Зороастризм, его истоки и ветви

Главная > Эзотерика > Религии > Учение Зороастра

Пророк Заратуштра (Зартошт, Зороастр)

Зороастризм - самая древняя из мировых религий откровения, и, по-видимому, он оказал на человечество, прямо или косвенно, больше влияния, чем какая-либо другая вера. (Мэри Бойс)

Это древняя религия иранских племен, идеи которой также легли в иудаизм и христианство. Дуалистичная - признает два противоборствующих начала - добро и зло. Уникальная идея - судьба мира зависит от выбора каждого человека. Исповедуется этнической группой парсов, но имеются также современные новые течения. На бытовом уровне - простые обряды, на интеллектуальном - утонченные идеи, имеющие возможность быть правильными.

К сожалению, 3/4 Авесты было утрачено, а там, наверняка, было более полное описание жизни пророка Заратуштры.

Главной чертой зороастризма является представление о зле, как о мировой антисистеме, противостоящей Добру.

Разделы страницы о религии огнепоклонников и двубожников:

Также смотрите зороастрийский гороскоп и культ огня у славян - родственников и соседей иранских племён, у которых возник и распространилось учение Заратуштрыкульт огня был еще раньше - в арийских ведах).


Общая информация по зороастризму

Зороастрийские порталы

Обзоры по религии огнепоклонников

Библиография по огнепоклонничеству

Истоки зороастризма (маздаизм, митраизм, бон)

Маздаизм

Маздаизм связан с древнеиранскими культами до реформы Заратуштры. [и такая же древняя монотеистическая религия, как иудейская]

Митраизм

Митраизм - западное (традиционное) направление маздаизма и одна из древнейших религий человечества. Митраизм был суровой религией, культом победоносного Бога, требовавшего от своих последователей духовной мощи и мужества в жизненной борьбе.

Митра – договор, согласие ["завет"]; Бог солнца; космический и людской закон, состояние мира, дружбы, симпатии; хранитель клятвы, помогающий тем, кто держит слово и жестоко наказывающий лжецов. “Быстрых лошадей даёт Митра, обладающий широкими пастбищами для скота, тем кто не лжив к договору.” Митра упорядочивает и организует жизнь на Земле, гарантирует устойчивость и согласие между людьми, охраняет страну от раздора и несчастья, если в ней чтут договор, и разрушает страны и наказывает врагов, если они не чтут договор, нарушают его и тем служат лжи. Митра бог верности и истины. Митра сопровождает солнце, величайшее из всех огней (огонь – очиститель был связан с Митрой), в его ежедневном движении по небу и следит за теми, кто хранит верность договору и кто его нару-шает.

Митра входил в тройку верховных божеств древних ариев – Ахура–Мазда (Хормазд), Митра, Апам–Напат, поддерживающих истинный порядок в мире. [Не отсюда ли идея "завета" - договора с Богом у иудеев?] Хормазд моделирует космические элементы Вселенной, а Митра ведает социальной организацией людей, т.е. устройством “человеческой” вселенной. Митра - правая рука верховного творца всего сущего и посредник между Небом и Землей [почти как Слово-Сын и Бог-Отец].

Митраизм был широко распространён в Римской империи и соперничал с христианством. А многие ритуалы и принципы Митраизма вошли позже в христианский культ (например обряды крещения [!], причастия и многие другие). Почитался Митра также в Армении, в Средней Азии, среди эфиопов, в Кушанской империи, где поддерживался царём Михиракулой, боровшимся с буддизмом.

Религия Бон (тибетский митраизм)

От эфталитов Митраизм попал в Тибет, где стал государственной религией, пока не был вытеснен буддизмом. Причём, имя Митры даже попало в буддизм, в образе Будды будущего – “Майтрейи”.

Тибетский Митраизм носил название ‘Бон”. “Бонцы”, как монголы и арии, почитали двуединных “Всеблагого Бога” и “Великую Мать Земли”, боролись с обманом и ложью, и поклонялись Митре в образе “Божества – жреца Белого Света.”

Время деятельности Заратуштры

Попробуем сами определить время жизни пророка Зороастра и начала его религии, основываяь на различных источниках.

Сведения из поэмы Омара Хайяма "Науруз-намэ"

Книга "Науруз-намэ" О.Хайяма - поэма не только о календаре, но и о знаниях древних иранцев в различных естественных науках. В главе "Начало книги Науруз-наме" рассказывается о хронологии введения различных календарей, в т.ч. пророком Заратуштрой (Зардуштом). Сопоставляя эту хронику с известными историческими событиями и лицами, можно примерно определить эпоху, когда жил Заратуштра.

В  этой книге раскрывается истина Науруза, в какой день он был при царях Ирана, какой царь установил его и почему его справляют, а также другие обычаи царей и их поведение во всех делах.

Что касается причины установления Науруза, то она состоит в том, что, как известно, у Солнца имеется два оборота, один из которых таков, что каждые 365 дней и четверть суток оно возвращается в первые минуты созвездия Овна в то же самое время дня, когда оно вышло, и каждый год этот период уменьшается.

Когда Джамшид постиг этот день, он назвал его Наурузом и ввел в обычай праздник. Цари и другие люди последовали ему. Рассказывают, что когда царь Ирана Кайумарс Первый стал царем, он решил дать названия дням года и месяца и установить летосчисление, чтобы люди знали это. Он установил тот день, когда утром солнце входит в первую минуту созвездия Овна, собрал мубадов Ирана и приказал начать летосчисление с этого момента. Мубады собрались и установили летосчисление с этого момента.

Мубады Ирана, бывшие учеными того времени, говорили, что всевышний и святой Изад сотворил 12 ангелов, из них четырех ангелов он послал на небеса, чтобы они охраняли небо от дьяволов, четырех он послал в четыре угла мира, чтобы не пускать дьяволов переходить через горы Каф, а четырем ангелам он приказал ходить по небу и земле и отгонять дьяволов от людей. Они говорили, что этот мир находится внутри другого мира, как новый дом, построенный внутри старого дворца, и что всевышний Изад создал солнце из света, а с помощью солнца он сотворил небо и землю. Все люди чтят солнце, так как оно есть свет из светов всевышнего Изада [?], они смотрит на него с торжественностью и почтением, так как всевышний Изад обратил больше внимания на сотворение его, чем на сотворение всего остального, как великий царь, возвышающий одного из своих наместников и объявляющий о его превосходстве, так что чтящие его чтят царя. Говорят, что когда всевышний и святой Изад приказал солнцу сдвинуться с места, чтобы его лучи и приносимая им польза были бы повсеместно, солнце вышло из головы Овна, тьма отделилась от света, и появились день и ночь. Так началась история этого мира.

После этого оно через 1461 год вернулось на то же место в тот же день и в ту же минуту. За это время Юпитер соединялся с Сатурном 73 раза. Это называют малым соединением, это соединение бывает каждые 20 лет. Когда солнце кончает свой оборот и возвращается на то же место, между Сатурном и Юпитером происходит соединение в том созвездии Зодиака, которое является созвездием упадка Сатурна, противостоящим созвездию Весов, являющемуся созвездием возвышения Сатурна. Один оборот здесь, один оборот там в том порядке, как мы указали и показали места светил. Когда солнце вышло из [созвездия] Овна, и Сатурн и Юпитер с другими светилами были там согласно повелению всевышнего Изада, положение мира изменилось и появились новые вещи, которые соответствовали миру и его судьбе. В это время цари Ирана для того, чтобы почтить Солнце, и, так как не всякий может найти этот день, отметили его, установили праздник и сообщили всем людям, чтобы это было всем известно и чтобы соблюдали эту дату.

Говорят, что когда Кайумарс установил этот день в качестве начала летосчисления, он разделил каждый солнечный год, когда совершается один оборот Солнца в течение 365 дней, на 12 частей, каждая по 30 дней, и назвал каждую из них по имени ангела из тех двенадцати ангелов, которых всевышний и святой Изад послал в мир. Затем он назвал большой оборот, содержащий 365 дней и четверть суток, большим годом и разделил его на четыре части. Когда проходят четыре части большого года, совершается большой Науруз и происходит обновление состояния мира. У царей имеется обычай - в начале года им необходимо произвести определенные церемонии для благословения, установления даты и наслаждения. Тот, кто в день Науруза празднует и веселится, будет жить до следующего Науруза в весельи и наслаждении. Эту практику для царей установили ученые.

  1. Месяц фарвардин - [фарвардин] - пехлевийское слово, означающее, что этот месяц является началом роста растений. Этот месяц относится к созвездию Овна. С начала до конца этого месяца солнце находится в этом созвездии.
  2. Месяц урдбихишт - этот месяц назвали урдбихишт, что означает, что в этом месяце мир своим весельем похож на рай, урд на пехлевийском языке значит "как". Солнце в этом месяце, согласно истинному обороту, находится в созвездии Тельца. Этот месяц является серединой весны.
  3. Месяц хурдад - это означает, что этот месяц кормит людей пшеницей, ячменем и плодами. Солнце в этом месяце находится в созвездии Близнецов.
  4. Месяц тир - этот месяц назвали тир, потому что в этом месяце делят пшеницу, ячмень и другие вещи. В этом месяце кульминация Солнца начинает понижаться. В этом месяце Солнце находится в созвездии Рака. Этот месяц является первым месяцем лета.
  5. Месяц мурдад - т.е. земля дала то, что надо было дать из плодов и фруктов, чтобы они созрели. В этом месяце погода похожа на прах земли. Этот месяц есть середина лета. Солнце в этом месяце находится в созвездии Льва.
  6. Месяц шахривар - этот месяц называют шахривар, так как это месяц обилия доходов, т.е. доходы царей приходятся на этот месяц. В этом месяце крестьянину легче платить налог. В этом месяце Солнце находится в Деве. Это последний месяц лета.
  7. Месяц михр - этот месяц называют михр, так как это месяц дружбы между людьми, и все, что созрело из злаков и плодов и досталось им, они совместно съедают. Солнце в этом месяце находится в Весах. Это начало осени.
  8. Месяц абан - т.е. в этом месяце прибывают воды вследствие начинающихся дождей, и люди поливают посевы. Солнце в этом месяце находится в Скорпионе.
  9. Месяц азар - на пехлевийском языке азар означает "огонь". В этом месяце погода становится холодной и появляется нужда в огне, т.е. это месяц огня. Солнце в этом месяце находится в созвездии Стрельца.
  10. Месяц дай - на пехлевийском языке дай означает "дьявол". Этот месяц называют дай, так как он суров и земля в этом месяце далека от веселья. Солнце находится в Козероге. Это первый месяц зимы.
  11. Месяц бахман - т.е. этот месяц похож на тот месяц - на месяц дай, по своему холоду и сухости. Солнце в этом месяце вместе с Сатурном находится в Водолее и близко к Козерогу.
  12. Месяц исфандармуз - этот месяц называют исфандармуз, так как асфанд на пехлевийском языке означает "плод", т.е. в этом месяце начинают прорастать плоды и растения. Солнце в этом месяце достигает последнего созвездия, т.е. созвездия Рыб.

Затем Кайумарс разделил это время на 12 частей и установил начало летосчисления. После этого он прожил 40 лет.

Когда он умер, наследовал ему Хушанг, царствовавший 970 лет. Он победил дьяволов, изобрел кузнечное, плотничье и ткацкое ремесла, а также получение шелка из коконов и меда от пчел, и оставил мир в полном веселье, покинув его поминаемый добром.

После него на трон сел Тахмурас. Он царствовал 30 лет. Он подчинил дьяволов, построил улицы и базары и ткал шерсть и шелк. Против него вышел отшельник Бозасп, проповедовавший религию сабиев [?]. Тахмурас принял эту религию и опоясался зуннаром. Он поклонялся солнцу и научил людей письму. Его назвали Тахмурас - укротитель дьяволов.

После него царство перешло к его брату Джамшиду. С начала летосчисления прошло 1040 лет и Солнце в начале дня фарвардина вошло в девятое созвездие [Стрельца]. Через 421 год царствования Джамшнда этот оборот окончился и солнце в своем фарарвардине вошло в начало Овна. Таким образом, мир пришел в равновесие. Джамшид подчинил дьяволов и приказал устроить бани и производство парчи. До него называли парчу "вытканное дьяволом". Но люди разумом и опытом в течение времени дошли до такого состояния, какое мы видим теперь. Далее Джамшид скрестил осла и лошадь и получил мула. Он добыл в копях драгоценные камни и сделал все виды оружия и украшений. Он добыл в рудниках золото, серебро, медь, олово, свинец и сделал корону, трон, браслеты, ожерелья и перстни. Он получил мускус, амбру, камфару, шафран, алоэ и другие благовония. Он устроил праздник в упомянутый нами день, дал ему название Науруз и приказал людям праздновать каждый год появление нового фарарвардина и считать этот день новым [годом] до тех пор, пока не произойдет большой оборот [Солнца]. В этом и состоит истина Науруза.

Джамшид в начале своего царствования был очень справедлив и добродетелен, люди любили его и радовались, а всевышний Изад дал ему такую благодать и разум, что он украсил людей золотом, драгоценными камнями, парчой, благовониями и скотом. Через 400 с лишком лет с начала его царствования он был увлечен дьяволом, который очаровал его миром,- пусть никакой человек не очаровывается миром! - он возгордился и привык к несправедливости и тщеславию, стал копить богатства, люди стали терпеть мучения и днем и ночью просили всевышнего Изада, чтобы его царствование окончилось. Божественная благодать покинула его, и все его дела стали ошибочными.

Тогда из одного угла царства выступил Байурасп, которого называли Заххаком, разгромил его, а люди не помогали ему, так как они терпели от него мучения. Он бежал в Индийскую землю, а Байурасп сел на трон, а впоследствии поймал его и разорвал на части. Байурасп царствовал 1000 лет. Вначале он был справедлив, в конце же он стал несправедливым, был увлечен дьяволом в своих действиях и словах и мучил людей до тех пор, пока не пришел из Индии Афридун.

Афридун убил его и сел на трон. Афридун был из рода Джамшнда. Он царствовал 500 лет. Когда прошло 164 года царствования Афридуна, окончился второй оборот по летосчислению Кайумарса. Афридун принял религию Ибрахима [иудаизм?],- мир над ним! Он приручил слона, льва и гепарда, построил шатер и портик, провел в сады и в здания текущую воду и принес во фруктовый сад саженцы и семена плодовых деревьев - турунджа, апельсина, бадранга, лимона и цветов розы, фиалки, нарцисса, лотоса и т.д. Он же устроил Михрган - в этот день он заточил Заххака и в тот же день принял царствование и установил праздник Саде. Люди, избавленные от несправедливости и тиранства Заххака, были очень довольны и праздновали этот день как [день] хорошего предзнаменования, и до сих пор в Иране и Туране каждый год совершается этот обычай в честь добрых царей. Когда Солнце достигло своего фарвардина, Афридун снова праздновал этот день. Он собрал людей со всего мира и написал договор об этом. Он приказал, чтобы его чиновники были справедливы. Он разделил свое царство между своими сыновьями. Туркестан от реки Джайхуна [Амударья] до Чина и Мачина он дал Туру, Румскую землю [Малую Азию] - Салму, а Иранскую землю и свой трон - Ираджу. Таким образом, все цари Туркестана, Рума и Ирана - одного происхождения и родственники между собой, так как все они - потомки Афридуна. Поэтому всем людям необходимо совершать церемонии в честь царей, потому что все они от семени Афридуна.

Когда его эпоха и эпоха других царей после него до эпохи Гуштаспа окончилась и когда прошло 30 лет царствования Гуштаспа, явился Зардушт и принес религию гебров [?]. Гуштасп [Виштаспа] принял его религию и ее вино. Со времени праздника Афридуна до тех пор прошло 940 лет. Когда Солнце вошло в созвездие Скорпиона, Гуштасп приказал отметить високос, в результате чего фарвардин начался в день вступления Солнца в созвездие Рака. Гуштасп установил праздник, говоря, что надо соблюдать этот день и праздновать Науруз [в этот день], так как Рак - счастливое созвездие для работы, и что крестьянам и земледельцам нужно дать право платить налог в это время, тогда им будет легко. Потом он приказал считать високос каждые 120 лет, чтобы годы были определенными и чтобы люди знали свое время и в холода и в жару.

Этот обычай продолжался до эпохи Искандара Румского, называвшегося Двурогим. Начиная с этого времени люди перестали отмечать високос и продолжали поступать так же, как и до этого обычая.

Это продолжалось до эпохи Ардашира Папакана, который вновь отметил високос и установил большой праздник. Он составил договор об этом и назвал этот день [Нayрузом].

Люди справляли этот праздник до эпохи Нушинравана Справедливого. Когда портик Мадаина был закончен, Нушинраван установил празднование Науруза согласно обычаям того времени. Но он не отмечал високоса, говоря, что люди должны воздерживаться от этого обычая, пока Солнце к концу оборота не достигнет первого дня Рака, и таким образом упразднил указания Кайумарса и Джамшида о совершении високоса.

Это продолжалось до эпохи халифа Мамуна, который приказал наблюдать за Солнцем и каждый год, когда Солнце достигает Овна, совершать Науруз. Таким образом были составлены "Астрономические таблицы Мамуна" и еще в наше время календарь исчисляют при помощи этих таблиц.

Это продолжались до эпохи Мутаваккила ала-л-лаха, Мутаваккил имел везира, по имени Мухаммад ибн Абд ал-Малик, который сказал ему, что собирание налога приходится на такое время, когда скот далеко от хлебных полей, и поэтому люди мучаются и что согласно обычаю царей Ирана люди совершали високос для возвращения года на свое место, чтобы меньше мучиться во время уплаты налога после сбора урожая. Мутаваккил согласился и приказал считать високос и возвратить Солнце из Рака к фарвардину. Тогда люди успокоились и вновь стали придерживаться этого обычая.

После этого Халаф ибн Ахмад, эмир Сеистана [?], установил другой високос. С тех пор до нашего времени стало шестнадцать дней разницы.

Счастливый султан, опора веры, Маликшах,- да освятит Аллах его душу,- узнав об этом, приказал установить старый високос и возвратить год на свое место. Для этого он призвал ученых того времени из Хорасана. Они соорудили все необходимое для наблюдения - возвели стены, установили астролябии и тому подобное - и перенесли Науруз в фарвардин. Но время не дало возможности султану закончить это дело, и високос остался незаконченным.

Вот истина Науруза, все это мы нашли в книгах наших предшественников и слышали от ученых.

Учение пророка Заратуштры

Из монотеистической религии (маздеизма) зороастризм преобразовался в дуалистическое учение.

Мировоззрение зороастрийцев

Голубь - прообраз Святого духа в Авесте

"Относись с почтением и следуй трем вечным истинам: Благие Мысли, Благие Слова, Благие Деяния."
"Относись с почтением к своему слову, и да будет оно твоим священным долгом."
(Авеста)

Зороастризм - древняя религия, возникшая на рубеже 1 - 2 тысячелетия до н.э. в Средней Азии (преимущественно в Иране) и затем распространившаяся в Персии, части стран Ближнего Востока и Закавказья. Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратустра (также - Заратууштра, Зороастр). До реформы Заратустры религия Ирана представляла собой воинственный обрядовый культ, имевший в то же время общие черты с ведическим культом Индии. Реформа Заратустры была направлена против оргиастических культов, доминировавших в военных союзах, и была по сути пуританской реформой нравов. Важнейшая особенность зороастризма - синтез монотеизма и ярко выраженного дуализма, представления о противоборстве доброго и злого начал. Верховное божество зороастризма - Ахурамазда. Он выступает в качестве творца всех противоборствующих сил. Дети Ахурамазды - Спента Манью и Ангро-Манью - воплощают образы истины и лжи, добра и зла. В до-зороастрийский период (период индо-иранской общности) дэвы и ахуры представляли из себя божества. В зороастризме они эволюционируют, причем в другом отношении, чем в Индии: ахуры становятся богами Аша, а дэвы - демонами Друдж. Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается как очищающая сила. Считается, что тела людей нельзя ни предавать земле, ни сжигать, так как трупы оскверняют землю и огонь. Покойников хоронят в особых "башнях молчания". Зороастрийцы верят в бессмертие души, загробный мир и конец мира.

Основной священной книгой зороастризма является Авеста. Считается, что древнейшая часть Авесты - Гаты (Песнопения) восходит к самому Заратустре. Другие значительные зороастрийские произведения, созданные большей частью в IX веке на языке пехлеви:

  1. Зенд (Толкование Авесты),
  2. Бундахишн (Первотворение),
  3. Денкарт (Деяние веры),
  4. Сборник жреца Затспрама,
  5. Датисан-и-Диник жреца Манушчехра,
  6. Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех сомнений),
  7. Намак (Книга),
  8. Датисан-и Менок-и Храт

Начиная с VII века н.э., после завоевания Ближнего и Среднего Востока арабами, зороастризм был постепенно вытеснен с этих территорий. Значительная часть зороастрийцев эмигрировало в Индию, где образовало секту парсов. К настоящему времени зороастризм претерпел значительные изменения, преимущественно в сторону монотеистических тенденций. К зороастрийцам примыкает секта йезидов, заимствовавших элементы ислама и христианства. В настоящее время (1976 г.) численность зороастрийцев составляет 130 тысяч человек. Большая часть из них живет в Индии, остальные - в Иране и США.

Откровения и заветы Заратуштры

«Не к народу должен говорить Заратустра, а к спутникам. Заратустра не должен быть пастухом и собакою стада».
«Мне нужны спутники, которые следуют за мною, потому что хотят следовать сами за собой».
(Ф.Ницше)

Ветви зороастризма и его синтез с другими религиями (гностицизм)

Зороастризм, в силу своего ритуально-этического дуализма до сего времени является мощным генератором религиозной мысли [не только для ираноязычных народов по праву наследства]. Зороастризм – культ солнечного света и чистоты, подобно японскому синтоизму. Зороастризм влиял на возникшие позже монотеистические религии и влияет на них сейчас.

Все свои неоднозначные черты ислам приобрел из зороастризма: священная война с неверными джихад, пятикратная молитва, взимание обременительного налога с иноверцев и др. Несомненно, громкое влияние учения Зардушта на суфизм, гностицизм и отчасти на шиизм. Идеологически наиболее близки к зороастризму исмаилитская секта (Горный Бадахшан) и езидство курдов.

Зороастрийскими идеями пропитаны отдельные части Библии, например, книга пророка Исайи.

Легенды о Заратуштре были знакомы грекам. Платона они считали воплощением Заратуштры, а Пифагора - его учеником. Иранское влияние лежит на космологии Анаксимандра, учении о двух путях человеческой души Парменида и на догадке об огненной природе всех вещей у философа Гераклита.

Многие зороастрийские и гностически-синкретические секты пользуются своими собственными письменностями - производными сирийского алфавита.

Зурванизм

Попыткой примирить существование Добра и Зла, свести их к одному знаменателю стало появление зурванистской секты. Повелителя времени с львиной головой и телом змеи Зурвана (Зрвана), отца Ормузда и Ахримана почитали на западе Ирана. Сасанидская царская семья тоже поклонялась Зурвану. Зурванизм оказал влияние на гностические секты, в частности на мандеев.

Манихейство (III век)

Манихейство сформировалось в Месопотамии в 3-м веке на основе вавилонских, персидских, иудейских и христианских культов [очень сборная или квинтэссенция?]. Основоположник - Мани (216-276). Существуют Бог Добра и Бог Зла. Человек - смешанный. Путем аскетизма он должен освободиться от материальных уз... Учение конкурировало с христианством до эпохи средних веков и преследовалось с момента появления.

Оказало огромное влияние на различные философские религиозные учения и отразилось в ересях павликиан, богомилов, катаров и альбигойцев. По представлению манихеев, весь материальный мир – изначально и полностью порочен [гностицизм].

Манихейство (Акониты) - Религиозное синкретическое учение, самый влиятельный из дуалистических культов. Основано пророком и магом Мани (Манес) во второй половине II в. в Персии. Учение манихейства опирается на предшествовавшие ему гностические учения, преимущественно иранского происхождения, элементы христианства и зороастризма [а также буддизма и, вероятно, иудаизма?].

Объективными причинами возникновения манихейства стал конфликт между персидскими магами. В 227 г., после воцарения на персидском троне национальной династией сасанидов, персидские маги решили восстановить зороастризм в качестве государственной религии. Большая часть магов склонялись к изменению учения, подчинив оба начала, и доброе и злое (Ормузда и Аримана) одному Верховному существу. Часть магов придерживались классического строгого дуализма, образовав оппортунистическую партию магуссеев. Мани, являющийся приверженцем магуссеев, изложил собственное вероучение, представляющее объединение христианства и зороастризма, в труде "Ертенки-Мани", явившемся впоследствии священной книгой манихейства.

В основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как равноправных изначальных принципов бытия. Царство добра и света состоит из пяти чистых стихий: огня, воздуха, света, воды и земли; властителем в нем является добрый Бог. Царство зла и мрака состоит из пяти нечистых стихий: бури, тины, тумана, дыма и бессветного жара; властителем в нем является злой демон. Для защиты границ царства добра Отец света произвел из себя эона - Матерь жизни, которая, в свою очередь, для борьбы с духами тьмы произвела еще одного эона - первого человека, явившегося в мир как Иисус Христос. Христос вместе с пятью чистыми стихиями борется с демонами, но демоны овладевают частью его светлого существа, поэтому Отец света вынужден породить еще одного эона, помогающего Христу в борьбе - Животворящего духа. Животворящий дух является своеобразным благим демиургом, творящим мир. Он освобождает не поглощенную царством зла часть Христа, называемую бесстрастным Христом, и помещает ее в солнце. Часть же, поглощенная царством зла, называется страждущим Христом. Посредством страждущего Христа в пространстве между двумя царствами происходит смешение светлой и темной материй. Страждущий Христос, став, при помощи Животворящего духа, душою мира, образует видимый мир, в котором смешаны духовное и материальное. Так как светлая материя стремится к освобождению от тьмы, Сатана приказывает демонам собрать оставшиеся в царстве тьмы частицы света в одно место, и творит человека по образу Христа-эона. Частицы света, сосредоточенные в человеке, составляют его душу.

Манихейство преобразует ветхозаветные идеи таким образом, что именно Сатана запрещает человеку вкушать от древа познания добра и зла, а бесстрастный Иисус учит человека вкусить запретный плод и раскрывает ему тайну духовного происхождения. Для противодействия Иисусу Сатана создает из злой материи и незначительных остатков частиц света женщину, чтобы она раздробила разумную душу человека. Манихейство принимает докетическую доктрину о призрачном теле Христа, который (бесстрастный Иисус) сходит на землю, открывает людям истину об их духовном происхождении и учит освобождению от зла. Все апостолы и последователи Христа, а также иудеи и язычники, согласно манихейскому вероучению, являются проводниками злого, материального мира и потому извращают христианское учение.

Манихейство признает ряд пророков, завершившихся самим Мани, который является параклитом, Духом утешителя, посланным Христом для открытия Царства божия.

Культовая практика и быт манихеев отличаются суровым аскетизмом. Манихеи отрицательно относятся к браку, отвергают употребление вина и мяса, максимально ограничивают уничтожение растений и животных как бессознательных хранителей души мира. Распространившись на христианские области, манихейство вытеснило гностицизм и воспринималось христианами как христианская ересь. На западе оно распространилось до Рима, где, несмотря на преследования, существовало до VI века. В 382 г. Феодосий издал закон против манихеев, повелевая подвергать их высшей мере наказания, конфисковывать их имущество в пользу государства. На востоке в 694 г. достигло Китая. В государстве турок-уйгуров (Уйгурском царстве) был государственной религией в 763-840 гг. Подвергалось гонениям со стороны христианства, зороастризма, ислама. Будучи изгнаны из городов, манихеи укрылись в глухих местах Средней Азии. В явном виде манихейство существовало до VIII - IX вв., пережив максимальный расцвет в IV - V вв., однако идеи манихейства многократно возрождались в последующих религиях, течениях и христианских ересях.

Парсизм (с VII века по настоящее время)

Парсы - секта, придерживающаяся зороастризма. Распространена в Индии (в основном в Гуджарате) и Пакистане. Появилась в результате переселения части зороастрийцев в Индию из Ближнего и Среднего Востока (в основном Ирана) в результате арабской агрессии в VII веке н.э. Парсы поклоняются огню, считают священными стихии огонь, воздух, воду, землю. С целью недопущения осквернения священных стихий умерших отдают на растерзание грифам. На 1990 года численность парсов около 40 тысяч человек.

Богомильство (XII век)

Богомилы (название от слов: "Бог" и "милуй") - эти "еретики" явились в Болгарии в XII веке. Учение их состояло в следующем: Сатанаил - первородный сын Высочайшего Бога - с частью подчиненных ему духов возмутился против своего Высочайшего Отца и, будучи низвержен с неба, сотворил новое небо и землю и тело первого человека Адама. Но душу человеку он сам сообщить не мог, для чего и обратился к Высочайшему Отцу с просьбой послать божественное дыхание для оживления человека, обещая Ему владычество над духовной природой человека. Высочайший Отец, имея в виду, что человек духовной природой заменит Ему отпадших ангелов, исполнил просьбу Сына и оживил; но Сатанаил захотел подчинить себе и душу человека, для чего через змея обольстил Еву и произвел от нее Каина и сестру Каломену. Потомки Сатанаила взяли перевес над потомством Адама, и Сатанаил успел подчинить себе род человеческий. Люди забыли о своем назначении и считали самого Сатанаила за верховного Бога. [Довольно все логично и объясняет вопросы после чтения Ветхого Завета. Похоже на религию езидов.]

Чтобы освободить человека из власти Сатанаила, Отец произвел из Себя второго сына, который есть Иисус, или Слово. Воплощение, жизнь и смерть Иисуса богомилы понимали докетически. Иисус, заключив в оковы Сатанаила, лишил его божественного достоинства, которое заключалось в конечном слове его "ил"; после чего он стал называться просто Сатаной. Для завершения дела Иисуса Верховный Отец произвел из Себя вторую силу Святого Духа, Который и действует на душу людей. Последним актом мировой истории будет возвращение всего в первобытное состояние.

Богомилы отвергали обряды и внешность церкви и в практической жизни были строгими аскетами. Из таинств они признавали только крещение, которое совершали не водой, но через возложение рук и апокрифического евангелия Иоанна на крещаемого.


На главную

Зороастризм | Иудаизм | Христианство | Ислам | Буддизм | О религиях Предсказания |

История и мифология | Иностранные языки | Страны мира | Книги
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика