|
|
|
![]() К юго-западной группе также относится древнеперсидский язык. Его развитием является староперсидский язык (пехлеви), от которого произошли новоперсидский (фарси) и родственные ему языки. Юго-западные иранские языки значительно ближе друг к другу, чем языки трёх других иранских языковых групп. Этому способствовало в большой степени и наличие древней литературной традиции (от древнеперсидского через среднеперсидский) с самобытным письмом пехлеви, и часто - единое государство персов, и общая зороастрийская религия.
Поэтому языки-потомки древнеперсидского сейчас являются, по существу разными наречиями новоперсидского,
иначе - диалектами фарси. Особенно это касается литературных вариантов фарси.
И, хотя, фарси, таджикский и дари (афганский фарси - также афганско-персидский, фарси-кабули) нередко описываются
как разные языки, на самом деле, между ними различий меньше, чем, например, между русским и белорусским.
Вот например фраза "я каждый день читаю газету" в латинской транслитерации:
Между прочим, в творениях Саади все персы называются таджиками. Сейчас так называют ираноязычных жителей Таджикистана. Кстати, в Таджикистане (в городе Пенджикенте у отрогов Зеравшанского хребта) родился и похоронен основоположник персидской литературы Рудаки. ( Из Амальград-форума - см. http://amalgrad.ru/viewtopic.php?id=866 ) |
Разделы страницы о юго-западных иранских языках:
![]() |
|
Западнофарсский язык (диалекты Фарса) — условное название группы диалектов на западе Фарса, относящихся к югозападно-иранской группе, но не входящих в персидский язык. Включает следующие диалекты:
Татский язык — национальный язык татов. Распространён в Азербайджане и России. Число говорящих в России около 3 тыс. человек (2002 г., перепись). Число говорящих в Азербайджане точно не известно Некоторые учёные считают татский язык диалектом персидского языка. От современного персидского он отличается, наличием ротацизма (соответствием в известных положениях звука «r» персидскому «d»), обычным отсутствием изафета, сохранением ряда исконных среднеперсидских архаизмов, сохранение иранского v- в начальной позиции. В грамматике – препозитивная качественная определительная конструкция, отсутствие местоименных энклитик, наличие ряда вторичных личных и неспрягаемых форм глагола, аналитических по происхождению. Испытывает структурное и лексическое влияние азербайджанского языка. В своей лексике татский язык также весьма близок к персидскому, с соответствующим учётом фонетических изменений. Из двух типов определительной конструкции, известных иранским языкам, в татском языке более распространён тип с препозицией определения, структурно совпадающий с аналогичной конструкцией в талышском языке. В истории языка в направлении от древности к современности можно выделить два этапа: 1) Ранний (III-IX вв.), характеризующийся единством фонетики, грамматики и лексики. 2) Новый (приблизительно с IX в. до настоящего времени), характеризующийся выделением диалектов («еврейского» и «армянского». Язык пока ещё недостаточно изучен. В Азербайджанской Республике официального статуса не имеет и не преподаётся. Письменность на основе азербайджанской латиницы. В качестве литературного языка таты используют азербайджанский язык. Помимо собственно татов, татским языком владели и отдельные группы неиранского населения Закавказья – армяне и горские евреи, в среде которых сформировались собственные диалекты татского языка.
Диалект армян. Начиная приблизительно с XV в. часть местного армянского населения, находившегося в условиях культурного давления со стороны мусульманского окружения стала переходить на татский язык, вследствие чего в поздней научной литературе именовалась искусственным термином «армяно-таты». В диалекте татоязычных армян (самоназв. тачкахай), именуемом ими самими как «parseren» («персидский») не встречаются гортанные и эмфатические звуки, чётко прослеживается армянский фонологический, лексический, грамматический и кальковый субстрат, а также наличие в исконных персидских словах армянских аффрикат «тж», «ц», «тз», отсутствующих в персидском, что можно объяснить влиянием армянского субстрата. Вплоть до конца 1980-х гг. диалект был распространён в нескольких сёлах Исмаиллинского района Азербайджанской ССР. К настоящему моменту диалект можно считать вымершим.
Диалект горских евреев. Еврейский диалект (т. н. «джухури») формировался аналогично другим еврейским языкам – идишу, ладино, киврули и т. п. За долгое время культурной изолированности диалект горских евреев претерпел значительные изменения, и взаимопонимание между носителями собственно татского языка и «еврейского» диалекта не исключено полностью, но затруднено. Лексика насыщена заимствованиями из арамейского и древнееврейского языков. Распространён в северных районах Азербайджанской Республики (г. Губа) и в районе г. Дербента (Южный Дагестан, Россия). Письменность до 1929 г. на основе еврейского алфавита, в 1929 г. – латинского, а с 1938 г. – на основе русского алфавита.С обретением письменности диалект «джуури» не приобрёл в науке собственного официального названия, и также стал именоваться «татским языком» (в отличие, например от идиша – еврейского (ашкеназского) говора немецкого языка, выделенного в отдельный язык). В соответствии с Конституцией Республики Дагестан от 1994 г. диалект горских евреев под названием «татский язык» признан одним из литературных языков республики, где преподаётся как предмет в начальной и средней школе; ограниченно издаётся учебная и художественная литература. Тем не менее, диалект имеет тенденцию к вымиранию, как в связи с эмиграцией евреев в Израиль, так и с постепенным переходом горских евреев на русский язык.
Татский язык — национальный язык татов и горских евреев.
Относится к иранской группе индоевропейских языков.
Распространен в Республике Дагестан, в республиках Северного Кавказа, в Азербайджане,
а также среди горских евреев.
Число говорящих в России ок. 25 тыс. человек (оценка),
хотя по переписи 2002 г. о владении татским заявило всего 3016 чел. (из 5697 татов),
остальные попали в рубрику еврейский язык.
По переписи 1989 г. татский и горско-еврейский назвали родным 25 тысяч человек.
Основные диалекты: северный и южный.
На северном диалекте говорят горские евреи, на южном — таты-мусульмане и таты-христиане в Азербайджане.
Как правило, татским языком называют язык только татов [т.е., в основном, южный диалект],
а язык горских евреев [северный диалект] обычно именуется горско-еврейский язык (джугури).
Последний в Израиле называется кавказит и даже дагестанит.
Современный литературный язык сформировался на основе северного диалекта
и используется только носителями этого диалекта
[видимо, поэтому сам татский язык называют еще кавказско-еврейским, что не корректно].
Южный диалект испытывает структурное и лексическое влияние азербайджанского языка.
Для татского языка, в отличие от других юго-западных иранских языков, характерны наличие ротацизма (соответствие поствокального юго-западного d татскому r), сохранение начального v на месте b в других юго-западных языках; в грамматике — препозитивная качественная определительная конструкция, отсутствие местоименных энклитик, наличие ряда вторичных личных и неспрягаемых форм глагола, аналитических по происхождению.
До 1928 года горские евреи пользовались древнееврейским алфавитом, приспособленным для татского языка. В 1928—1938 годах использовался латинский алфавит, а с 1938 года — алфавит на основе русской графики:
Татский язык - мелодичный диалект фарси, на котором говорят таты и горские (кавказские) евреи (чей язык называют тато-еврейским или кавказско-еврейским). Был распространен в Дагестане, теперь основная область - город Дербент. Также используется (или использовался) в более чем 30 аулах и селениях: Жарага, Мугарты, Мамра, Ханжалкала, Орог, Карчаг, Пенждихи, Мараг, Химейди, Билхада, Нульгеди, Джалган, Сабнава, Янгикент, Маджалис, Эрпели, Дургели, Тарки, Буйнак и других, в Ахтынском, Курахском, Кайтагском, Хасавюртовском районах, в городах Хасавюрте, Буйнакске, Кизляре... Ныне татов в Дагестане осталось 14,8 тыс. человек (по данным на 01.01.2001 г.). Слово “тат” имело разное значение - в Иране применялось вначале для оседлых ираноязычных племен - не персов. [Возможно, это слово обозначало "тот, другой".]
Бухарский (бухарско-еврейский) язык [бухари?] - другой персидско-еврейский язык [как и горско-еврейский и еврейско-ширазский].
[Иногда различают лурский и бахтиярский языки ? Причем, в курдском языке имеется лурский диалект.]
Ключевые слова для поиска сведений по югозападным иранским языкам:
На русском языке: южные западноиранские, юго-западные иранские языки, югозападно-иранская языковая группа, персидско-таджикская языковая подгруппа,
фарси, дари, таджикский, татский, персидские, хазарейский,
чар-аймакские диалекты, фарси-кабули, хазара, западнофарсский, диалекты Фарса,
кумзарийский, кумзари, курдшулийский, курдшули, ларский, ларестани, лурско-бахтиярский, лури, лурский, бахтиярский,
кавказско-еврейский, тато-еврейский, бухарско-еврейский, еврейско-ширазский, бухарский, джугури, кавказит, дагестанит,
таджики, масарми, сомгуни, папуни, бурингуни, гоукошаки, эрдекани, келати, холлари, ришари, тенгистани, кондази, девани, cтароказерунский,
ардакани, хуллари, давани, доули;
На английском языке: Iranian, Irani, Persian, Tajik language.
|
|