Версия для печати

Древние ностратические языки Передней Азии

Главная > Лингвистика > Языки > Ностратические > Эламо-загросские [палеоиранские]

Словари древних языков: А | Б | В | Г | Д | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я
Чога-Занбиль

На данной странице пока представлены 3 доперсидских ностратических [или палеоностратических] языка древнего Ирана от Загроса до Хузистана:

Возможно, все или некоторые из этих древних языков Элама и Загроса родственны, сближаясь из ностратических с афразийскими, дравидийскими и картвельскими.

Эта страница имеет честь быть упомянутой в статье Википедии о касситском языке.


Эламо-дравидский (загросский) праязык

Дивергенция празагросского (эламо-дравидского) языка

В 20-м веке утвердилось предположение о связи языка эламитов с языками дравидской семьи. У них нашлись, например, общие морфологические форманты. Поэтому появилась концепция эламо-дравидской (эламско-дравидийской, дравидо-эламской, так же - "загросской") языковой общности. Согласно этой гипотезе, эламский и дравидийские языки являются потомками празагросского языка-основы. Причём, самый дальний (или ранее всех отделившийся) дравидский язык брагуи (брахуи) иногда считается более близким к эламскому.

Самая новая концепция принадлежит безвременно ушедшему компаративисту Сергею Старостину, который своими методами определил, что афразийская семья является такой же древней, как другие ностратические языки, если последние представить отдельной ветвью, а эламский язык равно удалён от тех и других.

Если язык эламитов, в самом деле, занимает промежуточное положение между афразийскими и "евразийскими", то, возможно, он наиболее близок к праностратическому?]

Эламский язык (Юго-Восточный Иран)

Пространство и время эламского языка

Эламский ареал

Эламский язык – язык эламитов - народа, населявшего древнее государство Элам, существовавшее в III–I вв. до н. э. на юге современного Ирана (провинция Хузистан в долине рек Кархун и Керхе), к востоку и юго-востоку от тогдашнего Вавилона. Название Элам – древнееврейского происхождения; по-гречески государство называлось Сузианой (по названию крупнейшего города Сузы, он же Шушун или Шушен), по-древнеперсидски – Худжа (отсюда нынешнее название провинции), а сами эламиты называли свою страну Хатамти. Некоторые археологические находки заставляют полагать, что эламский язык был распространен вплоть до нынешнего Пакистана [т.е., Иран + Афган, по-крайней мере, южные районы].

Письменные памятники (иероглифические и клинописные надписи) относятся к 3-му тыс. до н. э. — 4 в. до н. э. Первые памятники — хозяйственные документы храмов (около 30—24 вв. до н. э.), записанные т. н. протоэламским рисуночным словесно-слоговым письмом, не дешифрованы. [Исторически происходящее из иероглифического эламское линейное письмо - тоже не дешифровано.]

Место и связи эламского языка

Несмотря на некоторые лексические схождения, эламский язык не является родственным частично современным ему и географически соседним шумерскому и хурритскому; он существенно отличается от этих языков по своей структуре, а сходства носят несистематический характер [но они есть!] и их естественнее объяснять заимствованиями.

Сетевые источники по языку и обществу эламитов

Ссылки по истории и культуре Древнего Элама:

Ресурсы сети по эламскому языку:

Сетевые статьи по эламскому языку и литературе:

Литература по эламитам и эламскому языку

Библиография по языку эламитов - народа, создавшего государство Элам в долине рек Кархун и Керхе:

Библиография по дравидской компаративистике:

Касситский язык (Западный Иран)

Земли эламитов и касситов в Древней Передней Азии

Касситский язык - язык касситов, распространённый во 2—1-м тыс. до н. э. в Западном Иране (Луристан). Из анализа касситских имён собственных, наименований мастей лошадей и пр., встречающихся в аккадских источниках, удаётся выявить около 100 корней касситского языка и несколько грамматических суффиксов (видимо, агглютинативных).

