Происхождение рода Гаршиных

Главная > Общество > Родословия > Род Гаршиных > Происхождение рода
Родовой герб Гаршиных

Внимание. Помещенный ниже материал является набором как фактов, так и предположений, а также набором информации для исследования этих предположений.

Разделы страницы о происхождении рода Гаршиных:

Также смотрите Генеалогическую таблицу Гаршиных (зазиппованный Excel). Это - табличный вариант родословного древа. Пока много вопросов, лакун и неизвестных связей - прошу участвовать в пополнении информации.


Гаршины в российских родословных

Воронежский дворянин Пахом Гаршин

Российская генеалогии констатирует: «Гаршины - старинный русский дворянский род, ведущий начало от Пахома Гаршина, владевшего поместьями в Воронежском уезде с 1632 г. Потомство его записано в VI части родословных книг Воронежской и Харьковской губерний.» Фамилия ведётся от Гарша - производная имени Герасим (в просторечии Гарасим).

А вот какую информацию мне любезно сообщил Валерий Бибиков из "Переписной книги Воронежского уезда 1646 г.": ...Деревня Подгорная на реке на Воронеже и на Подгорном озере за помещики за воронежцы детьми боярскими: 526 / За Селиверстом Пафомовым сыном Гаршина по.: дв. его помещиков; да бобыльских дворов: во дв. стенька Ильин сын Квас, во дв. Стенька Родионов сын плотников." Выходит это сын родоночальника нашей фамилии. В РГАДА есть первые переписи тех мест.

Также в родословных книгах Упоминаются некоторые дворяне конца XIX века с этой фамилией, например: Гаршин Леонид Николаевич, ттс., земск. нач. 3 уч., г. Задонск. Воронежская губерния. Задонский уезд.

А  вот - документальное упоминание о Пахоме Гаршине в Московской хронике № 403-й "Память из Разряда в Казанский Дворец о ссылке черкашенина Алексея Боровского на житье в Казань":

Лета 7141 [?], сентября в 13 д. По государеву... указу, память боярину, князю Дмитрию Мамстрюковичу Черкасскому, да дьяком: Федору Панову да Ивану Переносову. В прошлом, в 140 г., июля в 2 д. писал к государю... с Воронажа стольник и воевода Матвей Измаилов, что июня в 23 д. привели на Воронаж воронажцы, дети боярские, Никита Кунаковской да Пахом Гаршин черкашеника Алешку Боровского, а в роспросе сказали: стояли де они на смесной стороже в Каменном броду и как ездили сакмы розъезжать к Борщеву монастырю, и того де черкашенина Алешку наехали в степи под Борщевским монастырем с монастырскими крестьяны. А Алешка Боровской в роспросе говорил: бывал он поляк, Лубенскаго повету, служил пану Замосскому года с четыре и в 140 г. в великий пост пристал к запорожским черкасом и был с ними по речкам и по сакмам для татарскаго погрому и под донскими городки. И как де черкасы пошли в Воронажский уезд под Борщев монастырь и хотели приходить под монастырь украдом, и он, Алешка, отстав от товарищей, поехал на государево имя; и как приехал в Борщевскую слободу, и его, взяв, дети боярские отвели на Воронаж, а с Воронажа того черкашенина Алешку Боровского прислали к Москве. И государь... указал того черкашенина Алешку Боровского послати в Казань на житье и устроить в службу. И черкашенин Алешка Боровской послан к вам в Казанский Дворец с сыном боярским, с Васильем Енским. И по государеву... указу, боярину, князю Д. М. Черкасскому, да дьяком: Ф. Панову да Ив. Переносову, черкашенина Алешку Боровского велеть послати в Казань и в Казани устроить его в службу; а на корм велеть ему давати в дорогу и покаместа устроят по алтыну на день.
(Москов. ст. столб. № 79, лл. 76—77)

Герб рода Гаршиных

Из поколения в поколение Гаршины своей службой и участием почти во всех военных кампаниях подтверждали право на поместье, и с конца XVII в. оно фактически уже стало наследственным.

На дворянском гербе Гаршиных в лазоревом щите изображен золотой крест с серебряными розами, рука в серебряных латах держит серебряный меч с золотой рукоятью. Крест в голубом поле означает верность отечеству, розы - дарование, рука, держащая меч, - военную службу

(ЦГИАСПб.,ф. 1343, оп. 19, Д. 825; ф. 1343, оп. 49, Д. 345). [очень похоже на герб Гвоздевых]

Татарские истоки Гаршиных

Мурза Горша - Курша

А кто был до Пахома Гаршина? Писатель Всеволод Михайлович Гаршин вспоминал: «По семейному преданию, наш родоначальник, мурза Горша, или Гарша, вышел из Золотой Орды при Иване III и крестился». [Интересно, был ли он до этого мусульманином или тенгристом, к какому народу принадлежал - к татарам, монголам ?]

Некоторые считают эту версию сомнительной: татарский мурза не мог носить христианского имени до крещения; тюркского же имени Горша, или Гарша, нет. Однако при этом не учитывают, что по-тюркски оно могло звучать несколько иначе. Вот, например, авторитетное мнение татарского писателя Гафурова, которое приводится в татарских генеалогиях, где не сомневаются, что Гаршины имеют татарские истоки: Гаршины происходят от мурзы Гаршы или Горшы, выходца из Орды при Иване III (1462—1505). В ХVII — ХIХ веках это был захудалый дворянский род, виднейшим представителем которого был знаменитый русский писатель Гаршин Всеволод Михайлович (1855 — 1888 г.г.) (РБС, IV с.246 — 258). О тюркском происхождении предков свидетельствует и фамилия Гаршин, происходящая от тюрко—персидского гарша, курша - "отважный правитель, герой" (Гафуров 1987, с. 158). [По-видимому, исходное слово - Кур-шах.]

Тюркский титул "мурза" (мирза) происходит от амир-зада, т.е., сын амира. Амир - от арабского "эмир" - "князь". В качестве воинского звания мурзы были на один ранг ниже эмиров. Мурзы имели свои отряды, порой могло досигать и несколько тюменов (10 000), т.е. мурзы - татарские "комдивы". Думаю, не так много было князей в Казанском ханстве - это можно выяснить. Еще информация: "...мурзы, в основном, относятся к фамилии эмира Эдигея" [чингизид Едигей].

Время деятельности мурзы Горши

Есть одна интересная версия дальней родственницы из Москвы (родом из-под Тамбова и родственница писателя В.М.Гаршина). Ее дед подробно писал ей письма о родословной до ее прапрапрадеда, сообщая уникальные подробности. Эти письма, к огромному сожалению, утеряны, и, возможно, содержание передано искаженно. Так вот, он писал, что хан Гарша был сподвижником Батыя. Скорее всего, это упрощенный взгляд: раз мурза - значит от Батыя. Но кто знает, может предок Гарши, действительно, служил еще у Батыя?

А  в эссе о дружбе Ахматовой с В.Г. Гаршиным пишется, что Гарша "ушел" от хана Ахмата [а не от Батыя]; Сам Ахмат [предок Ахматовой?] был потомком Урус-хана - потомка Джучи - старшего сына Чингисхана.

А &nbdp;вот - краткая информация о казанском хане Ахмете: Ахмат, так в русских летописях называется Ахмед, хан Золотой орды, сын Кичи-Ахмеда. Впервые упоминается в летописях по поводу его попытки напасть на Переяславль Рязанский в 1460 году. В 1472 году А. сжег г. Алексин, Иоанн III послал А. большие дары, и он отступил. Но затем Иоанн отказался платить ежегодную дань. В 1480 году А., заключив союз с польским королем Казимиром, двинулся на Москву. Польский король, однако, не явился на помощь А., так как союзник Москвы, перекопский хан Менгли-Гирей , вторгнулся в Подолию. А. расположил свою рать на берегу реки Угры; русские стали на противоположном берегу той же реки. Ни татары, ни русские не решались напасть друг на друга. Когда наступили морозы, и те и другие решили начать отступление; Ахмед, по-видимому, - под влиянием слуха о нападении на Сарай крымского царевича Кур-Девлета и звенигородского воеводы, Василия Ноздреватого. Ахмед дошел до устьев Донца и здесь во время зимовки был убит, 6 января 1481 года, сибирским ханом Ибаком. Со смертью его Золотая орда распалась. Сыновья его образовали Астраханское царство.

Порталы, сборники и статьи о русско-татарской истории

Легенды о мурзе, породнившимся с московскими царями

Также читайте о казанском царевиче Кудайкуле (Худай-куле), ставшим святым Петром (тоже мученическая смерть?) на странице о Бельских и Беляевых. Кудайкул был женат на княжне Московской (великой княгине) Евдокии Ивановне, дочери Ивана III Васильевича. У этого крещенного казанского царевича Петра Ибрагимовича (ум. 1523) была дочь Анастасия Петровна - будущая мать боярина князя Федора Михайловича Мстиславского (ум. 1540). Сын последнего Мстиславский Иван Фёдорович (ум. 1586) был двоюродным племянником царя и великого князя московского Ивана Грозного. Также - тестем хана касимовского Симеона Бекбулатовича. Русский военачальник, князь, боярин и воевода, из рода Гедиминовичей-Мстиславских.

Что касается Бельского, он был женат на Марфе Васильевне Шуйской - внучке Петра Ибрагимовича Кудайкула.

При учреждении опричнины Иван Мстиславский, во главе земщины, был вторым боярином после И. Д. Бельского и назывался «земским боярином» (после смерти И. Д. Бельского возглавил Боярскую думу). А. Шлихтинг писал об особом отношении Ивана Грозного к этим двум виднейшим боярам: «Если кто обвиняет перед тираном этих двух лиц, Бельского и Мстиславского, или намеревается клеветать на них, то тиран тотчас велит этому человеку замолчать, говоря так: „Я и эти двое составляем три московские столпа. На нас троих стоит вся держава“».

Как мурза Горша породнился с царской семьей

Один американский профессор сообщил, что Иван III выдал за Гаршу свою племянницу [т.е. у Гаршиных одна кровь с первыми русскими царями от Василия II]. Эта вторая версия очень интересна и может быть ключом к поиску мурзы Гарши. Имени племянницы и ее отца пока точно не знаю (надо связаться и узнать), но известно, что у Ивана III были и дочь и племянница, которые постриглись в монахини Покровского монастыря в Суздале и в иночестве обе носили имя Александра [не путают ли источники?]. Так кто же эта таинственная племянница, ставшая женой мурзы Гарши? Если ее считать дочерью родных братьев или сестер Ивана III, то ищем сведения о детях Василия II. Дети Василия II (все сыновья и только от Марии, т.е. братья Ивана III, на одной из дочерей которых женился мурза Горша): Юрий Большой, Иван [III], Юрий [Меньшой], Симеон, Андрей Большой, Борис, Роман, Андрей Меньшой. Другие данные более подробны и в них приведены также 2 сестры Ивана III - Анна и Мария (перечисляю взрослых): - Юрий Меньшой (1441-1472), князь Дмитровский, Можайский и Серпуховской; - Андрей Большой Горяй (1446-1493), князь Угличский и Звенигородский, женился с 1470 на Елене (?-1483), дочери князя Романа Андреевича Мезецкого; - Борис (1449-1494), кн. Волоцкий и Рузский, женился с 1471 на Ульяне (?-1504), дочери князя Михаила Дмитриевича Холмского; - Андрей Меньшой (1452-1481), князь Вологодский и Заозерский; - Анна (?-1501), жена с 1464 Василия Ивановича (1448-1483), великий князь Рязанского [не их ли дочь эта рязанская княжна?]; - Мария (?-1465). Дети Ивана III: от Марии Борисовны - Иван Молодой; от Софьи Палеолог - Елена, Василий [III], Юрий, Дмитрий, Симеон, Андрей, Феодосья, Евдокия [сестра, на которой женился Петр Ибрагимович?]. По другим данным, дочерями Ивана III были: княжна Елена старшая, королева Польши, княжна Елена Младшая [=Евдокия?], княжна Феодосия.

Параллели женитьбы Бельского на племяннице Ивана III

Известно также, что в В 1482 году великий князь московский Иван III отдал Кинешму в удел князю Ф.И.Бельскому по случаю бракосочетания последнего с княжной Рязанской - племянницей Ивана III. Во владении князей Бельских Кинешма находилась почти сто лет [кстати, в той местности, особенно в Юрьевце Ивановской области живет много Гаршиных, рядом находится поселок Гарасиха (от "гарасить" - бить?) и села с "казачьими" названиями Ватага, Курень]. Другие сведения: около 1520 г. главой думы был назначен князь Дмитрий Федорович Вольский, который занимал этот государственный пост 30 лет до самой своей смерти. Вольский принадлежал к видной западнорусской княжеской фамилии. Его отец приехал из Литвы в Москву в 1482 г. и впоследствии женился на рязанской княжне, племяннице Ивана III. Или здесь путаница или же Д.Ф.Вольский был сыном Ф.И.Бельского, а их "фамилии" были не постоянными, а типа прозвищ. Либо приходится допустить, что у Ивана III было 2 племянницы - рязанские княжны (в разное время), одна из которых женилась на Федоре Бельском, другая - на Федоре Вольском. Также у Ивана III был племянник Федор Волоцкий [судя по его брату Борису Волоцкому (см. ниже), Волоцкий - не фамилия, а наименование по месту княжения, а вот была ли у него фамилия?]. Как видно, фамилии похожие: Бельский, Вольский, Волоцкий, и даже все Федоры. Надо уточнить про эту племянницу - рязанскую княжну и ее замужество. А главное - исследовать достоверность факта женитьбы Гарши на племяннице Ивана III. Как мне сказали, этот факт обнаружил и описал в журнале "Наука и жизнь" за 50-е годы один из Гаршиных [В архиве Краснодарской библиотеки я этот журнал не нашел].

Прослеживается также цепочка фактов между Пахомом Гаршиным и мурзой Гарша через Кинешму. Владимир Геннадиевич Гаршин, живущий сейчас в Новороссийске, рассказал о своем роде из г. Юрьевца Ивановской обл. Город старинный, на 5 лет старше Москвы, находится на берегу Волги (ныне - Горьковское водохранилище). Там жило много Гаршиных, часть из которых переехала в Казань (это рядом по Волге - можно сказать, к бывшим сородичам), часть - в Краснодар и Новороссийск. Город Юрьевец располагается недалеко от Кинешмы. Не являются ли эти места более первичными, чем Воронеж? И не связан ли как-то мурза Гарша с этими Бельскими, Вольскими, Волоцкими? Может, после крещенния он взял одну из этих фамилий, но его дети унаследовали не эту фамилию, а производную из его татарского прозвища или титула? Известно также, что в семьях крестившихся татар еще некоторое время практиковалось называть детей двумя именами - православным и татарским.

Женитьба царевича Куйдакула на сестре Василия III

Царевна Сююмбике и ее окружение

На рисунке показаны Царевна Сююмбике и ее окружение. Царевич Худайкул показан в правом нижнем углу со скрещенными руками.

Сююмбике правила Казанским ханством. Она была женой казанских ханов Джан-Али (1533—1535), Сафа-Гирея и Шах-Али. Также она дочь ногайского бия Юсуфа и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Едигея. Одна из первых мусульманок-глав государств в истории.

Еще один факт. Когда летом 1521 г. в московские окраины вторгся крымский хан Мухаммед-Гирей (совместно с украинскими казаками во главе наместника Черкасс Евстафием Дашкевичем), Москву было поручено защищать православному татарскому князю Петру - мужу сестры Василия III Евдокии (ум. в 1513 г.) (в то время как царь отступил в волок собрать побольше войск). [Не этот ли Петр и есть крещенный мурза Горша? Но тогда он женился не на племяннице, а на самой дочери Ивана III.] Далее. "...С давних пор в московском плену находился хан из рода Гиреев Абдыл-Летиф, который был то почетным узником, то владетельным князем, т.к. его положение зависело от отношений Москвы с Казанью и Крымом, на престолах которых сидели родные братья Абдыл-Летифа. Абдыл-Летиф правил Каширой, а еще один его брат — Куйдакул, в крещении Петр, — был зятем Василия III, женившись на сестре Великого Московского князя."

Дальнейший поиск дает еще более интересный результат: "В 1479 г. хан Ибрагим скончался. Потомство его было довольно многочисленным. От первой жены Фатимы он имел трех сыновей - Али (Ильгам), Худай-Кула и Мелик-Тагира, и от второй жены Нур-Салтан (вдовы покойного брата) двух сыновей - Мухамед-Эмина и Абдул-Латыфа. Из дочерей известно имя только Ковгоршад [царевна Горшанда !]. Вдова теперь уже Ибрагима вышла замуж за крымского хана Менгли-Гирея и увезла с собой в Бахчисарай младшего сына Абдул-Латыфа [т.е. он, все-таки не из рода Гиреев как и его сводный брат Худайкул]... Весной 1487 г. великий князь Иван III предпринял очередной большой поход против Казани. Осажденный город сдался [каково было войско по сравнению с войском ивана IV Грозного при последней осаде Казани?]. В ознаменование своей победы Иван III принял титул князя Болгарского... На Казанский престол взошел ставленник великого князя Мухаммед-Амин, его братья Мелик-Тагир и Худай-Кул, мать, жены и сестры были арестованы и отправлены в Москву. Хана Али с женами сослали в Вологду, где уже пребывал в ссылке крымский царевич Хайдар. Мать хана Али царица Фатима, царевичи и царевна были сосланы в Белозерскую область, город Карголом. Хан Али в плену скончался. Царица Фатима и царевич Мелик-Тагир также умерли в ссылке. Сыновья Мелик-Тагира были крещены с именами Василия и Федора. О Федоре Мелик-Тагировиче известно, что он в 1531 г. был наместником в Новгороде.

Царевич Худай-Кул был освобожден и доставлен в Москву. В 1505 г. он крестился, получил имя царевича Петра Ибрагимовича (в том же году, когда умер Иван III). Через год женился на сестре великого князя Василия III Евдокии Ивановне. Некоторые исследователи считают, что, возможно, великий князь прочил его в наследники престола. В 1523 г. царевич Петр Ибрагимович умер и был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля [в Москве и надо искать сведения о потомстве царевича Петра Ибрагимовича]. Правда или нет, но есть информация, что Пётр Ибрагимович был причислен к лику святых.

Родоначальник Строгановых - мурза, женившийся на племяннице великого князя

Легенда о татарском мурзе, женившемся на племяннице московского правителя, имеется также в генеалогии знаменитого рода Строгановых. Согласно ей, предком купцов и промышленников Строгановых был мурза, служивший у Дмитрия Донского: По догадкам некоторых историков, корень Строгановых идет от новгородского купечества. По другим преданиям, отец Кузьмы – Спиридон – был перекрещенным татарским мурзою. Великий князь московский Иван III [у которого служил и мурза Горша], пожелав будто бы испытать верность прикормленного мурзы, послал его с малым полком погромить выдвинутые к границам Рязанского княжества сторожевые улусы Золотой орды. Рать московская была перебита, сам Спиридон попался в плен, где претерпел немилостивые пытки, но ни от веры Христовой, ни от князя своего не отрекся. Татары ножами сострогали c пленника мясо до костей, отчего будто бы и весь род Спиридона стал называться Строгановым.

Историки XVIII века производили род Строгановых от татарского мурзы Золотой орды, основываясь на рассказе голландского ученого, бургомистра Николая Витзена, который свое повествование о происхождении Строгановых в свою очередь заимствовал у голландского же географа Исаака Масса, писавшего о России еще в 1609 году. Согласно этой легенде, родоначальник Строгановых близкий родственник татарского хана [какого - не Ахмата ли??], по иным утверждениям — даже его сын, в XIV веке был послан на службу к великому князю Димитрию Донскому в Москву, где, прилежно рассуждая о вере Христа Спасителя, пожелал принять закон христианский и при крещении был наречен Спиридоном. Мурза вообще был по сердцу Димитрию Иоанновичу, «крещения же ради великий князь паче его возлюбил и одарил по достоинству многими дары», выдав за него, между прочим, свою близкую родственницу (по одной версии — дочь, по другой — племянницу) [переклиается с легендой о женитьбе мурзы Горши на племяннице Ивана III]. Тот же Витзен повествует, что Спиридон первый будто бы ввел между русскими употребление татарских счетов. Узнав о крещении мурзы, хан потребовал его возвращения, затем выдачи, но в обоих случаях получил отказ и, «сим ответом не быв доволен... послал на границы российские множество вооруженных татар и повелел разорить российские заселения огнем и мечом». Димитрий Донской выслал против них «знатный отряд» под предводительством Спиридона; произошла стычка, и хотя «россияне и сильное действие имели», тем не менее были разбиты, а Спиридон был взят в плен. Сделав безрезультатные попытки склонить его к принятию старой веры, хан велел «привязать его к столбу, тело на нем изстрогать, а потом, всего на части изрубя, разбросать», что и «делом было тотчас исполнено». Дата мученической кончины Спиридона в составленной при Петре Великом родословной Строгановых отнесена к 6903 или 1395 году. Родившийся вскоре после его смерти сын его был наречен Козьмою, а по фамилии в память мученической кончины отца прозван Строгановым (от слова «строгать»).

Это легендарное сказание без должной критической оценки было повторено историками Г.Ф. Миллером и М. М. Щербатовым. Н. М. Карамзин первый высказал сомнение в его верности, по крайней мере, в некоторых частях: признавая происхождение Строгановых из орды, факты строгания и введения счетов он считает несомненной басней [почему?]. Более определенно и веско высказался по этому поводу Н. Г. Устрялов. Гораздо вероятнее, по его мнению, другое предание, сохранившееся в одном сборнике Кирилло-Белозерского монастыря; согласно ему, род Строгановых происходит от стародавней новгородской фамилии Добрыниных; по меньшей мере, несомненно то, что в уездах Устюжском и Сольвычегодском, старинных новгородских областях, Строгановы с незапамятных времен владели обширными оброчными статьями. Последующие историки окончательно отвергли легенду о мурзе-родоначальнике, и теперь большинством принято, особенно на основании доказательств, приведенных Ф. А. Волеговым, что Строгановы — выходцы из Великого Новгорода, родоначальником же их был действительно некий Спиридон, живший во времена Димитрия Донского.

[То есть, наложились 2 легенды: о новогородском купце Спиридоне времён Димитрия Донского, и крещённом татарском мурзе времён Ивана III - возможно, мурзе Горше, который женился на племяннице царя. Можно предположить, что Строгановы, действительно, скорее всего, из Новгорода, а легенда о мурзе заимствована от другого рода, с которым, возможно, были родственные отношения. Также не исключено, что Гарша, на самом деле, служил не у Ивана III, а у Дмитрия Донского - его прадеда, и этот случай относится к нему. Тогда женился он на дочери или племяннице князя, а не царя. А новогородец Спиридон жил при Иване III. Потом эти сведения перемешались - вероятно, из-за родственных связей будущих Строгановых и Гаршиных. Небезынтересно и наличие имени Курша у новгородцев]

Значит, надо расширить поиск и провести исследования по мурзам, служившим у Дмитрия Донского (и последующих московских князей, а, может, и предыдущих). И вот что любопытное уже нашлось:


Главная

Гаршины : Мой род | О фамилии Гаршин | О роде Гаршиных | Расселение Гаршиных | Личности | Похожие фамилии | Семейные форумы
История народов России | Регионы | Карты
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 15.07.2016
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня