Древняя Греция (Эллада после Троянской войны)

Главная > Общество > Древний мир > Древняя Эгеида > Древняя Греция

Древний эгейский (критский) корабль
Невозможно постичь истину, не зная ее истоков

Считается, что Древние греки заселили Балканы, двумя волнами: сначала это были носители архаического микенского языка [ахеййцы], которые попали под влияние минойской цивилизации и образовали цивилизацию микенскую, затем пришли дорийцы, осевшие на Крите и Пелопонессе (Мессении и Спарте).

Разделы страницы:


Общие ресурсы об античной Греции

Основные события в древней истории Эллады

Хронология Древней Греции

Важнейшие даты социально-экономической и политической истории Эллады:

Эпоха греко-персидских войн

Марафонское сражение

Битва у Фермопил

300 спартанцев

Фермопильское сражение - сражение в сентябре 480 до н. э. в ходе греко-персидской войны 480—479 г.г. до н. э. в узком ущелье Фермопилы, где героически погиб отряд из 300 спартанских гоплитов, преграждая путь персидскому войску царя Ксеркса I.

Единственный достоверный первоисточник о подвиге 300 спартанцев и на котором основываются позднейшие упоминания — VII книга Геродота. Независимо от Геродота о сражении при Фермопилах поведал более поздний автор Ктесий из Книда по персидским источникам. Видимо труд Ктесия (дошедший в виде фрагментов) использовал Диодор в своем описании подвига 300 спартанцев. Остальные античные источники передают уже сложившуюся легенду с дополнением вымышленных деталей.

Саламинское морское сражение

Афины - духовный центр Эллады

Спарта - государство воинов

«Вместе победить или вместе умереть!»

В конце XIII в. до н. э. в Грецию вторглись дорийцы, они разрушили микенскую, ахейскую государственность. Массовое переселение дорийцев с севера на Пелопоннес в конце бронзового века (XIII—XII вв. до н. э.) связывают движение народов моря и начало «тёмных веков».

На заре своей истории одно из четырёх главных греческих племён – дорийцы – после долгих странствований завоевало небольшую и бедную область по истокам Кефисса, в горах между хребтами Пинда и Эты, и основало там четыре маленьких общины, главной из которых был «обуреваемый ветрами» Эриней. Но уже вскоре после этого дорийцы, теснимые фессалийцами и беотийцами, покинули Эриней, двинулись на юг и с примкнувшими к ним этолянами и несколькими небольшими группами людей других племен, тоже вытесненных из родных земель, вторглись в Пелопоннес.

Вместе с так называемыми дорийцами на Пелопоннесе распространились: фибулы (застёжки на одежду, прародители современных английских булавок); мечи (до этого в ходу были только игольчатые, мечи-рапиры Бронзы); культура полей погребальных урн: погребение умерших, описанное в «Илиаде» и «Одиссее» — сжигание трупа и погребение пепла в урнах. Таким образом, после вторжения дорийцев множество таких погребений стали превращаться в «кладбища», поля. Племенные группы дорийцев расселились на Пелопоннесе (обл. Арголида, Лаконика, Мессения, Коринфия и Мегарида на Истме), на южных островах Эгейского моря (Крит, Родос, Фера (Санторини), Мелос и др.), в части Эгейского побережья Малой Азии с близлежащими островами (азиатская Дорида).

Крупнейшие микенские государства распались. На развалинах микенской бюрократической монархии возникли примитивные территориальные общины — демосы, имевшие очень небольшую территорию. Центрами управления стали полисы (города-государства). Спарта стала наиболее известным дорийским полисом, долгое время бывшим самым сильным в военном отношении греческим государством. В Спарте дольше всего сохранялись простой образ жизни, воинская доблесть и дисциплина граждан, что, как полагали античные авторы, было свойственно именно дорийцам. Историческое существование Спарты началось только после вторжения дорийцев. Она возникла из слияния пяти поселений, которые основали они на гряде холмов правого берега Эврота, чтобы ходить оттуда войною на ахейцев нижней части долины. На вершине самого высокого из холмов стоял храм Паллады Афины «меднодомной», издавна бывшей богиней-покровительницей той области. На прибрежной низменности, называвшейся Лимнами (болотом), приносили животных в жертву перед древнею статуей Артемиды. Имена деревень, из соединения которых образовалась Спарта, оставались названиями частей её (Киносура, Питана, Месоя). В новейшее время стали полагать даже, что Спарта возникла лишь через несколько столетий после вторжения дорийцев.

