|
|
|
- А я ещё икры съем.
- Крыс едите?
- Икры съем!
Разделы страницы о значении и видах интонаций и тонов в словах и предложениях:
Ударением (или акцентом) называется выделение звука, слога и слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса (голосового тона). По объекту выделения ударение бывает слоговое, словесное и фразовое. По акустико-артикуляционной характеристике различается ударение монотоническое (экспираторное) и политоническое (музыкальное) .
Монотоническое ударение характеризуется изменением силы и длительности звука. Монотоническое ударение обычно для большинства языков; возможности варьирования основной акцентной единицы невелики. Экспираторное ударение бывает силовым (динамическим) и квантитативным. При динамическом ударении слог выделяется силой воздушной струи, при квантитативном — длительностью.
Очень часто динамические и квантитативные признаки сопутствуют друг другу. Так, в русском языке ударный слог отличается от безударного не только силой, но и длительностью; показательно в этом отношении восприятие русского ударения носителями языков, где имеются долгие гласные и дифтонги; якуты, например, русское ударение воспринимают как долготу гласного, заменяя ударный гласный долгим гласным или дифтонгом: лампа — лаампа, мох — муох, семя — сиэмэ. Русское ударение в то же время более сильное, чем, например, французское.
Политоническое ударение характеризуется изменением высоты тона, его музыкальностью. Политоническое ударение было в древнегреческом; имеется в китайском языке; в нем многие однокоренные слова отличаются движением слогового тона: 1) ма1 (с ровным тоном) — мать, 2) ма2 (с восходящим тоном) — конопля, 3) ма3 (с нисходяще-восходящим тоном) — лошадь, 4) ма4 (с нисходящим тоном) — ругать.
Ударение тесно связано со словом, является его признаком. Словесным ударением называется выделение одного из слогов и подчинение ему всех остальных безударных слогов. Ударный слог может отличаться от безударного силой, длительностью и качеством гласного. В многослоговых словах, особенно с двумя корнями, наряду с главным (основным) ударением появляется побочное (второстепенное): Ленинград, железобетон, северо-восточный. В русском языке в сложных словах главное ударение падает на вторую, последнюю основу, тогда как в немецком, например, напротив, на первую основу: Federhalter — ручка, aufstehen — встать.
По месту ударения в слове различают ударение постоянное (связанное, фиксированное) и свободное. Постоянное ударение фиксируется по отношению ко всем словам языка; например, на первом слоге ударение сохраняется в чешском, латышском, венгерском языках, на последний слог ударение падает во французском и большинстве тюркских языков (в частности, в якутском), на предпоследнем слоге ударение стоит в польском [и испанском] языке.
При свободном ударении отдельные конкретные слова имеют закрепленное ударение, тогда как для языка в целом и его парадигм ударение оказывается разноместным и подвижным, почему и называется свободным. Оно способствует (подобно фонеме) различению слов и их форм, ср.: замок, но замок; воды (род. п. ед. ч.), но воды (им.-вин. п. мн. ч.). Свободным ударением обладает русский язык. В нем ударение может падать на первый, второй, третий, предпоследний, последний слоги слова: липа, радоваться, молочный, бережливый, молоко.
Ударение, будучи исторически закрепленным за конкретным словом, часто сохраняется и при его изменении: рак, рака, раку, крась, крашу, красил и т. п. Наряду с фиксированным ударением в русском языке имеются слова, при словообразовании, склонении или спряжении которых происходит передвижение ударения. Например, существительные мужского рода в современном литературном русском языке при склонении и образовании прилагательных могут сохранять ударение на основе (рак — раку — раком, раковый), могут и менять его: стол — столу — столом, столовый.
Фразовое и логическое ударение существенно отличается от слогового и словесного ударения. Фразовое ударение выполняет фонетическую и семантико-синтаксическую роль, объединяя слова в такты и фразы. Логическое (или смысловое) ударение выделяет слова и такты при произнесении фразы. Фразовое ударение связано с интонацией, является ее компонентом.
Такт— это два или несколько слогов, объединенных ударением. Такт может быть равен слову и объединять слова в единую ритмическую группу. Тактовое членение фразы лежит в основе акцентного стиха, ритм которого содержит переменное число безударных слогов в такте и строке.
В большинстве языков знаменательные слова, особенно имена существительные, образуют особый такт, так как имеют свое словесное и фразовое ударение. Наречия, местоимения, числительные, предлоги, артикли, союзы и некоторые частицы примыкают спереди к знаменательному слову, которое в этом случае несет не только словесное, но и фразовое ударение. Такие слова, обычно односложные, теряющие ударение и примыкающие к следующему слову, называются проклитиками.
Энклитики — это безударные слова, примыкающие, напротив, к предшествующему слову. Энклитиками бывают местоимения, послелоги, артикли, некоторые частицы. Иногда энклитиками выступают имена существительные. Так, в русском языке есть предложно-падежные формы с ударением на предлоге. Энклитическое примыкание свойственно обращениям и вводным словам.
Как понятие тембра было основным при акустической характеристике звука, так и понятие интонация оказывается существенным при характеристике фразы, поскольку интонация определяет ритмико-мелодический строй речи.
Элементами интонации являются: 1) мелодика речи, 2) ударение, 3) паузы, 4) темп речи, 5) тембр голоса.
Ведущие элементы интонации — это мелодика и ударение; на них базируются интонационные единицы — интонема (термин предложен В. А. Артемовым) и синтагма (такт). Мелодика речи — движение голоса по высоте тона. Мелодика слога и слова создает музыкальное, политоническое ударение. Мелодика фразы создает ее интонационный рисунок, который лежит в основе интонационной модели — интонемы (интонационной конструкции).
В недалеком прошлом мелодика изображалась при помощи нот (так это делал, например, В. А. Богородицкий). Сейчас используется графическая кривая, которая изображает движение (вогнутость или выпуклость) и начало и конец движения тона. График в форме координат измеряет по вертикали высоту основного тона в герцах, а по горизонтали — время; сплошной линией часто показывается движение основного тона при произнесении только гласных. Мелодика вопросительной фразы Это факты? характеризуется тем, что тон повышается на ударном слоге того слова, к которому ставится вопрос. Имеют свою интонему повествовательная и восклицательная фразы, а также обособление, пояснение, перечисление и другие типы интонаций.
Интонемы связывают интонацию с синтаксическими конструкциями, которые свойственны тому или иному языку. Количество интонем ограничено. Интонация не только способствует выражению логико-грамматической структуры предложения, но и выражает смысл высказывания и эмоции говорящего.
Синтагма (по Л. В. Щербе) создается мелодией, ударением, темпом и паузой после нее. Синтагма имеет две функции — фонетическую и семантическую. Фонетически синтагма членит фразу на такты, свойственные данному языку. Синтагматическое членение предложения способствует выражению более тонких смысловых и стилистических оттенков, а также отношения говорящего к содержанию высказывания. Синтагматическое членение предложения, наряду с порядком слов, является средством актуального членения предложения.
Итак, фонетические единицы связаны друг с другом. Такт и ударение связаны друг с другом теснейшим образом. Связаны друг с другом звуки речи и слоги, в составе которых звуки взаимодействуют, создавая варьирование звуков речи, их основные и второстепенные оттенки. Варьирование произнесения звуков речи, их чередование составляет одну из отличительных особенностей звукового строя конкретных языков.
![]() |
![]() |
Тона́льные языки́ (тоновые языки) — языки, в которых тон играет смыслоразличительную роль; фонологически значимые тоны служат для различения лексических и грамматических значений. Тональные языки распространены в 1) Юго-Восточной Азии (китайский, вьетнамский, лаосский, бирманский), 2) Африке (нилотские, ква, банту), 3) Америке (миштекский, масатекский, трикеи). В одних тональных языках (например, китайско-тибетских) тоны имеют преимущественно лексическую значимость, в других могут выражать грамматические различия (число или род существительных, время глагола, отрицание). Тональные языки, в которых тон — обязательная просодическая принадлежность слога, противопоставляются интонационным языкам, в которых голосовые различия по высоте — элемент фразовой мелодики, не закрепленный за определенными слогами и не связанный с регулярным выражением лексических и грамматических значений.
По разным подсчетам, от 50% до 70% [!] языков мира являются тоновыми. В языках Азии тон обычно имеет смыслоразличительное значение, то есть используется для различения разных слов (тон отличает разные вьетнамские слова, например: “три” (ba) и “губернатор” (bá)). В языках Африки и Южной Америки тон иногда используется для различения грамматических значений одного и того же слова.
Рассмотрим:
К языкам, использующими тоны (а, также, музыкальное ударение) для смыслоразличения, реляции и деривации (а также у кого они ещё остались, но уже утратили эти функции - это будет в пометках) относятся (сгруппированы генетически, но названия условные):
Ссылки:
Фонетика : Гласные | Согласные | Просодика | Фонология | Морфонология | Слоговой строй | Фонетические законы | Транскрипция | Психофонетика
Ключевые слова для поиска сведений о просодических явлениях:
На русском языке: просодика, просодические явления, тон и тональность в речи, значение интонации, знаки акцентуации,
силовое и музыкальное ударение, акут, циркумфлекс;
На английском языке: prosodics.
|
|