Предположение о родстве с эламским языком (немецкие учёные Г. Хюзинг, Ф. Делич и др.) пока достаточных подтверждений не получило. Есть также мнение о его картвельском происхождении (см. ниже - убедительно, и с шумерскими соответствиями).

Касситы, коссеи, киссии (аккад. кашши) - древние горные племена, обитавшие во 2—1-м тыс. до н. э. в горах Загроса (Западный Иран), на территории современного Луристана. В середине 18 в. К. впервые вторглись в Вавилонию, а к 16 в. овладели всей страной (с 1518 по 1204 правила так называемая касситская династия) [т.е., от эпохи арийского завоевания Индии до Троянской войны]. Сами касситы себя называли galdu, galshu [похоже на калашей - дардский народ в высокогорных районах Гиндукуша (Кафиристан)], galzu (также использовали этноним на kal-).

К сожалению, “Касситский период” в истории Вавилонии мало исследован [почему?]. Сохранились письма и деловые документы, относящиеся главным образом к концу этого периода. Наиболее известный памятник архитектуры — храм царя Караиндаша в Уруке (15 в. до н. э.).

Касситы Западного Ирана последний раз упоминаются в 324 до н. э. (при Александре Македонском). Касситы постепенно семитизировались. Известны боги касситов.

Царству касситов в Вавилоне пришел конец после вторжения эламитов. Касситы, происходя из Загроса - "Медного царства" (как показали раскопки в Арисмане) - вероятно, были ключевым народом в снабжении цивилизаций бронзового века медью (само последующее название Северного Ирана - Мидия - означает медную страну). Их разгром мог сломать всю логистическую систему Древнего мира и привести к Катастрофе бронзового века.

Касситский лексикон

Не существует сохранившихся текстов на касситском языке. Количество сохранённых аккадоязычными источниками слов невелико: немногим более 60, они относятся к особым семантическим полям: масти лошадей, детали колесниц, термины ирригации, названия растений и титулы. Имеется также один краткий касситско-аккадский словарик (на 49 единиц), содержащий сельскохозяйственные и технические термины, цветообозначения, а также списки имён людей (в том числе с семитскими эквивалентами), богов и кличек лошадей. Еще приблизительно 200 дополнительных формативов могут быть извлечены путём исследований этих антропонимов, топонимов, теонимов и даже лошадиных кличек. Морфемы не выявлены; возможно, однокоренными словами являются buri «владыка» и burna «покровительствуемый».

Имена касситских богов:

  1. Abirattaš - возможно, от санскр. Abhi-ratha "обращенный к колесницам" (в битве). [Да, начало слова похоже и на родственное гр. amphi "с обоих сторон"]
  2. Bugaš - возможно, имя бога, оно также используется в качестве титула. [= bogos? Ср. имя фригийского Зевса - Bagaios]
  3. Buriaš - Ubriash или Burariash, бог бурь, (= греческий Борей).
  4. Duniaš - божество. [= греко-финикийский бог весны Адонис или речной бог (ир. Дон, сл. дно)?]
  5. Gidar - соответствующее вавилонскому Адар.
  6. Hala - богиня, супруга Адар / Nusku см. Шала.
  7. Harbe - главное божество пантеона, которое символизирует птица, соответствуют Белу, Энлилю и Ану.
  8. Hardaš - возможно, имя бога. [Славянский бог Род с предларингалом?]
  9. Hudha - соответствует вавилонскому «Бог Воздуха»? [А может быть индийский бог Рудра?]
  10. Indash - возможно, соответствует санскр. «Индра».
  11. Kamulla - соответствует вавилонскому Эа.
  12. Kashšu (Кассу) - бог одноимённого предка касситских царей.
  13. Maruttaš или Muruttaš - (возможно соответствует ведийским Марутам - божествам ветра, форма множественного числа).
  14. Miriaš - богиня (земли?), вероятно, тождественна следующей.
  15. Mirizir - богиня, соответствующая Белет, вавилонской богини Beltis, то есть Иштар = планета Венера; символизирует 8 звезду.
  16. Nanai, или Nanna - возможно, имя вавилонской богини Иштар (Венера) [Инанна?] как охотницы, изображается на кудурру как женщина, сидящая на троне.
  17. Shah - бог солнца, соответствующий вавилонскому Шамашу, и, возможно, санскритскому Сахи.
  18. Shala - богиня, символизируется ячменным стеблем, зовется также и Hala.
  19. Shihu - одно из имен Мардука.
  20. Shimalia - богиня горы, возможно форма имени Гималаи, Семела, см. Shumalia.
  21. Shipak - луна Бога.
  22. Shugab - бог подземного мира, что соответствует вавилонскому Нергалу.
  23. Shugurra - соответствует вавилонскому Мардуку.
  24. Shumalia - богиня, которую символизирует птица на жерди, одна из двух божеств, связанных с инвеститурой касситских царей.
  25. Shuqamuna - бог, которого также символизирует птица на жерди, один из двух, связанных с инвеститурой касситских царей см. выше.
  26. Shuriaš - соответствует вавилонскому Шамашу, и, возможно, ведийскому Сурья [гр. Гелиос], также богу солнца, но это также может быть звезда Сириус, которая имеет стрелку, как символ.
  27. Turgu - божество. [Есть индийская богиня Дурга - жена Шивы]

Имена касситских царей:

  1. Agum-Kakrime [букв. "Я - Какримэ!"? - от. и.-е. *eghom "я"]
  2. Kashtilišu [Кастилис - см. лат. castellum — «крепость, замок»]
  3. Burnaburiaš [сложение с теонимом Buriash?]

Названия местностей:

  1. Kurigalzu [букв. "крепость касситов?": Kur-i-galzu (или "гора касситов")]

Термины коневодства, военного дела и другие слова:

  1. akkamdaš (или akkandaš?) - спица в колесе [возм., здесь и-е корень *ak' "ось"]
  2. allak - ободок колеса
  3. alzibadar - масть (или кличка?) лошади
  4. baziḫarzi - что-то из кожи
  5. buri - правитель [см. Борис - от Борислав]
  6. burna - защищенный [о-борон-нённый?]
  7. dakaš - звезда
  8. dardaraḫ - мелкий узор
  9. ḫameru - ступня, фут [букв. "мера"?]
  10. hašmar - сокол
  11. ḫulalam - кличка лошади
  12. iašu - страна [возм., родственно суф. -asa в анатолийских топонимах, напр., Хайаса]
  13. iškamdi - кусать (о лошади) [от и.-е. "есть"?]
  14. janzi - царь
  15. kamūsaš - бронзовая часть колесницы
  16. karimguldu - колчан
  17. kuruš - какое-то растение, возможно, шафран [возм., значит "горный"]
  18. lagaštakaš - кличка и(ли масть?) лошади [от dakash-dakash - "со звездой"?]
  19. mašḫu - божество
  20. maštakal (= вав. uru.an.na), ḫašimbur, šagabigalzu - какие-то лекарственные? растения
  21. miriaš - Подземный мир [имя бога]
  22. pirizaḫ - какое-то растение [берёза? - от и.-е. *bherg'h-a]
  23. pirmaḫ - кличка лошади [букв. "первый"?]
  24. sakrumaš - военачальник
  25. sambiḫaruk - кличка или масть лошади
  26. šaḫumaš - бронзовая часть колесницы
  27. šarru - ?
  28. simbar - молодой
  29. šimdi - давать
  30. šimriš - кличка лошади
  31. timiraš - кличка лошади ["тёмная"?]

Касситская компаративистика

Генетические связи касситского языка не выявлены. Известные касситские слова не похожи на семитские. Родство с изолированным эламским языком сомнительно, хотя одним из первых эту точку зрения высказывал Хюзинг, что также интересовало И. М. Дьяконова. По мнению Арно Фурне и Аллена Бомхарда, язык касситов близок к хуррито-урартским, чего придерживается и Томас Шнайдер.

Касситский - переднеазиатский индоарийский?

Среди ряда исследователей популярна гипотеза об индоарийской принадлежности касситского языка. Возможно, ряд слов отражает индоарийские или иранские заимствования [особенно, теонимы, антропонимы и коневодческие термины]. Л. С. Клейн приводит аргументы в пользу тождества данного языка с митаннийским арийским. Автор сайта нашел некоторые сближения с протоармянским. [И вообще, индоевропейский характер касситского бросается в глаза массовым наличием окончаний -sh.]

Касситско-картвельские сближения

Название этого племени Н.Я.Марр справедливо сравнивал с грузинским kaci, мегрело–чанским koci и баскским kison (на письме kizon) «человек». Сюда можно добавить еще слово cisson в древнеаквитанских надписях (Гасконь, рубеж эр).

От касситского языка осталось всего около сотни слов, но их сравнение с картвельскими и баскским дает важные результаты.

  1. Касситские слова da-kas «звезда» и da-gigi «небо» содержат известный картвельский префикс da- [и, весьма отдаленно, славянскому день ?].
  2. Касс. buri «владыка» соответствует баскскому buru «голова», а касс. burna «покровительствуемый» – грузинскому sa-bur-avi, sa-bur-veli «то, что накрывается сверху» [и славянскому гора ?].
  3. Касс. Harbe «бог–бык» соответствует грузинскому xari «бык» (ранее это слово писалось с особой буквы, происходящей от иероглифического изображения быка) [и славянскому яр ?].
  4. Касс. Gidar «бог войны» соответствует баскскому gudu «война», gudari «воин», шумерскому gud «воин» и, возможно, грузинскому cidi «поединок» [и славянскому бодать ?].
  5. Касс. Sah «бог солнца» соответствует грузинскому корню в словах si-cxe «жара», cx-eli «горячий», cx-adi «ясный», cx-ivi «луч» (с надежными соответствиями в других картвельских языках) [и славянскому сух ?].
  6. Касс. kukla «раб» (с начальным частичным удвоением) соответствует грузинскому glexi «раб», «крестьянин» [и славянским чело, голова ?].

Итак, можно предполагать, что касситский язык – еще один древний язык картвельской семьи. Династия его носителей правила Вавилонией с середины XVIII до середины XII века до н.э.

Кассито-армянские сравнения

Автора удивило, что в касситской лексике много слов, похожих на индоиранские - и это приводит к выводу об индоевропейском характере касситского языка. Однако, наличие L говорит о том, что, если, это и индоевропейский язык, то не арийский, а близкий к нему, например, предок древнегреческого, древнемакедонского, древнеармянского, фригийского или всех их сразу. Однако, в греческом произошел пеереход Bh > Ph, а также он язык кентумный, а касситский - явно сатемный.

Привожу перечень схождений касситских слов с древнеармянскими по книге Э.Г.Туманяна "Структура индоевропейских имён в армянском языке":

  1. alzibadar (масть лошади) - здесь alzi м.б. от др.-арм. alj "тёмный"

Ресурсы по касситскому языку и касситам

Литература по касситам и касситскому языку

Кутийский язык (Северо-Западный Иран)

Страна гутиев на северо-востоке Месопотамии

Кутийский [гутейский] язык — разговорный язык народа кутиев (гутиев), которые жили на территории между горами Загроса и Тигром (в настоящее время — иранский и иракский Курдистан) в III—II тысячелетии до н. э. [Не знаю как язык, а сами кутии (гутии) были известны ещё в VI веке до н.э. - известна гутийская стража храма Бэла в Вавилоне после его покорения персидским царём Киром Великим 12 октября 539 г. до н. э.]

Около 4200 лет назад, то есть за тысячу лет до похода греков на Трою, на границах Месопотамии появилось мощное войско. Месопотамская армия была разбита, а царь Месопотамии Нарам-Суэн погиб в бою. Победители, которых называли кутиями, установили господство над всей Месопотамией. Династия кутийских царей правила Месопотамией 91 год (в течение почти всего XXII века до н. э.). В конце концов эта династия была свергнута – но это стало возможным только благодаря огромному напряжению сил Месопотамии.

Сведения о кутийском языке очень скудны: известен только сам факт существования этого языка и список имён правителей кутиев (в составе шумерского царского списка). Существование языка подтверждается списком языков Месопотамии и прилегающих регионов, обнаруженным на глиняной табличке средневавилонского периода, происходящей предположительно из города Эмар. В сохранившемся документе из Адаба упоминается также «переводчик кутийского языка»

Происхождение гутеев и место гутейского языка

Гамкрелидзе и Иванов выдвинули предположение, что язык кутиев был индоевропейским и был близок к языкам тохарской ветви.

Возможно, гутии - предки касситов. Обитали там же - в горах Загроса.

Ученые не раз ставили вопросы: кто такие были кутии, на каком языке говорили, откуда взялась у них такая сильная и непобедимая армия? Известен список имен кутийских царей Месопотамии, но большинство этих имен не находят объяснения в известных восточных языках. Важно, что в некоторых восточных документах встречается название «светлые кутии», что дает основание говорить об их светлой коже. Это даёт основание предполагать, что гутии были европейцами. Имеется даже версия о греческом происхождении кутиев, согласно которой название загадочного народа – «кутии» – происходит от греческого слова «кюдос», которое означает «слава». На острове Крит был город Кидония, название которого означает «славная» и родственно названию кутиев. Более того, Гомер в девятнадцатой песне «Одиссеи» перечисляет племена Крита и среди них называет «кидонцев» – «славных».

Лексика гутейского языка

Ключом к разгадке тайны кутиев служат имена их царей, сохраненные в документах. Некоторые из этих имен были заимствованы царями у местных жителей Месопотамии. По одной из интересных версий, многие царские имена оказываются греческими. Греческий облик имен кутийских царей часто оказывается сильно искаженным из-за того, что употреблявшаяся в Месопотамии клинопись не была приспособлена для передачи некоторых звуков и звуковых сочетаний греческого языка.

Царская династия племен гутиев, правившая в XXII веке до н. э.

  1. Эрридупизир (Энридавазир) [связано с Эриду или Андрей?] — ок. 2230—2202 до н. э.
  2. Имта — 2202—2197 до н. э. — правил 3 или 5 лет.
  3. Инкешуш (Ингешуш I) [Инкишуш - под покровительством Энки?] — 2197—2191 до н. э. — правил 6 лет.
  4. Сар-лагаб — 2191—2185 до н. э. — правил 6 лет.
  5. Шульме [похоже на и.-е. "Солнце и Месяц"] (или Яр-лагаш) — 2185—2179 до н. э. — правил 6 лет.
  6. Элулу-Меш (Элулумеш) — 2179—2173 до н. э. — правил 6 лет.
  7. Инимабагеш (или Дуга) — 2173—2168 до н. э. — правил 5 лет.
  8. Игешауш (Игнешуш II) [корень - *ogni - огонь?] (или Илу-Ан [тоже эллин?]) — 2168—2162 до н. э. — правил 6 лет.
  9. Яр-лагаб — 2162—2147 до н. э. — правил 15 лет.
  10. Ибате [кутиский] — 2147—2144 до н. э. — правил 3 года.
  11. Яр-лангаб (Яр-лаган I) — 2144—2141 до н. э. — правил 3 года.
  12. Курум [от и.-е. *kʷr̥-mi- червь?] — 2141—2140 до н. э. — правил 1 год.
  13. Хабилькин (Хабилкин) — 2140—2137 до н. э. — правил 3 года.
  14. Лаэрабум (Лахараб) [от Лахэр-аб-ум?] — 2137—2135 до н. э. — правил 2 года [др.-гр. λᾰγᾰρός - "впалый"].
  15. Ирарум — 2135—2133 до н. э. — правил 2 года.
  16. Ибранум — 2133—2132 до н. э. — правил 1 год.
  17. Хаблум [Яблоко?] — 2132—2130 до н. э. — правил 2 года.
  18. Пузур-син (Пузур-Суэн) — 2130—2123 до н. э. — сын Хаблуна — правил 7 лет.
  19. Яр-лаганда (Яр-лаган II) — 2123—2116 до н. э. — правил 7 лет.
  20. Сиум [от и.-е. *seuyó- левый ?] — 2116—2109 до н. э. — правил 7 лет.
  21. Тириган — 2109 до н. э. — правил 40 дней. [Ср. армянское имя Тигран, возможно, означающего тиррен, а, может быть - "живущий на берегу Тигра", причём, тиррен, возможно, означал - "пришедший с реки Тигр"]

Согласно «греческой» версии происхождения кутиев, одно из царских имен, имеющее варианты «Иарлагаб» и «Иарлагаш» – это искаженная запись греческого слова «иеро-логевс» («произносящий священные слова»), см. ἱερο-λογέω - ион. "обсуждать священные вопросы". Другое царское имя [Ярлаган?] по-гречески означает «рожденный жрецом» или «священнорожденный»: ἱερό-λᾱς - "жрец". Среди имен есть и «трижды рожденный» [Тириган?], и «связывающий» или «пленящий» (понятно, почему это имя было дано царю победителей). Окончание -габ может также происходитьб от и.-е. *gʰabʰ- брать [типа славянских имён Рати-бор, Бори-слав]. Непонятные имена становятся совершенно ясными благодаря греческому языку – ведь это эллинские имена. А одно из имен – Элулу (вариант – Элулумеш) – это искаженное «Эллин».

Да, имена по облику и структуре явно индоевропейские - и значение некоторых можно попытаться понять, исходя из лексики предкового праиндоевропейского языка. Вот эти наблюдения:

  1. Окончание -ум - типично латинское (-um < *-om -> гр. -on).
  2. Другие окончания - -эш, -уш - типично индо-европейские, но, либо протоиндоевропейские, когда, возможно, присутствовали шипящие щелевые или аффрикаты, перешедшие затем в *s и *k'
  3. Второй член имени -лагаб, -лаган(-да), -лагаш - греческий логеус, причём, Яр-лагаб по значению аналогично праславянскому Ярослав [говорящий яро или славный яростью?] и греческому Гераклеусу.
  4. В именах мало гласных э и, особенно, о [вроде, вообще нет о], в основном - а, что похоже на арийскую лексику, но до того, как у них л перешло в р [здесь, как раз, много р]; либо на этрусскую, где о перешло в u, но ещё со звонкими согласными.
  5. Судя по обилию х - язык еще не расстался с ларингалами, как и синхронные ему анатолийские.
  6. Так же много ш, что напоминает и анатолийские и арийские - перед тем, как конечное у последних превратилось в призвук .
  7. В начале имён нет звонких согласных. Возможно, первый слог имел и просодическое отличие, например, был под ударением.
  8. Согласная б чаще всего стоит в конце - возможно, она передавала звук w в окончании дифтонга или (реже) в начале слога.
  9. .

Общий вывод: язык похож на арийский диалект греко-арийского до утраты ларингалов, после начала "аканья", но до ротацизма л.

Неизвестные языки Передней Азии


Главная > Лингвистика > Языки мира >

Ностратические: Праностратический (на дочернем сайте) | Алтайские | Афразийские | Дравидские | Индоевропейские (от праиндоевропейского) | Картвельские | Палеоазиатские | Уральские | Эламский | Ностратоведение | Книги по ностратике

Особые (и возможные) ностратические: Тирренские | Пиджины | Древние языки | Панъязыки

Письменности мира | Страны и города | История и общество | Расы | Книги в сети | Студенческие ресурсы

На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика