Мезолит - средний каменный век

Культуры и крупные поселения среднекаменного века (12-11 - 8 тыс. лет до н.э.)
> > > Мезолит

Направления освоения Севера в мезолите

Среднекаменный век (мезолит) - переходный период около 10-5 тыс. до н.э. в развитии современного человечества от древнего каменного века (палеолита) к новому каменному веку (неолиту). Переход от верхнего палеолита к мезолиту был вызван изменением климата – потеплением и увлажнением. В культуре мезолита широкое распространение получили лук и стрелы. В конце мезолита появляется керамика.

Эпоху каменного века между палеолитом и неолитом иногда называют эпипалеолитом, средним каменным веком, голоценовым палеолитом, но чаще всего — мезолитом. Археологические культуры и памятники мезолита относятся большинством исследователей к трем климатическим фазам послеледникового времени: 1) пребореалу — от 8,3 до 7,5/7 тыс. лет до н.э., 2) бореалу — 7,5/7 - 6,0 тыс. лет до н.э. 3) и началу атлантического периода (атлантикума) — 6,0 - 5,5 тыс. лет до н.э. Практически все исследователи соотносят мезолит с периодом от XX [может X?] до VI, а в некоторых районах и до V тысячелетия до н.э.

В 1928 г. украинский ученый М. Я. Рудинский впервые в отечественной литературе ввел термин «мезолит» и высказал предположение о существовании особого мезолитического, периода каменного века. В 30-х гг. известный английский археолог Д. Г. Д. Кларк обосновал выделение мезолита как отдельного большого периода. Крупный отечественный археолог М. В. Воеводский был первым, кто выделил и описал разнообразный мир мезолитических культур Восточной Европы. [Возможно, в то время там жили носители праязыков многих ностратических семей - индоевропейской, уральской, алтайской, чукамчатской, эскалеутской, в то время как в Сибири тогда жили предки нивхов, индейских и некоторых дене-кавказских народов.]

Время существования мезолитической эпохи различно в разных регионах — в зависимости от того, насколько каждый из них был связан с неолитическими центрами. Если в Западной Европе мезолит продолжался 5 или 6 тыс. лет, то в областях Ближнего Востока (где переход от собирательства к производящему хозяйству начался значительно раньше), он продолжался не так долго. Однако в таких зонах, как Южная Африка, он сохранился до нашего времени. [А перешли ли австралийские аборигены к неолитического типа экономике?]

Типичной, хотя и не лишенной местного своеобразия чертой всех мезолитических культур является применение микролитов — маленьких кусочков кремня с одним или несколькими краями, оббитыми под тупым углом. Обычно такие микролиты предназначались для использования в качестве наконечников стрел. Микролитическая индустрия обнаружена на пространстве от Шотландии до мыса Доброй Надежды, от Португалии до Китая, а также в Индии, на Яве и в Австралии [а в Новом Свете?].

В мезолите отмечается двойственность форм и приемов обработки камня. Получает развитие техника, сложившаяся еще в палеолите: макролиты, техника скола и двойного скола, крупной ретуши, вкладышевая техника. Вместе с тем на мезолитических стоянках были обнаружены и так называемые микролиты, маленькие и разнообразные по форме пластины. Микролиты отделялись от кусков кремня или другого хорошо отщепляющегося камня с помощью отжимников. По форме они обычно имеют вид треугольников, сегментов или трапеций размером 2-4 см. Подправленные ретушью микролиты служили наконечниками стрел и широко употреблялись как вкладыши при изготовлении наконечников стрел, гарпунов, острог, рыболовных крючков.

Микролитическая техника довольно интересна. Во-первых, она была распространена не везде, а во-вторых, не всегда использовалась в ее классических формах. Наиболее ранние культуры микролитической техники связаны с Северной Африкой и Средиземноморьем, она использовалась в Прибалтике, частично в Средней Азии и почти совсем не известна на памятниках этого времени в Сибири.

Видимо, керамика - следствие перехода к активному земледелию, т.к. служила, прежде всего, для хранения злаков. Также и микролиты - следствие изобретения лука и стрел.

Разделы страницы о мезолитических, эпипалеолитических и протонеолитических археологических культурах:

Об африканских мезолитических культурах смотрите раздел страницы Древняя Африка.


Финальный палеолит - век северного оленя

Спорность выделения мезолита и возможный возврат к термину "финальный палеолит"

Еще в XIX веке выяснилось, что между «классическим» верхним палеолитом и неолитом лежит некая переходная эпоха, называвшаяся различными авторами «финальным палеолитом» или «эпипалеолитом» (что по смыслу включало период в палеолитическое время). В 1893 году Аллен Браун употребил новый термин «мезолит» — «средний каменный век», чем вывел переходную стадию в рамки отдельной археологической эпохи. Правомерность такой постановки вопроса до сих пор вызывает сомнения [Рогачев А.Н., 1966; Аникович М.В., 1992, 1995; Чубур А.А., 1997-6].

  1. Во-первых, в последние годы получены надежные радиоуглеродные даты для многих «мезолитических» памятников. Часть из них «погрузилась» при этом за определенный для мезолита временной рубеж — 10-11 тысяч лет назад - в конец позднеледниковья. В связи с этим для «удревнившихся» стоянок возродили термин «финальный палеолит», хотя по особенностям своим они мало чем отличаются от «типично мезолитических».
  2. Во-вторых, многие сторонники мезолита ссылаются на некие «чисто мезолитические особенности технологии» — например, применение микролитов и отжимную технику снятия заготовок. Однако микролиты применялись и в верхнем палеолите, причем довольно широко (стоянки Быки, второй слой Костенок-8 и другие, в особенности степные памятники). Что же касается отжимной техники - она применялась далеко не везде и не всегда, некоторые культуры, причисляемые к «мезолитическим», с ней вообще не были знакомы.
  3. В-третьих, считается, что в мезолите (в отличие от палеолита) господствовали иные хозяйственно-культурные типы — например, лесные охотники. Но хозяйственно-культурный тип населения определяется не столько уровнем технологий (в пределах докерамической эпохи, естественно), сколько природной средой. В связи с этим можно утверждать, что хозяйственно-культурный тип лесных охотников мог впервые сформироваться еще в среднем Валдае, когда таежные леса продвигались почти до черноморского побережья.

Ни хронологические, ни социально-экономические, ни технологические признаки не позволяют убедительно аргументировать выделение мезолитической археологической эпохи, равной по значимости неолиту или палеолиту в целом. Это лишь один из этапов — самый последний этап - палеолитической эпохи. Именно поэтому вся эта промежуточная эпоха [не для Ближнего Востока] может называться финальным палеолитом.

Главное отличие этой эпохи от всех предыдущих — достаточно резкие глобальные изменения природной среды на ее начальном этапе, соответствующем смене плейстоцена (последней стадией недавнего ледникового периода) голоценом (геологической современностью). [Поэтому мезолит также называют голоценовым палеолитом.]

Позднеледниковые (доголоценовые) мезолитические культуры

Культуры финального палеолита (14 — 10 тыс. лет назад) в его новом (доголоценовом) значении, т.е., фактически удревнённые мезолитические:

  1. Гамбургская культура (14 тыс. лет назад, Германия)
  2. Аренсбургская культура (11 тыс. лет назад, Германия)
  3. Свидерская культура (10 тыс. лет назад, Висла-Неман)
  4. Федермессер культура (ВП-М, Германия)
  5. Романовско-ильмурзиновская культура (П-М, Урал)

Климатические эпохи мезолита

Около 12 тысяч лет назад началось мощное глобальное потепление, приведшее к распаду Балтийского ледникового щита на рубеже 10300 лет назад. Наступает геологическая современность — голоцен. Однако голоцен не однороден. Палеографами выделяются несколько стадий развития и изменения природной обстановки в течение этих последних 11-10 тысяч лет.

Пребореальный период (8,3-7,5 [7?] тыс. лет до н.э.) - свидерцы и др.

Наиболее ранняя стадия, пришедшая на смену позднеледниковью, называется пребореальным периодом и охватывает время от 10300 до 9500 лет назад. В центральных, районах Русской равнины, в частности, на территории нынешнего Черноземья, в пребореале господствовала лесостепная обстановка, причем лесные формации были образованы преимущественно сосной, иногда с примесью ели и березы, а к концу периода — даже липы и дуба. Степные ландшафты слагались злаками, разнотравьем, полынными группировками растительности [Спиридонова Е.А., 1991]. Холодостойкую леригляциальную фауну постепенно сменили теплолюбивые виды, в целом же фауна, испытывая климатический стресс, стала на время беднее.

Основные культурные общности финального палеолита в Европе 20 тысяч лет назад

На этом раннем этапе получают распространение археологические культуры, связанные с кругом т.н. аренсбургского и свидерского населения Северной и Центральной Европы [обе - родственные, причём, по одной из версий, свидерцы были носителями северной ("бореальной" - индо-урало-алтайской) ветви праностратического языка].

Материальная культура аренсбургских стоянок отличается наличием геометрических микролитов типа треугольников и трапеций, особым аренсбургским типом наконечников (широкие черешковые на пластинках с обработкой черешка и пера крутой ретушью со спинки; ретушь с брюшка полностью отсутствует) и многочисленных скребков — коротких, укороченных, округлых. Разнообразны и формы нуклеусов — призматические, дисковидные, ладьевидные [Рогачев А.Н., Аникович М.В., 1984]. Основной ареал аренсбуржцев — Северная Германия, Нидерланды, Польша, Литва.

Свидерская общность отличается большей стандартизацией кремниевых заготовок — пластинок, скалывавшихся с призматических и конических нуклеусов. Округлых скребков нет, укороченных мало, преобладают скребки на удлиненных заготовках, резцов немного. Как и у аренсбуржцев, у носителей свидерских традиций основной отличительной чертой был тип наконечника — он изготовлялся на длинной пластинке со слабо выраженным черешком, полученным крутой ретушью со спинки и плоской ретушью с брюшка.

Обе группы населения специализировались в охоте на северного оленя [как саамы]. Способность северных оленей жить в местностях с глубоким снегом дала им возможность распространиться во время перестройки климата, когда снеговой покров ввиду потепления и увеличения влажности в зимнее время увеличился по сравнению с сухим и холодным ледниковьем. Не случайно начало финального палеолита образно называют «веком северного оленя» [Ефименко П.П., 1953].

В центре Русской равнины на раннем этапе финального палеолита аренсбургское население постепенно трансформировалось в население с традициями культур Песочный ров и Иенево. Свидерские же охотники стали в дальнейшем носителями бутовской и кундской археологических культур. Оказали свидерцы влияние и на формирование постаренсбургской культуры Кудлаевка, распространившейся в конце финального палеолита от Полыни до Подесенья.

(На иллюстрации показаны европейские археологические культуры 18 000 лет до нашей эры: оранжевым - солютрейская и прото-солютрейская культуры, пурпурным - эпиграветтская культура).

Бореальный период (7,5-6,3 [7-6 ?] тыс. лет до н.э.)

Около 9500 лет назад пребореальный период сменяется бореальным со стабильными природными условиями, когда на территории Среднерусской возвышенности окончательно сформировался лесостепной ландшафт.

Именно с рубежом пребореала и бореала связана трансформация хозяйственно-культурного типа охотников на северного оленя в лесных охотников, окончательная смена относительного оседлого образа жизни на полукочевой, уменьшение размеров поселений, дробление крупных общин на мелкие группы, которым легче выжить в условиях меньшей биологической продуктивности среды и путем индивидуальной охоты на лесного зверя.

Атлантический период (атлантикум: 6,3 [6?] - 5,5? тыс. лет до н.э.)

В конце бореала, около 8300 лет назад [конец натуфийской культуры Леванта], отмечается похолодание и некоторое иссушение климата, снизившее роль широколиственных пород. Распространяется лесная фауна — лось, тур, кабан, косуля, благородный олень.

Эпипалеолит

Мезолитическое орудие

Для регионов, не затронутых мезолитическими процессами [ближневосточных?], связанными с окончанием последнего Ледникового периода, вместо термина "мезолит" используется хронологически идентичный термин "эпипалеолит". Для эпипалеолитических культур (например, натуфийской культуры Леванта) граница с верхним палеолитом проходит не столь резко, иногда она весьма условна. [Причем, при наличии мезолитической микролитической технологии там был осуществлен переход к присваивающему хозяйству.]

