Версия для печати

Письменности индейцев древней Оахаки

Главная > Лингвистика > Письменности > Древние индейские письмена > Месамериканские > Мезамериканские
Индейские ДНК-популяции - материнские: A, B, C, D, X; отцовские: C, Q.

Сапотекская стелла

Древняя Оахака - один из важнейших историко-культурных регионов Месоамерики, охватывающий территории современных штата Оахака, восток штата Герреро и юг штата Пуэбла Мексики. В древности этот регион населяло большое количество народностей, наиболее многочисленными из которых были сапотеки и миштеки, язык которых относится к макро-отомангской языковой макросемье.

Разделы страницы о древних письменностях оахакских цивилизаций:

  • Сапотекское иероглифическое письмо
  • Миштекское идеографическое письмо
  • Исапская письменность и культура

Большинство рисунков с образцами письменности на этой странице взяты с замечательного сайта Ancientscripts.com по личному разрешению его автора Лоуренса Лоу.


Сапотекское иероглифическое письмо (-500)

Ещё одним кандидатом на самую раннюю письменность в Мезоамерике является письменность сапотекской культуры.

Группы сапотекских иероглифов
Сапотекская иероглифическая письменность - самобытная система письма, возникшая задолго до прихода испанских конкистадоров на территории штата Оахака современной Мексики. Первые сапотекские надписи происходят из Монте-Альбана и датируются 5-3 веками до н.э. Письменность сапотеков не дешифрована, несмотря на 200-летнюю историю его изучения. А.И. Давлетшин
Сапотекские знаки
Сапотеки являются создателями одной из самый древних культур не только Мезоамерики, но и всего Нового Света в целом.

Возникшая в конце предклассического периода после упадка ольмеков, сапотекская культура на территории современного мексиканского штата Оахака создала империю с центром в Монте-Альбан.

На нескольких памятниках данной культуры археологи обнаружили крупные тексты рисункоподобными знаками. Некоторые знаки опознаются как календарные, однако письменность в целом остаётся недешифрованной. Направление письма — сверху вниз, исполнение — несколько грубее, чем у классической культуры майя.

Наиболее ранний памятник сапотекского письма — каменное изображение «танцующего» («Danzante»), известное среди археологов как Памятник 3, обнаруженное в Сан-Хосе-Моготе, штат Оахака. По современным представлениям, этот рельеф изображает мёртвого истекающего кровью пленника с двумя иероглифическими знаками между ног — возможно, представляющими его имя. Первоначально памятник относили к 600—500 гг. до н. э., и он считался самым древним памятником письма Мезоамерики. Тем не менее, по поводу датировки существуют сомнения, вплоть до того, что монумент изначально принадлежал другой культуре, а сапотеки использовали его в своих целях. Письменность вышла из употребления в поздний классический период.

Миштекское идеографическое письмо

Миштекское (михтекское) письмо — идеографическая письменность народности миштеков, распространённая в постклассический период мезоамериканской истории. Сохранились миштекские кодексы, содержащие запись исторических событий, мифов и генеалогии. После прибытия европейцев в 1520 году изменились форма, стиль и функция миштекского письма. В настоящее время эти кодексы используются как источники этнографической, лингвистической и исторической информации, особенно в сопоставлении с устной традицией. До настоящего времени письменность не дешифрована, изображения позволяют довольно широкий спектр интерпретаций.

Не смотря на то, что сапотекское письмо считается следующим по древности после ольмекского, по структуре миштекское письмо (как и его вероятный потомок - астекское) более архаичное и, может быть, восходит к еще более ранней разновидности, чем даже ольмекское?

Исапская письменность и культура (ранее -1500!)

Исапская культура и регион

Исапа (исп. Izapa) — крупный археологический памятник доколумбовой культуры, находится в мексиканском штате Чьяпас на реке Исапа около вулкана Такана, 4-й по величине горы Мексики. Поселение Исапа составляло в поперечнике около 2 км и было крупнейшим в штате Чьяпас. Хронологически исапскую культуру относят к периоду между 600 г. до н. э. и 100 г. н. э. По мнению некоторых археологов, исапская культура могла возникнуть не позднее 1500 г. до н. э., то есть совпадать по датировке с такими ольмекскими памятниками, как Сан-Лоренсо Теночтитлан и Ла-Вента. Регион Исапа оставался населённым в течение позднеклассического периода. Датировка расцвета исапской культуры пока неясна из-за небольшого количества материала, который можно было бы датировать радиоуглеродным методом.

Исапа расположена во влажной холмистой местности из вулканической породы. Несмотря на это, почва вполне пригодна для сельского хозяйства. Погода — очень жаркая и очень сухая. Регион Соконуско, окружающий Исапу, длительное время (как минимум со времён ацтеков) славится производством какао.

Благодаря большому количеству найденных в Исапе стел и монументов с вырезанными изображениями, термин «исапский стиль» используется для описания подобных работ в прибрежных нагорьях Тихого океана и далее, включая такие места, как Такалик-Абах и Каминальхуйу.

Исапская культура получила известность благодаря своему искусству. Памятники искусства, обнаруженные в Исапе, представляют собой скульптуры-стелы и алтари в виде лягушек (символизирующих дождь). Люди изображаются большими группами, а не поодиночке. Имеется ряд черт, характерных для исапского искусства, например, наличие крылатых объектов, богов с длинными губами, напоминающих майянских, подобные ольмекским небесные вихри и тучи, обрамление в виде кошачьих ртов, изображения животных (крокодил, ягуар, лягушка, рыба, птицы), наложение объектов друг на друга и отсутствие дат. По количеству скульптуры Исапской культуры на порядки превосходят любые другие известные культуры того времени. Гарт Норман (Garth Norman) насчитал 89 стел, 61 алтарей, 3 трона и 68 «различных монументов». В противоположность изображавшим правителей скульптурам эпиольмекской культуры, удалённой от Исапы на 550 км через Теуантепекский перешеек, исапские скульптуры изображают мифологические и религиозные сюжеты, являются церемониально-повествовательными по характеру.

Кроме того, в противоположность эпиольмекским и более поздним майяским стелам, исапские монументы содержат пиктограммы. Хотя это может означать, что исапская культура не имела собственной письменности, Джулия Гернси (Julia Guernsey), автор важной работы по исапской скульптуре, предполагает, что стелы изначально не были предназначены для покрытия надписями, и поскольку Исапа находилась на границе двух языковых регионов — михе-сокского и майяского, то, по-видимому, это могло создать предпосылки для невербального общения [?].

Исапское пиктографическое письмо

На высокогорных городищах культуры майя, Такалик-Абах и Каминальхуйу, были найдены пиктографические стелы, которые относят к культуре исапа. Вероятно, данные земли в доклассическую эпоху населяли носители михе-сокских языков, и язык надписей относится скорее к ним, чем является языком майя. Некоторые знаки указанных надписей по внешнему виду идентичны знакам письменности майя, однако сама письменность остаётся недешифрованной. Продолжающееся разрушение данных археологических городищ оставляет мало надежд на обнаружение новых памятников, которые могли бы помочь дешифровать данную письменность.

Штат Исапа находится по соседству с Оахакой, к юго-востоку (как раз между Оахакой и Юкатаном), поэтому раздел о пиктографии Исапы помещён здесь.


Главная > Лингвистика > Письменности

Месоамериканские письмена : Эпиольмекское Оахакские Майя Ацтекское

Порталы о письме | Книги о письменах | Языки мира | Страны и города | История народов

На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика