Памиро-гималайские языческие религии
Невозможно постичь истину, не зная ее истоков
Гиндуку́шская рели́гия — совокупность политеистических верований и культов архаичных
нуристаноязычных
и дардоязычных племён
[а также буришей],
распространённых в труднодоступных долинах бассейнов рек Кунар (Читрал) и Алинагар (притоки р. Кабул) к югу от Гиндукушского хребта.
Гиндукушские верования, зафиксированные этнографами Нового времени и до сих пор наблюдаемые у калашей, будучи основаны на религии
древних ариев
и сохраняя многие индоевропейские архаизмы,
прошли большой путь развития в условиях изоляции, влияния неиндоевропейского субстрата,
а также позднего исламского воздействия.
|
Разделы страницы о религиозных представлениях и мифологии языческих памиро-гималайских народов:
- Мировоззрение язычников-гиндукушцев
- Нуристанский пантеон
- Калашские божества
- Книги о памиро-гималайском язычестве
Мировоззрение язычников-гиндукушцев
Религия Гиндукуша представляет собой типичный политеистический племенной культ, в основу которого положена
развитая мифология и жертвоприношения божествам.
В традиционных представлениях гиндукушцев мир по сути ограничивается совокупностью долин, населяемых ими.
За их пределами лежат «нечистые» земли Хаоса, населённые демонами и мусульманами.
У последователей религии Гиндукуша зафиксирована трёхчастная структура мира:
- Урдеш — верхний мир из семи небес, на верхнем из которых (Ил-Мундж) пребывает бог Мон/Манди;
- Мичдеш — срединный мир;
- Юрдеш — нижняя обитель мёртвых.
Большое значение придаётся дихотомии святости-чистоты и осквернения-нечистоты.
Чистое связано с горами, козами, светом, жизнью. Нечистое — с мусульманами, женщинами, смертью.
Несмотря на значительную трансформацию гиндукушской религии по сравнению с религией ариев и отсутствие таких важных арийских богов, как например, Митра,
верования гиндукушцев сохраняют много арийских и шире индоевропейских архаизмов, например, культ коня, практически неиспользуемого в хозяйстве.
Важная ритуальная роль отводится можжевельнику, почитаемому и в архаичных иранских культурах (авест. hāpərəsi-).
Боги Гиндукуша обычно назывались словом delu (<*devaloka-), у прасунцев luzu (от leu «бог» < *deva-), devalog или deu у калашей.
Пантеон состоит из многих богов, пользующихся разной степенью почитания и ответственных за разные стороны мироздания и социума.
Функции богов часто пересекаются. Некоторые боги связываются с конкретными местностями и святилищами, другие носят отчётливо пангиндукушский характер.
Божества, подобно индуизму, часто считаются эманациями Бога-Творца.
Нуристанский пантеон
Бывший пантеон нуристанцев:
-
Имра/Ямра/Мара (кати Imrā, вайг. Yamrā, прасун Mārā) — верховный бог всех нуристанцев,
творец, ожививший своим дыханием других богов, господин жизни и смерти.
Бог неба и туч, он окружён сиянием и поместил на небе солнце и луну.
Является также культурным героем, давшим кафирам скот и собак, пшеницу и орудия обработки почвы и научившим их хозяйственной деятельности.
Главное святилище Имры/Мары, уничтоженное Абдур-Рахманом, располагалось в Прасуне.
Имя бога происходит от арийск. *Yama-rājan- «Яма-царь», что свидетельствует о высокой роли Ямы в праарийской религии.
-
Мунджем Малик (munǰem < *mandyama- «середина» и арабо-перс. mālik «царь») — изначально царь Среднего мира,
имеющий образ прародителя-великана, убиваемого и возрождающегося в своём одноимённом сыне.
Мунджем Малику посвящена зима, время перед грядущим возрождением природы.
-
Мон/Манди (кати Mon, прасун Mandi) — главный борец с демонами, посылающий на землю дождь,
могучий богатырь с луком и стрелами, посредник между людьми и богами.
Имя возводится к др.-инд. Mahā(n)deva «Великий бог», которое изначально было общим почётным наименованием
(например, Рудры и Вишну), а позже стало во всё большей степени применяться только к Шиве.
Это подтверждается сходством мифологических сюжетов:
Манди играет ключевую роль в завоевании богами небесной крепости великанов,
а Шиве приписывают захват и разрушение летающей крепости асуров Трипура.
-
Индр/Индер (кати Indr, ашкун Inder) — общеарийский Индра ["ядрёный"] значительно утратил своё значение в северонуристанском пантеоне.
Тем не менее на юге он пользовался значительным почётом, как покровитель рода и глава богов.
Почитался покровителем виноградарства и изготовления вина, заменившего у кафиров сому. В Ваме ему был посвящён виноградник Indrakun.
-
Гиш/Гивиш — бог войны у нуристанцев. В отличие от рассудительного Мона отличается безрассудством и недалёкостью [Не Зевс, а Арес].
Почитание его возрастало в периоды военных походов.
- Вушум/Шомде (кати Wušum, парсун Šomde) — бог правосудия и богатства, как в виде скота, так и в виде золота, серебра и шелков.
-
Догумрик/Доган (сев. Dogumrik, юж. Deogan, букв. «бог живой») — наместник Имры, часто сливающийся с Моном/Манди.
[Теоним Доган почти одинаков с Догоном - главным богом в пантеоне
филистимлян]
-
Санджу/Сулмеч (кати Sanǰü, прасун Sülmeč) — подруга Гиша, убившего её отца Сану,
по преданию бывшего «мусульманином», пытавшимся обратить кафиров в ислам.
Ведала хранилищами пшеницы и запасами топлёного молока.
-
Дизани/Дисни (Dizani, прасун Disni от dez- «творить»), Utai «жрица» — центральное женское божество, сестра «Творца» Имры.
Представляет женское начало во всей его полноте. Предстаёт в виде Мирового древа, оказывающегося всем человечеством.
- Нирмали/Шуве — богиня, представляющую «нечистую» сторону женственности, ведает родами и менструациями.
- Багишт (*Bagiṣta- «самый подающий») — покровитель вод, дающий богатство
[Бог плодородия, связанный не с Солнцем, а с Небом или реками?].
- Нонг/Зюзум — властитель зимней стужи.
- Судрем/Суджум — бог погоды, жрец богов, связанный с можжевельником, отец Дизани.
- Семь Панеу — дикие небесные охотники, приносящие смерть [Плеяды?].
- Кшумаи/Киме — богиня альпийских лугов и диких коз, живущая на высочайшей вершине Гиндукуша — Тирич-Мир,
покровительница урожая зерна и плодов.
Также есть сведения, что в древности нуристанцы поклонялись трём богам
с именами Пандад (Pandad)‚ Шарвай (Sarvai) и Ламанди (Lamandi).
Калашские божества
Пантеон калашей:
-
Дезау (dezau) «Творец», от нурист. dez- «творить» (ср. др.инд. dih-).
Его также называют персомусульманскими именами Худай («Господь»)
и Пайдагарау (калаш. Paidagarau, ср. кхов. Paidagorak от перс. پروردگر Parvardegar «Творец»).
В целом соответствует Имре/Маре и Яме, давая и забирая души людей, но значительно менее деятельный, чем последний
[у славян ему соответствует, по-видимому, богиня Морана].
- Саджигор (Saǰig’or) — бог войны и дождя, каменный алтарь которого располагался в Румбуре.
-
Верин(др), Шура Верин, (Verin(dr), Šura Werin) — «Воин Непобедимый Индра» (*Śura- Apara- Indra-),
могущественный и опасный бог, принимающий самые торжественные клятвы. Ненавидит осквернение и любит вино.
- Махандеу (Mahandeu) соответствует Мону/Манди кафиров-нуристанцев,
пророк и посредник между Дезау и людьми, вездесущий бог, всегда готовый услышать молитву.
- Ингау (Iŋgau) — бог весны и целительства.
-
Джештак (Jeṣṭak, букв. «ветка») — богиня домашнего очага и жизненной силы, покровительница рода и детей.
Её «храм» — место проведения родовых собраний, а символ — резная доска, украшенная деревянными бараньими или лошадиными головами.
- Дезалик (Dezālik) — сестра Дезау, покровительница женщин, родов и всего связанного с женской физиологией и социальной функцией —
всего, что для мужчин считалось нечистым.
- Кушумаи (Kuṣumai), помимо нуристанского имеет также дардское имя Джач (Jac̣ < yakṣ(inī)) —
богиня урожая полей и плодовых деревьев.
-
Балумаин (Baḷumaín) — бог-всадник, иногда сам обращающийся конём, покровитель пастбищ и зимнего праздника Чаумос,
когда всё сущее сливается воедино, во время которого он и является верхом на коне с юга,
с мифической прародины калашей Цам, с которой он тесно связан.
Книги о памиро-гималайском язычестве
- Йеттмар К. Религии Гиндукуша. Москва, 1986.
- СЛГТ – Сказки и легенды горных таджиков. Сост., пер., коммент. А. З. Розенфельд, Н. П. Рычкова. Москва, 1990.
|
Ключевые слова для поиска сведений по мифам и эпосу народов Кафиристана:
На русском языке: мифы и эпос народов кафиристана, памиро-гималайские боги, гиндукушская религия,
кафирские божества, пантеон калашей, язычество кафирцев, верования язычников нуристанцев, политеизм памирцев,
религиозные системы нуристана, мировоззрение язычников-гиндукушцев, нуристанские мифологические воззрения;
На английском языке: Kafir deities, Hindu-Kush religion.
|
Страница обновлена 29.09.2022