|
|
|
![]() Западносеми́тское письмо́ — квазиалфавитное письмо, состоящее только из знаков, выражающих «согласный + произвольный или нулевой гласный», с направлением написания справа налево; изобретено, по-видимому, в 1‑й половине — середине 2‑го тыс. до н. э. в восточном Средиземноморье и применялось первоначально для западных семитских языков. Западно-семитское письмо — предок многих алфавитов мира. Предполагаемый общий прототип пока не обнаружен (возможно, на него повлияло также протобиблское письмо); древнейшие известные варианты западносемитского письма относятся к 4 типам, различающимся по внешней форме знаков и характеру начертания, но совпадающим по внутренней структуре: синайско-палестинское, аравийское, угаритское, ханаанейское, или финикийское письмо. Для реконструкции западносемитского квазиалфавита существенны заимствования его народами Малой Азии и Греции. Что интересно, последняя буква протосинайского письма TAW, обозначающая звук T и ранее имевшая форму креста, осталась практически неизменной в финикийском и южноарабском алфавите, а также похожа на угаритские буквы TO и TET. Эта буква также перешла в ливийские (буква YAT) и иберийские (силлабограмма TA / DA) алфавиты. К концу 2‑го — началу 1‑го тыс. до н. э. создались три родственные системы линейного письма из 22—28 знаков; каждый из них обозначал «согласный + произвольный или нулевой гласный». Такое письмо называется квазиалфавитным или консонантным и является разновидностью слогового письма. Оно не обязательно передавало один к одному даже и систему согласных фонем; так, финикийско-ханаанейское письмо имело по одному знаку для двух фонем /š/ и /ś/, /ḥ/ и /ḫ/, /ʕ/ и /γ/; возможно, подобное явление надо предположить и в некоторых других случаях [а, может быть, в этих парах какой-то фонемы уже не было в речи?]. Значительным усовершенствованием было введение так называемых матрес лекционис ("матерей чтения") — написания согласных ʼ, h, w, j для обозначения долгих согласных /ā/, /ū/, /ō/, /ī/, /ē/, но этот приём, хотя и вполне обычный к 9—8 вв. до н. э., оставался факультативным; лишь в греческом письме (возникшем из финикийского) были введены обязательные знаки для всех гласных. |
Разберёмся, кто же предок всех семитских вообще и западно-семитских в частности алфавитов - финикийский, древнеханаанский, протосинайский или еще более древняя прото-алфавитная система. Про финикийский алфавит знают почти все, а о древнеханаанском и протосинайском - единицы. Разница между протосинайской письменностью и древнеханаанейским письмом - в географической и временной локализации (из Лингвофорума - http://lingvoforum.net/index.php/topic,70420.0.html):
Разделы о западно-семитских консонантных праалфавитах, их возникновении, развитии и дочерних семитских алфавитах:
Разделы данной страницы о древнесемитских протоалфавитных письменностях, сведениях и идеях по их дешифровке:
Вопрос о происхождении западносемитского письма упирается в две проблемы: 1) возникновение формы знаков, 2) возникновение внутренней структуры системы письма. [Я тут ставлю и третью двуединую задачу, пока для полноты картины - возникновение названий букв и их порядка в алфавите.]
Согласно другой гипотезе, распространённой в середине 20 в. и имеющей сторонников в 80‑е гг. (А. Г. Лундин), формы знаков подбирались к звучаниям по «акрофоническому принципу», то есть в соответствии со значениями традиционных названий букв. Но эту гипотезу также нельзя признать убедительной поскольку:
Таким образом, акрофоническая теория не даёт ничего для объяснения возникновения внешней формы знаков западносемитского письма.
Скорее всего, они были просто придуманы, возможно, с использованием уже знакомых финикийцам форм
библской псевдоиероглифической системы
(может быть, путём отбора знаков типа «согласный + a» — таким, по И. Дж. Гелбу, было «основное значение» каждого знака).
Кстати, если перевести названия букв в ту фонетическую форму, которую они регулярно должны были иметь во 2‑м тыс. до н. э.,
то во всех случаях после первого согласного, дающего название букве, имеется гласный a:
Гораздо более важная проблема — происхождение внутренней формы западносемитского письма. К середине 2-го тыс. до н. э. на Ближнем Востоке существовало 3 типа словесно-слоговых и слоговых письменностей:
Если библское псевдоиероглифическое письмо относилось к типу 2 (Гелб), то западносемитское письмо относилось к типу 3, поэтому очевидно, что идея его внутренней структуры (но не формы его знаков) заимствована из египетского письма.
Я называю семитские (пра)алфавиты (пра)азбуками не только для разнообразия и избежания перенасфщенности контента ключевыми словами, что нужно для поисковой оптимизации веб-страниц (SEO), но и потому что названия букв в этих письменностях такие же осмысленные, как и в нашей кириллическо-глаголической азбуке, причём, порядок их букв также может нести смысл или, хотя бы, быть удобен для запоминания.
Вспомним, что в старославянской азбуке последовательное произнесение названий букв складывается в осмысленные фразы: Аз буки веди. [Я буквы знаю. Или: Азбуку знай!] Глаголь добро есть. [Слово - это добро. Или: Говори доброе!] Живете зело! [Живите обильно/благополучно!] Земля иже и дервь. [Земля, а так же леса (на ней).] Како люди мыслете! [Думайте (и решайте всё) по-человечески!] Наш он покой. [Это наш покой (т.е., так будет спокойно на душе).] Рци слово твердо. [Держи своё слово!]
Возможно, если произносить друг за другом названия букв семитских алфавитов (особенно, более древних - с большим набором букв), то получим ряд фраз (как в церковно-славянской азбуке), или, хотя бы, некоторые осмысленные образы. Так же не исключено, что если последовательно складывать буквы в порядке алфавита (или даже наоборот), то получим осмысленный текст, а, может быть, даже ряд фраз.
Ниже рассмотрим 2 порядка букв семитских алфавитов - южно-арабский ("йеменский") и сирийский (ханаанский, в т.ч. финикийский, еврейский, и у производных европейских). Причём, в надписях-букварях с угаритским алфавитом встречаются оба порядка (в основном, первый [??], а второй - пока один раз).
По описанным выше 2 методам (произношение названий букв или складывание букв в слова) попробуем найти в них смысл как для финикийского алфавита из 22 букв, так и некого "прафиникийского" из около 30 букв.
Сначала это у меня не получалось, потом, ура, получились очень осмысленные состыковки, в основном, в парах слов:
Для расшифровки семитских протоалфавитных текстов (протосинайских, древнеханаанских и, вероятно, протобиблских) нужно учитывать строй семитского языка:
По-видимому, язык древнегублских текстов близок угаритскому, т.е., западносемитский с более полным набором согласных, как в угаритском и южноаравийском (в финикийском, древнееврейском и арамейском ряд придыхательных и сибилянтов утрачен, а в их алфавитах некоторые из букв произносятся по-другому). Возможно, язык древнего Губла - предок всех западносемитских языков (ханаанской, арабской, йеменской и эфиосемитской подгрупп).
Консонантная система северо-западных семитских языков состоит из следующих согласных (на примере угаритского языка):
Для обозначения семитских согласных обычными буквами (без диакритик, как Š) можно использовать 3 принципа:
Представим гублские (угаритско-древнейеменские) согласные в такой условной транскрипции и в порядке угаритского алфавита. Буквы, отсутствующие в финикийском, приведены в фигурных скобках.
Ещё раз, для ясности, покажем кодировку знаков с диакритиками:
Заметим, что угаритские названия букв (выделены жирным шрифтом) ближе к греческим, нежели финикийские. В некоторых случаях финикийские ближе (хе, хета, пе, тау).
Протоалфавиты: Гублский | Протосемитские | Протосинайский | Древнеханаанский | Угаритский | Южносемитский | Финикийский | Сравнения праазбук | Книги о протоалфавитах
Порталы о письменностях | Реестр письменностей | Дешифровка текстов | Книги по исследованию письма
Ключевые слова для поиска сведений по самым ранним семитским алфавитам:
На русском языке: семитские протоалфавиты, протосинайское письмо, угаритская клинопись, южноарабский алфавит;
На английском языке: consonant proto-alphabets.
|
|