|
|
|
Большая часть полинезийских языков распространена в пределах "полинезийского треугольника", вершины которого образуют Гавайские острова на севере, Новая Зеландия на юге и остров Пасхи на востоке. Остальные полинезийские языки - нукуоро, луангиуа, мунггава, пилени, тикопиа, маэ и другие - распространены на ряде мелких островов в Меланезии и Микронезии и составляют так называемую внешнюю Полинезию (Outliers).
Распад праполинезийского языка ориентировочно датируется первой половиной I тысячелетия н.э.
На этой странице:
Полинезийцы, так же как и микронезийцы являются потомками древних носителей керамической культуры лапита, существовавшей во второй половине I тысячелетия до н.э. на обширной территории. Запад Полинезии был заселен (в основном, через Меланезию) намного раньше ее восточной части (еще до нашей эры), поэтому жители Тонга и Самоа почти не сохранили легенд о заселении своих островов. В Восточной же Полинезии широко распространены мифы об открытии далеких островов и плаваниях великих предков. На островах Самоа и Тонга сформировалась полинезийская общность в ее современном понимании. Оттуда полинезийцы двинулись на восток и на рубеже нашей эры заселили Маркизские острова, которые надолго стали базой их дальнейшего продвижения. Отсюда, как показывают археологические данные сначала были заселены острова Пасхи и Таити (3—5 века н.э.), затем острова Мангарева и Гавайские (7—8 века), позднее — острова Кука и Новая Зеландия (10 век). В 12—13 веках на Гавайи направились еще две волны переселенцев: с Маркизских островов и с Таити. Предпринимая рискованное морское плавание, вожди полинезийцев заранее знали, где примерно лежат плодородные незаселенные острова. Этим объясняется появление в фольклоре мотива вещего сна об обетованной земле, наподобие сна Хау Мака. В своих ладьях переселенцы везли семена и черенки культурных растений, которые потом высаживали на новых островах. Подробный рассказ о снаряжении лодок в дальнее плавание с тем, чтобы поселиться на острове Пасхи приводится и в разных фольклорных версиях рапануйцев. Вождь Хоту Матуа отправился на поиски незаселенного острова, потерпев поражение в междоусобной борьбе (по другим версиям из-за того, что его родной остров Хива стал погружаться в океан). Сначала он выслал семерых разведчиков, которые нашли остров Рапа-Нуи, увиденный во сне Хау Мака. Подданные Хоту Матуа погрузили в две ладьи корзины с ямсом, бататами, клубнями таро, бананами. Они взяли черенки всех культурных растений своей земли, сахарный тростник, а также птиц, кур, свиней и даже калебасы с мухами, которые олицетворяли духов природы и символизировали благополучие народа. Полинезийцы имели высокоразвитое земледелие, они возделывали 27 видов культурных растений, почти все из которых, кроме батата, имеют азиатское происхождение. (Из книги И.К.Федоровой "Говорящие дощечки с острова Пасхи. Дешифровка, чтение, перевод". Глава 1.) Согласно легендам полинезийцев, все они прибыли на свои настоящие острова из Гаваики - своей общей прародины. По современной научной версии, сначала это был остров — Ява, но на пути своего следования мореплаватели могли давать это имя и другим островам - например, Гавайи, Савайи, Хива. Не исключено, что до прибытия полинезийцев на их современные острова, там жило иное население, о чём повествует история острова Пасхи. Косвено, но убедительно об этом говорит и распространение в полинезии батата. Приведём выдержку из Википедии: "Родиной батата, вероятно, являются Перу и Колумбия (Анды), откуда он ещё в доколумбовскую эпоху распространился по всему региону, попав в Вест-Индию, южную и восточную Полинезию, на остров Пасхи и в Новую Зеландию. Каким образом шло распространение батата на такие большие расстояния, до сих пор является предметом научных споров. Гипотеза, что клубни разносились океанскими течениями, была исключена, поскольку те портятся в морской воде." Следовательно, была миграция населения с востока - из Южной Америки. Это могли быть инки или доинкские племена. Язык этих племён - предположительно, кечуа, но, не исключено, что другой. Сами инки перешли на кечуа как язык подвластных племён, а сами до этого говорили на другом. |
Ступенчатые пирамиды и монолиты, громадные статуи острова Пасхи и Маркизских островов поразительно напоминали такие же пирамиды и изваяния, оставленные в горах Тихоокеанского побережья древними жителями Перу. Гипотеза о южноамериканском происхождении полинезийцев увлекла молодого норвежского этнографа Тура Хейердала. Изучая предания и мифы полинезийцев, Хейердал установил, что все поэтические легенды жителей островов посвящены богу Тики - сыну Солнца, который некогда приплыл через океан из гористой страны на Востоке. Хейердал занялся изучением древней культуры Южной Америки. Перуанские легенды говорили о народе белых богов пришедших откуда-то с севера. Они и создали в горах огромные каменные статуи. Впоследствии, после поражения в битве с инками на озере Титикака, этот народ во главе со своим вождем Кон-Тики (что означает "Солнце-Тики") бесследно исчез. Кон-Тики увел своих людей на запад через океан. [Видимо, эти люди и изобрели или привезли с собой письменность кохау-ронгоронго]
Источники:
Формирование полинезийской этнической общности и полинезийских языков началось более 2000 лет назад [~ 2500 до н.э. ?] в пределах островов Футуна, Самоа и Тонга. В эту группу входит более 30 полинезийских языков, распространенных, во-первых, в «Треугольнике» с вершинами, направленными на север (Гавайские острова), юг (Новая Зеландия) и восток (остров Пасхи), и, во-вторых, в так называемой Окраинной Полинезии.
Во Внешней или Окраинной Полинезии зарегистрировано 14 или 15 языков, присущих небольшим сообществам, занимающим острова, рассыпанные внутри Меланезии и Микронезии, и по их границам. Это языки нукуоро, капингамаранги, сикаиана, языки островов Онгтонг-Ява, Реннел-Беллона, Тикопия и других, материалов по которым очень немного.
На территории «Треугольника» говорят на 16 полинезийских языках, которые распадаются на две группы: тонгические [тонганские] и ядерно-полинезийские, разделение которых произошло, видимо, около 200 г. до н.э., вскоре после заселения островов Самоа.
В свою очередь, в тонгическую группу включаются языки тонга и ниуэ, а иногда и восточно-увеанский. Остальные языки относятся к ядерно-полинезийским и составляют в свою очередь две группы: восточно-полинезийскую и самоическую [самоанскую].
Восточно-полинезийская группа включает языки маори, раротонганский, таитянский, гавайский, туамотянский, маркизский, мангаревский, рапануйский. Некоторые лингвисты, считают последний обособленной подгруппой восточно-полинезийских языков. Р. Грин включает рапануйский язык в одну группу с мангаревским и маркизским языками.
В самоическую группу входят, помимо собственно самоанского языка, восточно-увеанский, восточно-футунанский и язык Эллисовых островов. Теперь к ним ещё добавляют языки островов Токелау, Нанумеа и Пукапука.
По сравнению с другими языками Океании очень детально изучена история полинезийских языков. Реконструированы фонологическая система, словарь, грамматика как праполинезийского, так и языков-предков отдельных групп полинезийских языков (Pawley 1966; 1970; Clark 1976; Беликов 1977; Biggs 1978; Walsh, Biggs 1966; Biggs, Walsh, Waqa 1970).
Особая близость полинезийских языков между собой была отмечена еще мореплавателями XVIII в. Следующее столетие и первая половина XX в. не принесли существенных успехов полинезийской компаративистике, хотя появилось несколько работ сопоставительного характера, из которых следует отметить словарь Э. Треджера [Tregear 1891].
Начало сравнительно-историческому изучению полинезийских языков положила статья С. Элберта "Взаимоотношения полинезийских языков и диалектов" (Elbert 1953), в которой впервые была предложена реконструкция праполинезийской фонетики (позднее незначительные уточнения были внесены лишь в вокализм) и дана обоснованная генеалогическая классификация тех языков, по которым имелся удовлетворительный материал.
В 60-х годах классификация Элберта была уточнена и расширена,
в первую очередь благодаря работам Э. Поли [Pawley 1966; 1967].
По современным представлениям, языки тонга и ниуэ составляют тонганскую группу,
остальные языки образуют ядернополинезийскую группу,
которая подразделяется на самоанско-внешнюю и восточнополинезийскую подгруппы.
К самоанско-внешним языкам относятся самоа, восточный увеа, восточный футуна, тувалу, токелау, пукапука
и все внешнеполинезийские языки.
Восточнополинезийская подгруппа включает гавайский, мангарева, маркизский, раротонга, таити, туамоту
(и другие диалекты южных островов Кука), тонгарева, маори;
к этой же подгруппе относится и язык рапануи,
противопоставленный по ряду признаков другим восточнополинезийским.
Полинезийские языки перечислены в порядке дивергенции их подгрупп (тонга, самоа, восточные полинезийские - последние по похожести фонетики, что, возможно, говорит о порядке выделения этих языков):
Языки | *F | *H | *K | *NY | *R |
Тонга | f | hs | k | ny/g | l |
Самоа | f | s | - | g | l |
Туамоту | f/h | h | k | g/ng | l |
Гаваи | h | h | k | n | l |
Маркизский | f | h | k | n | - |
Рапануи | h | h | k | ng | r |
Маори | wh | h | k | ng | r |
Раратонга (о. Кука) | wh | - | k | ng | r |
Таити | f | h | - | - | r |
Тубуаи | f/h | h | - | - | r |
Перечислим основные структурные черты праполинезийского языка.
Праокеанийская вокалическая система осталась неизменной (*i, *e, *a, *o, *u),
консонантизм был существенно редуцирован (*p, *t, *k, *?, *m, *n, *ng, *f, *s, *h, *v, *r, *l).
Единственная возможная структура слога в праполинезийском и большинстве современных языков - (C)V.
Строй праполинезийского предложения - смешанный номинативно-эргативный, порядок членов - V-S-O.
Глагольная составляющая предложения имеет следующую структуру:
(T) + (Pr) + (Adv-1) + знаменательное слово + (определение) + (Dir) + (An) +(Dem) + (Adv-2),
где T - видо-временной показатель,
Pr - показатель лица и числа (отличный от полного личного местоимения),
Adv-1, Adv-2 - два различных закрытых класса частиц адвербиального характера (типа *tei 'почти', *foki 'также'),
Dir - показатель направления действия,
An - анафорическая частица,
Dem - указательное местоимение (типа *ra: 'тот, там').
Именная составляющая предложения имеет следующую структуру:
(Prep) + Art + (Pos/Dem) + (Ad) + знаменательное слово + (определение) + (Pos/Dem),
где Prep - предлог,
Art - артикль,
Pos - притяжательное местоимение,
Ad - препозитивное прилагательное (закрытый класс).
Таблица соответствий (150 лексических единиц) рапануйского языка (остров Пасхи) с родственными: тонганским, самоанским, маркизским, таитянским, гавайским, маорийским, мангаревским, туамоту и их праязыками - праполинезийским (PPN) и прамалайско-полинезийским (PMP) смотрите на странице Общеполинезийская лексика. Сведения взяты из книги И.К. Федоровой "Говорящие дощечки" острова Пасхи. Дешифровка, чтение, перевод, которую можно загрузить на странице Письменность острова Пасхи.
Также смотрите литературу по полинезийскому языкознанию.
Ключевые слова для поиска сведений по полинезийскому глоттогенезу и праязыку:
На русском языке: праполинезийский язык, праязык полинезийцев, полинезийский глоттогенез,
происхождение и миграции полинезийцев, этногенез полинезийцев, история полинезийских языков,
сравнительно-историческое изучение полинезийских языков, сравнение праполинезийской ключевой лексики,
структурные черты протополинезийского, рождение полинезийской языковой группы;
На английском языке: Proto-Polynesian language.
|