На этой местности существовали три поселения, принадлежавшие трем разным племенам: в одном жили Агиады, дорийский род; в другом ахейский род, Эврипонтиды, в третьем минийцы (не греки), Эгиды. В каждом из этих трех поселений был царь, у каждого был свой особый культ. Эгиды были впоследствии побеждены своими соседями, ахейцами и дорийцами, и большинство их переселилось – одни ушли на остров Феру, другие, так называемые «парфении», основали знаменитую греческую колонию в Италии Тарент; те, которые остались на родине, были лишены политических прав. После этого ахейцы (Эврипонтиды) и дорийцы (Агиады) соединили свои общины в одно государство (установили синойкизм), но и то и другое племя сохранило собственного царя. Поэтому в исторической Спарте царей было двое.

Вторжение дорийцев произвело этнографический переворот во всех областях Пелопоннеса, кроме Аркадии, и дало совершенно новое направление их истории. Сразу после вторжения дорийцами были завоеваны лишь немногие области: в большей части местностей они заключили с прежним населением договоры, по которым оно сохранило свое имущество и некоторые политические права, и само заведовало своими делами. Но мало-помалу дорийцы достигли такого преобладания в подвластных им областях, что люди других племен утратили свои особенности, усвоили себе черты дорийской национальности, или потеряли свободу. В больших городах туземцы слились с дорийцами. Сельское население, в тех местностях, где оно покорилось дорийцам добровольно, или после непродолжительного сопротивления, сохранило свою личную свободу, но стало сословием подвластных людей, не имевших никакого участия в управлении государством. Таковы были лакедемонские периэки.

Жители тех местностей, которые долго боролись против вторгшихся дорийцев или, подчинившись им, впоследствии пытались восстать, были, после подавления их независимости или их восстаний, лишаемы личной свободы, обращаемы в крепостное состояние или в рабство. Такой судьбе подверглись в спартанском государстве илоты (гелоты), ахейцы, жившие в городе Гелосе и его области (в нижней части долины Эврота).

Впрочем, только в спартанском государстве дорийцы лишили туземцев всяких политических прав. В Мессении, Аргосе, Коринфе их отношения к туземному населению были гораздо мягче; договоры, заключенные с ним, предоставляли ему участие в управлении, и оно постепенно слилось с дорийцами. В Сикионе прежнее население, состоявшее из ионийцев и ахейцев, образовало особую корпорацию, «племя Эгиалейцев» (приморских жителей); эта корпорация была уравнена в правах с тремя племенами, на которые делились дорийцы. По мессенскому сказанию, первый дорийский царь, Кресфонт, очень покровительствовал туземному населению, так что раздражил дорийцев и был убит ими. Мессенские цари не хотели называть его своим предком, и вели свой род от его преемника, Эпита. Во Флиунте туземцам были предоставляемы политические права.

Племенное родство между дорийскими государствами в Пелопоннесе высказывалось одинаковостью гражданских учреждений и федеративною связью. Во всех государствах царями были Гераклиды. Царь был военачальник и верховный судья; власть его была ограничена: он исполнял свои обязанности при содействии совета старшин, состоявшего из аристократов; вопросы о войне и мире, о договорах с другими государствами, были решаемы народным собранием.

До своего вторжения на Пелопоннес дорийцы делились на три колена (филы); имена этих фил были: гиллеи, диманы и памфилы. Гиллейскую и диманскую филы составляли, вероятно, старые дорийские роды; слово памфилы значит «люди всяческих племен», и, вероятно, это были иноплеменные роды, присоединившиеся к дорийцам. Каждая фила делилась на десять общин. Это родовое устройство было сохранено и после переселения; каждый отдел получил в свое владение особый округ. Каждый дориец имел участок земли и был обязан служить в войске. Земли царей и храмов возделывались или жившими на них поселянами, отдававшими землевладельцу известную часть продуктов, или рабами. Тяжбы и уголовные дела решались по старым обычаям, считавшимся священными. Установителем их был племенной герой дорийцев, Эгимий, как говорили прославлявшие его песни. Дорийские государства были соединены между собою союзом для общей обороны против иноплеменников и для мирного решения споров. Религиозным выражением федеративной связи было служение Аполлону Карнейскому. У дорийцев рано развились дух порядка, дисциплины, трудолюбие, воздержность, мужество, богобоязненность; и пока они сохраняли эти качества, они были сильны. Надменность, суровость относительно иноплеменников и побежденных была темною стороною дорийского характера. Но гордость не помешала ни аргосским, ни спартанским дорийцам хвалиться, как делами своей старины, славными подвигами побежденных ими ахейцев: дорийские цари Спарты любили говорить о себе, как о преемниках Агамемнона, и спартанцы подкрепляли свои права на гегемонию ссылками на легенды о мифических временах.

(Источник - статья в ВК - https://vk.com/wall-45835605_32878)

Другие раннегреческие общества и государства (полисы)

Аргос

Родос

"Великая Греция" и колонизация Чёрного моря

Великая Греция
  • Находка археологов опровергла представления историков. В Краснодарском крае археологи обнаружили древнегреческий город, построенный в VI веке до н.э. [почти сразу после окончания "Тёмных веков" в конце Бронзового века], причем город находится не на берегу моря (как обычно), а в степях. До сих пор считалось, что в те времена корабли греков только начинали исследовать Черное море.

Синдика (6-4 вв. до н. э.)

Си́ндика — государство синдов, существовавшее с конца VI века до н. э. по IV век до н. э. Располагалось на территории, которую античные историки именовали «Синдикой», а именно в южной части современного Таманского полуострова, а также на прилегающем к нему побережье Чёрного моря, вплоть до Новороссийска; северной границей была р. Кубань. Государство Синдика вело морскую торговлю через собственную гавань, которую античные историки именовали Синдская гавань [она же - столица город Синд?] [потом - Горгипия, ныне - Анапа].

Государство Синдика упоминается Геродотом, Псевдо-Скилаком, Псевдо-Скимном, Страбоном. В частности, Страбон назвал Синдику «царской столицей синдов». Римский историк Помпоний Мела (15—60 гг.) писал: «В стране синдов был основан тамошними жителями город Синд (Синдос)». У античных авторов столица именуется также Синд и Синдика. (из Википедии)

Синдика не подчинялась скифам, которые совершали на неё набеги. На территории, именуемой Синдикой, примерно в тот же исторический период были основаны некоторые древнегреческие города-колонии (Гермонасса, Фанагория, Кепы), которые не входили в государство Синдика, но с которыми синды вели активную торговлю.

Из всех меотских племён, по причине длительных торговых контактов, синды подверглись наибольшему влиянию греческой культуры. Синдская и греческая знать вступали в перекрестные браки и т. д. Первый из синдских царей, который упомянут историками — Гекатей (родом грек), а второй — Левкон I Боспорский (родом грек). Синды заимствовали у греков язык и письменность, имена и обычаи [!], торговые и финансовые инструменты, участвовали в греческих состязаниях и религиозных культах, носили греческие украшения.

Боспорское царство

Боспо́рское ца́рство (Боспор, Воспорское тиранство, др.-греч. Βασίλειον του Κιμμερικού Βοσπόρου, лат. Regnum Bosporanum) — античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица — Пантикапей [Керчь?]. Образовалось около 480 года до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах, а также вхождения Синдики. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Азовского моря) до устья Танаиса (Дона).

С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства. С конца I века до н. э. постэллинистическое государство, зависимое от Рима. Вошло в состав Византии в 1-й половине VI века. (из Википедии)

Эпоха Александра Македонского и диадохов

Македонская империя (Македонское царство, новогреческий: Μακεδονική αυτοκρατορία, Makedoniki autokratoría) - царство македонского царя Александра Великого и его преемников, диадохов в годы 334 - 301 г. до н. (после его смерти разделившие его империю в ходе серии войн, длившихся с 323 по 301 год до н. э. Борьба между диадохами привела к образованию государства Селевкидов (Сирии), эллинистического Египта, Вифинии, Пергама и Македонии, составлявших эллинистический мир. (из Википедии)

Александром было основано свыше 20 городов на территории его империи, которые заселялись помимо местных жителей ветеранами. Города эти не только стали опорными базами для армии, но и превратились в центры эллинистического мира, просуществовавшего порядка 400 лет. Наиболее известный из них – Александрия Египетская, ставшая одним из ключевых античных мегаполисов.

Благодаря Александру Македонскому, объединившему Грецию, и распространившему древнегреческий язык на юг и восток, современный греческий язык - единый и такой же древний (из живых), как китайский и возрожденный древнееврейский. Иначе он дал бы такие же многочисленные новогреческие языки, как современные романские.

Империя Селевкидов

Государство Селевкидов (Сирийское царство) (др.-греч. Βασιλεία τῶν Σελευκιδῶν, Αυτοκρατορία των Σελευκιδών, (Autokratoría ton Seleukidón)) — эллинистическая монархия Селевка и его потомков, образовавшаяся при распаде империи Александра Македонского. В результате соглашения диадохов, Селевк I получил сатрапию «Вавилония», и затем в ходе серии войн присоединял к ней большую часть ближневосточных территорий Александра Македонского. Современники государства называли его как империей, так и царством.

Ядром государства был Ближний Восток, на вершине своего могущества оно включало в себя часть территории Малой Азии, Сирию, Финикию, Палестину, Месопотамию, Иран, части Средней Азии и современного Пакистана [фактически - империя Македонского без Балкан и Египта, или Персидская империя без Египта]. К 1 веку до н. э. территория государства Селевкидов сократилась и занимала современные Сирию и Ливан.

Государство Селевкидов являлось важнейшим центром эллинизма, основным связующим звеном между греческой и персидской культурными традициями. Начав свою экспансию в Грецию, империя столкнулась с армией Римской республики, которая нанесла ей ряд поражений. В итоге восточная часть страны к середине II века до н. э. была захвачена парфянами под руководством Митридата I. Селевкиды продолжали править в Сиро-Финикии до завоевания страны армянским царём Тиграном II в 83 году до н. э, окончательно уничтожившим Селевкидское государство. Правившая царица Клеопатра Селена I, из династии Селевкидов, была схвачена, и в 69 г. до н. э. казнена по приказу армянского царя царей. В 64 году до н. э. бывшая западная часть территории государства Селевкидов обращена в римскую провинцию Сирию. (из Википедии)

Понтийское царство (Понт) [предтеча Византии]

Понтийское царство (Понт) — греко-персидское эллинистическое государство в Малой Азии в 302 до н. э. — 62 н. э., на южном берегу Эвксинского понта (Чёрного моря). Официальным языком царства был древнегреческий язык.

Основано Митридатом (имя персидского происхождения) в Пафлагонии (Южное Причерноморье) на границе двух эллинистических государств: Древней Македонии и Империи Селевкидов. Наибольшего размера достигло при Митридате VI (132—63 до н. э.), присоединившем Вифинию, Каппадокию, Колхиду, греческие колонии Тавриды [Боспорское царство] и на короткое время захватившем римскую провинцию Азию, Фракию и Македонию. Флот Понтийского царства овладел Кикладами. На некоторое время эллины (в том числе Афины), колхи, тавры, скифы и сарматы выступали союзниками Понта. Столицей Понтийского царства стал Пергам. Зятем Митридата был армянский царь Тигран Великий.

После окончательного поражения в войнах с Римской республикой западная часть государства была обращена в провинцию Вифиния и Понт (Bithynia et Pontus), а восточная стала клиентским царством. (из Википедии)

Митрида́т VI Евпатор

Митрида́т VI Евпатор (др.-греч. Μιθραδάτης Στ' Εὐπάτωρ, лат. Mithridates) или Митридат Понтийский — латинизированная форма, также имевший прозвища Дионис (др.-греч. Διόνυσος) и Великий; 132 до н. э., Синоп, Понтийское царство — 63 до н. э., Пантикапей, Боспорское царство — царь Понта, правивший в 120—63 годы до н. э. Августин называет Митридата «царём Азии» (лат. rex Asiae).

После гибели отца ему пришлось покинуть родину, так как мать не желала видеть собственного сына новым правителем. Возвратившись домой, он начал расширять изначальные владения, подчинив своей власти Колхиду, Боспор, Пафлагонию, Каппадокию и Галатию. После этого он переключил своё внимание на Вифинское царство, которое было последним независимым соседом Понта, стоявшим на страже интересов Рима.

Понтийские цари уже давно имели претензии к Римской республике, и Евпатор трижды боролся с этим государством, успев столкнуться на полях сражений с величайшими полководцами той эпохи: Суллой, Лукуллом, Гнеем Помпеем. Но в итоге Малая Азия досталась римлянам, одолевшим последнего великого царя эллинистического Востока. (из Википедии)

Знаменитые древние греки

Смотрите также раздел о древнегреческих философах.

Библиография по истории Древней Греции


Главная >> Древний мир >

Древняя Эгеида: Древняя Фракия | Древние Киклады | Древний Крит | Греция ахейцев | Троянская война (завершившая Бронзовый век) | Греция эллинов

Эгейские письменности | Греческий алфавит | Греческий язык | Догреческие языки | Современная Греция

На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика