Версия для печати

Древнейшие семитские консонантные протоалфавиты

Главная > Лингвистика > Письменности > Алфавиты > Протоалфавиты > Семитские протоалфавиты
Протосемитские алфавиты

Западносеми́тское письмо́ — квазиалфавитное письмо, состоящее только из знаков, выражающих «согласный + произвольный или нулевой гласный», с направлением написания справа налево; изобретено, по-видимому, в 1‑й половине — середине 2‑го тыс. до н. э. в восточном Средиземноморье и применялось первоначально для западных семитских языков.

Западно-семитское письмо — предок многих алфавитов мира. Предполагаемый общий прототип пока не обнаружен (возможно, на него повлияло также протобиблское письмо); древнейшие известные варианты западносемитского письма относятся к 4 типам, различающимся по внешней форме знаков и характеру начертания, но совпадающим по внутренней структуре: синайско-палестинское, аравийское, угаритское, ханаанейское, или финикийское письмо. Для реконструкции западносемитского квазиалфавита существенны заимствования его народами Малой Азии и Греции.

Что интересно, последняя буква протосинайского письма TAW, обозначающая звук T и ранее имевшая форму креста, осталась практически неизменной в финикийском и южноарабском алфавите, а также похожа на угаритские буквы TO и TET. Эта буква также перешла в ливийские (буква YAT) и иберийские (силлабограмма TA / DA) алфавиты.

К концу 2‑го — началу 1‑го тыс. до н. э. создались три родственные системы линейного письма из 22—28 знаков; каждый из них обозначал «согласный + произвольный или нулевой гласный». Такое письмо называется квазиалфавитным или консонантным и является разновидностью слогового письма. Оно не обязательно передавало один к одному даже и систему согласных фонем; так, финикийско-ханаанейское письмо имело по одному знаку для двух фонем /š/ и /ś/, /ḥ/ и /ḫ/, /ʕ/ и /γ/; возможно, подобное явление надо предположить и в некоторых других случаях. Значительным усовершенствованием было введение так называемых матрес лекционис — написания согласных ʼ, h, w, j для обозначения долгих согласных /ā/, /ū/, /ō/, /ī/, /ē/, но этот приём, хотя и вполне обычный к 9—8 вв. до н. э., оставался факультативным; лишь в греческом письме (возникшем из финикийского) были введены обязательные знаки для всех гласных.

Разберёмся, кто же предок всех семитских вообще и западно-семитских в частности алфавитов - финикийский, древнеханаанский, протосинайский или еще более древняя прото-алфавитная система. Про финикийский алфавит знают почти все, а о древнеханаанском и протосинайском - единицы. Разница между протосинайской письменностью и древнеханаанейским письмом - в географической и временной локализации (из Лингвофорума - http://lingvoforum.net/index.php/topic,70420.0.html):

  1. протосинайские надписи — XIX-XVIII вв. до н.э. [а не 1900-1100 до РХ?], рудники Серабит-эль-Хадим на Синае [южнее, ближе к Египту],
  2. протоханаанейские — XVII-XI вв. до н.э., Палестина и Финикия [позже и севернее].

Разделы о западно-семитских консонантных праалфавитах, их возникновении, развитии и дочерних семитских алфавитах:


Происхождение западносемитской квазиконсонантной праазбуки

Вопрос о происхождении западносемитского письма упирается в две проблемы: 1) возникновение формы знаков, 2) возникновение внутренней структуры системы письма.

Происхождение внешней формы западносемитского праалфавита

Вплоть до 50‑х гг. 20 в. почти всё внимание было устремлено на первую проблему; наиболее популярны были гипотезы, возводившие форму знаков западносемитского письма к египетским (либо к иероглифическим, либо к скорописным; либо непосредственно, либо через синайское письмо), но при этом семиты якобы придали египетским знакам собственные чтения. Эти гипотезы оказались неубедительными.

Согласно другой гипотезе, распространённой в середине 20 в. и имеющей сторонников в 80‑е гг. (А. Г. Лундин), формы знаков подбирались к звучаниям по «акрофоническому принципу», то есть в соответствии со значениями традиционных названий букв. Но эту гипотезу также нельзя признать убедительной поскольку:

  1. названия букв появились после возникновения соответствующей письменности, а возможно, даже и алфавитного порядка (угаритская письменность 14—13 вв. до н. э. имела алфавитный порядок, почти идентичный финикийскому, но названия букв были иные — слоговые);
  2. если для отдельных финикийских букв можно усмотреть сходство с предметами, соответствующими их названиям, то о других этого сказать нельзя;
  3. не известно ни одного другого случая возникновения письменности по «акрофоническому принципу», а значащие названия букв могли возникать вторично, без всякой связи с формой буквы (ср. сохранение финикийско-палестинских названий букв у греков, но введение собственных значащих названий для тех же букв славянами).

Таким образом, акрофоническая теория не даёт ничего для объяснения возникновения внешней формы знаков западносемитского письма. Скорее всего, они были просто придуманы, возможно, с использованием уже знакомых финикийцам форм библской псевдоиероглифической системы (может быть, путём отбора знаков типа «согласный + a» — таким, по И. Дж. Гелбу, было «основное значение» каждого знака). Кстати, если перевести названия букв в ту фонетическую форму, которую они регулярно должны были иметь во 2‑м тыс. до н. э., то во всех случаях после первого согласного, дающего название букве, имеется гласный a: *ʼa-lp-, ba-i̯t-, *ga-ml-, da-lt- и т. д.

Происхождение внутренней формы западносемитского праалфавита

Гораздо более важная проблема — происхождение внутренней формы западносемитского письма. К середине 2-го тыс. до н. э. на Ближнем Востоке существовало 3 типа словесно-слоговых и слоговых письменностей:

  1. аккадский, имевший отдельные знаки для открытых и закрытых слогов с разными согласными и разными гласными;
  2. эгейский (например, крито-микенское, лувийское, библское псевдоиероглифическое письмо), имевший отдельные знаки только для открытых слогов;
  3. египетский, имевший отдельные знаки только для слогов с произвольным или нулевым гласным; в определённых позициях одноконсонантные знаки могли передавать и «согласный + нуль гласного».

Если библское псевдоиероглифическое письмо относилось к типу 2 (Гелб), то западносемитское письмо относилось к типу 3, поэтому очевидно, что идея его внутренней структуры (но не формы его знаков) заимствована из египетского письма.


Главная > Лингвистика > Письменности

Протоалфавиты: Гублский | Протосемитские | Протосинайский | Древнеханаанский | Угаритский | Южносемитский | Финикийский | Сравнения праазбук | Книги о протоалфавитах

Порталы о письменностях | Реестр письменностей | Дешифровка текстов | Книги по исследованию письма

Языки мира | Страны и города | История народов

На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 20.06.2018
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня