Версия для печати

Теоретическая грамматика [лингвистика предложения]

Главная > Лингвистика > Грамматика

Зикурат - результат единого языка Tad dvaram apavargasya vanmalanam cikitsitam
Pavitram sarvavidyanam adhividyam prakasate
‘Она (грамматика) есть врата к бессмертию, целебное средство от загрязнений речи, освятительница всех знаний.
Она светится в каждом знании’. (Бхартрихари, крупнейший лингвофилософ Индии, 4-й век н.э.)

Общая (теоретическая, фундаментальная) грамматика изучает виды, компоненты и общие принципы построения предложений, в то время как частная грамматика изучает строй конкретного языка.

Бодуэн де Куртенэ связывал изучение системы языка с исследованием «фонетической структуры слов и предложений», «морфологической структуры слов» и «морфологической структуры предложений». Он рассматривал синтаксис как «морфологию высшего порядка», потому что для Бодуэна де Куртенэ морфология в широком понимании этого слова — как бы «душа» языковой системы. Слово как синтагма, как элемент предложения уже переходит из области морфологической структуры слов в сферу морфологической структуры предложения.

Разделы нашего грамматического портала:

Работы и ресурсы по типологии языков мира, основаниям языка, языковым универсалиям и феноменам можете посмотреть в разделе языковой системологии.


Типы грамматик

Грамматика как лингвистическая наука изучает форму и содержание, строение и функционирование грамматических единиц и категорий, которые имеют сложную природу. Это вызвало различные подходы к их изучению, определяемые целями исследования (далее цит. из Кожухов. Введение в языкозщнание). Эти подходы (или аспекты) лежат в основе классификации типов грамматик, основные из которых:

  1. формальная и семантическая,
  2. статическая и динамическая (функциональная),
  3. языковая и коммуникативная (речевая) грамматики.

1. Формальная и семантическая грамматики

Первое противопоставление базируется на двух возможных подходах изучения грамматической формы и грамматического значения — от формы к значению и от значения к форме. Эти Два грамматических подхода получили название с т р у к т у р н о - с е м а н т и ч е с к о г о (ономасиологического, формального) и с е м а н т и к о-с т р у к т у р н о г о (семасиологического, семан- тического), а грамматики — ф о р м а л ь н о й и с о д е р ж а - т е л ь н о й ( к о н т е н с и в н о й ) . Их называют также грам- матикой слушателя (он воспринимает грамматическую форму, а затем понимает ее) и грамматикой говорящего, который, формулируя свою мысль, избирает ту или иную грамматическую форму.

Ф о р м а л ь н а я г р а м м а т и к а предметом своего изуче- ния считает прежде всего грамматические формы, их строение, группировки по частям речи и правилам словоизменения (пара- дигмам), правилам сочетаний (синтаксическим связям). Слово- образовательная и словоизменительная модель, форма слова и форма словосочетания — основные единицы формальной грам- матики. В зависимости от выдвижения на передний план ис- следования той или иной единицы формальная грамматика может быть грамматикой словоформ, грамматикой словоизменительных парадигм, грамматикой частей речи. Это — ее разделы, это и основные школы формальной грамматики.

К о н т е н с и в н а я г р а м м а т и к а предметом своего изу- чения считает прежде всего грамматические значения, их структуру, грамматические категории, средства их выражения, соотношение грамматических значений и категорий с логическими и понятийными категориями. В зависимости от выдвижения на передний план исследования тех или иных единиц грамматического содержания и их соотношения с понятийным содержанием контенсивная грамматика выступает то как логическая грамматика, то как психологическая или семантическая грамматика. Формальное и контенсивное описания грамматического строя языка дополняют друг друга, так как исследование грамматических форм и их системы неизбежно завершается поиском того, что они выражают или для чего предназначены, тогда как исследование грамматических значений и их системы не может не касаться описания тех средств, которые их выражают. Второе противопоставление базируется на изучении языка, его средств — самих по себе или в их взаимодействии при функционировании языка. Статическая грамматика изучает единицы и категории языка в статике — без обращения к их взаимодействию в процессе исторического развития языка или его современного использования.

2. Статическая и динамическая грамматики

С т а т и ч е с к о й о п и с а т е л ь н о й ( с и н х р о н и ч е - ' с к о й) грамматике противопоставляется грамматика и с т о р и - ч е с к а я ( д и а х р о н и ч е с к а я ) . В пределах описательной грамматики статической грамматике противостоит д и н а м и - ч е с к а я ( ф у н к ц и о н а л ь н а я ) , которая изучает потен- циальные функции языковых единиц и категории и их функциони- рование в пределах одного современного состояния (среза, среды). Если для статической грамматики характерно рас- смотрение языковых единиц раздельно в пределах отдельного яруса или части речи, в отрыве от лексического наполнения грамматических категорий, то для функционально-описательной грамматики характерно рассмотрение языковых единиц во взаимо- действии грамматических и лексических единиц языка в пределах схематического и реального контекста, в пределах одного и того же функционально-семантического поля или при взаимодействии таких полей.

Все названные типы грамматик в традиционном или новом варианте рассматривают язык в самом себе и для самого себя, если даже делают предметом наблюдения реальные факты употребления языка, текст как структуру — языковую, логи- ческую, композиционную и смысловую. Все они могут быть названы л и н г в о ц е н т р и ч е с к и м и (или абстрактно-язы- ковыми), так как основным предметом их изучения является язык как форма и содержание, их функциональное предназначение — раздельно или связанно. Лингвоцентрическое исследование языка может быть одноязыковым, двуязыковым (сопоставительным), ти- пологическим и универсальным.

3. Языковая и коммуникативная грамматики

Абстрактно-языковым грамматикам противостоят грамматики р е ч е в ы е , к о м м у н и к а т и в н ы е . Они рассматривают общение при помощи языка — речевое общение, а следовательно, говорящего и пишущего, слушающего и читающего человека. Речевая деятельность рассматривается как деятельность человека' (греч. άνυςωπος). Он использует язык для передачи мыслей и иной информации другим лицам; он пользуется языком, чтобы понять сказанное или написанное другими людьми. Лингвистические теории этого направления могут быть названы а н т р о п о ц е н т р и ч е с к и м и . В языкознании это направление получило наименование п с и х о л о г и ч е с к о г о , а затем к о м м у н и к а т и в н о г о

Предметом коммуникативной грамматики являются речевое общение, речевая деятельность, сам речевой акт, его единицы, их логико-грамматическая форма, тематико-ситуативная обус- ловленность речевой деятельности, типы речевых высказываний. В коммуникативной грамматике анализируется не только функцио- нирование единиц и категорий языка, но и актуальное членение самого высказывания, текст как единица описания, рассказывания, рассуждения. Современная коммуникативная грамматика опирается, продолжает и развивает достижения логического и психологического направления XIX в.; в то же время у нее появилась своя проблематика, свои аспекты и методы иссле- дования.

Теоретическая и практическая (учебная) грамматики

Все названные грамматики являются типами т е о р е т и - ч е с к о й грамматики: они исследуют общие свойства грам- матического строя языка и речевой деятельности. Теоретическая грамматика (ее называют также “общей грамматикой”, “научной грамматикой”) противопоставляется грамматике п р а к т и - ч е с к о й (ее называют также “учебной грамматикой”, “школьной грамматикой”)1. Основное различие теоретической и учебной грамматики состоит в том, что теоретическая грамматика изучает всесторонне все единицы и категории грамматического строя языка, выявляет его системные характеристики и законы функционирования и развития, тогда как учебная (практическая) грамматика изучает базовые (основные, типические) свойства грамматического строя конкретного языка, вырабатывает грам- матические и лексико-грамматические правила как необходимую предпосылку и условие формирования и совершенствования речевой деятельности, всех ее видов.

Из сказанного вытекает, что теоретическая грамматика опирается на лингвистическую и философскую теорию; учебная же грамматика опирается не только на лингвистическую и философскую теорию, но и на психологическую, педагогическую и методическую теорию, а также на передовую практику преподавания языков, закономерности протекания учебного процесса в различных формах обучения и у разных категорий учащихся.


Главная

Лингвистика: Дисциплины | Сигнальные системы | Языки | Графика | Интерлингвистика | Фонетика | Лексикология | Грамматика | Типология | Компаративистика | Компьютерная лингвистика | Экстралингвистика | Семиотика | Зоосемиотика | Словари | Лингво-книга

Родственные ссылки: Общественные науки | Происхождение человека | Страны | Карты

На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 23.03.2018
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня