Пионеры визуального и экспресс-программирования

Языки программирования 4-го поколения (4GL) и ускоренные RAD-технологии
Главная > Информатика > Языки программирования > Пионеры 4GL и RAD

Языки передачи, хранения, обработки и представления информации

RAD, Rapid Application Development, быстрая разработка приложений (экспресс-программирование) - концепция создания средств разработки программных продуктов, уделяющая особое внимание быстроте и удобству программирования, созданию технологического процесса, позволяющего программисту максимально быстро создавать компьютерные программы. С конца XX века RAD получила широкое распространение и одобрение. Концепцию RAD также часто связывают с концепцией визуального программирования (4GL-технологией).

В  отличие от языков низкого (1GL), среднего (2GL), высокого уровня (3GL), где программирование и язык носят существенно линейный, последовательный характер, в визуальных средах (4GL) мы имеем дело с существенно разветвленными "пространственными" структурами типа блок-схем. При этом "кирпичиками" этих блок-схем являются заранее разработанные подпрограммы и функции с унифицированным автоматическим "интеллектуальным" интерфейсом. При соединении таких "кирпичиков" их взаимный интерфейс настраивается без участия программиста. Таким образом, визуальное программирование позволяет нам программировать на уровне алгоритмов, а не программного кода.

Разделы страницы о языках программирования 4GL и RAD:


Особенности визуального программирования

Визуальное программирование - четвертое поколение языков программирования (4GL - 4-th Generation Languages) в отличие от предыдущих поколений перешло к иной событийной парадигме, когда программа выполняется не последовательно от начального ввода данных до выдачи отчета, как в языках предыдущих поколений, а отдельными короткими звеньями кода (алгоритма), начинаясь с некоторого инициирующего события (прерывания) и заканчиваясь либо новым внешним событием, меняющим ход программы, либо генерируя свое событие - прерывание для другого звена. Таким образом программа в 4GL, как правило, не имеет характера однозначной, заранее предопределенной цепи последовательных звеньев - блоков, как в языках 1GL - 3GL, но некоторой разветвленной сети программных звеньев, последовательность выполнения которых диктуется внешними событиями. Такая парадигма является адекватным ответом на новый характер работы современного программного обеспечения, которое работает в режиме интерактивного взаимодействия с другими программами, устройствами и человеком.

Сами средства визуального программирования состоят из следующих частей:

  1. Визуальные средства разработки, визуальные среды - под ними подразумевают средства проектирования интерфейсов или какую либо CASE-систему для быстрой разработки приложений или SCADA-систему для программирования микроконтроллеров.
  2. Язык программирования для визуальной среды - язык программирования со своим синтаксисом, например, графический язык, либо язык, адаптированный к применению в визуальной среде. Это, как правило, языки 3GL и ниже, которые "не видны" конструктору визуального пакета при блочном или "кнопочном" программировании. Визуальный пакет в автоматическом режиме генерирует код на таких языках. Лишь при отладке, доводке программного продукта программист вынужден вникать в эти языки. Примеры: ActionScript для пакета Flash, ObjectPascal для пакета Delphi, PHP для систем управления контентом сайта (CMS).

PowerBuilder (Пауэрбилдер)

В  начале 90-х это было очень актуальная и перспективная технология. и программисты PowerBuilder разбирались работодателями как горячие пирожки. В 1994 году клиент-серверную систему разработки выкупила у Powersoft компания Sybase, мощный конкурент Oracle.

Сегодня разработчики PowerBuilder находятся в самом низу рейтинга горячих профессий. У них минимальные зарплаты, которые можно сравнить с зарплатами программистов на КОБОЛ. Это тем более удивительно, что продукт PowerBuilder продолжает развиваться: в 2007 году ожидался выход версии PowerBuilder 11, которая должна быть способна генерировать код .Net.

Clarion (Кларион) - 1984 г.

В 90-х годах прошлого века это был великолепный "кубик-рубика" для экспресс-проектирования программ с БД. Однако, в силу "универсальности" АРМы получались не очень "заточенными" под требуемую задачу и имели несколько необычный интерфейс. Клипер тут побеждал. Однако Кларион-программы отличались безусловной харизмой и изяществом. Рождённый в эпоху DOS, Clarion впоследствии перешел на платформу Windows.

Clarion (от англ. горн, другое значение - "ясность") — высокоуровневый язык программирования общего назначения 4-го поколения, разработанный в 1984 г. Брюсом Баррингтоном в компании SoftVelocity для создания приложений баз данных. Имеет мощный и гибкий генератора исходных текстов программ на основе шаблонов.

Язык четвертого поколения Clarion предназначен прежде всего для визуальных сред разработки бизнес-приложений. Однако он может быть с успехом использован и для реализации самых разных программных продуктов, вне зависимости от того, что в них первично - данные (информационные системы), управление (системы управления процессами) или пользовательский интерфейс (обучающие системы и компьютерные игры). Clarion поддерживает сразу четыре разные парадигмы программирования: 1) процедурную, 2) событийную (отличная от принятой в Windows обработка событий), 3) сущностную (абстрактные типы данных WINDOW, PULLDOWN, FILE, QUEUE, REPORT и др.) и 4) объектно-ориентированную (Java-подобные средства с одинарным наследованием классов). Эти и без того широкие возможности дополняются реализацией многопоточности (multithreading), MPI, DDE и поддержкой OLE (OCX).

Стремление к универсальности предопределило популярность Clarion у пользователей. Среди других языков Clarion всегда выделяло прежде всего наличие мощного и гибкого генератора исходных текстов программ на основе шаблонов. Кроме того, встроенный в интегрированную среду разработки <словарь> (депозиторий данных) позволяет описать параметры переменных и структур данных, для управления генерацией текста программы [довольно необычный и малопонятный язык].

Язык программирования Clarion был разработан Брюсом Баррингтоном в 1984 г. В своей статье он так описывает историю его создания: «Как это часто бывает, я просто пытался доставить себе удовольствие. Я купил свой первый персональный компьютер, смотрел на него и хотел писать программы для него. Это моя работа. Моим стимулом в работе было убеждение, что программирование должно быть проще, что языки программирования должны облегчать чтение и написание программ и что низкая производительность, связанная с процессом разработки программ, коренится в неадекватных и слабо спроектированных инструментальных средствах программирования». Первоначально проект создавался в рамках компании “HBO & Company”, но затем был выкуплен McKesson Corporation.

Clarion как язык программирования создавался для быстрой разработки деловых приложений и поэтому относится к категории 4GL языков. А система разработки Clarion относится к семейству RAD-систем (от англ. rapid application development — быстрая разработка приложений).

По синтаксису Clarion похож на языки Pascal и, в особенности, Modula-2 — программный код заключается в конструкции “начало-конец”. Из Modula-2 унаследованы операторы IF и LOOP. От языка Си язык почерпнул такие унарные операции как -=, +=, *=, /=, а также операторы управления циклами BREAK и CONTINUE. Есть у языка и свои собственные оригинальные конструкции, например EXECUTE и CASE.

Среда программирования обладает быстрым компилятором TopSpeed (JPI). Наряду с бизнес-приложениями на языке можно реализовывать системные утилиты, позволяющие взаимодействовать с операционной системой на низком уровне не менее эффективно, чем программам, написанным на общепринятых языках «низкого уровня» таким, как Ассемблер, Си. Сейчас это мощный и одновременно простой в освоении универсальный язык программирования со встроенными средствами управления БД, на различных версиях которого можно разрабатывать программы для DOS, Microsoft Windows, .Net Framework.


Главная

Языки программирования: 1GL и 2GL | 3GL (Яву) | Пионеры ООП | 4GL и RAD | Визуально-объектные | Сценарные (скриптовые) | Ява-подобные Парадигмы информатики

Алгоритмы | Бизнес-анализ | Жизненный цикл программ | Интернет | IT-стандарты | ОС | СУБД | Искусственный интеллект и 5GL

ИТ-менеджмент | Электроника | Математика | Эвристика | Компьютерные игры

На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика