. Согласно гипотезе лингвистической относительности Э. Сепира и Л. Уорфа, структура национального языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. В отечественной психолингвистике существует теория лакун, которая объясняет условия существования элементов национальной специфики лингвокультурной общности. Лакуны бывают языковые и этнографические. Восстанавливаются лакуны с помощью толкования, перевода и комментирования.

[В этом аспекте этнолингвистика смыкается с психолингвистикой и когнитивной лингвистикой.]

Нет абсолютно тождественных понятий в разных языках, поскольку в основе понятий лежат разные предметные отношения, закрепленные разными средствами. Действительность в разных языках представлена по-разному. Это явление, известное как лингвистическая относительность, или лингвистическая дополнительность, порождает так называемое языковое мышление, особое у носителей каждого языка.

[Изучая отражение действительности в разных языках, этнолингвистика переходит на территорию философии языка.]

Когнитивистика и когнитивная лингвистика

Когнитивизм

Когнитивизм [= когнитивистика = когнитивная наука = когнитология?] - совокупность наук, объединяющая исследования общих принципов, управляющих мыслительными процессами [и занимающаяся моделированием мышления].

Язык с позиций когнитивизма представляется как средство доступа к мыслительным процессам. Именно в языке фиксируется опыт человечества, его мышление. Язык — познавательный механизм, система знаков, специфически кодифицирующая и трансформирующая информацию. Иными словами, объектом когнитивной лингвистики является язык как механизм познания. (Из Википедии)

Когнитивная лингвистика [когнитолингвистика]

Когнитивная лингвистика — направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия.

По определению В. 3. Демьянкова и Е. С. Кубряковой, когнитивная лингвистика изучает язык как когнитивный механизм, играющий роль в кодировании и трансформировании информации (Краткий словарь когнитивных терминов, с. 53-55).

От автора:

Если психолингвистика изучает связь "души" и языка, то когнитивная лингвистика - связь разума и языка. Но, поскольку психология изучает не только эмоции, но и мышление, то когнитолингвистику можно считать частью психолингвистики.

Категоризация мира через язык зависит как от окружающих условий, так и от этапов эволюции языка, что отражается в его лексике и изучсается антропологической лингвистикой как частью исторического языковедения.

Вероятно, к когнитивным наукам можно отнести эвриологию (теорию изобретений и открытий) и НЛП (нейро-лингвистическое программирование).

Об авторской попытке обобщить лексикологический материал отборного ряда языков и категоризировать мир - смотрите страницу систематизации корнеслова.

История когнитивной лингвистики

Когнитивная лингвистика возникла в результате взаимодействия нескольких источников: когнитивной науки, когнитивной психологии, лингвистической семантики. В основе когнитивной лингвистики лежит положение о том, что поведение и деятельность человека определяются в значительной мере его знаниями, а его языковое поведение – языковыми знаниями. Языковые факты объясняются не только фактами неязыковой природы, притом необязательно наблюдаемыми, в качестве модельных конструктов выступают когнитивные структуры и процессы в сознании человека.

Начало отечественного изучения взаимосвязи языка и мышления положили нейрофизиологи, врачи, психологи (П. Брока, К. Вернике, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов и др.). На базе нейрофизиологии возникла нейролингвистика (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия). Следующим этапом развития проблемы соотношения языка и мышления стала психолингвистика, в рамках которой изучались 1) процессы порождения и восприятия речи, 2) процессы изучения языка как системы знаков, хранящейся в сознании человека, 3) соотношение системы языка и ее использования, функционирования (американские психолингвисты Ч. Осгуд, Т. Себеок, Дж. Гринберг, Дж. Кэррол и др., российские лингвисты А. А. Леонтьев, И. Н. Горелов, А. А. Залевская, Ю. Н. Караулов и др.). Формально в лингвистической историографии возникновение когнитивной лингвистики относят к 1989 г., когда в Дуйсбурге (ФРГ) на научной конференции было объявлено о создании ассоциации когнитивной лингвистики, и когнитивная лингвистика, таким образом, стала отдельным лингвистическим направлением. Становление современной когнитивной лингвистики связывают с трудами американских авторов Джорджа Лакоффа, Рональда Лангакера, Рэя Джакендоффа и ряда других.

Когнитивная лингвистика - часть когнитивной науки

Сейчас можно говорить о существовании когнитивной науки [когнитивистики, когнитологии?], которая, по определению Е. С. Кубряковой, междисциплинарна и представляет собой зонтичный термин для целого ряда наук: когнитивной психологии, когнитивной лингвистики, философской теории когниции, логического анализа языка, теории искусственного интеллекта, нейрофизиологии. Уже сложились такие дисциплины, как когнитивная антропология, когнитивная социология и даже когнитивное литературоведение, т. е. почти в каждой гуманитарной науке выделилась специальная область, связанная с применением когнитивного подхода и когнитивного анализа к соответствующим объектам данной науки.

Таким образом, когнитивная лингвистика - одно из направлений междисциплинарной когнитивной науки, в задачи которой входит и описание/изучение систем представления знаний и процессов обработки и переработки информации, и - одновременно - исследование общих принципов организации когнитивных способностей человека в единый ментальный механизм, и установление их взаимосвязи и взаимодействия.

Философия языка

Философия языка включает в себя широкую область исследований, направленных на изучение взаимоотношений между языком, бытием и мышлением, а также сами теоретико-методологические знания, выражающие и интерпретирующие эти взаимосвязи. Эти сферы – язык, бытие и мышление – могут трактоваться при этом в различных лингвофилософских концепциях как: 1) самостоятельные и независимые друг от друга, 2) частично тождественные или 3) вообще не отличающиеся друг от друга.

Так, в качестве самостоятельного начала в философии языка может рассматриваться бытие, а язык и мышление могут интерпретироваться как моменты включающего их сознания, противостоящего бытию. Задача философии языка сводится в этом случае к установлению соотношений между бытием и сознанием в его языковом проявлении.

Тогда когнитивная лингвистика и антропологическая лингвистика являются частью философии языка. Первая изучает связь между языком и мышлением, а вторая - между языком и бытием.

В  философии языка различаются 3 основные парадигмы представления языка, с акцентом на семантическом, синтаксическом или же прагматическом планах:

  1. философия имени («семантическая парадигма»), исходящая из имени и его отношения к миру,
  2. философия предиката («синтаксическая парадигма»), опирающаяся на предикат как на ядро суждения и изучающая синтаксические связи между языковым выражением и взглядом на мир лишенного личностных свойств усредненного носителя языка,
  3. и, наконец, «философия эгоцентрических свойств» («прагматическая парадигма»), исходящая из момента связи между языком и говорящим субъектом.

Первая парадигма разрабатывалась в философии языка со времен античности вплоть до начала 20 в. Вторая – в философии языка неопозитивизма. Третья – в философии языка позднего логического неопозитивизма (Б.Рассел) и в формальной прагматике (Р.Монтегю, К.И.Льюис, Я.Хинтикка и др.).

Паралингвистика - окололингвистическая дисциплина

Паралингвистика - раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств. Паралингвистические средства не входят в систему языка и не являются речевыми единицами, однако в той или иной степени представлены в каждой речевой единице, сопровождая речь (из Википедии).

Различают три вида паралингвистических средств:

Поскольку все 3 названные вида средств или особенностей коммункации, на самом деле, изучаются в психологии, то паралингвистику можно считать частью психолингвистики.


Лингвистика: Дисциплины | Сигнальные системы | Языки | Графика | Интерлингвистика | Фонетика | Лексикология | Грамматика | Типология | Компаративистика | Компьютерная лингвистика | Экстралингвистика | Семиотика | Зоосемиотика | Словари | Лингво-книга

Родственные ссылки: Общественные науки | Происхождение человека | Страны | Карты

На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 02.09.2016
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня