Версия для печати

Протоиндская письменность

Главная > Лингвистика > Письменности > Протоиндское

Словари древних языков: А | Б | В | Г | Д | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я
Протоиндские печати с идеограммами

Вкратце о хараппской цивилизации и её загадках

Древнейшая в Южной Азии цивилизация долины Инда на пике развития (2600-1900 лет до нашей эры) занимала огромную территорию, охватывающую почти весь современный Пакистан, частично Иран, Афганистан и запад Индии. В эпоху расцвета эта культура занималась поливным земледелием, активно торговала с соседями, строила тщательно спланированные города с регулярной сеткой улиц, канализацией, зернохранилищами, общественными (культовыми?) бассейнами, мощными стенами. В отличие от Древнего Египта и государств Месопотамии в крупнейших центрах цивилизации долины Инда – Хараппе и Мохенджо-Даро – не найдены ни дворцы, ни храмы, ни погребения с богатым инвентарем. Обнаружено мало круглой скульптуры и нарядной керамики, зато бусин, наборов мер и весов, инструментов и других предметов повседневной жизни – тысячи и тысячи. Итальянский археолог Джузеппе Туччи еще в середине XX века сокрушался: чем больше археологи раскапывают в Хараппе и Мохенджо-Даро, тем меньше они понимают.

Вкратце о хараппском письме и его исследовании

Хараппское (Протоиндийское) письмо, или Письменность Долины Инда − иероглифы, составляющие морфемно-силлабическую систему (по определению Ю. Кнорозова). С 2900 по 1300 до н.э. обслуживало, предположительно, один из дравидийских языков. Письмо находится в стадии дешифровки. Пиктограммы записывались горизонтально и преимущественно справа налево либо бустрофедоном [так делали только греки и этруски]. Известно более 2000 надписей на керамике, медных пластинах, бронзовых ножах, слоновой кости. Тексты короткие, от 1 до 8 знаков [в среднем, 5 = 10000/2000]. Ученый Ираватхам Махадеван насчитал 417 графем, включая аллографы и лигатуры. Хараппская иероглифика, возможно, родственна эламской (последняя вместе с шумерской произошла из одного источника), равно как и то, что эти две письменности обслуживали родственные языки (эламо-дравидские).

Расшифровкой письменности Хараппы и Мохенджо-Даро занимались и занимаются ученые со всего мира. В их числе был выдающийся советский лингвист Юрий Кнорозов (был http://knorosov.com/), благодаря которому удалось понять и дешифровать письменность древних майя.

С 1960-х и по сей день надписями цивилизации долины Инда занимаются финны [! - в связи с "Арктической теорией"?] во главе с Аско Парпола, почетным профессором Хельсинкского университета

Исследование протоиндийских текстов, объем которых порядка 10 000 знаков, может быть проведено в весьма ограниченном объеме, так как основным объектом исследования являются тексты на печатях, содержащих в среднем 5-6 знаков. Невозможно говорить о построении полной формальной грамматики языка протоиндийских текстов на основе таких коротких текстов. (М.А.Пробст)

Здесь приводятся материалы и исследования по письменности протоиндской цивилизации.

Разделы страницы о древнейшей письменности долины Инда:


Обзоры и исследования по письму долины Инда

Протоиндские печати с идеограммами

Новости о древнеиндских письменах

Медная статуэтка кабана с хараппско-брахмической билингвой

Новость в Википедии в статье Письменность долины Инда (ссылка на новость ниже): "Согласно последним археологическим находкам, на севере Индии, в городе Хери Гуджар, штат Харьян, была найдена медная фигурка с параллельными надписями более ранним иероглифическим Индским (Хараппским) письмом и более поздним слоговым письмом брахми. Предположительно оно изображает Вараха, аватара Вишну, имеющего вид кабана. Выше нанесены две надписи: на древнейшем слоговом письме брахми и в знаках цивилизации Инда (хараппские знаки). На основании брахми надпись читается как «Царь Ки-Ма-Джи [имя собственное] Ша-Да-Я [воплощение бога]». Ориентировочная датировка находки - 2000-1000 г. до нашей эры."

Сенсаций здесь две. Во-первых, письменность городов долины Инда исчезает примерно в XX веке до нашей эры, а самый ранний брахми — это IV-III века до нашей эры, то есть разрыв между двумя видами письменности составляет больше полутора тысяч лет. Во-вторых, до сих пор науке не были известны двуязычные надписи с использованием пиктограмм долины Инда.

[Если это не подделка, то возникновение слогового алфавита брахми уходит в прошлое на 600-1600 лет - возможно, в эпоху вторжения в Древнюю Индию индоариев. А они могли познакомиться с западно-семитским протоалфавитом, когда проживали в Митанни.]

Каталоги знаков протоиндской письменности

Терминальные знаки протоиндского письма

Списки знаков у авторов различаются объёмом от 62 (Рао, 1973) до 615 (Уэллс, 2000). Согласно Б. Уэллсу (2000), письменность имела 600—700 знаков [как письмо о. Пасхи].

Каталог тамильского учёного Айраватама Махадевана (1977) приводит 417 знаков, включая аллографы. Это число само по себе указывает на принадлежность письма к иероглифике. Нумерация Махадевана используется и в статье Давлетшина и Беляева для серии «Языки мира».

Типы протоиндских линейных знаков

А. И. Давлетшин и Д. Д. Беляев согласны, что в хараппской письменности были как минимум три класса знаков: 1) словесные (логограммы), 2) фонетические (слоговые) и 3) цифры. При этом они считают, что пока строго не установлено фонетическое чтение ни одного знака.

Маргарита Фёдоровна Альбедиль выделяла три вида знаков: 1) идеограммы, 2) фонограммы и 3) детерминативы, 4) а также цифры, и пыталась сопоставить некоторые знаки с пиктографией современных племён Индии.

Таблица протоиндских знаков в универсальной кодировке

Источник - Script Encoding Initiative. Alphabetical List of Scripts Not Yet Encoded. U. C. Berkeley. Department of Linguistics. Ссылку на PDF-файл найдете на строке "Indus Valley Script". Можете скачать PDF [142 Кб] здесь.

Код - ISO/IEC JTC1/SC2/WG2 N1959. 1999-01-29. Стандартизация выполнена М. Эверсоном под эгидой Международной организации по стандартизации (Proposal for the Universal Character Set by Michael Everson. Universal Multiple-Octet Coded Character Set. International Organization for Standardization. Organisation Internationale de Normalisation.)

Таблица протоиндских знаков в стандарте ISO (000-127) Таблица протоиндских знаков в стандарте ISO (128-255)
Таблица протоиндских знаков в стандарте ISO (256-383) Таблица протоиндских знаков в стандарте ISO (384-385)

Корпусы протоиндских текстов

Древние амулеты долины Инда

От цивилизации долины Инда до нас дошло около 5000 надписей, которые остаются непрочитанными на протяжении вот уже ста с лишним лет. Большинство надписей найдено на печатях или оттисках печатей. Число символов в каждой надписи редко превышает 5, а 10 и более знаков встречаются менее чем в 1% надписей. Самая длинная надпись на одной поверхности состоит из 17 символов, на одном предмете — из 26 [!].

Самый современный и авторитетный корпус хараппских надписей состоит из 13 372 вхождений 417 различных знаков (всего 2905 надписей). 4 из этих 417 являются самыми распространенными: они составляют 21 процент от общего объема [глаголы?]. 20 наиболее распространенных знаков составляют более 50% от общего объема. При этом повторяемость самых распространенных знаков в пределах одной надписи феноменально низка: 5 из 20 знаков не повторяются ни разу, а еще 5 — только по одному разу (в корпусе из почти трех тысяч надписей).

Далее в этой главе - сведения из Википедии. Первая печать была найдена в 1875 году А. Каннингемом, но наибольшее число надписей стало известно в результате раскопок 1920-30-х годов. По подсчётам Б. Уэллса, известно 5644 печати и других артефактов Индской цивилизации, из них 3821 имеет хотя бы один распознаваемый знак, всего объём текстов — 18680 знаков [!].

Каталог А. Махадевана включил 2906 надписей [видимо, где более 1 знака?]: 1814 печатей, 511 оттисков, 272 малые таблички, 135 медных табличек и другие объекты.

Изданный А. Парполой «Корпус протоиндийских надписей» включил 3693 письменных памятника, причём большая часть надписей происходит из двух городов: 1659 из Мохенджо-Даро и 1019 из Хараппы, также 290 из Лотхала, 122 из Калибангана и не более нескольких десятков из каждого из остальных городов. 237 медных табличек происходят исключительно из Мохенджо-Даро. Около 20 предметов с надписями были найдены за пределами долины Инда: в Месопотамии, Эламе, Бахрейне и Средней Азии[6].

Прото-индская надпись из Дхолавиры

Обычно надписи содержат не более 5-6 символов. Редчайший случай — надпись из Дхолавиры, содержащая 9 знаков (см. слева). [Это противоречит другим сведениям, согласно которым, имеется небольшое количество надписей, где более 10 знаков (даже 17 и 26!).]

Типы протоиндских надписей

М. Ф. Альбедиль предлагает подробную классификацию надписей.

  1. Самую обширную группу письменных памятников составляют печати, изготовленные из различных материалов, обычно из стеатита (ранние), терракоты и фаянса. Надписи на печатях чаще всего сопровождались изображениями животных или символов. Печати Альбедиль разделяет на маркированные финальным блоком и немаркированные, интерпретируя некоторые такие блоки как «охрана, защита», «власть», «год», «дом».
  2. Следующую группу составляют жертвенные надписи, сделанные на тонких каменных пластинках (обычно стеатитовых), а также на микроскульптуре, керамических сосудах, костяных и деревянных палочках. По расшифровке Альбедиль, в целом жертвенные надписи соответствуют формуле «в такое-то время богу такому-то жертва». Отличительной особенностью является наличие знака «жертва».
  3. К третьей группе относятся надписи на культовых топорах и копьях, в которых Альбедиль видит календарно-хронологические указания, связанные с церемониями.
  4. Четвёртая группа надписей небольшая в количественном отношении и представлена глиняными браслетами и нагрудными подвесками, эти надписи Альбедиль считает знаками отличия.

Попытки дешифровки протоиндского письма

Значения некоторых хараппских иероглифов Свод хараппских знаков (по И. Махадевану)

История неоконченной расшифровки хараппского письма

Надпись цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро Протоиндская золотая пластинка с линейными знаками

Во второй четверти XX века её сравнивали и пытались истолковать через хеттскую (Б. Грозный), шумерскую (Л.А. Уоделл) и письменность ронго-ронго (фон Хевеши).

Гипотеза Л. А. Уоделла исходила из поиска аналогий хараппской системы с протошумерской и протоэламской.

Финская группа начала работу в 1964 году, в неё входили Аско Парпола, его брат ассириолог Симо Парпола и специалист по компьютерам Сеппо Коскенниеми.

В 1960—70-е гг. группа советских учёных из Ленинграда под руководством Ю. В. Кнорозова с использованием математического анализа структуры и грамматики текста, предложила свою дешифровку, которая, однако, не является общепризнанной, и в настоящее время теряет сторонников даже среди российских лингвистов.

В монографии Маргариты Фёдоровны Альбедиль (1994) предложены многочисленные переводы хараппских текстов. Этот второй этап расшифровки А. И. Давлетшин и Д. Д. Беляев считают неудачным, равно как и попытки дешифровки группы А. Парполы. Однако они считают надёжным толкование группы Кнорозова о выделении в именной морфологии минимум трёх падежей и трёх склонений. При этом знак 176 (номер по Махадевану) — показатель дательного падежа, знак 342 толкуется как показатель общекосвенного падежа II склонения, знак 211 — показатель общекосвенного падежа III склонения.

Структура хараппских текстов по Альбедиль

Маргарита Федоровна Альбедиль предлагает такую схематическую модель словоформы, которая образуется посредством агглютинации и согласуется со структурой в дравидийских языках: R + Pd + Pn + Pa + Pc, где

  1. R — корень;
  2. Pd — словообразовательная морфема;
  3. Pn — морфема с грамматическим значением числа;
  4. Pa — морфема с грамматическим значением общекосвенного падежа;
  5. Pc — морфема с грамматическим значением прямого косвенного падежа (датива).

Также Альбедиль видит распространённость именного словосложения.

Направление чтения хараппских надписей

По мнению большинства авторов, справа налево. Доказательством тому служит сжатие знаков, стоящих слева, явственно наблюдаемое в некоторых текстах, а также наблюдаемая последовательность знаков (например, надпись, которая сопровождает изображение животного, развёрнутого головой вправо, идёт от головы к хвосту). Иногда надписи представляют бустрофедон.

По Давлетшину и Беляеву, на оттисках печатей и предметах справа налево, на печатях слева направо. Надписи из двух и более строк иногда бустрофедоном.

Структурное сравнение с дравидийским праязыком

Аргументы сторонников дравидоязычной гипотезы

Довольно популярна гипотеза о том, что языком этой письменности был протодравидский язык; в частности, её поддерживала группа Ю. В. Кнорозова. Впервые эту гипотезу высказал испанец Э. Эрас в 1940 году.

По данным группы Кнорозова, язык агглютинативного типа, отсутствие в нём префиксов исключает возможную принадлежность текстов к индоевропейским и шумерскому языкам, а особенности агглютинации исключают тюрко-монгольские языки.

Лингвист Д. Макэлпин выдвинул гипотезу о родстве эламского и хараппского (протодравидийского) языков; он считает, что прародина эламо-дравидов — район современного Ирана. Кроме того, иногда отмечают сближения между сино-тибетскими и дравидийскими языками.

Этой трактовке не противоречат глоттохронологические данные по дравидийским языкам, относящие их распад к 2300—2200 годам до н. э. Кроме того, П. А. Гринцер считает возможным связать с хараппской письменностью легендарные указания древнетамильских источников на древнюю литературную традицию трёх санг.

К дравидоязычной гипотезе и склонились авторы энтропического анализа протоиндского письма в сравнении с другими лингвистическими и нелингвистическими наборами знаов. Энтропия текстов оказалась близкой шумерскому логографическому письмо и старотамильской абугиде.

Аргументы противников дравидоязычной гипотезы

Критики дравидоязычной гипотезы отмечают:

  1. Доведический субстрат, обнаруженный в санскрите и обычно связываемый с цивилизацией долины Инда, морфологически и лексически совершенно не похож на дравидские языки;
  2. Дравидская гипотеза также вступает в сильное противоречие с археологическими данными. Дравидоязычные культуры, с большой вероятностью, являются продолжением культур юга Индии, культурно изолированного от севера и сохранявшего мезолитический уклад вплоть до прибытия с севера носителей индоарийских языков. В то же время культура долины Инда во многом близка культурам Плодородного полумесяца и, возможно, происходит из того же региона. [Это могли быть северные родственники дравидов - эламиты.]

Сравнение с древнеиндийским письмом брахми

Ранее многие учёные доказывали связь брахми с хараппским письмом (начиная с С. Лэнгдона в 1931 году), некоторые не соглашались. Ш. Рао (1982) считал индское письмо основой брахми и семитского алфавита и читал индские тексты на индоарийском языке. Р. Саломон считает, что попытки дешифровать письменность исходя из графических параллелей [каких?] с брахми неубедительны и имеют мало или вовсе никакой научной ценности, однако допускает, что хараппские модификации форм символов могут иметь системную связь с аналогичными модификациями в брахми и других позднейших письменностях. Ю. Б. Коряков полагает, что никакой связи с брахми вовсе не прослеживается.

Внешнее сравнение со знаками острова Пасхи

Венгерский исследователь фон Хевеши на основании внешнего сходства высказал идею о связи хараппского письма с рапануйским (кохау-ронгоронго) и даже древнекитайским. Между ними - тысячи километров и тысячи лет, но почему бы и нет? Ведь похожи же знаки письма индейцев-ольмеков на лувийские иероглифы.

Литература о хараппской письменности

Хараппская печать с единогрогом (повернут вправо, 4 знака) Хараппская печать с единогрогом (повернут влево, 4 знака) Хараппская печать с единогрогом (повернут влево, 3 знака) Хараппская печать с единогрогом (повернут влево, 3 знака) Хараппская печать с единогрогом (повернут вправо, 4 знака)

Смотрите также библиографию по дравидоведению.

Авторские исследования протоиндского письма

Печать долины Инда с тигром Печать долины Инда с йогом


Главная > Лингвистика > Письменности мира:
Алфавиты | Древнеегипетские | Дальневосточные | Клинописи | Критские | Индейские | Древнекавказские | Эламские | Протоиндские | Океанийские | Миссионерские | Особые | Всемирные
Реестр письменностей | Порталы о письме | Методы дешифровки | Великие дешифровщики | Новые надписи | Недешифрованное письмо | Акустография | Международные символы | Книги по палеографии | Авторские исследования

Языки мира | Страны и города | История народов | Карты
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика