Предмет изучения и направления антропологии

Главная > Естествознание > Антропология > Разделы антропологии

Древний человек с копьем

Антропология (от греч. anthropos – человек, и logos – разум, знание) – наука о происхождении и эволюции человека [в советском узком смысле].

В   советской науке антропология трактовалась как биологическая наука о происхождении, физической организации и эволюции человека и человеческих рас.

В странах Западной Европы и США антропологией считается гуманитарная наука о человеке во всех его измерениях: социальных, культурных и физических (анатомия, физиология, антропогенез), которая также включает этнологию как важнейший элемент.

С точки зрения французской школы, которая выводит за рамки антропологии материальные и физические аспекты человеческого бытия, она является подразделом социологии.

С точки зрения англосаксонской школы, антропология – полидисциплинарная наука, которая состоит из четырех разделов: 1) антропобиология, 2) социальная и культурная антропология, 3) доисторическая археология, 4) этнолингвистика [последние 2 иногда включают в социальную антропологию, трактуемую шире].

Разделы страницы о направлениях антропологии и составе антропологических дисциплин:


Физическая антропология [антропобиология]

Физическая антропология изучает процессы и этапы становления человека как вида, а также природу внутривидовых вариаций, их анатомические и физиологические характеристики и другие существенные биологические факты. Физических антропологов интересует генетика человека, т.е. его наследственные характеристики; вопросы морфологии (параметры человеческого тела и анализ его физических характеристик), а также адаптационное взаимодействие человека как биологического существа с культурой и природной средой.

Одно из подразделений морфологии, – соматология, призвана устанавливать корреляцию между строением тела и типом личности. Другой развивающейся областью специальных исследований является этология приматов, объединяющая антропологов, психологов и зоологов.

Физические антропологи изучают эволюцию скелетного строения человека, а также функций мягких тканей тела. Предметом исследования также является расовая вариативность и связанные с нею восприимчивость к болезням, особенности пищевого рациона, выживаемость в разных условиях и т.п.

Культурная антропология [социоантропология]

Культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Упрощенно говоря, культура – это часть окружающей среды, созданная самим человеком. Из-за структурного развития дисциплин, составляющих культурную антропологию и из-за различия в их методах ко всей сфере культурной антропологии обычно относятся как к группе относительно независимых специальностей.

Обычно выделяют три дисциплины культурной антропологии: 1) доисторическую археологию, 2) этнолингвистику и 3) собственно культурную антропологию (или социальную антропологию).

Доисторическая археология

Доисторическая археология изучает антропогенез (происхождение homo sapiens) и последующее развитие человека, объясняет историческое разнообразие в образе жизни народов. С помощью достижений физики, химии и биологии эта дисциплина позволяет датировать ископаемые остатки и определять предназначение артефактов, помогая воссоздать образ жизни предков.

Этнолингвистика

Ключом к культуре является ее понимание как системы символов. Наиболее распространенной символической системой является язык как средство устного и письменного общения. При осмыслении роли общения в культуре лингвисты исследуют также историю, для чего они классифицируют языки мира, стремясь выявить между ними связи, которые бы говорили о доисторических отношениях между народами.

Структурная и символическая антропология

Главной причиной отказа от психологизма в этнологии, было увлечение структурализмом, основателем которого являлся Клод Леви-Стросс. По мнению Леви-Стросса цель работы этнолога “заключается в том, чтобы обнаружить за осознаваемыми и всеми различаемыми образами, посредством которых люди понимают историческое становление, инвентарь бессознательных, всегда ограниченных по числу возможностей...”

Главной задачей Леви-Стросса было показать, что все многообразные явления нашего мира есть модификации некоей исходной единой модели, ее раскрытие, и поэтому все они могут быть строгим образом систематезированы и классифицированы, между ними могут быть установлены связи и соответствия, показывающие их положение и друг по отношению к другу, и по отношению к первомодели. Путь, которым, согласно Леви-Строссу, должна пройти наука таков: прежде всего необходимо составить максимально полный перечень отдельных частных фактов, затем установить взаимосвязи между ними, выявить их взаимоотношения и сгруппировать их; после этого все факты следует синтезировать в единое целое, составить систему элементов, соответствующих друг другу, создавая тем самым единый тотальный объект исследования.

Структурная антропология в понимании Клода Леви-Стросса во многом противоположна этнопсихологии концептуально и методологически. С концептуальной точки зрения историческая этнология придерживается взгляда на каждую этническую культуру, как на уникальную целостность, которая не может подлежать глобальной универсальной классификации. в своём исследовании С точки зрения методологической, этнопсихология оспаривает утверждение структурализма, что этнолог, в отличии от историка, должен все более абстрагироваться от “исторических случайностей” и искать за реальными объектами проявления первомодели. Практически по тем же пунктам проходит противоречие символической антропологии структурализму. Развитие же теории значений, предпринятое символической антропологией является важным вкладом в этнологию. Проблема понимания членами этнической культуры значений и связей между явлениями в мире, в котором они живут, является одной из важнейших проблем этнопсихологии. Развитие в рамках символической антропологии интерпретационного метода так же является существенным вкладом в этнологию.

Социальная антропология

Третий обычно выделяемый подраздел культурной антропологии имеет одноименное с ней название. Однако в разных странах (например, в Великобритании) культурная антропология известна как социальная антропология, под которой понимают семейную, политическую и социальную организацию человеческого бытия. В США большинство антропологов считает, что изучение социальных институтов является лишь частью предмета, куда входят и другие элементы - такие как техника, интеллектуальная организация системы ценностей и пр.

Среди российских антропологов нет единства по этому вопросу. Значительная их часть них приняла американский подход, объединяя ее дисциплины как социо-культурную антропологию.

Этнография и этнология

Хотя культурная антропология в описываемом здесь смысле включает множество специализаций, 2 из них особо важны. Поскольку существует разнобой в терминах, приведем самые распространенные - этнография и этнология.

Этнография занимается изучением конкретных культур. Обычно ее предметом служит существующая культура, но возможны и этнографические работы по Древней Греции или Древнему Риму. В некотором смысле археология является этнографией прошлого.

Этнология - это сравнительная научная дисциплина, которая занимается общим изучением культуры.

Другие области социальной антропологии

Частично пересекаясь с этнографией и этнологией, существуют и другие научные области. Ряд антропологов специализируются на изучении культуры и личности, под чем подразумеваются отношения и причинные связи отдельных человеческих существ и системный образ жизни вокруг них. Много антропологов включается в программы социальных технологий. Общим термином для обозначения этого аспекта исследований является прикладная антропология.

Возможно выделение и других уровней специализации. Одни антропологи известны главным образом как функционалисты, изучающие соотношения между различными частями какой-либо единой культурной системы в определенный период времени. Другие специализируются на изучении культуры на сравнительно длительных отрезках времени - такие антропологи могут быть историками культуры или эволюционистами.

Существуют также специалисты по конкретным предметным темам: часть ученых занимается музыкологией, другие посвящают себя изучению материальных артефактов, третьи занимаются системами терминологии родства или социальными отношениями, искусством, мифологией, религией или иными аспектами культурного творчества или деятельности человечества.

Единство антропологии

Является ли антропология единой наукой? Из вышесказанного видно, насколько разнообразны интересы, собранные вместе под общим наименованием. И это перечисление далеко не полное. Но есть антропологи, считающие свою область исследований вполне ограниченной.

Считается, что британские антропологи, например, склонны к размежеванию с физическими антропологами и часто проявляют мало интереса к работе лингвистов и археологов. В США, напротив, понимают взаимозависимость между различными областями знания, и антропологи выдвигают гипотезы и ведут исследования, сочетающие большое разнообразие методов.

В советский период отечественные антропологи преимущественно понимали под термином антропология его физическую составляющую (антропогенез, морфология человека и этническая антропологиярасоведение). В постсоветский период распространилась расширительная трактовка этой области знания.

В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. К антропологии могут отнести археологию, этнологию, этнографию, фольклор, лингвистику и т.д. По мере усложнения мира человека, растет научная специализация, и набор антропологических дисциплин расширяется. Например, стали выделять медицинскую антропологию (психологию и генетику человека), экологию человека и т.д.

Области приложения антропологии

Все большее число антропологов участвует в прикладных проектах. Будучи сферой сбора и синтеза технических данных, антропология представляет собой источник специальной информации, необходимой для других областей знания. Так, например, антропологами была подготовлена информация по параметрам человеческого тела, позволившая производителям одежды лучше оценить размеры и пропорции головных уборов и других элементов одежды. Антропологи нередко выступают в роли советников в программах оказания иностранной помощи развивающимся странам, способствуя облегчению деструктивных социальных последствий, которыми могут, например, сопровождаться массированные технологические преобразования.

Сферы приложения физической антропологии

Изучив особенности человеческой моторики, антропологи содействовали реконструированию производственного оборудования и механизмов, чтобы обеспечить заводским рабочим более высокую эффективность, удобство и безопасность труда. Один из антропологов участвовал в разработке сидений для железнодорожных вагонов, более точно соответствовавших конфигурации человеческого тела. Важную помощь оказали антропологи в разработке программ космических полетов с человеком на борту. Например, они участвовали в разработке экипировки (одежда, кислородные маски) для космонавтов.

Во многих случаях знания антропологов применялись в области медицины. Многочисленные исследования способствовали пониманию того, как определенные заболевания связаны с расовыми особенностями людей, с их питанием, системами земледелия и другими факторами.

Физическая антропология также находит применение в области юриспруденции. Сравнительно часто она связана с проблемами идентификации: иногда антропологов приглашают для идентификации людей по скелетным останкам.

Сферы приложения культурной антропологии

Эти сферы чрезвычайно разнообразны. Детальное знание конкретных культур, которым должны обладать профессиональные антропологи, делает их особенно полезными в сфере образования. Фирмы с зарубежными интересами широко прибегают к услугам антропологов для обучения своего персонала, командируемого за рубеж. ООН привлекает антропологов в программы экономического развития для сбора данных по культуре и демографической статистике, а в некоторых случаях и для координации целых программ. Здесь полезными антропологов делают их знания как конкретных культур, так и общечеловеческих социальных процессов.

Подробная информация о коренных народах, особенно африканских и азиатских, представляла огромный интерес для бывших колониальных держав, заинтересованных в эффективном управлении их территориями. В период, предшествовавший распаду ее империи, Великобритания, например, нанимала большое количество антропологов. Однако такая ассоциированность антропологов с колониальной администрацией оставила свой след в виде подозрительного отношения к этой науке в некоторых бывших колониальных странах.

Культурные антропологи сыграли важную роль в исследованиях по состоянию умственного здоровья во многих культурах. Особым вкладом антропологов является изучение различий в умственных расстройствах в зависимости от этнической или субкультурной принадлежности людей.

Источники


Главная
Антропология : Дисциплины | Порталы | Хронология | Антропогенез | Популяции | Расы | Способности человека | Ноосфера | Этносфера | Демография | Книги
Близкие и полезные страницы: Древние языки | История и государство | Археология | Генеалогия | Генетика | Карты
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика