Молекулярная генеалогия на сайте Игоря Гаршина. ДНК-антропология

Молекулярная генеалогия и популяционная генетика человека

Главная > Естествознание > Антропология > Популяции человека > Попгенетика

Материнские ДНК-популяции: A, B, C&Z, D, E, F, G, H&V, I, J&T, K&U, L (афр), P, Q, R; S, X; W (ие); Y,
Отцовские ДНК-популяции: A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, K, L, M, N, O, P (ок), Q. R. S (мел+пап). T (ок),
Род людской от Адама в гаплогруппах

Популяционная генетика человека (молекулярная генеалогия) - наука, изучающая генетическую историю человечества и классифицирующая человеческие ДНК-популяции. Основным признаком для такой классификации является гаплогруппа — группа схожих гаплотипов, которые разделяют также общий полиморфизм одного нуклеотида.

Генетические маркеры Y-ДНК передаются с Y-хромосомой исключительно по отцовской линии, а маркеры мтДНК — по материнской линии.

Для краткости генетику человеческих популяций будем называть этногенетикой. Впрочем, оказывается, уже появилось новое сокращение - попгенетика, однако этот термин, теоретически, можно применить не только к человеку.

Практическим разделом попгенетики человека, занимающейся созданием родословной человека на основе его ДНК-маркеров, является генетическая генеалогия, в которой изучаются: (1) гаплогруппы Y-хромосомные (Y-ДНК), (2) митохондриальные (мтДНК) и (3) ГКГ-гаплогруппы, выделяемые согласно главному комплексу гистосовместимости – большой группе генов позвоночных, имеющей большое значение в формировании иммунной системы.

Страницы этого портала о ДНК-популяциях людей (этногенетике):

Другие разделы портала [на этой странице ниже]:

• История популяционной генетики
  • Хронология расселения человеческих популяций
  • ДНК-генеалогия Анатолия Клёсова
  • Генетическая генеалогия
  • Региональная этногенеалогия
  • Обзоры и порталы о палеогенетике
  • Новости молекулярной генеалогии
  • Литература по этногенеалогии

Другие полезные страницы:

Интересное на дочерних порталах:

Приятно отметить, что эта страница находится в гугловском каталоге Dmoz.org в разделе World: Russian: Общество: Генеалогия: Генетическая генеалогия (единственная).

История популяционной генетики

Еще в 1926 году выдающийся русский генетик С.С. Четвериков (1880-1959) заложил основы популяционной генетики, представил экспериментальные данные доказательства правоты своей теории на 5-м международном генетическом конгрессе в Берлине в 1927 году. Но в 1929 году Четвериков был арестован и сослан на Урал.

Вскоре открытие Четверикова переоткрыли английские и американские биологи Рональд Фишер (1890—1962), Джон Холдейн (1892—1964) и Сьюэл Райт (1889—1998). Популяционная генетика стала быстро развиваться.

В 1996-1997 годах впервые появились статьи генетиков Forster (в статье Forster 1996 метод расчета возраста гаплогрупп адаптирован для популяций человека), Peter Underhill, Richard Villems, Toomas Kivisild, S. Oppenheimer, etc., которые проложили путь к методу расчета частоты мутаций ДНК. Сам же метод, в уже готовом для применения виде, возник в начале 2000 года.

Эта методика позволила использовать данные о скорости мутаций в Y-хромосоме для установления степени родства групп людей и отдельного человека. На основе этой методики журналом «National Geographic» в 2005 году был создан проект «Genographic». В разные страны и континенты поехали экспедиции для сбора образцов, изучение которых позволило бы прояснить фундаментальные вопросы о том, где впервые возник человек (Homo sapiens), как, куда и какими путями он затем мигрировал, пока не заселил всю Землю. Проект имел и коммерческую составляющую: каждый желающий за сравнительно небольшую плату мог отправить соскобы со слизистой щеки для получения анализа своей ДНК и получить данные о своем родстве с другими людьми.

Хронология расселения человеческих популяций

1. 200-150 тыс. лет назад. Возникновение анатомически и генетически современных популяций в Африке.
  2. 110-90 тыс. лет назад. Кратковременная колонизация анатомически современными африканскими популяциями (с технологией среднепалеолитического периода) территории Юго-Западной Азии. Появление характерных признаков использования знаковых систем [?].
  3. 80-70 тыс. лет назад. Резкое изменение климата и окружающей среды в Африке. Существенные изменения в технологиях, экономике и социальном устройстве в Южной и Восточной Африке.
  4. 70-60 тыс. лет назад. Крупная экспансия популяций по Африке, берущая начало из небольшого региона.
  5. Около 60 тыс. лет назад. Расселение африканских популяций современного человека по Евразии.
  6. Около 8 тыс. лет назад. Крупная миграция из Передней Азии (неолетические носители северокавказских, кушитских или допотопных "банановых" языков?) в Европу (Сардиния) и Африку (Конго и ЮАР). [При этом западная миграция могла дать палеоевропейские, а южная - восточно-суданские и бантоидные языки, повлияв также на койсанские.]

ДНК-генеалогия Анатолия Клёсова

Статьи на базе ДНК-генеалогии

Попгенетикой активно занимается биохимик Анатолий Клёсов, которого молекулярные генетики при нимают в штыки. Свою альтернативную попгенетику он называет ДНК-генеалогией. Вот его точка зрения на современную классическую популяционную генетику и аргументы попгенетиков о ненаучности его подхода - разбирайтесь сами.

Критика ДНК-генеалогии

ДНК-генеалогия — даже в лучшем ее виде – наукой никогда не была. Как добротная генеалогия – лишь прикладная область истории. Как добротное краеведение – лишь прикладная область этнологии. Так и добротная генетическая генеалогия (которую в России любили называть в переводе ДНК-генеалогией) – это лишь прикладная область генетики. Но не наука. Приложение.

Генетическая генеалогия (прикладная ген-генеалогия)

Региональная этногенеалогия

ДНК-популяции Азии

Этногенеалогия центрально-азиатских народов

Этногенетика иранских, тюркских, монгольских и других народов Средней и Центральной Азии.

Этногенеалогия казахов

Сведения о генофонде казахов противоречивы, что обуславливается недостаточным количеством собранного генетического материала для достоверного обобщения. Согласно исследованиям двух разных групп исследователей (L. Castri & oth. и D. Comas & oth.), 31,7—45 % митохондриальных гаплотипов казахского этноса имеют «западноевразийское» происхождение, 50—63,4 % - «восточноевразийское», а 0—4,9 % характерны для населения Индии. Однако D. Comas & oth. имеют статистически недостоверную выборку.

В работе Березиной Г. М. и др. была собрана и исследована более представительная выборка из митохондриальных гаплотипов 246 казахов. По результатам, 58 % мтДНК казахов составили гаплогруппы D (17,9 %), C (16 %), G (16 %), A (3,25 %), F (2,44 %), предположительно восточноевразийского происхождения, и 41,46 % составили гаплогруппы H (13 %), T (4,07 %), J (4,07 %), K (4,07 %), U5 (3,25 %), I (0,41 %), V (0,81 %), W (1,63 %), предположительно западноевразийского происхождения.

По результатам работы R. Spencer Wells & oth. по Y-хромосомным гаплотипам 54 этнических казахов наиболее распространенной мутацией гаплотипов казахов является M130 (Y-ДНК гаплогруппа C), характерная для восточно-азиатских этносов, например, японцев. Но непонятно, почему самая распространенная мутация гаплотипов Евразии — M89 (Y-ДНК гаплогруппа F), не встречается лишь у казахов и японцев.

Еще более поразительно сильное отличие маркеров казахов и киргизов, традиционно считающихся близкими этносами. Наиболее распространенная мутация гаплотипов киргизов — M17 (Y-ДНК гаплогруппа R1a) более всего распространена среди славян, скандинавов, северных индийцев и некоторых среднеазиатских народов. Все это вместе позволило авторам, по результатам кластеризации, заключить казахов в одну группу с азиатскими народами, причем на генетическом древе наиболее близким народом являются монголы.

Последние цифры сильно противоречат данным казахского ДНК-проекта. В рамках данного проекта собраны Y-хромосомные гаплотипы 476 казахов. По этим данным, самые распространенные гаплогруппы: C (39 %), J (18 %), R (11 %), N (9 %), G (7 %), O (6 %). Также встречаются гаплогруппы Q (3 %), E (2 %), D (2 %), I (2 %), L (1 %). Таким образом, это явно противоречит предыдущим данным, а именно отсутствию у казахов гаплотипов макрогруппы F.

Однако и данные ДНК-проекта противоречат предыдущим результатам Хуснутдиновой Э. К. и др., согласно которым распределение гаплогрупп Y-ДНК по выборке из 331 человека таково: C (25,3 %), J (18,2 %), N (15,2 %), R (10,1 %). К сожалению, данные по другим гаплогруппам не приведены.

ДНК-популяции Европы

Смотрите о мужских ("адамовых") и женских ("евиных") популяциях Европы.

Обзоры и порталы о палеогенетике

Новости молекулярной генеалогии

Литература по этногенеалогии

Литература по Y-хромосомным кладам

Литература по этногенеалогии Европы

Смотрите также библиографии по европейским отцовскким и материнским гаплогруппам.

Труды на английском языке о европейской попгенетике