|
|
|
В настоящее время известны следующие ханаанские языки (которые также называются северно-центральными или северо-западными семитскими):
Среди мертвых языков: эблаитский, аморейский, ханаанейский, угаритский, финикийско-пунический, древнееврейский (ранняя форма иврита), я'уди и арамейские диалекты (древнеарамейский (10-7 вв. до н.э.), имперский арамейский, или библейско-арамейский (7-2 вв. до н.э.)), западные (пальмирский, набатейский, подгруппа палестинских) (5-8 вв. н.э.), восточные (сирийский (также сирский, эдесский), вавилонско-талмудический, мандейский) (с 3 в. н.э.). [Другие мёртвые северозападно-семитские: эдомитский, аммонитский (I тыс. до н.э.), моавитский, самаритянский, сутейский, экронский.]
(Из книги "Финикийский язык")
К указанным древним ханаанским языкам можно добавить еще один, недавно открытый после расшифровки древних записей, сделанных египетскими иероглифами на подземных частях стен пирамиды фараона Униса. По предварительным оценкам, они были нанесены в период с 30 по 25 век до нашей эры. Эти тексты были обнаружены около ста лет назад, но до настоящего времени оставались загадкой для лингвистов, потому что, наверное, никто не пытался их прочитать по-семитски. Тексты написаны на древней форме семитского языка, которая впоследствии дала начало финикийскому и древнееврейскому. Таким образом, надписи на стенах пирамиды Униса – самые древние из текстов на языке семитской группы, дошедших до наших дней.
Разделы страницы о ханаанской языковой ветви семитских языков:
По угаритскому, финикийскому и древнееврейскому письму смотрите страницу Протоалфавиты.
Финикийцы, амореи и ханаанеи – один народ, с той лишь разницей, что исторически принято употреблять слово «финикиец» – к аккойцам, ладам, эблаитам и семитам, заселившим приморские города (Библ, Сидон, Угарит, Тир, Арвад), основанные пракартвелами [по одному из мнений] ещё в VI тыс. до н.э., а «ханааней» – к жителям внутренних районов Палестины. «Аморей» – обобщённое название северо-западных семитов.
Числительные иврита, муж. / жен. род:
0 - эфэс (только муж.р.);
1 - эхад / ахат, 2 - шнайм / штайм, 3 - шлоша / шалош,
4 - арбаа / арба, 5 - хамиша / хамеш, 6 - шиша / шеш,
7 - шива / шева, 8 - шмона / шмонэ, 9 - тиша / тэйша, 10 - асара / эсэр;
11 - эхад асар / ахат эсэр (в других числительных гласные немного меняются, а э иногда выпадает);
20 - эсрим, 30 - шлошим, 40 - арбаим...;
100 - мэа, 200 - матаийм, 300 - шлош мэот ...;
1000 - элеф, 2000 - альпаийм, 3000 - шалош элеф...;
1-ый - ри:'шон, 2-ой - шени:, 3-ий - шэли:ши:, 4-ый - рэб_и:'и:, 5-ый - х.ами:ши:,
6-ой - ши:ши:, 7-ой - шеб_и:`и:, 8-ой - шеми:ни:, 9-ый - тэши:`и:, 10-ый - 'аши:ри:.
Число | Угаритский | Финикийский | Иврит | Арабский |
1 | ’ahad | ’hd | ’eha:dh | [wahad, wahid] |
2 | thinami | shnm | shnayim | [itnan, itnin] |
3 | thalath | shlsh | shlo:sha | [talata] |
4 | ’arba | ’rb‘ | ’arba:‘a: | [’arba‘a] |
5 | xam(i)sh(a) | hmsh | hmishsha: | [xamiza] |
6 | thithth | shsh | shishsha | [sitta] |
7 | shab‘ | shb‘ | shib‘a: | [saba‘a] |
8 | thamani | shmn | shomo:na: | [tamania] |
9 | tish‘ | tsh‘ | tish‘a | [tes‘a, tiza‘a] |
10 | ‘ash(a)r(a) | ‘shr | ‘ashiri? | [‘ashara] |
100 | mi’t | . | mea | mia, meya |
1000 | ’alp | . | ’elef? | ’alf |
Смотрите сведения по древним ханаанским языкам и древнееврейскому языку.
[Почему не указаны родственные и синхронные древнееврейскому моавитянский и, кажется, амаликитянский?]
К арамейским диалектам относятся:
На варианте эдесского диалекта писал свои труды пророк Мани - основатель синкретической манихейской религии, интегрировавшей в себя доктрины христианские, зороастрийские и буддийские [а иудейские?].
Вот что пишет Виденгрен Гео в своём труде "Мани и манихейство": "Язык, который использовал Мани, мы можем назвать восточно-арамейским. Он представляет собой тип, тождественный эдесскому сирийскому или, по крайней мере, очень близкий к нему. Также обращает на себя внимание то, что арамейский язык, употреблявшийся Мани и его учениками, не был диалектом, на котором говорили в землях Вавилонии, то есть, что он не идентичен ни северо-вавилонскому диалекту, использованному в вавилонском Талмуде, ни южно-вавилонскому диалекту, на котором создавались мандейские произведения. ... Тут, вероятно, лежит осознанный разрыв Мани с его окружением. Вряд ли можно сомневаться, что выбор сирийского эдесского средством общения для основателя новой религии был продиктован тем, что в качестве языка-посредника Мани требовался такой язык, который был бы уже распространен на как можно более обширной территории. Так как греческий для Мани как для восточного человека не принимался в расчет (греческий был для него совершенно чуждым языком, Acta Arch. XL 5), для его целей не подходил никакой другой язык, кроме эдесского сирийского, который к тому времени уже нашел многостороннее применение в качестве литературного и церковного языка как в сасанидском государстве, так и восточных частях римской империи. Обдуманный и умелый подход Мани как миссионера и пропагандиста не в последнюю очередь проявляется и в выборе языка для своих сочинений."
Новосирийский язык (айсорский, атурая, сурет) - язык современных ассирийцев. Произошел из арамейского языка [из сирийкого диалекта?].
Представлен рядом диалектов: западные в Сирии, восточные в Ираке, Иране, СССР, США, Турции и др.
Также смотрите библиографию по семитологии.
Ключевые слова для поиска сведений по ханаанским (северно-центральным семитским) языкам:
На русском языке: ханаанские языки, северно-центральные семитские языки, северо-западная группа семитских языков,
западносемитская языковая группа, арабо-ханаанскую подветвь, центрально-семитскую ветвь,
древнееврейский язык, иврит, древне-еврейский, финикийский, карфагенский, арамейский, угаритский,
айсорский, новоассирийский, современный ассирийский, древнеханаанский праязык;
На английском языке: West-Semitic branch, Canaanian languages.
|
|