|
|
|
![]() |
Дайте каждому дню возможность стать самым прекрасным днем в вашей жизни. (Марк Твен)
Время - важнее всего, ибо все остальное - ничто, если нет времени! (Константин Щемелинин) Тот, кто глядит в прошлое, так же видит будущее, как видно в зеркале глубоких вод высокое небо. ( Шандор Петефи ) |
В 2005 году от Рождества Христова был 5765-й год от Сотворения Мира, 4702-й год по китайскому счету, 2549-й год эры Нирвана, 1426-й год Хиджры.
![]() |
Разделы страницы о календарологии и хронометрии:
Также смотрите погоду и время в регионах, хронологические параметры орбиты Земли и умении организовывать своё время. |
![]() |
- Что общего между Хэллоуином и Рождеством?
О праздничных подарках и мест проведения торжеств вы можете посмотреть на ресторанной странице. |
Праздники иудеев, христиан, мусульман, буддистов... Приведены в последовательности количества этих верующих у народов России.
Даты православных именин можете посмотреть в Русском этимологическом словаре Семёнова (внизу каждой страницы).
В августе многие народы отмечают праздники, связанные с окончанием сбора урожая. Есть такие праздники и в православной традиции. Учредил их 950 лет назад князь Вышгородский Андрей Боголюбский и названы они были Спасами. С тех пор ежегодно весь православный мир отмечает – Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. С этим светлыми праздниками связано много примет и традиций
Три Великих Спаса в августе:
![]() |
Российские праздники
|
![]() |
Японские праздники |
Основные календарно-астрологические величины (см. справочные сведения для астрономов):
Точность календарей:
Ссылки:
Французский республиканский календарь был введён во Франции в ходе Великой французской революции декретом Национального конвента от 5 октября 1793 года, отменён Наполеоном с 1 января 1806 года. Календарь был разработан специальной комиссией и знаменовал разрыв с традициями и веру "естественную религию", ассоциируемую с природой. Первый год революции, 1792, был объявлен началом эры. Эра "от рождества Христова" и начало года с 1 января упразднялись.
Отсчёт лет начинался с 22 сентября 1792 года - даты упразднения королевской власти и провозглашения республики, которая в тот год совпала с днём осеннего равноденствия. Последующие годы начинались в полночь того дня, на который приходился момент осеннего равноденствия. Год делился на 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся 5 и 6 дней года назывались "санкюлотидами".
Каждый день года также получил свое особое имя. Названия месяцев и дней были предложены депутатом Конвента Фабром д"Эглантином и были связаны с природными явлениями. Названия 360 дней (кроме санкюлотид) носили имена явлений природы, растений, животных.
Вместо недели была введена декада; этот шаг следовал общей тенденции революционеров к переходу на десятичные единицы. Месяц состоял, таким образом, из трёх декад. Были также введены десятичные единицы времени: каждый день делился на 10 часов, час на 100 минут, а минута на 100 секунд. 10 дней составляли декаду.
Четырехлетний период повторяемости високосных годов получил специальное наименование "франсиада". Тем не менее, четкой системы определения високосности года предложено не было. [Не было теории, все делали по практике - но ведь так даже точнее.]
Здесь представлены следующие календарные системы:
Эти календари уже не используются (кроме, наверное, зороастрийского). Они были созданы в Средние века или в древности.
Время обращения планет вокруг Солнца, согласно нашему григорианскому календарю, 365,2425 дня. Майя считали этот период равным 365,242129 дня. В настоящее время длительность года установлена в 365,242198 дня...
![]() Историк Геродот утверждал, что хроники египетских жрецов охватывают 12 тысяч лет. Диоген Лаэрций, полагал, что астрономические записи египтян были начаты в 48683 году до Александра Македонского [примерно 49 000 лет до н.э.]. Елена Блаватская ссылается на Хармона, определившего, что мистерии в Большой пирамиде происходили уже 69 тысяч лет назад [это реально, т.к. по последним данным археологии, в это время современный человек уже заселял Австралию]. Автор VI века, Симплиций, писал, что наблюдения за небом велись у Нила на протяжении... 630 тысяч лет! Египетский календарь отличался исключительной простотой и удобством. Год делился на 12 равных месяцев, каждый из которых содержал по 30 дней. Большинство месяцев египетского календаря получило свои названия в честь различных божеств, которым они были посвящены. Каждый месяц делился на три больших недели, по 10 дней в каждой, и на шесть малых недель, по 5 дней в каждой. Кроме деления на месяцы, год был также разделен на 3 сезона по 4 месяца в каждом: время разлива Нила, время сева и время сбора урожая. Благодаря длительным наблюдениям за восходами Сириуса жрецам удалось уточнить длину солнечного года и установить его продолжительность в 365 дней. Однако жрецы скрыли от народа свое открытие и для обоснования необходимости реформы календаря и увеличения длины года с 360 до 365 дней они придумали легенду рождения новых богов: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды. С этого времени солнечный год увеличился с 360 до 365 дней. Дополнительные пять дней солнечного года не были прибавлены ни к одному из месяцев года, которые по-прежнему содержали по 30 дней. За несколько столетий до нашей эры египетские жрецы уже знали, что их год короче действительного, но фараоны при вступлении на престол давали клятву не изменять длины года, т. е. не прибегать к вставке дополнительного дня в каждые четыре года. Однако, в декрете, датированном 7 марта 238 г. до н. э. впервые содержалось предложение о введении високосного года. Если бы этот декрет был осуществлен, то средняя продолжительность египетского года составляла бы 365,25 суток, т. е. в точности равнялась бы так называемому юлианскому году, принятому двумя столетиями позже. Следовательно, юлианский год - наследник древнеегипетского, в отличие от афинского [наследника халдейского?]. К слову сказать, эта реформа произведена в эфиопском календаре - также наследнике древнеегипетского. |
Самый ранний календарь, о котором сохранилось письменное свидетельство - это календарь шумеров. Приблизительно к 3000 до н.э. [или даже раньше, поскольку их летосчисление начинается в 3760 году до Р.Х.!] в городе Ниппуре шумеры придумали сравнительно простой календарь из двух полугодий - Энтен (холодное и влажное время года) и Эмеш (сухое и жаркое время года) и 12 месяцев. В древнешумерское время сезоны не были выделены, а продолжительность месяца регулировалась по наблюдениям за Луной. Каждый новый месяц начинался вечером при исчезновении серпа убывающей Луны - т.е., месяц сначала был чисто лунным, и год из этих 12 лунных месяцев составлял приблизительно 354 дня. Для уравнивания лунного и солнечного циклов каждые несколько лет [примерно 1 раз в 3 года?] после одного из полугодий вставлялся 13-тый месяц.
Добавление лишнего месяца, впервые засвидетельствованное у шумеров в ХХI в. до н.э., оставалось стандартным методом регулировки календаря. К тому времени шумеры ввели стандартный год равный 360 дням, основанный на округлении лунного месяца до 30 дней (1 год = 30*12 = 360 дней) [как у египтян]. Это соответствовало шумерской 60-ричной системе исчисления. Хотя солнечный год был на 5 дней длиннее стандартного, год из 360 дней точно делится на 60, поэтому он стал основой для всей календарной и астрономической философии Древнего Шумера.
Следуя примеру шумеров, мы все еще делим небосвод, да и любой круглый предмет, на 360 математических градусов, час на 60 минут, а 1 минуту на 60 секунд.
Шумеры считали 12 лунных месяцев, составлявших приблизительно 354 дня, а затем прибавляли еще 11 дополнительных дней, чтобы получить полный солнечный год. Эта процедура, называемая интеркаляцией, проделывалась ежегодно, пока, через 19 лет, солнечный и лунный календарь не совмещались. [Вот тут не совсем понятно: сначала шумеры добавляли раз в несколько лет 13-й месяц, потом стали добавлять каждый год 11 дней, а затем опять стали добавлять месяц раз за много лет??]
Ниппурский календарь состоял из следующих месяцев:
Система счисления шумеров была комбинированной - десятерично-шестидесятеричной, что позволяло удобно вести счет как по линейным (бытовым), так и радиальным (астрономическим) координатам. При этом позиционные числа выстраиваются в следующий ряд: 1, 10, 60, 600, 3600, 36 000, 216 000, 2 160 000, 12 960 000. Принцип шумерской системы счисления акцентирует внимание на числе 12 960 000 (60 в 4 степени), что в точности равняется 500 большим прецессионным циклам, совершающихся за 25 920 лет [2 периода вращения Седны]! Этот цикл (полное смещение земной оси) они также делили на 12 периодов по 2160 лет.
Шумерский календарь был составлен очень точно, например, Новый год всегда приходился на день весеннего равноденствия. В этом первом в мире календаре были объединены все познания шумеров относительно движения Солнца и Земли.
Также читайте о западном гороскопе, который еще называют греческим, а, на самом деле, он - халдейский (нововавилонский), происходящий, наверное, еще из шумерского.
Мусульманский календарь построен только на изменении лунных фаз. Поэтому он является чисто лунным. Все лунные календари основаны либо на 8-летней периодичности ("турецкий цикл" [почему не вавлонский?]), либо на 30-летней периодичности ("арабский цикл"). [Есть еще 3-летний и 19-летний циклы.]
Лунный год мусульманского календаря делится на 12 месяцев. Добавлять к этим 12 месяцам дополнительный 13-й месяц или добавочные дни к отдельным месяцам для согласования с продолжительностью солнечного года строго запрещалось. Исключением является один добавочный день в високосных лунных годах, когда число дней увеличивается с 354 до 355 для удержания новолуния вблизи первого числа месяца. Таким образом, мусульманский год всегда короче солнечного. В связи с этим начало года со временем передвигается с весны на зиму, с зимы на осень, затем на лето и, наконец, опять возвращается к весне. Вот почему в лунном календаре нет месяцев летних и зимних, весенних и осенних - они кочуют по всем временам года.
Поскольку в течение одного 30-летнего цикла, как указывалось при рассмотрении "арабского цикла" лунного календаря, новолуние сдвигается всего на 0,012 суток, целые сутки накопятся лишь по прошествии 2500 лет. Следовательно, точность [этого] лунного календаря очень высокая. Однако, в мусульманском календаре год не выполняет требования, предъявляемого к нему как к одной из основных единиц измерения больших промежутков времени: он не связан с временами года. Поэтому даты мусульманского календаря указывают лишь на то, какой фазе Луны они соответствуют. Чтобы установить время года, нужны специальные таблицы.
Одной из самых древних систем летосчисления и одним из самых древних календарей является также вавилонский [продолжатель шумерского]. Календарь Древнего Вавилона Был Лунным. Год вавилонян содержал 12 лунных месяцев по 29 либо 30 дней, которые в сумме составляли 354 дня. Поскольку продолжительность года по вавилонскому календарю отличалась от продолжительности тропического года, приходилось вносить поправки в календарь. Когда их весенний месяц сдвигался слишком далеко на зиму, правитель объявлял, что очередной год "не хорош" и выносил постановление о добавлении к нему дополнительного, тринадцатого месяца. Иногда два года подряд объявлялись тринадцатимесячными, и, таким способом, весенний месяц более или менее правильно возвращался на свое место.
Такое добавление тринадцатого месяца следовало упорядочить. Вавилонские жрецы додумались, как согласовать лунный месяц с солнечным годом - надо добавлять 3 месяца за 8 лет. Тогда получается, что, если год содержит 365,24... суток, то 8 лет содержат 2921,9... суток. Продолжительность лунного месяца составляет 29,53... суток. Если взять 3 года по 13 месяцев и 5 лет - по 12, то в сумме получаем 99 лунных месяцев или 2923,5 суток! При таком способе добавления 13-го месяца - введении 3 дополнительных месяцев на протяжении 8 лет - несогласие составляло в среднем лишь 1 - 2 дня за 8 лет. Один месяц накапливался приблизительно за полтора века - время жизни нескольких поколений.
Долгое время вавилоняне ограничивались 8-летним циклом, в котором укладывалось 99 месяцев. Однако были возможны и другие циклы, более точные. Вавилонские мудрецы обнаружили такой цикл: 19-летний, в котором укладывается 235 лунных месяцев. Длительность девятнадцати солнечных лет отличается от 235 лунных месяцев на 2 часа. На более позднем этапе истории Вавилона этот цикл стали использовать вместо 8-летнего. [Вроде и греки так календарили, после изобретения Ментонова цикла]
Древнееврейская календарная система - одна из наиболее сложных. Первоначально она представляла собой обыкновенный лунный календарь, в котором год состоял из 12 лунных месяцев по 29 или 30 дней в каждом. Таким образом, год состоял из 354 дней, т. е. был короче солнечного более чем на 11 суток. Первый месяц содержал 30 дней и назывался авив, т. е. месяцем колосьев, месяцем начала весны. Остальные месяцы названий не имели и обозначались порядковым числом: 2-й, 3-й и т. д. Впоследствии, под влиянием Вавилонии, месяцы получили названия явно вавилонского происхождения.
В еврейском календаре применяется 19-летний цикл, состоящий из 12 простых лет и 7 високосных [со вставкой 13-го месяца]. Года, состоящие из 12 месяцев, называются простыми или обыкновенными, а состоящие из 13 месяцев - эмболисмическими (они являются високосными).
В еврейском календаре 19-летний цикл обладает интересной особенностью: он не содержит одинакового числа дней, а в некоторой последовательности в нем бывает то 6939, то 6940, то 6941 день. Это вызвано тем, что по обрядовым мотивам началом нового года не могут быть воскресенье, среда и пятница. Поэтому, если новый год придется на один из указанных дней недели, его переносят на следующий день. В некоторых случаях новый год переносят даже на два дня.
За начало еврейского летосчисления принимается 7 октября 3761 г. до н. э. Оно ведет свое начало от мифического "сотворения мира" и известно как "эра от Адама". Это летосчисление в наше время официально применяется в государстве Израиль, хотя там пользуются и григорианским календарем.
Календарям Древнего Ирана Омар Хайам посвятил свою книгу "Науруз-намэ". Их было много у древних персов - немало персидских царей делали календарные реформы. Сам поэт Омар Хайям был также великим астрономом. Он разработал современный персидский календарь, который точнее нашего. Возможно, его в этом плане опережает только древнемайянский каледарь.
Пехлевийские названия месяцев древнеперсидского календаря:
Также читайте о зороастризме и зороастрийском гороскопе.
Ссылки (сетевые и библиографические):
Также читайте о гороскопе хинди.
В Индии наблюдается разнообразие как календарных систем, так и применяемых эр.
Манвантара (санскр. manvantara - "период Ману") — мера времени в индуизме, эпоха божеств — девов. В каждой манвантаре мир, создаваемый заново, имеет своих богов и управляется своим Ману. Согласно Пуранам 1 манвантара = примерно 71 махаюг = 852 000 лет девов = 306 720 000 солнечных лет. А 14 манвантар составляют 1 кальпу (4 320 миллионов лет), или 1 день жизни творца Вселенной Брахмы. Получается, что возраст Земли примерно равен 1 кальпе.
В одном из распространенных в древней Индии лунно-солнечных календарей связь с движением Солнца состоит в том, что длина года в нем равна продолжительности времени, по истечении которого Солнце возвращается к той же точке, от которой началось наблюдение. Этот промежуток времени называется звездным годом. Он длиннее тропического года на 20,4 мин. и, по современным данным, составляет 365,25636 средних суток. Древние индийские астрономы не знали точной продолжительности звездного года и принимали ее равной 365,25876 суток. Вследствие этого индийский календарный год, который 1500 лет назад начинался в день весеннего или осеннего равноденствия (21 марта или 23 сентября), теперь наступает на 22-23 дня позже, т. е. около 12-13 апреля или 15-16 октября.
Выражением связи этого календаря с видимым движением Солнца является деление года на 12 месяцев с числом дней от 29 до 32, а также на 6 сезонов, связанных с временами года. Разная продолжительность месяцев сложилась еще в те времена, когда индийские астрономы разбили эклиптику на 12 равных частей и считали, что каждую из них Солнце проходит в течение одного месяца. Однако вследствие неравномерного движения Земли вокруг Солнца в разное время года оно движется с разной скоростью. Поэтому в индийском календаре летние месяцы оказались более длинными, а зимние - более короткими.
Индийский календарь связан также с продолжительностью лунного месяца. Начало каждого месяца падает на следующий день после наступления полнолуния или новолуния. Как известно, 12 лунных месяцев содержат только 354 дня. Поэтому для согласования их продолжительности с солнечным годом в каждый третий год вставляется добавочный, 13-й месяц (адикмас) [как в шумерском], а чтобы уравнять лунные и солнечные месяцы, были введены дополнительные дни (титхи).
Сведения взяты на основе календаря, составленного Т.Б. Гвоздевой.
Основой греческого календаря долгое время был лунный год в 354 дня, который не совпадал с солнечным годом, что создавало немалые трудности при разделении года на месяцы и при попытке равномерно распределить дни по месяцам. Год состоял из 12 месяцев по 30 или 29 дней; через три года вводили дополнительный месяц. Началом нового года служило первое новолуние после солнцестояния. В Афинах это было примерно в середине июля, так что первый месяц года соответствовал приблизительно второй половине июля — первой половине августа.
Первоначально летосчисление вели по поколениям (три поколения в столетие), затем по царям, жрецам или эпонимам. Во второй половине IV в. до н. э. сицилийский историк Тимей ввел летосчисление по Олимпиадам, т. е. 4-летним промежуткам от одних Олимпийских игр до других (исходным пунктом была Олимпиада 776 г. до н. э.).
Названия месяцев в большинстве случаев были заимствованы от имен или прозвищ богов, или от какого-либо праздника, проходившего в данном месяце:
Конкретные числа этих праздников неизвестны:
Во второй половине V в. до н.э. афинский астроном Метон установил зависимость между лунными месяцами и солнечным годом. В Китае об этом знали давно, но для Греции то было открытием. Метон обратил внимание на то, что в 19 солнечных годах содержится 235 лунных месяцев. И смена лунных фаз через каждые 19 солнечных лет приходится на одни и те же дни. Новый, 19-летний период получил название цикла Метона. Для того, чтобы лунный календарь соответствовал солнечному году в каждом периоде цикла 12 лет считались нормальными (по 354 дня). Семь же оставшихся, третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы были эмболисмическими. То есть содержали в себе тринадцатый месяц (384 дня в году). И из этих семи четыре года (3,8,11,19) были ещё и високосными (385 дней). Календарь Метона просуществовал аж четыре столетия, до самого введения юлианского календаря.
Система летоисчисления в Древнем Риме берет свое начало от даты основания Рима, которую принято считать 750 г. до н. э. Все последующие знаменательные события и даты отсчитывались уже от нее. В первом веке до нашей эры произошло изменение данной системы летоисчисления в Древнем Риме, когда Рим возглавил Теренций Варрон, который принял дату основания Рима уже за 753 год до нашей эры. Но римляне уже были приучены к различным системам летоисчисления, и обозначали год не числом, а используя имя правителей.
Когда к власти в Риме пришел Гай Юлий Цезарь, то он осознал неудобство и неэффективность существовавшей системы летоисчисления. В старом римском году было только 304 дня в 10 месяцах. Поэтому были придуманы дополнительные месяцы - нынешние январь и февраль. В период третьего консульства Цезаря были проделаны следующие изменения календаря - текущий год был удлинен на 151 день с тем расчетом, чтобы новый год мог попасть на 1 января 45 года до нашей эры, и продолжался бы 365 дней - как раз до 31 декабря.
Дальнейшие поправки системы летоисчисления в Древнем Риме были сделаны при Августе в 4 году нашей эры, когда свои имена получили нынешние месяца июль и август, в честь известных римских правителей. Кроме этого, один раз в четыре года (в високосный год) вводился дополнительный день - 29 февраля. Получившийся таким образом юлианский год продолжительностью 365 с четвертью дней лишь на 11 минут не совпадал с продолжительностью вращения нашей планеты. Использовалась такая система летоисчисления до 1582 года.
Рунический календарь - это разновидность "вечного календаря". В Дании их называли римстоками (от rim - "календарь" и stok - "палка"), в Норвегии их называли приставами (от prim - "золотое число"). Они чаще всего имели вид палки или посоха длиной от нескольких дюймов до 5 футов. Эти календари использовались в Скандинавии, и, возможно, уходят своими корнями в далёкое прошлое, но самые ранние из найденных датируются ХlV веком.
Для науки интерес представляет рукопись Оле Ворма "Computus Runicus", копия рукописи 1328 года, в которой был полностью записан рунический календарь. На одной стороне обозначались числа с 14 апреля по 13 октября (Nottleysa, "безночные дни", лето по скандинавскому календарю), на другой стороне, соответственно, числа с 14 октября по 13 апреля (Skammdegi, "короткие дни", зима по скандинавскому календарю). Для обозначения дней в рунических календарях изначально использовался повторяющийся порядок из семи рун.
Также отмечались девятнадцать "золотых чисел" для нахождения полнолуния. Каждое из девятнадцати чисел отмечалось руной, числовое значение определялось алфавитным порядком, а для трёх недостающих чисел были созданы дополнительные руны.
Праздники обозначались специальными знаками. Эти знаки определялись, в основном, приметами, связанными с тем или иным праздником - так, 9 июня, День св. Колумбы обозначался изображением лосося, так как согласно примете в этот день начинался нерест лосося. 14 апреля, первый день календарного лета, обозначался изображением цветущего куста. В более позднюю эпоху дни стали обозначаться простыми чёрточками, а девятнадцать "золотых чисел" - арабскими цифрами или другими числовыми знаками.
В древней Японии было аж 24 месяца [т.е., примерно по 15 дней], каждый из которых делился на 3 кратких сезона ["недель" примерно по 5 дней, а не по 10, как у китайцев, хотя и заимствовано это было из Китая вместе с их названием - ко]. Т.о., календарь древних японцев включал 72 периода - и каждый со своим названием (в разных источниках они разные), каждое из которых поэтически отражало то, что происходило с природой в это время. В конце XVII века эту систему пересматривали, но не из-за неудобства, а потому, что не очень соответствовала японскому климату.
Итак, месяцы и недели древнего японского календаря (из https://vk.com/@-198789020-skolko-mesyacev-v-godu-u-yaponcev):
Древнемексиканские календари - системы измерения времени, применявшиеся у народов Месоамерики. Впервые эта система появилась у ольмеков около 3500 лет назад и впоследствии распространилась среди культур и народов Центральной Мексики, в том числе майя, сапотеков и ацтеков, которые считали, что время воплощает в себе божественное присутствие, а также предопределяет счастливую, несчастную или нейтральную судьбу.
Майя-ольмекские календари используют циклические временные характеристики и делятся на различные периоды. Эти периоды времени имеют свои характеристики. Индейские жрецы считали, что каждый период заканчивался Глобальным катаклизмом, в результате чего практически всё население Земли погибало. Оставшаяся группа выживших передавала свои знания следующему поколению или другому виду живых существ.
![]() |
|
Майя применяли одновременно две календарные системы, отличающиеся продолжительностью, длинный год и короткий год. Первый из них применялся в гражданской жизни, а второй был связан с религиозными обрядами.
В быту применялся 365-дневный календарный год, который назывался "хааб" и состоял из 18 месяцев по 20 дней. В конце такого года добавлялось еще 5 дней, получивших название "дней без имени" и считавшихся роковыми. Майя знали, что "хааб" на доли дня короче истинного солнечного года и что за 60 лет набегает примерно 15 лишних суток. Многие исследователи культуры майя считают, что календарь майя точнее григорианского. Астрономы майя сумели определить продолжительность солнечного года в 365,242 суток, что всего на 0,0002 меньше принятого в настоящее время значения тропического года и соответствует ошибке в одни сутки за 5000 лет. Это дает основание сделать вывод, что календарь майя несколько точнее григорианского календаря.
Совсем иначе был построен короткий календарный год майя, называвшийся "цолькин" и использовавшийся в ритуальных целях: предсказаниях, выборе имени для ребенка, назначении даты свадьбы или битвы. Он состоял из 260 дней и делился на 13 месяцев, которые, так же как и "хааб", содержали по 20 дней.
В календаре древних майя были и более крупные циклы: 4-летний, в котором повторялись названия дней и числа месяцев, 52-летний (комбинация "хааба" и "цолькина"), состоящий из тринадцати 4-летних циклов и охватывающий период в 18 980 дней, а также 5130-летний, построенный на 13 циклах из 394 "тун" (еще одна разновидность "длинных годов" из 360 дней). Последний цикл служит для записи дат, его начало приходится на август 3114 г. до н. э. и подходит к концу в день зимнего солнцестояния 21 декабря 2012 года.
Календарь древних ацтеков состоял из двух параллельных циклов: гражданского 365-дневного шипоуалли (что значит "счёт лет", соответствует хаабу у майя) [и религиозного тональпоуалли, соответствующего майянскому цолькину]. Шиупоуалли и тональпоуалли совпадали каждые 52 года, образуя так называемый "век", называвшийся "Новым Огнём". Ацтеки верили. что в конце каждого такого 52-летнего цикла миру угрожает опасность быть уничтоженным, поэтому начало нового ознаменовывалось особыми торжествами. Сто "веков" в свою очередь составляли 5200-летнюю эру, называвшуюся "Солнцем". В соответствии с этой системой в настоящий момент мы живем в пятой эре - "Четыре Землетрясения", "солнцем" которой является бог Тонатиу.
В основе гражданского (сельскохозяйственного) календаря лежал солнечный год. В соответствии с этим календарём ацтеки определяли даты и продолжительность обрядов и церемоний, связанных с сельскохозяйственными циклами. Календарь состоял из 18 месяцев по 20 дней. Пять дней составляли одну неделю. Чтобы год соответствовал астрономическому, к нему прибавлялись немонтеми - пять пустых дней, дополнительная неделя поста и воздержания.
Величайший цикл египетского календаря "Год Бытия" ("Великий Год"), принятый в XIV веке до н.э., был равен 1461 годам (365,25 * 4). Он ориентировался на звезду Сириус (Сотис, Риша, "Собачья звезда") в созвездии Большого Пса (110°).
Закончится текущий Год Бытия в XXXI веке (3058 год). Не этим ли примерно временем заканчиваются предсказания Нострадамуса?
Кроме естественного деления года на сезоны и месяцы во многих (скорее всего, во всех) календарях мира существовало разбиение есяца на более мелкие отрезки - недели. Существовали 13-дневные недели (у индейцев Мезоамерики), 10-дневки, 6-дневки, 5-дневки, но самой распространенной была 7-дневная неделя.
Что характерно, дни 7 дневной недели у самых разных народов от Индийского до Атлантического океана связывались с одними и теми же космическими телами, которым покровительствовали схожие по своим функциям боги и богини:
Приведем сравнение покровителей этих дней в различных религиях.
Боги древнегерманского пантеона , которым были посвящены дни недели, хорошо видны из самих германских названий этих дней:
Воскресенье. Индуистская неделя начинается с Рави-вара, дня Солнца. При сжигании жертвоприношений этой звезде в огонь кладут щепки кустарника арка (aselepias gigantica). Индийские астрологи считают Солнце неблагоприятной звездой. Его влияние наделяет человека беспокойным характером, навлекает болезни и другие страдания, изгнание, тюремное заключение, потерю жены, детей и собственности. Рави — красное божество, разъезжающее по небу на одноколесной колеснице, запряженной семеркой лошадей. У него может быть одна или две пары рук, в которых он держит два лотоса (падма), колесо (чакра) или раковину (санкха). Воскресенье индусы посвящают почитанию женского творческого начала — Шакти. Считается, что в этот день хорошо начинать новые дела и носить красную одежду. Знаком Рави служит металлический диск диаметром в двенадцать пальцев.
Понедельник. Сома-вара — день Луны. Белокожий бог Сома носится по небу на трёхколесной колеснице, запряженной тройкой коней, и размахивет булавой (гада). В двух руках он несёт цветки лотоса (падма). Считается, что родившийся в понедельник будет сильным и богатым, а также обретёт всеобщее уважение. Обычно по понедельникам держат пост и носят белые одежды.
Вторник. Мангала-вара — день, управляемый планетой Марс. Её божество Мангала изображается красным, сидящим верхом на баране. У него четыре руки, в которых он держит трезубец (тришула) и булаву (гада). Изредка его можно увидеть также управляющим колесницей. Это свирепый бог, но ему не чужды и благие деяния. Если во вторник рождается царь, то он непременно станет непобедимым. В этот день не следует начинать никаких новых дел, хотя цвет удачи — красный.
Среда. Буддха-вара управляется планетой Буддха — Меркурием. Буддха — сын луны Сомы. У него светлая кожа и четыре руки, в которых он держит щит (кхетака), меч (кхаджа) и булаву (гада). Его ездовое животное — лев. Часто он украшен желтыми одеждами и венками. Он мудр, а потому всегда оказывает воздействие на земную жизнь лишь в согласии с другими планетами. Считается, что поднести в этот день пищу жрецу — добрый знак.
Четверг. Этот день называется Брихаспати-вара или Гуру-вара. Им управляет божество Юпитера, наставник богов. Брихаспати обычно изображается желтым, восседающим на лотосе или золотой колеснице, влекомой восемью лошадьми. В его двух руках чётки (акшамала) и рукописная книга (пуштака), в четырех руках булава (гада), чётки (акшамала) и сосуд (камандалу). Человек, пользующийся его покровительством, обязательно обретёт богатство. Женщина, впервые забеременевшая в четверг, станет матерью многих сыновей. Жёлтый цвет считается удачным для четверга.
Пятница. Шукра-вара — день бога Венеры, наставника демонов. Обычно он облачён в белое и восседает на лотосе. Часто его изображают на колеснице, украшенной множеством флажков и запряженной множеством коней. У него четыре руки, в которых он держит свои обязательные атрибуты — чётки (акшамала) и булаву (гада), а также сосуд (камандалу). Считается, что Венера оказывает самое благое влияние, и что в пятницу хорошо поститься.
Суббота. День планеты Сатурн называется Шани-вара, и его воздействие на людей считается не самым благоприятным. Шани — черный старик, восседающий на железной колеснице. В руках он держит лук со стрелами (дханус) и трезубец (тришула). Его задача — насылать на людей несчастья, которые даже называют «Шани-даса» — слугами Шани. Когда-то его прокляла жена, и теперь Шани разрушает всё, на что взглянет. Потому, желая предотвратить несчастья, он всегда смотрит вниз. В субботу почитают Сатурн, надеясь умилостивить бога и уменьшить его негативное влияние.
![]() |
|
Ключевые слова для поиска сведений по летосчислениям и календарям:
На русском языке: хронология, древние календари, начало летосчисления, хронометрия, археоастрономия,
государственные и народные праздники, религиозные празднества, православные именины,
знаменательные даты, памятные события, выходные и рабочие дни,
лунный и солнечный год, земледельческий кжедневник, журнал садовода,
отсчет времени, эра, эпоха, период, когда было, календарология, календарная система;
На английском языке: calendar.
|
|