А  термин «мезолит» используется в отношении Западной Европы, где исчезновение мегафауны оказало большое влияние на палеолитические популяции в конце ледниковой эпохи (в т.ч. на европейские культуры периода после оледенения: Азильскую, Совтерскую, Тарденуазскую, Маглемозе и др.).

Получается, что в Западной Европе люди от палеолита перешли к мезолиту, а потом к неолиту, а на Ближнем Востоке - от верхнего палеолита к эпипалеолиту, а от него - к неолиту. Т.е., фактически, эпипалеолит = голоценовый палеолит Ближнего Востока, что является синонимом термина "финальный палеолит" в предыдущем (голоценовым) его значении.

Харифская культура

Харифская, или харифийская археологическая культура, (англ. Harifian) — региональная эпипалеолитическая культура, существовавшая на территории Синая и пустыни Негев около 8800-8200 гг. до н. э. (по Энди Бёрнсу). Синхронна последним этапам натуфийской культуры и докерамического неолита A.

Подобно натуфийской культуре, для харифийской характерны полуподземные жилища. Эти жилища обычно сложнее по архитектуре и оформлению, чем натуфийские. Впервые на этой территории среди каменного инвентаря встречаются наконечники стрел. Микролитические наконечники — характерная особенность хариифийской индустрии, включающие инновацию — наконечники харифийского типа. По форме микролиты представляют собой лунообразные, равнобедренные и другие треугольники, обработанные с ретушью. Найдены также несколько лунообразных микролитов типа Хельва (Helwan). Эта индустрия совершенно отличается от индустрии пустынной натуфийской культуры, в инвентаре которой полностью отсутствуют треугольные наконечники.

Харифийская культура поддерживала тесные связи с позднемезолитическими культурами Файюма и Восточных пустынь Египта, чей инвентарь каменных орудий похож на харифийский. Юрис Заринс предполагал, что данная культура позднее переняла скотоводство у соседней культуры докерамического неолита B, что привело к возникновению Аравийского кочевого пастушеского комплекса (Circum Arabian Nomadic Pastoral Complex) — группы культур, освоивших кочевое пастушество, от которой, вероятно, протосемитский язык распространился по региону. (Из Вики)

Мезолит - среднекаменный век Евразии

Мезолит (средний каменный век, греч. mesos - средний и lithos - камень) — период между палеолитом и неолитом, X-VI тысячелетия до нашей эры (в Междуречье раньше - 12-11 - 8-7 тыс. лет до н.э.).

Средний каменный век начался около Х тыс. лет до н.э. в конце плейстоцена, закончился с распространением земледелия, которое появилось в разных географических местностях в разное время. В некоторых областях, таких как Ближний Восток, земледелие уже существовало в конце плейстоцена, и поэтому мезолит там был кратким и почти незаметным [т.е., сразу перешли от древнекаменного века к новокаменному].

Обзор прогресса общества в мезолите

Этот период знаменуется окончанием ледникового периода, на земле установились привычный нам климат, животный и растительный мир. Во время мезолита люди расселились далеко на север, освоили территорию Шотландии, Прибалтики, части побережья Северного Ледовитого океана, проникли в Америку и Австралию.

Важнейшими достижениями мезолита стало изобретение лука и стрел и приручение животных. Собаки использовались для охоты и охраны жилища. Эта эпоха характеризуется небольшими составными орудиями из кремня (микролиты, характерно использование техники микрорезца). В некоторых местах сохранились также рыболовные сети, каменные тесла [для обработки дерева] и деревянные предметы, такие как каноэ и плоты [для рыболовства, а затем - миграций по морям].

Мезолит отмечен прогрессом в развитии общественных факторов: формировании общих норм и правил поведения, запретов и предписаний, которые закреплялись идеологически и становились частью традиций, религии и табу. Распространяются формы насилия, связанные не с проблемой выживания, а с нарушением общественных норм, когда нарушители подвергались различным формам принуждения, а иногда и физической расправе.

Накапливаются новые знания об окружающем мире, развиваются и совершенствуются умения, помогающие выжить; образование первых, так называемых, "жилых холмов" (площадью, приблизительно, 2-4 гектар, иногда около 10 га) относится именно к периоду мезолита. Так, людям необходимо было знать особенности кормовой территории, повадки животных, свойства растений и природных минералов. Появился первый опыт лечения травм, полученных во время охоты, вывихов, нарывов, укусов змей и т.д. Проводились первые хирургические операции: удаление зубов, ампутация конечностей, трепанация черепа [каменными ножами?].

Развивается искусство. Найдены многочисленные рисунки людей, животных, растений; скульптура представлена прежде всего женскими фигурками (так называемые палеолитические Венеры). Возникает музыка и танцы, использовавшиеся во время празднеств и ритуалов. Углубляются языческие религиозные представления. Появляются зачатки пиктографии - первого рисуночного письма.

В  лесных районах мира появились первые признаки обезлесения [лес, видимо, использовался для строительства домов, мостов, судов], которое становится массовым в период неолита, когда потребовались большие пространства для земледелия. [Может быть, так возникла и Великая Степь?]

(Википедия)

Археологические культуры европейского мезолита

Мезолитические культуры Западной Европы:

Мезолитические культуры Центральной Европы:

Мезолитические культуры Восточной Европы:

Рессетинская культура (15000—7500 гг. до н.э.)

Рессетинская культура (15000 – 10000 – 7500 гг. до н.э.) - археологическая культура свидерского типа. Она представлена рядом памятников в верховьях р. Ока, например, селище Колтово 7 (под Каширой, Московская область). Рессетинская культура наследует верхнепалеолитические традиции памятников типа Гагарино (22– 21 тыс. до н.э.) – Хотылево II (23 - 20 тыс. до н.э.) – Мёзин (15 – 8 тыс. до н.э. Черниговская область Украины), близких Костёнкам, и техникой обработки кремня показывает дальнейшее развитие традиции костёнковской культуры, а также относящейся к костёнковско-авдеевской общности Зарайской стоянки (Восточный Граветт. 21 – 20 тыс. лет до н.э.).

Ее памятники зафиксированы в бассейнах верхней и средней Оки (Рессета 2,3, Таруса 1, Борки, Лужки Е), Клязьмы (Альба 1,3), верхней Волги (Суконцево 8-11, Култино 3, Усть-Тудовка 4, нижний слой, Замостье 5, горизонт IX). Топографически все они приурочены к зандровым равнинам платформенных поднятий. Культурные слои стратиграфически залегают во флювиогляциальных или рыхлых террасовых отложениях.

Кремневая индустрия характеризуется разнообразной техникой расщепления, заготовки различны, но преобладают пластины. Орудия представлены резцами, в основном без подработанной площадки, концевыми и многолезвийными скребками. Многочисленны скобели, косые острия и изделия с поперечно срезанным концом, микролиты с затупленным краем и наконечники стрел на микропластинках.

В комплексе с памятниками типа Смячка 14, ярко окрашенных свидерскими (Белоруссия, Польша, Литва. 9.000 – 8.000 гг. до н. э. урало-алтайцы.) и аренсбургскими элементами. Памятники Р. к. сыграли значительную роль в сложении Волго-окского мезолита, послужив основанием для возникновения мезолитической бутовской и близких культур.

Материалы рессетинской культуры из нижнего слоя стоянки Култино 3 весьма немногочисленны. Хорошо представлена техника продольного разрезания трубчатых костей копытных и вырезания из них пластин. Обивка кости не зафиксирована. Рог расчленялся сломом по надрубу. Примитивные короткие массивные игловидные наконечники продольно выстругивались из пластин, других типов наконечников и технологии их изготовления пока не известно.

Вкладышевая техника совершенно не развита. Зато найдено зубчатое острие с поперечно выпиленными частыми клювовидными зубцами. Из лопаток лося и осколков трубчатых костей приострением края продольным строганием делались ножи, из грифельных костей – шилья. Желобчатые долота изготавливались из продольно разрезанных трубчатых костей, лезвие оббивалось и затачивалось строганием с вогнутой стороны вдоль лезвия. Цельные рыболовные крючки делались из тонких пластин кости при помощи сверления и вырезания. Найдены резец бобра с продольно приостренным боковым краем, кирка из рога лося и подвеска из резца лося с нарезкой на конце корня. Отсутствие более ранних и поздних памятников этой культуры с изделиями из кости не дает пока возможности проследить развитие ее костяной индустрии.

В первой половине бореального периода отмечаются контакты населения рессетинской культуры с бутовской культурой (7.500 – 5.500 гг. до н.э. Финно-угры.), в результате которых на некоторых бутовских стоянках появляются рессетинские колющие наконечники стрел с боковой выемкой. Формирование бутовской культуры происходило никак не на территории Волго-Окского бассейна, о чем свидетельствует отсутствие здесь свидерских памятников.

Гамбургская культура (13000 – 9850 гг. до н. э.)

Из западно-европейских финальнопалеолитических культур, таких, как Свидер, Лингби, Федермессер, Аренсбург, Гамбург, только гамбургская культура (13000 – 9850 гг. до н. э. Северная Германия), относимая к аллереду, проявляет черты известного сходства с рессетинской.

Свидерская культура (10000—8000 гг. до н.э.)

Мезолитическая Свидерская культура

Свидерская культура - мезолитическая культура Юго-Восточной Прибалтики (регионов будущих античных венедов-праславян) 12-10 тыс. лет назад, отчасти имевшая корни в позднем палеолите Русской равнины (формы жилищ, характерные наконечники из камня, одомашнивание волка и т.п.).

Выделили культуру в 1920-е годы польские археологи С. Круковский, Л. Козловский и Л. Савицкий, но термин ввел в науку англичанин Грэйем Кларк в 1936 г. Названа по стоянке Свидры-Вельке (польск. Świdry Wielkie) близ Варшавы.

Свидерская культура (польск. kultura świderska, англ. Sviderian culture)— археологическая культура рубежа палеолита и мезолита (IX – VIII тыс. до н.э.). Ее относят то к финальному палеолиту, то к раннему мезолиту Восточной Европы. Ареал свидерской культуры охватывает земли Польши, Литвы и Белоруссии – правобережье Одера, а также бассейны Вислы, Немана и Зап. Двины, притока Днепра – Припяти.

Её проявления фиксируются также на сопредельных территориях России (Псковщина) и Украины (Волынь, правобережье Среднего Поднепровья и др.) вплоть до Крыма. Однако на этих периферийных для нее землях культура не представлена в полном виде, и по-видимому там остались следы лишь эпизодических вылазок. Источник - http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?page_id=9231

В геологической периодике свидерская культура относится к последнему похолоданию Дриасу III — последнего плейстоценового оледенения – вюрмского (висленского). Абсолютная датировка начала свидерской культуры определяется началом Дриаса III — по разным определениям 11 000/9 200/8 900 г. до н.э. (12 900/11 100/10 730 г. до настоящего времени) и переходом от плейстоцена к голоцену, который по ленточным глинам фиксируется ок. 7 900 до н. э.

Исчезновение свидерской культуры связано с климатическими изменениями начала голоцена. На основе свидерской культуры сформировалась бутовская и кундская культуры. Формирование бутовской культуры происходило никак не на территории Волго-Окского бассейна, о чем свидетельствует отсутствие здесь свидерских памятников.

Этногенез свидерцев

По происхождению свидерская культура связана с более западной культурой Броме — Лингби. Связь установлена по типам наконечников стрел. От кремневых наконечников культуры Лингби выводят наконечники стрел двух других родственных культур - аренсбургской и свидерской.

В связи с климатическими изменениями начала голоцена ушла далеко на северо-восток тундра и исчезла холодная степь, а с нею исчезли (ушли на север) и стада оленей — не стало условий для существования свидерской культуры. На территории и на основе свидерской культуры сформировались в Польше коморницкая кульутра, восточнее — неманская и бутовская культуры, сожская (днепро-деснинская), а также культура кунда. С поисками новой ниши для существования связывают появление свидерских стоянок в Крыму, Румынии и Словакии.

У носителей свидерской культуры, предположительно, доминирует Y-хромосомная гаплогруппа I, которая, кроме германоязычных стран, концентрируется в зонах древнего проживания некоторых палеоевропейцев - пеласгов, этрусков и "народов моря" (Северо-Западные Балканы, Средняя Италия, Сардиния, Баскония).

Что касается языка, то предполагают, что они принадлежали к догерманскому субстрату Северной Европы. Н. А. Николаева и В.А. Сафронов предположили, что свидерцы разговаривали на индоевропейском языке ранней стадии – бореальном (реконструкция Н. Д. Андреева) [более корректно, бореальный - это доиндоевропейский индо-урало-алтайский праязык, а раннеиндоевропейский - это доиндохеттский, а, может быть, индо-тирренский], но их мало кто поддержал. Не поддержали их и в реконструкции следствий — они рисовали миграцию свидерцев на Ближний Восток (как миграцию протоиндоевропейцев) и преемственную связь с ними тахунийской культуры Палестины (VIII—V тыс. до н.), поскольку есть некоторые сходства (иволистные наконечники и др.).

Потомки свидерцев

Развитие археологических культур свидерского круга:

                                     Культура Броме — Лингби [Германия]
                                           /                     \
МЕЗОЛИТ:                                  /                       \
         Свидерская культура (10—8 тыс. до н.э., Польша)           сестринская Аренсбургская культура
          /               \                           \
         /                 ? (или от Рессетинской?)    ? (или от Мадленской?)
        /                   \                           \
Коморницкая       Бутовская [8-6 тыс. до н.э.]  Кундская [8-5 тыс. до н.э.], Неманская, Сожская (Днепро-деснинская)
                             |?                /              |
                 Нарвская [7-5 тыс. л. до н.э.]   Верхнево́лжская [6-4 тыс. до н.э.]
                                                              |
НЕОЛИТ:                                                       |
                                                  Льяловская [4 тыс. до н.э.]                                              
                                                              |
                                                 Волосовская [4-2 тыс. до н.э.]

В период мезолита (около 9000-4500 гг. до н. э.) на территории Латвии существовали две культуры — культура Кунда (продолжение Мадленской [или Свидерской?]) и культура Неманская. С VII тысячелетия до н. э. в Восточной Европе начинается переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Встречаются орнаментированные геометрическими узорами наконечники стрел и гарпунов. Зооморфные (северный олень, змея) и антропоморфные изображения встречаются только в культуре Кунда. Появляются такие орнаментальные знаки как круг, знак «растущего дерева» (вариант «елочки») и ромб.

Кундская культура (8000—5000 гг. до н.э.)

Кундская культура — мезолитическая культура (8000—5000 гг. до н.э.), распространенная на территории восточной Прибалтики от Польши до Ленинградской области и южной Финляндии. Высказываются предположения, что носители данной культуры имели гаплогруппу N1c.

Нарвская культура (7000-5000 лет до н.э.)

Нарвская культура - развитая культура мезолита и неолита Восточной Прибалтики от Ладожского озера до Белоруссии 9 - 7 тысяч лет назад. Жители Прибалтики эпохи неолита были представителями так называемой нарвской культурой. Эта культура названа по имени находящегося в Эстонии поселения (современного города) Нарва. Она охватывала огромные пространства от современной Ленинградской области до Калининградской области и северо-востока Польши.

Нарвская культура непосредственно связана с более ранней кундской культурой эпохи мезолита. Некоторые исследователи полагают, что именно люди нарвской культуры составили основу балтского этноса, а вклад пришельцев-«шнуровиков» (особенно в этногенез восточных балтов) был незначителен.

Неманская культура (8000 – 4000 до н. э.)

Неманская культура 8000 – 4000 гг. до н. э. (Литва, Северо-западная часть Белоруссии). На левобережье Припяти, в Белорусском Полесье, известны постсвидерские памятники, как и в юго-восточной Белоруссии. Изделия из кости и рога на этих памятниках не сохранились, с территории Белоруссии известны только случайные находки костяных изделий мезолитического облика. Раскопанные мезолитические памятники неманской культуры расположены на песчаных грунтах, поэтому изделия из кости и рога там не сохранились. Вместе с тем, на территории ее распространения известны случайные находки мезолитических костяных и роговых орудий, которые, вероятно, к ней относятся.

Эта культура существовала на протяжении всей эпохи мезолита, на основе ее позднего этапа складывается неолитическая неманская культура.

Маглемозе культура (VII — V тыс. до н. э.)

Маглемозианское искусство характеризуют те же самые геометрические образцы, которые характеризуют берберское искусство Северной Африки, а реалистические изображения животных фактически идентичны иберийскому искусству и происходят, по Дж. Кларку, в конечном счете с севера Африки. В качестве амулетов у маглемозианцев использовался обработанный янтарь.

По мнению ряда исследователей, культура маглемозе и родственная ей тарденуазская культура являются результатом переселения берберских племен капсийской культуры с севера Африки в Европу в VIII—VI тыс. до н. э. Культура маглемозе входила в нордический круг мезолитических культур, включавший также стар-карр, дуфензее, коморницкую и ряд других культур.

Маглемозская культура пришла даже на Британские острова, но там уже с X тысячелетия жили носители первой кроманьонской волны на эти острова.

Бутовская культура (7500 - 5500 гг. до н.э.)

Бутовская культура (7500 - 5500 гг. до н.э.) — мезолитическая культура Волго-Окского междуречья VIII—VI тыс. до н. э. Сформировалась на основе рессетинской культуры (по другим данным, на основе свидерской культуры). Племена бутовской культуры вели бродячий образ жизни, занимаясь охотой с помощью лука и стрел, которые были заимствованы в результате соприкосновения с кундской культурой. Эволюционировала в Верхневолжскую неолитическую культуру V тыс. до н. э.

Наличие большинства признаков, составляющих классический бутовский ансамбль, в материальной культуре аборигенного населения Волго-Окского междуречья позволяет говорить о том, что позднее свидерское население (типа Смячка XIV, Тихонове 1), попав на территорию Волго-Окского бассейна, встретилось и, вероятно, вступило в контакт с носителями местной рессетинской культуры, существовавшей здесь в конце палеолита - начале мезолита, откуда новая культура и получила основную массу своих признаков. Только этим и можно объяснить наблюдаемое между бутовской и рессетинской культурами сходство в технике первичной и вторичной обработок и близость в типологии.

Верхнево́лжская культура (5200 - 3500 гг. до н.э.)

Верхнево́лжская культу́ра (5200 - 3500 гг. до н.э.) — субнеолитическая археологическая культура на Верхней и Средней Волге VI—III тыс. до н. э. Описана в 1972 году. Сформировалась на основе бутовской культуры мезолита. Основное занятие - охота и гарпунное рыболовство. Жилища по типу шалашей. Встречается керамика на основе глины с примесью помёта водоплавающих птиц. Культура, получившая название верхневолжской, была открыта в 1972 г. Верхневолжской экспедицией Института археологии АН СССР под руководством Д.А. Крайнова при раскопках стоянки Ивановское III в Волго-Окском междуречье. Дальнейшее исследование стоянок в этом регионе выявило, что всюду верхневолжский слой располагается над мезолитическим слоем бутовской культуры, датируемой VIII-VI тыс. до н.э. Распространена на территории Тверской, Ярославской, Ивановской, Московской, Владимирской и ряда других областей. Подразделяется на несколько локальных вариантов.

Основное занятие охота и гарпунное рыболовство. В культуре характерен каменный инвентарь мезолитического облика: конические нуклеусы, наконечники стрел с частичной обработкой, концевые скребки, ножи, угловые резцы на пластинах, вкладыши из сечений пластин, рубящие орудия с частичной подшлифовкой. Жилища по типу шалашей. Поселения верхневолжской культуры располагаются на высоких берегах рек и озер, на озерных островах, дюнных холмах. Племена Верхневолжской культуры обитали в зоне широколиственных лесов, занимались охотой, рыболовством, собирательством. Верования - культ небесного оленя-лося.

Они хорошо знакомы с гончарным производством, изготавливали керамику из глины с примесью крупного шамота и помета водоплавающих птиц. Орнамент занимал часть или всю поверхность сосуда. Элементы: к массовым относятся гребенчатый, пунктирный, ямочный и накольчатый. Примерно на 1/3 сосудов отмечены неорнаментированные участки поверхности. В большинстве случаев элементы орнамента были организованы в простые горизонтальные и однорядные мотивы. Реже такие мотивы состоят из накольчатых или пунктирных узоров, иногда встречаются сложные мотивы из узоров орнамента. Верхний край внешней поверхности чаще всего украшался мотивами из гребенчатых или накольчатых отпечатков, а на внутренней поверхности и торце венчика орнамент наносился очень редко. На сосудах преобладали простые образы, состоящие из накольчатого или гребенчатого мотивов и неорнаментированной зоны, из ямочного и гребенчатого или из двух разных гребенчатых мотивов, а также симметричные образы из гребенчатого или накольчатого мотивов, ограниченных зонами без орнамента, или образы из двух гребенчатых мотивов и ямочного мотива между ними. Композиции чаще всего начинались с зоны без орнамента или гребенчатого мотива по краю венчика. Потом обычно следовали гребенчатый или ямочный мотивы, а затем опять гребенчатый мотив или зона без орнамента и т.д. Чередование в композиции разных мотивов и неорнаментированных зон придавало композиции некоторую ритмичность. В развитии верхневолжской культуры выделено три основных периода.

Ямочный орнамент наиболее широко использовался в Московско-Клязьминском междуречье, Центральном и Западном районах; гребенчатый доминировал в Западном районе и несколько меньше применялся в Московско-Клязьминском междуречье, Восточном районе и на Средней Оке; гладкий орнамент чаще использовался в Московско-Клязьминском междуречье; накольчатый был распространен на Средней Оке, в Московско-Клязьминском междуречье и Центральном районе, а пунктирный широко применяли гончары Нижней Оки и Восточного района. Сосуды с частично орнаментированной поверхностью были распространены на Нижней Оке и в меньшей степени на Средней Оке, а также в Восточном и Центральном районах. Орнаментальные образы широко использовались во всех районах, кроме бассейна Нижней Оки. Ранние верхневолжские памятники сосредоточены в восточной части исследуемой территории, а более поздние - в центральной и западной ее части. В I период наиболее широко была распространена керамика с частично декорированной поверхностью и примерно одинаково использовались накольчатый, гребенчатый и пунктирный элементы орнамента. Во II период наибольшее распространение получает пунктирный орнамент, доля керамики с участками без орнамента снижается, а доля пунктирного и гребенчатого элементов почти не меняется. В III период доминирующими становятся ямочный и гребенчатый элементы орнамента, а другие используются значительно реже.

Верхневолжская сменилась неолетической Льяловской культурой.

Льяловская культура (IV тысячелетие до н.э.)

Льяловская культура - неолитическая восточноевропейская археологическая культура 4 тыс. до н. э., локальный вариант культуры ямочно-гребенчатой керамики (4200 - 2000 до н. э. протофинны, лапоноиды, уральцы). Названа по имени поселения в верховьях Клязьмы (Московская область) около села Льялово. Льяловская культура сменяет собой верхневолжскую культуру. Согласно точке зрения Д. А. Крайнова, предки носителей культуры пришли с севера. По мнению В. В. Сидорова и В. В. Ставицкого, данная культура имеет автохтонное происхождение, связанное с трансформацией древностей местных племен верхневолжской культуры.

Льяловскую культуру сменяет Волосовская культура.

Волосовская культура (IV-II тысячелетие до н.э.)

Волосовская культура (3500 - 2200 - 1500 гг. до н.э.) названа так по находкам близ села Волосово Муромского района Владимирской области. Была распространена в бассейне реки Ока, ниже нынешнего г. Рязань и в низовьях реки Клязьма. По мнению В.В. Сидорова и А. В. Энговатовой, сложение Волосовской культуры произошло на территории валдайской возвышенности.

Прекращение существования Белёвской культуры (4 - 2 тыс. до н.э. была распространена по верхнему течению р. Оки - район Белев - Серпухов) связано с расселением в её ареале племён волосовской культуры, пришедших из Прикамья. Волосовская керамика встречается на многих памятниках Белёвской культуры.

Археологи выделяют на Оке культуры, называемые условно клязьминской, белёвской, рязанской, волосовской и балахнинской. Каждая из этих культур имеет свои отличительные особенности, главным образом в мелких, но специфических для каждой племенной группы или для каждого племени деталях орнаментики глиняных сосудов. Каждая из культур проходила свой определённый путь развития. Но у них было и много общего в хозяйстве и образе жизни, в материальной культуре, обычаях и верованиях, а также, должно быть, и в языке. Ряд исследователей полагает, что языки этих племён принадлежали к финно-угорской семье.

Исследователи отмечают локальные особенности в материальной культуре волосовцев. П. Н. Третьяков (1966 г.) собственно волосовскими считал только Волго-Окские памятники. В северо-западных районах Европейской России, как и районах Прибалтики, можно, очевидно, говорить о смешении волосовских и гарино-борских традиций. Развитие Волосовской культуры начинается в позднем неолите, по данным энциклопедии Брея в результате взаимодействия верхневолжской культуры с культурой ямочно-гребенчатой керамики. Большинство современных специалистов по волосовской культуре отмечают ее связь с Восточной Прибалтикой.

Антропологический тип волосовцев - европеоидный с монголоидной примесью. У волосовцев присутствует характерная долихоцефалия (долихокрания, длинноголовость) и лептопросопия, а также имеется большая высота при все еще архаичных надбровных дугах, тяжелая челюсть и развитые бизигоматы. Характерный и современным русским чуть волнистый, но прямой тонкий нос, сравнительно небольшой рот и тонкие губы. Предполагается, что волосовцы говорили на языке финно-угорской группы, но антропологически и этногенетически в полиэтносе волосовцев просматриваются элементы праславян и балтов. В волосовской культуре проявляются многие общие финно-угорские черты. Тем не менее в недрах волосовских племен можно видеть прототипы ряда элементов материальной и духовной культуры более поздних финноязычных племен.

Для волосовцев характерны столбовые деревянные жилища полуземляночного и наземного типов, площадью от 20 до 100 м кв. с узкими переходами и выходами. Жилища составляют целые поселки, вытянутые вдоль берегов рек компактной группой.

Керамика с примесью толченых раковин или органических остатков, полуяйцевидной и котловидной форм с округлым дном, утолщенным венчиком, а позднее - Г или Т-образным венчиком. Орнамент зубчатый, ямчатый, шнуровой, линейный. Узоры разнообразны - сетка, горизонтальная елочка, «шагающая гребенка», ромбы, зигзаги, треугольники и др.

Мезолитические культуры Западной Азии

Хронология указана в годах до нашей эры.

Мезолит Сирии и Палестины

Израильские археологи обнаружили в ранненеолитическом поселении Гилгал в долине реки Иордан многочисленные хорошо сохранившиеся остатки плодов инжира возрастом 11200–11400 лет. Судя по отсутствию семян, эти плоды были произведены разновидностью фигового дерева, которая не может размножаться без помощи человека. Значит, фиговое дерево - первое одомашненное растение т.к. его доместикация произошла на 1000 лет раньше, чем злаков и бобовых.

Мушабийская культура

Мушабийская, или мушабская культура — археологическая культура эпохи раннего мезолита. Предполагается, что она возникла в долине Нила, после чего мигрировала на территорию древнего Леванта, т.к. каменная индустрия в обоих регионах сходная, но нильские находки — более древние.

Натуфийская культура (10-7 т. до н.э.)
Распространение натуфийской культуры в Леванте

Натуфийская культура существовала на территории Леванта около 12500-9500 лет до н. э. [?], предположительно развившись на основе гибрида 1) местной, но более ранней (верхнепалеолитической) кебарской культуры [по языку протоностратической?] 2) и мигрировавшей из Северной Африки мушабийской культуры [пранило-сахарцы?]. [Видимо, смешавшись с нило-сахарцами, протоностратиты сформировали праафразийскую общность, но часть ушла на восток и северо-восток, сформировав ностратическую (по Старостину - евразийскую) праобщность.]

Среди основных занятий натуфийцев были охота, рыболовство и сбор зерна дикорастущих злаков, для чего они делали специальные жатвенные ножи и строили зернохранилища.

Натуфийцы были предшественниками первых земледельческих культур региона. Некоторые исследователи полагают, что переход от собирательства к возделыванию злаков первыми в мире совершили сами натуфийцы. Они наряду с носителями соседней позднепалеолитической зарзийской культуры (20 — 10 [или 16 - 6?] тыс. лет до н.э., Курдистан) [пранахо-дагестанцы?] были одними из первых людей, которые одомашнили собак: в их погребениях, датируемых примерно 10 000 годом до н. э., обнаружены скелеты щенков и взрослых собак, похороненных рядом с человеком. [Сначала, чтоб помогали охотиться и отпугивали хищников, потом их ели, потом ради еды стали домашнить других зверей?]

У натуфийских охотников-собирателей из пещеры Ракефет (Raqefet) на склоне горы Кармель обнаружены Y-хромосомные гаплогруппы E1b1 ["хамитская"] и CT [древнейшие мигранты из Африки в Аравию].

Предполагается, что от натуфийской культуры берёт своё начало древнеегипетская харифийская культура [натуфийцы - египто-семиты или праафразийцы?]. Конец натуфийской культуре положила тахунийская культура [пришедшая с севера из-за похолодания в конце бореала 6300 лет до н.э.?]. [И тогда натуфийцы-протоевреи уплыли и распространились по средиземноморскому побережью, распространив традицию мегалитостроения?]

Миграция земледельцев с Ближнего Востока в Европу, как считается, в значительной мере повлияла на генетический профиль современных европейцев. Натуфийская культура, существовавшая около 12000 назад в Леванте, представляла для археологов особый интерес, так как именно потомки данной культуры, по представлениям современных археологов, были источником европейского и североафриканского неолита [афразийцы? - значит, палеоевропейские языки - афразийские?].

Средиземное море и Сахара представляли собой существенные барьеры для генетического обмена между Субсахарской Африкой и Европой. Несмотря на это, Европа периодически открывалась для африканского населения благодаря колебаниям климата и размера пустыни Сахара. В районе Гибралтарского пролива расстояние между Африкой и Европой в то время составляло всего 15 км. В районе Суэца Евразия соединяется с Африкой большим перешейком. Долина Нила, проходящая вдоль Северо-Восточной Африки к Средиземному морю, служила двунаправленным коридором через Сахару, который часто соединял людей из Субсахарской Африки с населением Евразии.

Сами натуфицы могли быть носителями праафразийского языка.

Мезолит Междуречья (11-8 тыс. лет до н. э.)

Мезолит начался в Междуречье вместе с окончанием последнего ледникового периода и началом геологического голоцена, причиной чего предполагают падение кометы. 13 тысяч лет назад в районе Гудзонова залива, о чём повествуют многие североиндейские легенды. [На самом деле везде начался мезолит в это время, а на Ближнем Востоке сразу произошла неолитическая революция.]

Эпоха мезолита Междуречья (XI - VIII тысячелетия до н.э.) изучена по раскопкам поселений Зави-Чеми-Шанидар (ячмень, пшеница, переход от охоты на диких коз к разведению овцы), Млефаат и Карим-Шахир в северном Ираке.

Мезолитические культуры Центральной Азии (~12-6 т. до н.э.)

Хронология указана в годах до нашей эры.

В Монголии археологи нашли самые древние на территории Азии каменные курганы неолита. Археологи Алтайского государственного университета (АлтГУ) совместно с монгольскими коллегами из Улан-Батора обнаружили в районе строительства будущей ГЭС на реке Эгийн-Гол в Монголии самые древние из известных в Азии каменные курганы периода неолита (VIII-III тыс. лет до н. э.), изучение которых позволит больше узнать о происхождении народов древности, путях их миграции и связи коренного населения различных территорий.

Завкафедрой археологии, этнографии и музеологии АлтГУ Алексей Тишкин: "В Северной Монголии впервые были обнаружены курганы периода неолита, датируемые VII тысячелетием до н. э., с хорошо выраженными каменными конструкциями. Раньше были известны неолитические погребения в разных местах Евразии, но они, как правило, были грунтовыми, то есть без явных надмогильных сооружений. Получается, что это вообще самые древнейшие каменные курганы. Неолитические могильники исследованы на ближайшей территории, в Забайкалье, но они датируются немного более поздним временем и на современной поверхности фиксируются лишь отдельные камни, без курганных конструкций". Исследования монгольских неолитических материалов продолжаются и лишь через определенное время можно будет говорить о том, что из себя представляли люди, оставившие после себя такие курганы.

По словам археолога, неолитические захоронения обнаружить довольно сложно - за 9 тыс. лет ландшафт сильно поменялся. В долине Эгийн-Гола они были найдены во время сплошного исследования предполагаемой зоны затопления после постройки ГЭС. Обнаруженные находки позволят больше узнать о миграции народов на территории Евразии и истории автохтонных (местных) народов Алтая, пришедших много веков назад с территории Монголии. "Этот материал совершенно уникальный и может быть использован для решения проблем происхождения некоторых народов. В этом году, например, в рамках сотрудничества АлтГУ со Стокгольмским университетом (Швеция), вышла статья с большим авторским коллективом, в которой представлены результаты палеогенетического анализа населения периода неолита Восточной Сибири. Одним из выводов стало то, что древнейшие люди Забайкалья генетически связаны с современными тубаларами, которые живут в Горном Алтае в районе Телецкого озера, что свидетельствует о имевшей место миграции в древности с востока на запад", - пояснил эксперт. (Текст: Корр. ТАСС Ксения Шубина. https://tass.ru/ )

Романовско-ильмурзинская культура (10-6 т. до н.э.)

Романовско-ильмурзинская культура – мезолитическая культура Предуралья. Названа по первым исследованным памятникам мезолита – Романовки 2 (под Уфой) и Ильмурзино (под Кушнаренково) в Башкирии. Типичны наконечники стрел (редко) и пластинчатые изделия. На позднем (муллинском этапе) встречаются единичные микролиты.

  1. ИЛЬМУРЗИНСКИЙ этап – начальный этап романовско-ильмурзинской культуры. Южное Предуралье. Переход от палеолита к мезолиту. Пластинчатые орудия.
  2. СЮНЬСКИЙ этап – этап мезолита. Второй этап романовско-ильмурзинской культуры. Впервые появляются костяные орудия типа гарпунов и вкладышевых острий. Первые наконечники стрел на пластинках. Отсутствуют микролиты геометрических форм.
  3. [А какой 3-й этап?]
  4. ДАВЛЕКАНОВСКИЙ этап мезолита Предуралья относится к 4-ому этапу романовско-ильмурзинской культуры (скульптура медведя из кости медведя [типа, чтобы душа в ней жила и не обижалась]).

Янгельская стоянка и культура (8-4 т. до н.э.)

Янгелька – мезолитическая стоянка и культура на Южном Урале. Расположена на 20-тиметровой скале на берегу озера Чеваркуль, в которое впадает река Янгелька. На поселениях каменного века на этом озере люди жили около 6-10 тыс. лет назад. На стоянке Янгелька были обнаружены остатки большого длинного дома с очагами и глубокой ямой – хранилищем. Длина жилища - 16 м, ширина 6-7 м. По краям жилища лежали крупные камни.

В остатках жилища было найдено более 7 тысяч острых ножевидных пластинок, сотни нуклеусов, масса отщепов, сверел, резцов, скребков, скобелей и других орудий из разноцветной яшмы. Здесь впервые были найдены геометрические микролиты (трапециевидные острые низкие треугольники, ромбы) южно-каспийского типа. Они использовались как наконечники стрел, вкладышами в лезвие кинжала, в качестве рыболовного крючка, зуба гарпуна или остроги. Найден жатвенный нож с микролитами, оправа его истлела, но микролиты сохранили форму ножа.

По мнению В. С. Мосина, наличие схожих элементов в памятниках Зауралья, Притоболья и янгельской культуры позволяет объединить их в зауральскую мезолитическую общность. Предполагается, что часть населения Южного Прикаспия, который входил в ареал верхнепалеолитической зарзийской культуры, по восточному берегу Каспийского моря мигрировала в Южное Зауралье, где и сложилась янгельская культура с похожими асимметричными формами геометрических микролитов. Если зарзийская культура является основой неафразийской ветви ностратической праязыковой общности, то янгельцы, возможно, носители уральского или урало-сибирского праязыка.

Мезолитические культуры Южной Азии

Хронология указана в годах до нашей эры.

Мезолитические культуры Восточной Азии (~12-4 т. до н.э.)

Хронология указана в годах до нашей эры.

Протонеолит (поздний мезолит)

Раньше протонеолитом называли переходный период от палеолита к неолиту, т.е. сам мезолит. [Теперь - промежуточную фазу между евразийскими мезолитом и неолитом, т.е. субнеолит?]


На главную

Археология : Палеолит | Мезолит | Мегалиты | Доместикация | Предыстория Америки | Предыстория Евразии | Древнейшая история Африки | Доисторическая Океания | Первобытная Австралия | История России
Сведения археологу | Специальная археология | Авторские статьи (в т.ч. о Пенайских банках)
Библиотеки и музеи | Антропология | Языки | Письменности | Страны | Карты
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика