Закавказье в древности

Главная > Общество > Древний мир > Древнее Закавказье
Большой и Малый Арарат - святыни Закавказья

Закавказье граничит на юго-западе с Анатолией, на юго-востоке - с Северным Междуречьем. Об истории Закавказья до Троянской войны известно пока очень мало. Из древнегреческих мифов мы знаем о Колхиде. Рядом с этой древней страной располагалась Хайаса - возможно, одна из прародин индоевропейцев или их ветви.

Ключевые события истории Древнего Закавказья:

Разделы страницы (в хронологическом порядке от века бронзового к веку железному):


Библейский Харран (бронзовый век)

Северная Сирия и Северное Междуречье - земли эблаитов

В эту область из Шумера переселялся Фарра - отец Авраама. Территория Харрана (Северная Сирия и Северная Месопотамия) примерно совпадает с северными землями распространения эблаитского языка (родственному и западным и восточным семитам) и политического влияния Эблы (см. иллюстрацию из книги Маттие под редакцией И. М. Дьяконова "Древняя Эбла").

В верховьях Евфрата находится самый загадочный археологический памятник – древнейший на планете мегалитический комплекс Гёбекли-Тепе [в том самом Эдеме?]. Возраст сложнейших монументальных культовых сооружений – 12 тысяч лет [!]. Огромный комплекс более чем в 2 раза старше и египетских пирамид, и Стоунхенджа. И как минимум на несколько тысяч лет – древнейшего города земли Иерихона.

Современный Харран - это турецкая приграничная деревня. В ней до сих пор живут в глиняных домах, формой напоминающих ульи. Остатки точно таких же находят при раскопках, их датируют 7-м веком до н.э.

Субарту (Субар, Шуприя, Арме-Шубрия) в 24-6 вв. до н.э.

Субаре́и — гипотетическое древнейшее население Северной и, возможно, Южной Месопотамии; в ранних ассириологических работах этим термином обозначали хурритов. Языковая и этническая принадлежность остаётся предметом дискуссий. Согласно одной из точек зрения (например, у Б. Грозного, И. М. Дьяконова и др.), предками субареев являлись носители халафской археологической культуры. Язык (или языки) часто связывают с так называемым протоевфратским лингвистическим пластом в шумерской лексике. Возможно, что уже во второй половине 3-го тысячелетия до н. э. субареи были ассимилированы хурритами, на которых и перешло обозначение «люди страны Субарту».

В шумерских эпосе «Энмеркар и повелитель Аратты» Субарту встречается в списке стран, в которых «путали языки», то есть страны, в которых говорили не по шумерски. В том же ряду упоминаются еще страны Хамази [?], Ури-Ки (Аккад), Марту (аморреи) и т.д. Субарту был указан в качестве одной из стран, восставший против Саргона Аккадского (2316-2261 д.н.э.) в примерно в 2265-ом д.н.э.. В более позднюю эпоху, уже в 2230-их д.н.э. против Субарту вел войны Нарам-Син (2236-2200 д.н.э.), который в своей надписи упоминает Субарту вместе с Арме(а)ни [!]. Субарту упоминается как северная и грозная страна в клинописях царя Шулги. Но из комплекса сведений ясно, что в столкновениях с Субарту Ур так и не достиг ощутимого успеха. Наследник Урских царей, Ишби-Эрра Иссинский (ок. 2017-1985 д.н.э.) силами аморейцов совершил ряд походов на север, но опять не достиг решающего успеха. Субарту, вместе с Армени упоминает царь Ассирии Саргон I (ок. 1880-1850) в одной из своих клинописи как страны, с которыми он воевал. Притом неопределенность клинопосей опять-таки дает основания предполагать, что успех вовсе и не был на стороне ассирийской владыки. Субарту упоминает и Хамураппи (1792-1750 д.н.э.), под событиями 30, 32 и 35-тых годов своего царствования (1762, 1760 и 1757 года д.н.э.). Из текстов Хамураппи ясно, что Субарту поддерживал его врагов, но в конце концов потерпел поражение и вынужден был отступить. В хеттских источниках сведения про Субарту крайне поверхностны и запутаны, но считается вероятным, что «Аззи» (Алзи) хеттских источников, который соответствует географической территории Субарту, относится именно к этой стране.

Три письма из Амарна 14-ого века д.н.э., найденные в Египте, указывают на Субарту как топоним. Субарту опять появляется в ассирийский хрониках начиная с конца 14-го века. Так, Ададнерари I (1307-1275 д.н.э.) представляется как истребитель войско в том числе и субарейцов, а Тукулти-Нинурта I (1245-1208 д.н.э.) в своих титулах именуется в том числе и как царь субарейцов. Известно, что Тиглатпаласар I (1115-1077 д.н.э.) примерно в 1114-ом д.н.э. совершил против Субарту поход и номинально добился ее подчинения. Походы на север пришлось вести еще несколько раз.

Субарту попал под власть т.н. «Урарту» в конце 9-ого веке д.н.э. и оставался в таком качестве до первой четверти 7-го века, несмотря на ряд упорных восстаний. Субарту упоминается в письме Асархдона (680-669 д.н.э.), как мятежная страна, в которой укрылись его враги. Видимо уже тогда Субарту не было и под контролем т.н. «Урарту», так-как последный принял участие в экспедиции Ассирийского царя против Субарту в 674. Однако успех союзников так и не был решающим и к второму половине века Субарту опять независим. В одном из своих клинописей Набопаласар (626-605 д.н.э.), имея ввиду события после падения Нинвеи, сообщает, что совершил поход в том числе на на Субарту и вернулся с добычей. Притом сам поход имел явно грабителский характер. В это связи можно предполагать, что событие имело место весной 611-а д.н.э. В конце 612-а умер Паруйр Скайорди (656-612 д.нэ.), царь Армени (Субарту), союзник Набопаласара и мидян во время осады Нинвеии, и на трон вступил его сын Рачья (612-590 д.н.э.). Далее можно предполагать, что поход вавилонян имел цели продемонстрировать силу и подтолкнуть нового царя держатся союзнических обьязателств отца. Примечателно, что далее отношения Рачья и вавилонян налаживаются и, более того, получают уже вполне дружеский вид при Навуходоносоре II (605-562 д.н.э.), о чем интересные подробности передает нам Хоренаци (Книга 1, глава 21)… Персидский царь Камбиз II (530-522 д.н.э.) упоминает субарский пленников. (Источник - https://vstrokax.net/drevnyaya-armeniya/zagadochnaya-strana-subartu/)

Митанни (-17 — -13 века) и поздние хурритские государства

Митаннийский град Захику

Мита́нни (Ханигальбат в ассирийских текстах, Нахарин(а) в египетских и семитских) — древнее хурритское государство (XVII—XIII вв. до н. э.) на территории Северной Месопотамии и прилегающих областей. Столица Митанни — Вашшуканни (Хошкани) располагалась у истоков реки Хабур. Предполагается, что этот город стоял на месте современного города Серекани в Сирии. (Википедия)

В Митанни зафиксировано былое присутствие арийского элемента. Не исключено, что они и основали Митанни, а потом ассимилировались окружающими племенами хурритов. Рядом исследователей рассматривается как протоармянское государство.

Армэ (Урме, Уруме, Уруму, Ариме, Арима, Урмеухи, Урмеуни, Армани)

Страна Арме возглавляла территориальный союз, в который входило и «царство» мушков, страны Ишува, Шуприа, Алше, Пурулумци и много других «стран». Союзу удалось объединить все мелкие страны и народы Армянского нагорья в одну политическую единицу. Союз, возглавляемый страной Армэ, получил возможность использовать период бессилия Урарту и захватить его политическое наследие. Слияние двух народов арминов и мушков, было очень важным фактором; оно привело к созданию на урарто-хурритском субстрате господствующего языка, первоначально в территориальном союзе, на юге Урарту; это был будущий армянский язык.

Арме — древнее лувийско-хурритское государственное образование (царство) в XIII-XI веках до н. э. на юго-западе Армянского нагорья в Сасунских горах, к юго-западу от озера Ван. Вместе с царством Хайаса, располагавшимся на северо-западе Армянского нагорья в XV-XII веках до н. э., являлось наследницей древней Арматаны, царства на западе Армянского нагорья и в Приевфратье, существовавшей с XVI века до н.э по XIV век до н.э. Так же, как и царство Хайаса, объединилось в племенной союз с народом Ацци (Аззи) [хатты?], перед лицом угрозы со стороны Хеттской империи, Армэ объединилось в государственный союз со страной Шуприа. Ученые связывают название Арме, с названием Армения. Арме-Шубрия и государство Мелид-Камману, несомненно, явились ядром формирования армянского этноса и сыграли большую роль в возникновении армянской государственности. У ассирийцев названия Арме отождествляется с Шубрией. Центром Арме был город Нехериа (Наири ?), он находился в долине верхнего Тигра; Центром Шубрии ассирийские источники считают г. Уппуму (Уббуму), наряду с г. Кулмери (ассир. Куллимери) как центр Урме.

До XIII в. до н.э. население Арме-Шубрии состояло из хурритских племен, близких к урартам, и было смешано с лувийцами. В XIII - XII вв. до н. э., племена мушков (фрако-фригийские племена), после разрушения ими Хеттской державы, стали проникать в страны армянского нагорья, и также вошли в Арме-Шубрию.

Хайяса (-Ацци, -Аззи)

Сведений о стране Хайясе мало. Возможно, это древнейшее индоевропейское [скорее всего хеттоязычное] государство в Закавказье. Возможно, также, именно там формировался армянский народ еще до того, как туда пришли фригийцы. Хайасцы, скорее всего, стали предками (или одними из предков) современных армян.

Государство упоминается в хеттских клинописных текстах в период с XVI по XIII вв. до н. э. Первые достоверные сведенья о Хайасе относятся ко времени правления хеттских царей Хаттусили II и Тудхалии III. Однако, оксвордский словарь экономической истории отмечает факты активной политической и экономической жизни Хайасы в течение не только II, но и III тысячилетий до н.э. Большинство хеттологов помещают Хайасу в верховья реки Чорох и Евфрат, на территории Армянского нагорья (об этом прямо указывают хеттские и ассирийские тексты). В течение этого периода Хайаса иногда заключала с Хеттским царством мир и выплачивала хеттам дань, иногда вступала с ним в военные конфликты. И, если взять за основу свидетельства из хеттских источников, о том, что хайасцы не только опустошали территории на Востоке Малой Азии, но и включали некоторые регионы в состав своего государства, становится вполне очевидным, что оба народа имели общие границы.

Из клинописных табличек известны имена нескольких хайасских царей — Марийа, Каранни, Хуккана, Ананиа. Имена индоевропейского происхождения [а не семитского?]. Имеются также коневодческие индоевропейские термины.

Царство Хайаса процветало на Армянском нагорье в 1500–1290 гг до н.э. Затем, после окончательной гибели Хеттской империи и прекращения клинописи, записи о нем навсегда пропадают из истории. К XIII веку до н. э., вероятно, Хайаса распалась, и её территория была захвачена хурритами. В этот период территория Хайасы могла относиться к хурритскому царству Дайаэни. Согласно Р. А. Ишханяну, столицей Хайасы был город Куммаха в верховьях реки Евфрат, близ современного города Эрзинджан.

Урарту

По языку урартцы родственны хурритам, но урартское государство более молодое (вторая половина эпохи Древнего мира - Железный век, т.е., уже после т.н. Троянской войны), в то время как историческая активность хурритов пришлась на Бронзовый век до его коллапса.

Термин «Урарту» ассирийский, в так называемой «урартской» клинописи он не встречается. Более того, с конца II тысячелетия до н.э. территория вокруг трех озер на Армянском нагорье, лежащая к северу от Ассирии, именуется «Наири». Ряд ученых полагают, что это семитское слово, обозначающее понятие «река». Следовательно «Наири» означало у ассирийцев «страна рек», тем более, что на указанной территории берут начало реки Тигр, Ефрат, Аракс, Кура [прям 4 реки, вытекающие из рая (Эдема)]. Причем, в то время ассирийцы не имеют представления о четких границах страны «Наири»: это просто территория, в центре которой находится море страны Наири.

Впоследствии, термин «Наири» у ассирийцев заменяется на «Урарту», который появляется из местного географического названия Арарат или Айрарат. Это название более точно отражает местонахождения страны. Название «Арарат» связано с именем Бога Ара (Арамазд) армянского языческого пантеона и означает в форме Арарад «обиталище Ара».

Древняя Армения

Древнеармянские свастики из святилища времён Троянской войны

Считается, что земли армян унаследованы от их предков фригийцев (больших и малых мушков), палеобалканский индоевропейский язык которых сильно изменился под влиянием урартского. Но, возможно, еще до фригийцев в этих местах жили другие индоевропейцы - хайясцы.

Колхида (Древняя Грузия)

Первая (или вторая, если картвельская ветвь ностратитов туда переселились с юга) родина пракартвелов. Именно здесь, по версии, обитали халибы - первые железоковцы, секрет которых перешел сначала к хеттам, а потом к их победителям, а от них - в Европу и по всему миру.


Главная
Древний мир : Аравия | Египет | Закавказье | Индия | Рим | Китай | Малая Азия | Междуречье | Океания | Персия | Сирия | Средняя Азия | Тартесс | Эгеида | Порталы
Религии | Астрология | Миграции рас | Книжный мир | Библиотеки и музеи | Страны | Карты
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 29.09.2022
Яндекс.Метрика