Версия для печати

Андийская ветвь южноамериндских языков

Главная > Лингвистика > Языки > Америндские > Южноиндейские > Андо-экваториальные > Андские
Южноамериндские словари: Праандо-экваториальный | Аймара | Кечуа
Индейские ДНК-популяции - материнские: A, B, C, D, X; отцовские: C, Q.

На этой странице представлены языки древних южноамериканских цивилизаций. Разделы:


Андское языкознание

Арауканская семья (мапуче)

Языки арауканской семьи распространены на территории Чили и Аргентины.

До прибытия испанцев территория сегодняшней Чили была населена многочисленными индейскими племенами:

По другой классификации Арауканская семья является ветвью североамериндской надсемьи макро-пенути.

Арауканский язык (мапуче, мапудунгу)

Арауканы (самоназвание мапуче "люди земли") - народ, составляющий основную массу индейского населения Чили. Численность св. 300 тысяч человек (1961, более новые сведения - 870 тыс.). Говорят на арауканском языке и испанском языке. До прихода испанцев А. занимали всю территорию совр. Чили. Другое название - Мапудунгу(н).

Макросемья кечумара

В  андском регионе находятся языки кечуанской (Quechuan) и аймаранской (Aymaran) семей. К этим семьям принадлежат великие языки Южной Америки – кечуа и аймара. Кечуанская семья включает несколько языков кечуа, которые в другой терминологии именуются диалектами. Аймаранская семья, или хаки (Jaquí), состоит из двух языков, один из которых – аймарá.

Существовала теория, что кечуа и аймара имеют общий корень (30% общей лексики!). Однако позднее стало известно об ошибках в исследованиях и теория перестала привлекать внимание лингвистов. [Может, просто не сумели доказать?] Многие специалисты, однако, продолжают считать, что эти две семьи родственны и образуют макросемью кечумара, другие лингвисты объясняют сходство заимствованиями.

Типологически, кечумара - агглютинативные номинативные языки.

Лингвистический обзор кечумаранской семьи

Куклы в образе индейцев аймара

Кечумара́ языки́ — семья южноамериканских индейских языков. Включает языки кечуа и аймара (16,2 млн. говорящих, из них на аймара — около 3,3 млн. чел.). Близость грамматических и фонологических систем и общность значительной части словарного состава обоих языков очевидны. На этом основании некоторые авторы оперируют понятием «кечуа-аймаранской», или «кечумарской», языковой семьи. Это характерно, в частности, для большинства «широких» классификаций. Однако природа общности обоих языков не вполне ясна, она может быть результатом происхождения от единого праязыка или межъязыковых контактов ещё в доинкскую эпоху (в ряде регионов распространения кечуа очевиден языковой субстрат аймара). Генетические связи с другими южноамериканскими языками не определены. Тем не менее, аргентинский ученый X. М. Фарфан при помощи метода глоттохронологии подсчитал, что распад кечуа-аймаранского языкового единства должен был произойти около 3500 лет назад. К. Орр и Р. Лонгакр даже произвели реконструкцию «протокечумарского» языка-основы и вывели закономерные фонетические соответствия.

Фонетические системы характеризуются ограниченным вокализмом (в аймара 3—5 гласных, в кечуа 3—6), состав согласных варьирует за счёт смычных и аффрикат (от 15 до 27 фонем в кечуанских диалектах, 28 согласных в аймара). Значителен удельный вес сонорных. Фоно­ло­ги­че­ская структура основ разнообразна: CV, CVC, CVCV(C) и др., преобладают двухсложные модели. Возможны после­до­ва­тель­но­сти из двух согласных, сочетания гласных невозможны. Ударение динамическое, падает на предпослед­ний слог.

Морфология агглютинативная, суффиксального типа, с высокой степенью синтетизма. В плане контенсивной типологии кечумаранские языки относятся к номинативным языкам. Преиму­ще­ствен­ный порядок слов в предло­же­нии SOV. Различные виды определений предшествуют своим опреде­ля­е­мым. Развиты как сложно­со­чи­нён­ное, так и сложно­под­чи­нён­ное предло­же­ния (особенно в кечуа). Как именное, так и глагольное словоизменение достаточно развито.

Различаются переходные и непереходные глаголы. Глагол имеет морфологические категории лица (различаются инклюзивная и эксклюзивная формы 1‑го лица множе­ствен­но­го числа, возможны двухличные словоформы), числа, залога, времени, наклоне­ния, категорию способа действия.

Имя прилагательное вполне сформировано.

В  лексике обоих языков совпадает до одной трети [!] словарного состава (главным образом в его перифе­рий­ных пластах). Много заимствований из испанского языка. Отмечается аффиксальное слово­обра­зо­ва­ние и композиция (слово­сло­же­ние). Именное слово­обра­зо­ва­ние богаче глагольного.

Кечумара языки относятся к наиболее изученным индейским языкам. История их исследования начинается с 16 в. Созданы грамматики и словари (преимущественно практические). Начат этап сравнительного исследования языков кечумара. Особый интерес представляет проблема становления языковой общности кечумара.

Письменность (иероглифика) возникла предположительно ещё в доинкскую эпоху. Начиная с 16 в. для кечуа, с 17 в. для аймара существует письменность на основе латинского алфавита.

Сходство между кечумарскими и полинезийскими языками

В  1926 году Имбеллони высказал мысль, что полинезийцы сыграли большую роль в возникновении и укреплении государства инков. Этим он объясняет большое сходство языков кечуа и полинезийских языков. Приведя сходную лексику кечуа и аймара, с одной стороны, и языков Полинезии - с другой, Имбеллони доказывает родство этих языков... (И.К.Федорова, 1967)

Литература по кечумарскому языкознанию и пракечумарскому языку

Группа аймара (аймаранская, хаки)

Распространение языка аймара

Аймара — это андский язык, на котором говорит 1,6 мил. человек на территории озера Титикака (Боливия). На аймара говорят преимущественно в Боливии и Перу, хотя носители языка есть ещё в Аргентине и Чили. В Боливии аймара, наряду с испанским, является официальным языком.

В  древности аймара был, по-видимому, языком империи Вари, территорию которой позднее захватили инки.

Аймара — агглютинативный, полисинтетический язык со сложной морфофонемикой. Имеется 4 лица.

Сложность грамматики заключается в морфологии. Каждое слово в аймара — это корень с суффиксом, которых больше 200. Все комбинации корней и суффиксов могут насчитывать более 363 394 720 глагольных форм [! - пожалуй, больше, чем в эскимосских].

Высказывалось предположение об искусственном характере аймара. Грамматически этот язык индейцев Южной Америки невероятно сложен, в течение веков не претерпел существенных изменений [!] и проявил уникальную способность к отторжению интернационализмов. В пользу того, что аймара - искусственный язык, говорит и нарочито внедренная в его синтаксис «логика трех измерений».

Математик Иван Гусман де Рохас к удивительному выводу: аймара создан по тем же законам, которые сегодня используются для программного языка компьютеров. То, что в современных языках называется условными синтаксическими структурами и создается с помощью предлогов или наречий, в аймара достигается с помощью суффиксов столь логически организованных, что они легко выстраиваются в математическую таблицу. Вычислив математический алгоритм функционирования аймара, Гусман создал компьютерную программу использования этого языка для синхронного перевода на другие языки мира.

Литература о языках аймара

Группа кечуа (кечуанская)

Кечуанский шаман

На кечуа говорят в 4 странах: в Боливии, Эквадоре, Перу и Аргентине. Язык был принесён в них во время испанского доминирования с Анд, где кечуа был основным языком. Кечуа был одним из официальных языков Тавантинсую - империи Инков. [Причём, инки-завоеватели даже забыли свой язык, перейдя на этот межплеменной язык завоёванных народов]

Из всех индейских языков кечуа (kkechwa) занимает уникальное положение в современной Америке. На кечуа говорит почти половина всех индейцев [!]. В Перу и Боливии он признан вторым государственным языком [в Боливии сейчас кечуа считается единственным официальным языком], а в Эквадоре – почти официальным. В Аргентине, Колумбии и Чили проживают носители языка кечуа. В Перу с 1976 на языке кечуа издается журнал Kausachum «Да здравствует».

Языковедами диалекты кечуа считаются отдельными языками, а в южноамериканском Институте кечуа (или Центре кечуа) - одним языком. Видимо, диалекты кечуа также отличаются между собой как диалекты арабского, или, например, славянские языки между собой или тюркские.

В  сети есть более или менее приличные словари (можно найти через испанский Яху!), кичуа-испанский и даже кичуа-аймара-испанский. Учебники тоже есть, Но имейте ввиду, что если берете кичуа Куско или Аргентины, то можете "забить" на северные диалекты, а также на восточные нижних земель (Сельва и Орьенте)... Фонетика, лексика - почти все иначе. Особо вдохновляют суффиксы :). Местные аборигены из лесов еще кое-как понимают соседних горцев, а вот горцы их - нет." (Из форума Мезоамерики.ру) [что уж говорить о различии кечуа и аймара].

Внешние связи кечуанского языка

Помимо самой популярной кечумарской гипотезы исследовались и исследуются следующие связи:

  1. Дж. Хэррингтон указывал на сходство между кечуа и калифорнийскими языками группы хока. Своего рода лингвистический мост между Калифорнией и Андами образуют анклавы других языков "хокоидного" типа - чонталь в Мексике, субтиаба в Никарагуа и юрумангИ на тихоокеанском побережье Колумбии.
  2. Создатель глоттохронологического метода М. Сводеш объединил в большую семью кечуа-чон такие языковые группы Южной Америки, как аймара, кечуа, пано, пукина-уру, такана и чон. Им же постулировалось родство кечуа с тараскским - одним из языков Мексики, который обычно считается изолированным. Тараскскую группу помещают также в семью чибча-паэс.
  3. Заслуживают внимания и полинезийско-кечуанские связи. Самый яркий пример - название батата: на кечуа - khumar, на полинезийских - kumara.

Ингский диалект кечуа (инга)

Инга, как называют свою речь лесные индейцы, живущие в джунглях вдоль крупных рек Пастаса, нижний Мараньон и Уальяга, представляет собой один из диалектов языка кечуа/кичуа. По общепринятой классификации, амазонский диалект относится к группе диалектов кечуа А – согласно Паркеру – и к кечуа II – по Торреро. Региональные особенности сближают его с диалектами эквадорского Орьенте, а также с эквадоро- перуанским диалектом реки Напо. Однако для перуанского инга отмечаются значительные отличия как лексического характера, так и грамматического. В частности, среди перуанских носителей языка продолжает бытовать архаичная для Эквадора форма образования принадлежности существительных при помощи притяжательных суффиксов. Лексика инга существенно расходится с остальными диалектами кечуа/кичуа. В наибольшей степени это справедливо в отношении диалектов, распространенных в горных районах. Словарный запас инга на протяжении нескольких последних столетий пополнялся словами из местных индейских языков: тупи, кандоши-шапра, хиваро, сапаро и некоторых других. По этой причине, а также из-за различий в области фонетики, свободное общение между носителями инга и горными кечуа как Перу, так и Эквадора, затруднено, а часто невозможно.

Инга, как один из самых крупных амазонских диалектов, выполнял и продолжает выполнять роль языка межплеменного общения там, где испанский язык не получил достаточного распространения. Сегодня, как и 100, и 200 лет назад, он является своего рода койне Верхней Амазонии. Также, как и язык индейцев тупи (неенгату), легший в основу так называемого «лингуа жерал», общего языка, который был своего рода лингва франка на территории значительной части Бразилии, Колумбии и Венесуэлы. В последние десятилетия число носителей инга, также как и соседних амазонских диалектов кечуа/кичуа, продолжает увеличиваться. Объясняется это тем, что кечуа/кичуа вытесняет собой более мелкие местные индейские языки. (Андрей Шляхтинский, автор инга-русского словника)

Ресурсы сети о языках кечуа

Литература о диалектах кечуа

Изолят леко

Леко (рик'а) — находящийся на грани вымирания язык-изолят Восточной Боливии. В настоящее время (2006) языком леко владеют около 20 человек, проживающих на территории департамента Ла Пас: в окрестностях города Аполо (провинция Франц Тамайо) и в ряде селений по течению рек Мапири-Кака и Короико. Все носители старше 60 лет (в основном мужчины) перестали использовать леко для повседневного общения ещё во времена своей юности, в 1960-е. Раскиданные по различным селениям, носители леко живут в испано- или аймараязычном окружении и практически не контактируют между собой. Родственные связи леко не установлены, язык классифицируется как изолированный.

Грамматика языка леко

Морфология леко носит агглютинативный характер, со значительным преобладанием суффиксации над префиксацией. Лицо-число субъекта выражается суффиксом, занимающим крайне правую позицию в глагольной словоформе; в ряде форм в результате фузии показатели времени и лица-числа субъекта сливаются в единую кумулятивную морфему. Лицо-число объекта при переходном глаголе выражается префиксом, употребление которого зависит от целого ряда семантических, прагматических и дискурсивных факторов. Порядок слов относительно свободен, можно говорить о базовом порядке SOV. Прилагательные и указательные местоимения предшествуют определяемым существительным, наречия предшествуют прилагательным, обладатель предшествует обладаемому. Падежное маркирование суффиксальное, устроено по номинативно-аккузативному принципу. [Похож на индоевропейские, а префиксы переходных - очень логично]

Лексика языка леко

Особенностью языка являются его числительные - они одновременно похожи и на индоевропейские, и на тюркские, занимая как бы промежуточное положение между этими языками. Может быть, это остаток "бореального" (по Андрееву) языка?

Семья сапаро

Сапарская семья включает 6 языков:

  1. Язык сапаро (сапара, каяпве, каяпви); диалекты: сапаро и конамбо.
  2. Язык арабела (чирипуно, чирипуну).
  3. Язык андоа (шимигаэ, семигаэ, гайе, гаэ).
  4. Язык аушири (не следует путать с языком уаорани, который также известен как аушири).
  5. Язык икито (акеноини, икита, амакакоре, амакоре, китурран, пука-ума).
  6. Язык кауарано.

Индеанисты Пейн (Payne, 1984) и Кауфман (Kaufman, 1994) предполагают родство с ягуанскими языками (Yaguan), объединяя их в макросемью сапаро-ягуа, в противоположность классификации Гринберга (Greenberg, 1987). Сводеш (Swadesh, 1954) также объединяет семью сапаро с семьёй ягуанских языков в макросемью сапаро-пеба.

Лингвист Гринберг (Greenberg, 1987) объединяет языки сапаро с семьёй кауапанских языков (Cahuapanan) в макросемью кауапана-сапаро, которую, в свою очередь, помещает в макросемью андских языков. Большинство исторических лингвистов категорически отвергают данную гипотезу.

Языковед Кауфман (Kaufman, 1994) отмечает, что Товар (Tovar, 1984) включает неклассифицированный язык тауширо в языки сапаро, следуя мнению SSILA. Старк (Stark, 1985) включает исчезнувший язык омурано в языки сапаро. С ним согласен Гордон (Gordon, 2005).


Главная > Лингвистика > Языки мира >>>
Андо-экваториальные: Андийские | Макро-тукано | Экваториальные
Южноамериндские лексиконы: аймара | кечуа
Южноиндейские письменности | Общеамазонский лингвопроект | Южная Америка | Древняя Амазония | Монголоидная раса | ДНК-популяции | Карты
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика