Солнечная активность и её ритмичность

Главная > Естественные науки > Астрономия > Солнечная система > Солнце > Гелиогеофизика
Научные статьи автора: Галактические года | Золотоносная сеть | Ритм миграций | Геофизика пассионарности | Дуплетный генкод | Законы орбит | Небесные теонимы
Технологические разработки автора (см. CV): Репликация распределённой БД Oracle | Рубрикация сетевой информации | Веб-мониторинг трубопровода по SCADA

Взаимовлияние Солнца и его планет

Солнечная активность (СА) – это целый класс процессов, связанных с переменностью многих параметров нашей звезды, таких как количество солнечных пятен, излучение на разных частотах, поток заряженных частиц, выбрасываемых в космическое пространство и др. [Изучение активности Солнца ведется в рамках гелиофизики, а влиянием СА на Землю - гелиогеофизика и гелиоклиматология.]

Солнечная активность характеризуется многоритмичностью и многоплановым воздействием на биосферу, магнитосферу, и климат Земного шара. Сами циклы гелиоактивности влияютскорее всего также на динамику общества, ргулярные взрывы этногенеза, теоретически обоснованную Львом Николаевичем Гумилёвым.

Однако, не только Солнце воздействует на свои планеты, но и, по всей видимости, само взаимное расположение планет приводит к определенной ритмичности в активности нашего светила. Эта планетарно-солнечная взаимосвязь и исследуется на этой странице.

Разделы страницы о ритмах появления солнечных пятен, их зависимости от расположения планет и влияние на планеты, циклическом воздействии Солнца на климатические и исторические процессы на Земле и о причинах этой ритмичности:

Влиянию планет на Солнце посвящен специальный раздел в статье о резонансах в Солнечной системе и их следствию - Правилу Тициуса-Боде (правда, статья еще не завершена).

Поиском вероятного влияния солнечных и космических факторов не только на погоду, но и на историю общества посвящена другая статья (тоже пока черновик, в начале написания), где выявляется посредник-проводник этого воздействия - система линейных геологических структур.

Также читайте литературу и смотрите веб-ресурсы о солнечно-земных связях и взаимном влиянии Солнца и планет.

Солнечная активность

История открытия солнечной активности

Влияние Солнца на Землю

Наиболее известное проявление солнечной активности – это изменение числа солнечных пятен. Первые письменные свидетельства пятен на Солнце относятся к 800 году до н.э. [в Китае?], а с изобретением в XVII веке телескопа наблюдения за ними начинают проводиться и в Европе.

В первой половине XIX века астроном-любитель Генрих Швабе обнаружил периодичность в количестве видимых пятен на диске Солнца. Так был открыт 11-летний цикл солнечной активности [он варьирует от 9 до примерно 14 лет - в среднем, около 11,2 года]. Это открытие вызвало большой интерес в научном мире, и швейцарский астроном Рудольф Вольф организовал первую службу Солнца в Цюрихе. С тех пор наблюдения за Солнцем проводятся регулярно. Позже были обнаружены и другие циклы активности Солнца: 22-летний, вековой и т.д.

Проявление солнечной активности

Комплекс явлений, вызванных генерацией сильных магнитных полей на Солнце, называют солнечной активностью. Эти поля проявляются в фотосфере как солнечные пятна и вызывают такие явления, как

1. солнечные вспышки,
  2. изменения в уровнях электромагнитного излучения Солнца в различных диапазонах,
  3. генерацию потоков ускоренных частиц,
  4. корональные выбросы масс,
  5. возмущения солнечного ветра [а это разве не вышеназванные излучения и потоки?],
  6. вариации потоков галактических космических лучей [причем здесь Галактика, когда говорим о Солнце? Или имеется ввиду влияние на эти галактические потоки/излучения из-за электромагнитного воздействия на них?].

Солнечные пятна на фотосфере

В периоды минимума активности пятна могут вообще не наблюдаться на поверхности Солнца, в то время как в годы максимума их число достигает десятков сотен.

Температура солнечного пятна примерно 4000К, что на 2000К меньше температуры других областей фотосферы. Поэтому при наблюдениях в телескоп со светофильтром пятна кажутся более темными областями, по сравнению с окружающей поверхностью. Исследования Солнца в XX веке показали, что пятна – это области выхода в фотосферу мощных магнитных полей. Потемнение фотосферы в этих областях объясняется тем, что мощные сгустки магнитных силовых линий препятствуют конвективным движениям [стабилизируют?] вещества из более глубоких слоев. Это и приводит к снижению потока тепловой энергии.

Конфигурация магнитных полей солнечного динамо

Ученые уже давно пытаются разобраться в причинах цикличного поведения Солнца. Известно, что в начале 11-летнего цикла солнечное магнитное поле имеет дипольную конфигурацию и направлено преимущественно вдоль меридианов (такое поле называют «полоидальным»). В максимуме цикла оно сменяется полем, направленным вдоль параллелей («тороидальное»). В конце цикла поле вновь сменяется на полоидальное, но теперь оно направлено в сторону, противоположную направлению начала цикла.

За генерацию магнитных полей, а также за образование солнечных пятен отвечает процесс, называемый «солнечное динамо». Эта модель как раз объясняет наблюдательные особенности. Из-за того, что экваториальные области Солнца вращаются быстрее, чем полярные («дифференциальное вращение»), изначально полоидальное поле, увлекаясь вращающейся плазмой, должно растягиваться вдоль параллелей, приобретая тем самым тороидальную компоненту. Этот процесс получил название «омега-эффект».

Чтобы цикл мог продолжаться снова и снова, тороидальное поле должно каким-то образом снова преобразовываться в полоидальное. В 1955 году американский астрофизик Юджин Паркер показал, что объемы солнечной плазмы должны вращаться за счет сил Кориолиса. Эта сила и растягивает компоненты магнитного поля, превращая тороидальные магнитные поля в полоидальные (т.н. «альфа-эффект»). Считается, что этот эффект возникает в непосредственной близости от поверхности Солнца в районе пятен. Но эта теория не может объяснить наблюдаемую продолжительность солнечного цикла.

Число Вольфа и 11-летний цикл активности Солнца

Одним из наиболее распространённых показателей уровня солнечной активности является число Вльфа, связанное с количеством солнечных пятен на видимой полусфере Солнца [интересно, а как в это время на другой стороне?] Солнечная активность в числах Вольфа имеет циклический характер со средней продолжительностью цикла в 11.2 года. Эпоха, когда количество активных областей бывает наибольшим, называется максимумом солнечного цикла, а когда их почти нет - минимумом. Нумерация солнечных циклов начинается с того момента, когда начались регулярные ежедневные наблюдения числа пятен [какой год?].

За последние 80 лет течение цикла несколько ускорилось и средняя продолжительность циклов уменьшилась примерно до 10.5 лет. За последние 250 лет самый короткий период был равен 9 годам, а самый длинный 13.5 лет [в среднем, 11,25 лет]. Таким образом, поведение солнечного цикла регулярно только в среднем.

Полный 22-летний магнитный цикл Солнца

В 1908 г. Д. Хейл открыл, что солнечные пятна обладают сильным магнитным полем. Более поздние измерения магнитного поля в группах, состоящих из двух солнечных пятен, показали, что эти два пятна имеют противоположные магнитные полярности, указывая, что силовые линии магнитного поля выходят из одного пятна и входят в другое. В течение одного солнечного цикла в одной полусфере (северной или южной) ведущее пятно (по направлению вращения Солнца) всегда одной и той же полярности. По другую сторону экватора полярность ведущего пятна противоположная. Такая ситуация сохраняется в течение всего текущего цикла, а затем, когда начинается новый цикл, полярности ведущих пятен меняются.

Первоначальная картина магнитных полярностей т.о. восстанавливается через 22 года, определяя магнитный цикл Солнца. Это означает, что полный магнитный цикл Солнца состоит из двух одиннадцатилетних - четного и нечетного, причем четный цикл обычно меньше нечетного [т.е., первая фаза больше 11,2 года, вторая - меньше?]. 22-летний цикл («цикл Хейла») является, в сущности, удвоенным циклом Швабе. Он был открыт после того, как в начале XX века была понята связь между солнечными пятнами и магнитными полями Солнца. Оказалось, что за один цикл пятенной активности общее магнитное поле Солнца меняет знак: если в минимуме одного цикла Швабе фоновые магнитные поля преимущественно положительны вблизи одного из полюсов Солнца и отрицательны -- вблизи другого, то примерно через 11 лет картина меняется на противоположную.

Закономерности формы различных циклов СА

Несмотря на различную длительность отдельных циклов, каждому из них свойственны общие закономерности. Так, чем интенсивнее цикл, тем короче ветвь роста и тем длиннее ветвь спада, но для циклов малой интенсивности как раз наоборот - длина ветви роста превышает длину ветви спада.

В эпоху минимума в течение некоторого времени пятен на Солнце, как правило, нет. Затем они начинают появляться далеко от экватора на широтах ±40°. Одновременно с возрастанием числа солнечных пятен сами пятна мигрируют в направлении солнечного экватора, который наклонен к плоскости орбиты Земли (к эклиптике) под углом в 7°. К концу цикла пятна в основном появляются вблизи широты ±5°. В это время на высоких широтах уже могут появляться пятна нового цикла.

Г. Шперер был первым, кто исследовал эти широтные изменения. Он и английский астроном-любитель Р. Кэррингтон провели большие серии наблюдений периодов обращения пятен и установили тот факт, что Солнце не вращается как твердое тело - на широте 30°, например, период обращения пятен вокруг Солнца на 7% больше, чем на экваторе.

В подъеме и спаде солнечных циклов существует некоторая закономерность. Возможно, это указывает на существование более длительного цикла, равного примерно 80-90 годам.

Спектр солнечного ритма

Поскольку основной квазицикл лежит в диапазоне 9-14 земных лет, его кратные значения тоже будут размыты и иногда перекрываться, что затруднит верное вычисление множителя:

1. 9-14
  2. 18-28 ~ 20-30
  3. 27-52 ~ 30-50
  4. 36-56 ~ 40-60 (уже слегка перекрывается с предыдущим)
  5. 45-70 ~ 50-70 (тоже частичное перекрытие с предыдущим)
  6. 54-74 ~ 50-70 (также, как предыдущий диапазон)
  7. 63-98 ~ 60-100 (перекрытие с 2-мя предыдущими)
  8. 72-112 ~ 70-110 (перекрытие с предыдущим)
  9. 81-126 ~ 80-130 (т.н., "околовековой цикл", перекрывающийся с 2-мя предыдущими)
  10. 90-140 ~ 100-150 (перекрытие с 3-мя предыдущими)

Прошлое и будущее солнечной активности

Свидетельства солнечных всплесков и прогнозирование динамики гелиоактивности.

Хроника всплесков на нашем светиле

События Мияке

Мощные вспышки на Солнце, оставляющие следы в годичных кольцах деревьев и называемые «события Мияке», позволяют с точностью до года определить возраст археологической находки или проверить историческую гипотезу.

Науке известны следующие события Мияке [в среднем, через 2200 лет - как один из циклов изменения уровня Каспийского моря]:

Современное состояние солнечной активности

По данным ученых, в марте 2020 года Солнце достигло наименьшей активности, и новый «цикл Хейла» может начаться уже в апреле. При этом пик солнечной активности придется на лето 2025 года. В это время на Солнце появится примерно 115 или немного больше солнечных пятен.

И вот, 29 мая орбитальная обсерватория SDO зафиксировала мощнейшую за последние 3 года вспышку на поверхности Солнца, которая указывает на завершение аномально долгого и спокойного периода солнечной «спячки». Это вспышка относится к классу M, которая лишь на одну ступень слабее событий класса X. Это стало неожиданностью, так как подобные вспышки обычно предваряют более слабые проявления солнечной активности, вспышки класса C.

По этому поводу у ученых есть две теории. С одной стороны, опыт наблюдений за прошлыми циклами активности Солнца говорит о том, что из-за подобного резкого пробуждения светила следующие вспышки будут мощнее и происходить станут чаще. С другой стороны, долгий «штиль» на Солнце и небольшое число слабых вспышек во время этого периода может действительно указывать на то, что светило движется к столетнему или даже тысячелетнему минимуму активности. В таком случае начало цикла с мощной вспышки будет простой случайностью. Последующие наблюдения за Солнцем дадут ответ на этот вопрос.

По расчетам астрономов, к 2050 году температура Солнца может опуститься до маундеровского минимума, зафиксированного в период примерно с 1645 по 1715 годы.

Циклы солнечной активности

Весь спектр солнечного ритма (список циклов)

Основные циклы главнейших явлений атмосферы, гидросферы и литосферы, в связи с солнечной активностью и инсоляцией (в основном - по А. В. Шнитникову 1963 [но здесь не объяснена эта связь, кроме пометок у некоторых из этих циклов?] и Б. М. Владимирскому 2003 [в основном, социальные циклы]):

п/п
Явления с данным
циклом изменчивости
Типы явлений Период
анализа
Наблюдения и сопоставления автора (из матем., астрономии, геологии)
Социальные циклы:
исторические, этнические,
экономические, духовные...
(как следствия ?),
лет
Возможные астрономические причины
(приливы от конфигураций космических тел)
Грав. возд. на Солнце (и СА) Грав. возд. на Землю
Циклы совмещений
планет и Солнца
FMAX на
Солнце,
доли Ю.
Циклы положений
Земли, Солнца
и планет
FMAX на
Землю,
доли Л.
I. Внутривековые ритмы СА (3-40 лет)
I-0*. Возможные додвухгодовые колебания СА от ПЗГ (также могут интерпретироваться, как фазы 11-летнего циклая) [нет у Эйгенсона]
1 ~0,7 2,8/4 = 11,2/16 ~ 0,7 240 дн. =8 мес. =2/3 г. - цикл упомянут Хлебниковым ~3 года Меркурия
2 ~1 11,2/11 ~ 1 10,5-месячный фьючерсный цикл
(9-12 мес. ~0,875 л.)
Резонанс: 4 г. Мер. (0,96 л.) ~ 1 г. Зем
3 ~1,2 11,2/9 ~ 1,2 Резонанс: 5 л. Мер. (1,2 г.) ~ 2 г. Вен. (1,24 г.)
4 ~1,9 11,2/6 = 1,9 Рез.: 1 г. Мар. (1,88 л.), 3 г. Вен. (1,86 л.) и ок. 2 л. Зем.
5 2,1±0,1 11,2/5 = 2,2 У Владимирского Квазидвузл. цикл в космофиз. индексах;
им-ся в метеорол. проц-х.
6 2,6 ? У Владимирского
I-A. Фазы 11-летнего цикла (2,85; 5,7; 7) [около 3 и около 6]
Циклы около 3 лет (четвертьцикл СА)
1 2,7 11,2/4 = 2,8 Ангенгейстер, 1941 Отложения илов озёр и океанов и древние геологические отложения Геологические XIX-XX вв. 3-4 (3,3-4,3) г (40-53 мес.) - "4-летний" фин. цикл/волна Китчина
(принятие решений).
Цикл в 3,6* л. (42 м.) связ. с бирж. ценами
11 лет Мерк. (2,64 г.),
3/2 г. Марса (2,82 г.)
2 3 3 ~ 2,8 Клаф, 1905, 1925 Напряженность магнитного поля, метеорологические Геофизические IV-XIX вв. (1500 л.) 5 лет Венеры (3,1 г.)
~ рез. с Землёй (5/3)
3 Ангенгейстер, 1925 Давление и температура воздуха на Самоа Метеорологические XIX-XX вв.
4 2,6-3,3 Шостакович, 1931, 1934 Солнечные пятна, элементы климата, отложения илов и ленточных глин. Гелиогеофизические,
геологические,
климатические.
XVIII-XX вв.
5 3,5 ? 11,2/3 ~3,7 У Владимирского
6 4,4 У Владимирского
Циклы около 6 лет (полуцикл СА: 5-7 лет)
7 5-6 11,2/2 = 5,6
(1/2 СЦ)
Лунгерсгаузен, 1946 Отложения ленточных глин Южного Урала Геологические В теч. 4-5 млн. лет
за 500 млн.л
до совр. (эокембрий)
8 лет Венеры (4,96 л.)
~ рез. с Землёй (8/5),
9 лет Венеры (5,58 л.),
3 года Марса (5,64 г.)
8 5,7 Шостакович, 1931 Солнечные пятна, элементы климата, отложения илов и ленточных глин. (Как для 3-л. цикла: 2,7*2=5,4) Гелиогеофизические XVIII-XX вв. 0,5 л. Юп. (5,95 л.),
25 л. Мер. (6 л.),
10 л. Вен. (6,2 л.)
9 Шостакович, 1941 Геологические
10 5,8±0,2 У Владимирского
11 7 11,2*3/5 ~6,7
11,2*2/3 ~7,5
Клаф, 1920 Климатические, в связи с СА Солнечная активность IV-XIX вв. (1500 л.) 6,5 л. - цикл Порцига
(творч. активность)
Планет.[?] прилив на С-це (6,8 л.)
12 8±1 У Владимирского Цикл колебаний ядра Земли (8,5 л.) ~2/3 года Юпитера
I-B. Близкие 11-летнему циклу (9-13 лет)
1 9 11,2*3/4 ~8,4
11,2*4/5 ~9
Шведов, 1892 Интенсивность роста деревьев (у Дугласа - 11) Биологические XIX в. 7-11 л ~9,2 г. - цикл Жигляра / волна Джаглара (фин.) ~3 ц. Китчина ~5 лет Марса (9,4 г.)
2 10-11 10,5 Перфильев, 1926 Отложения илов Сакского озера Геологические IV-XIX вв. (1500 л.) ~10 л. - цикл мировых
эконом. кризисов
3 10,4-10,7 Шостакович, 1941 Солнечные пятна, элементы климата, отложения илов и ленточных глин. (Как для 3-л. цикла: 2,7*4=10,8) Геологические ?
4 10,4-11,5 11 Шостакович, 1931 Солнечные пятна, элементы климата, отложения илов и ленточных глин. (Как для 3-л. цикла: 5,4*2=10,8) Гелиогеофизические XIV в. до н.э. - XX в. н.э. (3400 лет) 11 л. - цикл Уэбстера
(творч. активность) - чуть < 2 ц. Порцига.
Цикл крупнейших откр. в теор. физике (Идлис).
6 сид. Tобр. Мар (11,3 г.),
11 сид. Tобр. Зем (11 л.),
18 сид. Tобр. Вен (11,1 г.),
46 сид. Tобр. Мер (11,1 г.)
5 11 Швабе, Вольф, 1861 Солнечные пятна:
Цикл Швабе-Вольфа
(11,1 года - "СЦ").
СА XVIII-XIX вв.
6 Дуглас, 1909 Интенсивность роста деревьев (у Шведова - 9) Биологические XI в. до н.э. - совр. (3000 лет)
7 Баур, 1925 Зависимость изменчивости темп. воздуха от циклов Вольфа Гелиогеофизические XIX-XX вв.
8 9-13 (~11) Петтерссон, 1914 Солнечные пятна СА ?
9 11,4 5,7*2 = 11,4 Гельман, 1906 Атмосферные осадки ("двугорбая кривая Гельмана") Метеорологические XIX-XX вв. 6 лет Марса (11,3 г.)
10* 12 Китайский цикл 12 л. - колебания в показателях моды Год Юпитера (11,9 л.),
рез. Ме+Ве+Зе+Юп (50:20:12:1),
2 сбл. Мер+Зем (12л)
I-C. Больше 11-летнего цикла (17; 21; 31; 35: 1,5-4 цикла)
Циклы около 22 лет (2 цикла СА: 22±6)
1 16 11,2*4/3=14,9
11,2*3/2=16,8
Вагнер, 1924 Атмосферные осадки в Риме Климатические XIX-XX вв. 18 л. - колебания в показателях моды Против. Зем+Мар (15-17 л.),
3 сбл. Мер+Зем (18 л.)
2 16-18 (~17) Шостакович, 1931 Солнечные пятна, напряженность магнитного поля,
метеорологические и гидрологичесчкие
Гелиогеофизические XVIII-XX вв.
3 17-18 (~17,5) Ле Дануа, 1934
+ Владимирский
Температура воды океанов
18* лет проявл. в климате
Гидрофизические XIX-XX вв.
4 20 ~21,2
2,85*7 ~ 20
2,85*8=22,8
Джонсон, 1946 Атмосферные осадки в зависимости от солнечных пятен Гелиогеофизические XIX-XX вв. 15-25 л. - цикл Кузнеца (дем.,тех.,недв.) 10 лет Марса (18,8 л.);
Сбл. Юп. с Сат. (20 л.)
5 21 Джиллет, 1938 Отложения ленточных глин Геологические ?
6 21,2 Дуглас, 1909 Интенсивность роста деревьев Биологические XV-XX вв.
7 22 Хэл, 1919 Цикл Хейла (=2 фазы СЦ) - солнечные пятна Гелиофизические XIX-XX вв. 9-36 ~22 г. - квазипер. изм-я в стр-ре стихов (Шепелева) и творч. прод-сти в физике (Райнов).
22 г. - мировая урожайность зерновых
2 СЦ (22,2 г.);
3 сбл. Мерк+Вен (22 г.)
8 21-24
(~22,5)
Шульман, 1942 Интенсивность роста деревьев Биологические XV-XX вв. ~2 года Юпит. (23,8 л.),
2 сбл. Мерк+Марс (23),
100 лет Мерк. (24 г.),
4 сбл. Мерк+Зем (24 г.)
9 26 ? У Владимирского
Циклы около 30 лет (3 цикла СА: 31±3)
10 28-31
(~29,5)
~30,5
2,85*10=28,5
2,85*11~31,4
Шостакович, 1931 Солнечные пятна, метеорологические элементы, уровень водоёмов Гелиогеофизические XVIII-XX вв. 28 л. - цикл смены поколений (Хлебников) и 1 из циклов в появ. выдающ. людей (Колинз) Год Сатурна (29,5 л.),
4 сб. Мер+Вен (30 л.);
30 - наим. общ. крат. у 2,3,5
11 29-33
(~31)
Дуглас, 1909, 1919 Интенсивность роста деревьев Биологические 1413-1906 гг. 34 г. - цикл Брюкнера
(исторический)
31 - 50 лет Венеры.
12 30-35
(~32,5)
Лунгерсгаузен, 1946 Отложения ленточных озёр [?] Южного Урала Геологические Эокембрий Фактически, 3 СЦ (33,3 г.)
~3 г. Юпитера (33,7 л.)
~рез. СЦ с Вен. (31 г.) и Юп.(33,7 л.);
3 сбл. Мерк+Марс (34 г.)
Циклы около 40 лет (4 цикла СА: 40±5)
13 ~35 ~35
11,4*3=34,2
4 * 9 = 36
Фритц, Локиер, 1893, 1901 Солнечные пятна, количество суровых зим и пр. СА IV-XVI вв. 5 сбл. Мер+Зем (36 л)
14 Ганн, 1902 Атмосферные осадки Метеорологические XVIII-XIX вв.
15 30-40
(~35)
Брикнер, 1890 Атмосферные осадки, температура воздуха, колебания уровня озёр Климатические и гидрологические XVIII-XIX вв.
16 Брикнер, 1904 Уровень оледенения Альп Климатические Ледниковая эпоха
17 27-47 ~37 Шнитников, 1949 Режим бессточных озёр Гидрологические XVIII-XX вв.
Циклы около 50-60 лет (5 циклов СА: 51±6)
18* 45 11,4*4=45,6 43 = ~1/8 цикла Хлебникова
49 = ~1/7 цикла Хлебникова
4 СЦ (44,4 г.);
4 сбл. Мер+Мар (45 л.),
5 сбл. Мер+Вен (45 л.)
19* 60 11,4*5 = 57 Ацтекский цикл (55)
Шумерский и Китайский циклы (60)
45-60 л. ~54 г - цикл Кондратьева (экономич.)
58 = ~1/6 цикла Хлебникова
~6 сб. Мерк+Зем (54 г);
5 СЦ (55,5 л.);
2 года Сатурна (59 л.),
5 лет Юпит. (59,5 л.),
100 лет Венеры (62 г.),
2 сбл. Вен+Зем (62 г.);
60 - наим.общ.крат. у 2..6
II. Вековой ритм СА (70-101: 6-9 или 5-10 циклов)
Циклы около 70 лет (5-6 циклов СА: 66±6)
1 70 ~72
11,4*6 ~ 68
Перфильев, 1926 Отложения поясов Сакского озера. Геологические IV-XX вв. 50+80 ~65 л. - цикл Маслова (ист.арх-ры)
69,2 г. = ~1/5 цикла Хлебникова
6 СЦ (66,6 л.) - рез. с Зем и Мер;
~6 сбл. Мер+Вен (67 л.),
5 сбл. Мер+Мар (68 л.)
2 73 Ганский, 1904 Солнечные пятна СА XVIII-XIX вв. 6 лет Юпитера (71,4 г.);
7 сбл. Мерк+Зем (72 г.)
3 Джиллет, 1938 Отложения ленточных гли и пр. Геологические ?
Околовековые циклы (7-10 циклов СА: 100±10)
4 80-90
(~85)
~90
11,4*7 ~ 80
11,4*8 ~ 91
Глайссберг, Эйгенсон, 1942-1946 Цикл Глайсберга* (80-90 л. [86,5; 89,4] ~8 фаз СЦ) - солнечные пятна; проявл. в климате СА XVIII-XX вв. 85 л. - цикл Гийора
(исторический)
~7 СЦ (77,7 л.);
Год Урана (84 г.);
84 = 3 * 4 * 7
5 89 Кеппен, 1918 Температура воздуха Западной Европы Метеорологические XVIII-XX вв. 3 года Сат. (88,5 л.);
8 СЦ (88,8 л.) = 4 ц.Хейла;
7 сбл. Мерк+Вен (89 л.);
7 лет Юпитера (89,3 г.)
6 90-92
(~91)
Петтерссон, 1914 Солнечные пятна и метеорологические явления.
3 31-летних цикла Шостаковича.
Гелиогеофизические ? 48 л. Мар (90,24 л.),
146 л. Вен (90,52 л.),
148 л. Вен (91,76 г.),
49 л. Мар (92,12 г.),
3 сбл. Вен+Зем (93 г.)
~2 сбл. Зем+Мар (94 г.)
7 100 100,5
11,4*9 ~ 103
Мемери, 1935 Солнечные пятна и метеорологические явления Гелиогеофизические ? 9 СЦ (99,9 л.);
6 сбл. Мер+Мар (102 г.)
8 101 Дуглас, 1931 Условия роста деревьев.
3 33-летних цикла Дугласа.
Биологические XV-XX вв.
9* 110 (95+115)/2 = 105 9 л. Юпитера (107,1 л.);
10 СЦ (110 л.);
8 сбл. Мер+Зем (108 л.);
св.чис.будд. 108=27*4=33*22
III. Многовековые ритмы СА (160-1900)
III-A. Циклы в несколько столетий (менее 1000 лет: в 10 раз больше I-C)
Циклы около 150 лет ("сверхстолетние") [можно переместить к околовековым]
~7 сбл. Мер+Мар (135 л.)
2* 160 (159?) 11,4*14 ~ 159 Брикнер, 1904 Условия оледенения Альп
5 32-летних циклов
Климатические Ледниковая эпоха 9 сбл. Мер+Зем (162 г);
Год Нептуна (165 л. = 15*11)
3* 171 11,4*15 = 171
169=88+81
? 173 г. - судьбы отдельных народов
(~1/2 цикла Хлебникова)
15 СЦ (166,5 л.);
2 года Урана (168 л.)
Циклы в примерном интервале 200-400 лет (300±120)
4 185* 189
11,4*16 ~ 182
? *200 л. - цикл Зюсса (исторический) 16 СЦ: 16*11=176 л.
6 сид. Tобр. Сат. (176,8 л.),
5 сид. Tобр. Юп. (177,9 л.),
9 син.цикл. Юп-Сат (178,7 л.),
14 син.цикл.Юп-Неп (178,9л);
1 из Tобр.С. вокр.б/ц (179 л);
5 син.цикл. Сат-Неп (179,4 л),
13 син.цикл.Юп-Ур (179,5 л),
4 син.цикла Сат-Ур (181,5 л.);
11,4 * 16 = 182
5 189 Джиллет, 1938 Отложения ленточных глин Геологические ? 5 сбл. Вен+Зем (186 л.),
4 сбл. Зем+Мар (188 л.),
100 лет Марса (188 л.),
17 СЦ (188,7 л.)
6 189,4 Предтеченский, 1944 Солнечные пятна СА XVIII-XX вв.
7* 210 9 сбл. Мер+Вен (201 г.),
8 сбл. Мер+Мар (203 г.);
210 - наим.общ.кр. 2,3,5,7;
19 СЦ (210,9 л.);
10 сбл. Мер+Зем (216 л.)
8 280 ~300 (60*5)
11,4*26 ~ 296
Дуглас, 1909, 1919 Условия роста деревьев:
9 31-летних циклов Шостаковича, 31-летних циклов Дугласа, 34-летних циклов Брюкнера
Биологические XIII-XX вв. Предполагаемый "пассионарный" цикл (~250 лет) 1 г. Плут (248,5 л.)
~3 г. Ур (252 г.);
24 СЦ (266,4 г.),
10 сбл. Мер+Вен (268 л.),
25 СЦ (277,5 л.),
6 сбл. Вен+Зем (279 л.),
5 сбл. Зем+Мар (282 л.)
9 300 Фритц, 1878 Частота северных сияний Гелиогеофизические VI-XIX вв. ~10 лет Сатурна (295 л.);
27 СЦ (299,7 л.)
~9 сбл.Мер+Мар (305 л.)
10 Клаф, 1905 Продолжительность циклов Вольфа СА I-XVIII вв.
11 Кингсмилл, Клаф, 1906 Повторяемость засух в Китае, время сбора урожая... Климатические IV-XVI вв.
12 200-400
(~300)
Шнитников, 1949 Колебания отложений озёрных илов.
340 л. - цикл клим. изм. за больш. инт. вр.
350 (±15?) л. - один из циклов СА.
*350-летний цикл Каспия.
Геологические XXIV в. до н. э. - XIX в. н. э. 333 л. - 1 из ист. врем. интерв.-"дубликатов";
~350 л. - цикл Хлебникова (духовн., ист.),
точнее: 365±48 (317, 365 и 413) л. - цикл появления высокоодар. людей (Хлеб.);
1 из циклов повторения войн
[в Европе эпохи войн были через 50 лет];
Хлеб.: 365 = 3^5 + 3^4 + 3^3 + 3^2 + 3 + 1.
11 лет Сат (324,5 л.),
13* 420 *430-летний цикл Каспия 5 лет Урана (420 л.),
6 сбл. Зем+Мар (423 г.),
рез. планет от Мер до Ур;
420 - наим. общ. кр. у 2..7
Циклы в примерном интервале 500-600 лет (580±60)
14 521 ~560 (280*2)
11,4*50 = 570
(190*3=580)
(60*10 = 600)
Морозов, 1944 ? Космические ? 47 СЦ (521,7 л.)
~6 сбл.Вен+Мар (525л)
15 500-600
(~550)
Шнитников, 1949 Интенсивность отложения озерных илов. Геологические XXIV в. до н. э. - современность 485 л. (311 дн.) - судьбы отдельных народов 3 года Нептуна (494 г.),
2 года Плутона (497 л.),
6 лет Урана (504 г.)
16 570 Джиллет, 1938 Образование песчаников Геологические ? ~2 сб. Мер+Зем+Мар (564 г.)
~7 сб.Зем+Мар (564 г.)
17 500-640
(~570)
Пирсон, 1899, 1901 Колебания уровня моря Гидрологические ? 50 СЦ (555 л.);
пер.меж. Б.мин/макс (~556л);
8 сбл. Вен+Зем (558 л.),
3 сбл. Мер+Вен+Зем (558 л.)
18* 567 Эдди, 1978 Циклы "противостояния" больших планет Эдди
19 600 Рубашев, 1949 Продолжительность циклов Вольфа и векового.
Два 300-летних цикла.
СА н. э. *"Библейский цикл" (600 л) ~7 лет Урана (588 л.)
Циклы более 600 лет (800±200)
20* 600-800 ~700 718 л. - рост "трубы событий" Хлебникова.
720 л. - 1 из историч. врем. интервалов-"дубликатов" (~2 ц. Хлебникова).
750-800 л. - ср. вр. сущ-я археол. культуры Бронз. века
4 года Нептуна (659 л.),
8 лет Урана (672 г.),
7 сбл. Вен+Мар (699 л.),
2 сб. Мер+Вен+Мар (699 л);
4 сбл. Вен+Мар (744 г.),
3 г. Плутона (745,5 л.),
9 лет Урана (756 л.)
21* 676 Морозов, 1991 Цикл противост-я планет
22* 1000 1053 г. - 1 из истор. врем. интервалов-"дубликатов" (~3 ц. Хлебникова). 924=11*84 - рез. СЦ с Ураном
~6 лет Нептуна (988 л.),
4 года Плутона (994 г.),
12 лет Урана (1008 л.);
8 сб.Вен+Мар (1049 л.),
3 сб. Мер+Вен+Мар (1049 л.)
III-B. Сверхтысячелетние циклы (более 1000 лет)
1 1400 ~1450
(128 ~ 1459,
130 = 1482)
Клаф, Брукс, 1933 Атмосферные осадки Климатические ? 1388 г. - этот цикл также упоминал Хлебников 4 сб. Мер+Вен+Мар (1400 л.)
2 1450 Бонд, 1997 ≈1470 ± 500 - событие Бонда:
колебания климата в Северной Атлантике
Климатические Голоцен:
Бонд-1 (1400 лн) -
Бонд-8 (11100 лн)
Егип. "Год бытия" (1461 г.)
или 1 оборот зв. Миллиуса?
9 лет Нептуна (1482 г.)
3 1500 1526 л. - 1 из истор. врем. интервалов-"дубликатов" (~4 ц. Хлебникова). 6 лет Плутона (1491 г.),
18 лет Урана (1512 л.)
4 1700 ~1800
(156 ~ 1778,
160 = 1824)
Антевс, 1938 Движение ледников Новой Англии Климатические Поздне-ледниковая эпоха ~10 лет Неп (1648 л.);
6 сбл.Мер+Вен+Зем (1674 г),
5 сб.Мер+Зем+Мар (1692 г.),
10 сбл. Зем+Мар (1692 г.);
7 лет Плут (1739,5 л.)
5 Джиллет, 1938 Гидрологические, совмещённые с геологическими Геофизические ?
6 1800 Петтерссон, 1914 Констелляции, колебания климатических явлений Небесно-механические V в до н.э. - XV в н.э. (2000 л.) 1778 л. - 1 из истор. врем. интервалов-"дубликатов" (~5 ц. Хлебникова). 163 СЦ (1809,3 г.)
7 Джиллет, 1949 Отложения осадочных пород Геологические ?
8 1800-1900
~1850
Шнитников, 1949 Колебания общей увлажненноти материков Комплекс физико-географических явлений XL в. до н. э. - современность 2076 = ~6 ц. Хлебникова 12 лет Нептуна (1976),
8 лет Плутона (1988 л.),
24 года Урана (2016);
2000-летний цикл Каспия =
цикл увлаж.Петтерсона-
Шнитникова
(1850 л.)
9 Шнитников, 1951 Слоистость иловых отложений СА XXIII в. до н.э. - современность
10* 2300-2400
~2350
*2300 л. - цикл Холлстатта.
*2318 л. - 4 ПГ (Юп, Сат, Ур, Неп) строятся в 1 линию, а орбиты округляются.
*2400-2500 л. - слабая периодичность Больш. максимумов СА.
2422 = ~7 ц. Хлебникова 2296,7 - 193 года Юпитера,
11* 5000-6000 *5125 л. - цикл в календаре майя
12 5000—
10000
точнее 7±1 тысяч лет Хайнрих, 1988 5000-10000 лет - событие Хайнриха -
изменения в составе донных отложений из-за
быстрого образования айсбергов в Арктике
Климатические Последние
70—60 тыс. лет
(поздн.плейстоцен):
от H-6 (70 тлн)
до H-1 (14,5 тлн)
III-C. Многотысячелетние циклы (более 10000 лет)
1** 21000 Миланкович Период колебаний земной оси (главный прецессионный цикл)
2** 23000 10*2300 Хейс Один из многовековых инсоляционных циклов Хейса, дополняющих циклы Миланковича.
= 10 циклам Холлстатта.
3*** 35000 [Вычислил по парадам планет?] 4 сб.Ме+Ве+Зе+Ма (34968л.)
3153 СЦ (34998 л.);
141 г. Плутона (35038 л)
4** 100000 Хейс Один из инсоляционных циклов Хейса
(изменение эксцентриситета Земли).
*120 и 90 тысяч лет - колебание изотопа 18O в морских осадках (Хейс).
*100000-л. цикл Каспия.
7 сб.Ме+Ве+Зе+Ма (104904г)
9009 СЦ (99999,9 л.)
5** 413000 Хейс Один из инсоляционных циклов Хейса,
дополняющих циклы Миланковича.

Видим, что наибольший вклад (по количеству открытых циклов СА) внесли Ангенгейстер (2), Брикнер (2), Джиллет (2), Дуглас (3), Лунгерсгаузен (2), Перфильев (2), Петтерссон (2), Шостакович (7).

Примечания:

1. звёздочкой (*) справа у пунктов отмечены циклы, не описанные в оригинальной таблице Эйгенсона, но взятые из других источников;
  2. двумя звёздочками (**) - инсоляционные циклы, которые не связаны с СА, а обусловлены орбитальными колебаниями Земли [циклы Миланковича, дополненные циклами Хейса] (они многотысячелетние и отсутствуют у Эйгенсона);
  3. тремя звёздочками (***) - циклы, которые должны быть обнаружены из-за значительного гравитационного (в т.ч. приливного) воздействия планетных конфигураций на Солнце или на Землю (в т.ч. Луны относительно Земли и Солнца).

Сокращения:

1. имена планет часто сокращены до 2-3 букв: Мер(к), Вен, Зем, Лун(а), Мар(с), Юп(ит), Сат, Ур, Неп, Пл(ут); иногда могут сокращаться до 1 заглавной буквы с точкой (кроме Меркурия и Марса);
  2. Б.макс. - Большой максимум; Б.мин. - Большой минимум;
  3. б/ц, БЦ - барицентр СС;
  4. д/Ю - доля Юпитера (в приливном воздействии или сдвиге барицентра); д/Л - доля Луны;
  5. ПГ - планеты-гиганты; ПЗГ - планеты земной группы;
  6. рез. - резонанс;
  7. сб., сбл. - сближение ("парад") планет;
  8. сид. - сидерический;
  9. син. - синодический;
  10. С., Сол., С-це - Солнце;
  11. СЦ - стандартный 11-летний цикл солнечной активности (СА) [11,1 земного года].

Внутривековые ритмы СА

Глобальный магнитный цикл Солнца проявляется в виде следующих особенностей:

1. 11-летняя периодичность числа солнечных пятен (закон Швабе-Вольфа);
  2. смещение к экватору зоны пятнообразования в течение 11-летнего цикла (закон Шперера);
  3. закон Хейла о полярности пятен, согласно которому ведущие и следующие пятна в биполярных группах имеют противоположную полярность. Через каждые 11 лет происходит смена порядка полярности в биполярных группах;
  4. 22-летняя смена полярности магнитного поля на полюсах Солнца в эпоху максимумов 11-летних циклов;
  5. две ветви активности в глобальном магнитном цикле: полярная, связанная с полярными факелами, начинающаяся сразу после смены знака магнитных полей, и экваториальная, связанная с солнечными пятнами.

11-летний цикл солнечной активности

Солнечная активность (11 летний цикл) в 1940-2020 годах

Наиболее известным и изученным является 11-летний цикл, открытый Генрихом Швабе и подтвержденным Робертом Вольфом, который исследовал изменение активности солнца за два с половиной столетия при помощи предложенного им индекса Вольфа:
W = k (10g + f),
где f и g – соответственно число пятен и число групп пятен, а k – корректирующий множитель, определяемый для каждого наблюдателя и инструмента. Изменение Активности солнца с периодом равным 11,1 года носит название закона Швабе - Вольфа.

Одиннадцатилетний цикл («цикл Швабе» или «цикл Швабе-Вольфа») является наиболее заметно выраженным циклом солнечной активности. Этот период активности Солнца самый известный и более изученный. Также его называют законом Швабе-Вольфа, отдавая дань первооткрывателю этой периодичности светила. Название «одиннадцатилетний» несколько условно для данного цикла. Продолжительность его, например, в XVIII – XX веках колебалась от 7 до 17 лет, а в веке ХХ среднее значение составило 10,5 лет.

В первые четыре года цикла происходит активное увеличение количества солнечных пятен. Также учащаются вспышки, число волокон и протуберанцев. В следующий период (около семи лет) количество пятен и активность уменьшаются. 11-летние циклы имеют различные высоты в максимумах. Их принято измерять в относительных числах Вольфа. Самым высоким индексом за всё время наблюдений отметился 19-й цикл. Его значение составило 201 единица, при минимуме около 40.

22-летний цикл Хейла

Был также открыт 22-летний цикл солнечной активности, который определяет эволюцию магнитных полей на Солнце, однако, во многих глобальных индексах СА он прослеживается весьма слабо. Это говорит о том, что данный цикл является циклом качественных, а не количественных характеристик.

Двадцатидвухлетний цикл («цикл Хейла») является, в сущности, удвоенным циклом Швабе. Он был открыт после того, как в начале XX века была понята связь между солнечными пятнами и магнитными полями Солнца. При этом оказалось, что за один цикл пятенной активности общее магнитное поле Солнца меняет знак: если в минимуме одного цикла Швабе фоновые магнитные поля преимущественно положительны вблизи одного из полюсов Солнца и отрицательны — вблизи другого, то примерно через 11 лет картина меняется на противоположную. Каждые 11 лет меняется и характерное расположение магнитных полярностей в группах солнечных пятен. Таким образом, для того, чтобы общее магнитное поле Солнца вернулось к своему исходному состоянию, должно пройти два цикла Швабе, то есть около 22 лет.

Другие циклы СА, кратные одиннадцатилетнему

Предполагается существование 33, 44 и 55 летних циклов изменения активности Солнца.

Также установлено что величина максимума циклов меняется с периодом около 80 лет. [Таким образом появляется вековой цикл солнечной активности]

Околовековые ритмы СА

В настоящее время прямые наблюдения Солнца насчитывают чуть больше 400 лет. Это позволило достаточно хорошо изучить характеристики 11-летних циклов и установить, что в изменениях высоты 11-летних циклов присутствуют долговременные циклы, получившие название вековых. Впервые на наличие много[десяти]летнего цикла продолжительностью 66–83 года обратил внимание Вольф, располагавший данными о солнечной активности примерно за два вековых цикла, поэтому он и считается его первооткрывателем. Результаты ранних исследований вековых циклов изложены в монографии Б.М. Рубашева (1964). [Отметим также, что фиксируются необъяснимые сбои циклов]

Используя данные о солнечно обусловленных явлениях (полярные сияния), Глейсберг получил данные о продолжительности 17 вековых циклов СА, которая изменялась в пределах от 7 до 11 одиннадцатилетних циклов. Этот цикл («цикл Гляйсберга») продолжается от 70 до 100 лет. Это модуляция одиннадцатилетних циклов. В середине прошлого века был максимум такого цикла, и следующий придётся на середину века нынешнего.

С использованием более информативного индекса Шове (сконструирован также по полярным сияниям) было установлено, что продолжительность слабовыраженных вековых циклов доходит до 70 лет, а хорошо выраженных – составляет более 100 лет, то есть наблюдается зависимость продолжительности от мощности векового цикла. Средняя продолжительность вековых циклов по оценкам разных авторов колеблется от 79 до 93 лет (Клаф приводит графический пример с совмещением брикнеровского 37-летнего и векового 83-летнего циклов). Более поздние исследования, посвященные этому вопросу, приведены в работах Ю.А. Наговицина, где представлены данные об изменениях продолжительности долговременных циклов солнечной активности, выявленных по различным солнечно обусловленным явлениям, которые показывают, что интересующие нас долговременные циклы по продолжительности концентрируются в районах 60, 90, 130, а, возможно, и более лет.

Солнечные пятна за последние 4 века

На графике слева показаны наблюдения цикличности солнечной активности за 400 последних лет. Всего видим 27 пиков за период 1700-2000 года, т.е. периодом 300 / 27 = 11,1 лет (классический цикл СА). За этот же период наблюдается и 3 околовековых ритма периодом 300/3 = 100 лет.

В монографии В.Ф. Чистякова утверждается, что наблюдается цепочка двух видов вековых циклов типа 95–115–95–115 лет и так далее (т.е., в среднем, 105 лет), которая была прослежена автором на протяжении последних 1600 лет. Причем 95-летние циклы имеют крутую ветвь подъема и отлогую ветвь спада, а 115-летние наоборот. Из анализа этих результатов следует, что текущий вековой цикл имеет продолжительность 115 лет и его минимум наступит в 2020 г. Текущий 115-летний и последующий за ним 95-летний циклы сомкнутся крутыми ветвями, поэтому в минимуме этих вековых циклов будет наблюдаться два относительно слабых 11-летних цикла. Первый из которых мы сейчас, по-видимому, и наблюдаем.

Многовековые ритмы СА

Ученые, изучив кольца на спилах деревьев, ленточную глины, сталактитам, залежам ископаемых, раковинам моллюсков и другие признаки, предположили существование и более продолжительных циклов, длительностью около 110, 210, 420 лет (вековые). А так же и так называемые сверхвековые циклы 2400, 35000, 100000 [колебания Каспия] и, даже, 200 - 300 миллионов лет [порядка Галактического года].

Многовековые циклы СА Эдди с климатическими кривыми за последние 5000 лет

На рисунке слева Эдди даёт совмещение многовековых циклов солнечной активности с различными климатическими кривыми за последние 5000 лет, откуда мы видим следующие максимумы СА (9): -2700, -2250, -1800, -1100, -500, 0, 1200, 1600, 2000? г. и минимумы СА (9): -3000?, -2500, -2000, -1300, -700, -400, 700, 1500, 1700.

Периодичность между ними, начиная от 3000 года, составляет для максимумов: 450, 450, 700, 600, 500, 1200, 400, 400, для минимумов: 500, 500, 700, 900, 1100, 800, 200, т.е., в среднем, 5000 / 9 = 556 лет - это около 49 солнечных циклов, почти 50. В таблице выше он фигурирует как 500-600-летний (~570 цикл III-A.10-II-A.12.

Двухвековая цикличность СА

Отмечена и двухвековая цикличность. В её минимумы (периоды около 200 лет) наблюдаются устойчивые ослабления солнечной активности. Они длятся десятки лет и носят название глобальных минимумов - минимум Маундера (1645-1715), минимум Шпёрера (1450-1540), минимум Вольфа (1280-1340) и другие.

Период Маундера (400-500 лет)

Большие солнечные экстремумы за последние 5000 лет

Маундеровский минимум (Минимум Маундера) — период долговременного уменьшения количества солнечных пятен в 1645—1715 годы (60 лет). По подсчётам английского астронома Эдварда Уолтера Маундера (1851—1928), за этот период наблюдалось всего около 50 солнечных пятен вместо обычных 40-50 тысяч. Изотопный анализ позволил выявить 18 минимумов активности Солнца за последние 8000 лет, включая минимум Шпёрера (1450—1540 или 1400-1510 - 110 лет) и минимум Дальтона (1790—1820).

Следовательно периодичность этих минимумов составляет 8000/18 = 444,4 ~ 450 лет [40 11-летних циклов], а длительность - несколько десятков лет [причем, видимо, в промежутках - через 150—200 лет - могут быть промежуточные минимумы типа последних двук названных]. Если так, то в XXI веке может наступить новый минимум.

Кроме того, во время Маундеровского минимума наблюдалось падение интенсивности полярных сияний и скорости вращения Солнца [!]. Согласно Л. В. Константиновской (Солнечная активность, 2000?), с 1660 по 1680 год (в минимум Маундера) кроме минимума СА наблюдались следующие события:

1. в Солнечной системе — большое количество комет, плоскость орбит которых имела большой наклон к эклиптике (равный наклону Галактики);
  2. у Солнца — увеличилась скорость своего вращение на экваторе на 3-4%; увеличилась в 2 раза разность скоростей вращения Солнца на широтах 0-20 градусов;
  3. у Земли — увеличилось вращение вокруг своей оси [сомнительно: должно быть наоборот, ибо воды стало больше]; был малый ледниковый период (замерз Дунай, и размер колец на деревьях уменьшился).

Согласно Т. В. Гайворонской (2011), солнечная активность и земная сейсмичность - противоположные явления. Следовательно, в минимумы СА, повторяющихся с этим периодом, должно наблюдаться и повышение количества землетрясений.

Сверхтысячелетние циклы СА

Также существуют циклы в 1000 и 2300 лет.

Цикл Холлстатта (халльштаттские колебания)

Цикл примерно в 2300 (2100-2500) лет, называемый «циклом Холлстатта», установлен по данным радиоуглеродного анализа. Это колебания изотопов Be10 и C12.

В последний десяток тысяч лет наша планета испытывает систематические изменения в климате и количестве радиоактивных изотопов углерода и бериллия (углерод-14 и бериллий-10). Данные изменения называют халльштаттскими колебаниями, с периодом около 2100 — 2500 лет. С некоторым запозданием относительно циклического изменения уровня изотопов слегка изменяется и земной климат.

Последние 2500 лет мы находимся в так называемом субатлантическом периоде – довольно прохладным по климату сравнительно с предшествующими временами. До самого последнего времени причины колебаний изотопов и климата оставались неясными.

Астрономы из Италии проанализировали колебания климата за последние 12 000 лет (конец верхнего палеолита) и пришли к выводу, что его периодические изменения связаны с влиянием нескольких крупнейших планет Солнечной системы. Их гравитация раз в 2318 лет слегка изменяет орбиту Земли, то увеличивая, то уменьшая количество получаемой ею от Солнца энергии. Статья опубликована в Earth Science Reviews, а с её препринтом можно ознакомиться на сайте Корнелльского университета.

Исследователи показали, что самым вероятным претендентом на роль виновника халльштаттских циклов являются 4 планеты-гиганта Солнечной системы: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Дело в том, что все эти планеты имеют периоды вращения, позволяющие им примерно раз в 2318 лет "выстраиваться" на одной оси относительно Солнца (орбитальный резонанс). По расчётам авторов, это изменяет взаимное расположение общего центра масс [барицентра] всех крупных [всех планет, а не только крупных] планет и Солнца.

На первый взгляд ничтожное изменение имеет серьезные последствия: каждые 2318 лет вытянутость эллиптических орбит всех планет в целом несколько сокращается, и они становятся ближе к ровной окружности. "Выравнивание" орбит слегка меняет как гравитационное, так и электромагнитное поле Солнечной системы в целом, а также воздействует на циклы солнечной активности. Все эти три фактора вместе влияют на размеры гелиосферы – "пузыря", образуемого солнечным ветром.

За счёт того, что орбиты планет становятся ближе к кругу, весь этот "пузырь" уменьшается в размерах. Космическим лучам извне становится легче проникать внутрь гелиосферы. Когда резонанс, случающийся каждые 2318 лет, проходит, усреднённые орбиты планет системы снова "вытягиваются". За счет этого "пузырь" гелиосферы опять расширяется, а количество галактических лучей внутри него снова падает до нормы.

Такие колебания гелиосферы с периодичностью в 2318 лет имеют глубокие последствия для всех планет в целом и для Земли в частности. Частицы солнечного ветра гелиосферы образуют барьер на пути космических лучей — заряженных частиц, летящих от далёких космических объектов. Эти лучи имеют значительную энергию. Если они достигают атмосферы нашей планеты, то часто выбивают протон из встреченных там атомов азота. После этого бывший атом азота становится атомом углерода-14, который окисляется кислородом. Образуется молекула углекислого газа, опускающегося из-за тяжести вниз. У поверхности он связывается растительностью (тогда углерод-14 обнаруживают в древесных кольцах), либо во льду (тогда углерод-14 находят в ледяных кернах). Сходным путём идёт и образование бериллия. Поскольку оба изотопа не очень стабильны, по изменению их концентрации можно датировать всплески и провалы в интенсивности бомбардировки планет космическими лучами. Именно ориентируясь на эти всплески, учёные и предположили существование 2318-летнего цикла, описанного выше.

Однако роль космических лучей не сводится к наработке нестабильных изотопов в стратосфере. Как показал ряд опытов последних лет, подобные лучи провоцируют образование в воздухе центров конденсации облаков. Облака изменяют отражательную способность планеты, влияя на долю солнечных лучей, отражаемых Землёй в космос. Это ведёт к колебаниям средней планетарной температуры — изменениям климата. Именно этим авторы новой работы объясняют странные сдвиги температуры в последние 12 тысяч лет, после окончания ледникового периода. Они полагают, что колебания такого рода были и раньше, но отследить их для более древних периодов сложнее, потому что весь углерод-14 из тех эпох уже распался.

Авторы показывают, что орбитальные резонансы, влияющие на поток падающих на нас космических лучей, существуют и на отрезках короче 2318 лет. В частности речь идет о периодах в 20, 45, 60, 85, 159-171-185 лет. Все они гораздо слабее 2318-летнего, но также могут оказывать влияние на интенсивность образования облаков и, таким образом, климат планеты. Исследователи предполагают, что это может объяснить множество более быстрых скачков температур в древности и средневековье. Например, малый ледниковый период, он же маундеровский минимум, когда температуры упали настолько резко, что климат Западной Европы соответствовал современной средней полосе России.

Последний тезис может вызвать серьёзное противодействие ряда климатологов. Большинство из них полагает, что лишь антропогенные выбросы углекислого газа сильно влияют на климат планеты после окончания ледникового периода. Отсюда и категорические призывы научного сообщества принять меры по борьбе с выбросами парниковых газов и остановить потепление. Если окажется, что климат испытывает серьёзные колебания вне всякого человеческого вмешательства, политику корректировки глобального климата планеты, возможно, придётся пересмотреть.

Многотысячелетние циклы СА

Также существуют циклы в 35 и 100 тысяч лет.

Влияние планет на гелиоактивность

Солнечная система схематически (из Википедии)

Логично предположить, что на солнечную активность влияет обращение и расположение планет. Их обращение вокруг нашего светила вызывает:

1. приливы на Солнце,
  2. смещение общего центра тяжести Солнечной системы.

Периодические же сближения планет между собой усиливают это действие.

Важно: ученые из центра имени Гельмгольца Дрезден-Россендорф (HZDR) предлагают новую теорию циклов солнечной активности. В работе, опубликованной в журнале Solar Physics, они показали, что 11-летний цикл может быть вызван приливным влиянием некоторых планет Солнечной системы, а именно Венеры, Земли и Юпитера. Исследователи обратили внимание, что эти три планеты выстраиваются в одном направлении примерно раз в 11 лет.

Вероятно, конфигурацией планет нужно объяснять все "разношёрстные" циклы СА, а не только кратные 11-12 годам.

К слову, взгляните на следующие астрономические сопоставления с основным 11-летним циклом СА [точнее, 11,1-летним]:

Также посмотрите, как, например, 180-летний ритм СА проявляется в обращениях и соединениях планет:

Вероятно, эти противостояния и парады вызывают на Солнце приливы. В следующих разделах рассмотрим подробнее их силу и периодичность.

Влияние обращения планет на активность Солнца

Прежде всего взглянем на периоды орбит планет Солнечной системы:

1. Меркурий - около 1/4 земного года (0,24)
  2. Венера - примерно 2/3 земного года (0,62)
  3. Земля - 1 год (5/3 оборота Венеры и почти 4 оборота Меркурия)
  4. Марс - около 2 (1,88) земных лет и почти 3 венерианских года
  5. Юпитер - около 12 лет (11,9 ~ 6 оборотов Марса) - раньше был основным кандидатом на "главный", 11-летний цикл СА (I-B.10 - I-B.17)
  6. Сатурн - примерно 30 лет (29,5 ~ 5/2 оборота Юпитера) - может быть фактором 30-летнего цикла СА I-C.26 - I-C.28
  7. Уран - почти 84 года (почти 7 лет Юпитера) - может быть фактором 85-летнего цикла СА II.4
  8. Нептун - около 165 (164,8 - чуть меньше 2 лет Урана) лет - может быть фактором 160-летнего цикла СА III-A.1
  9. Плутон - 249 (248,5 - почти 3/2 оборотов Нептуна) лет - но его влияние, очевидно, низначительно
  10. мифическая Звезда Миллиуса - 1460? лет - почти как 1400-летний цикл III-B.14
  11. мифическая Нибиру - 3600 лет
  12. мифическая звезда календаря майя (Немезида?) - 5100 лет
  13. Седна - 10500 лет - но её влияние, скорее всего, ничтожно
  14. предсказываемая Планета X - 15000 лет

Можно сюда добавить также мифические планеты закойперовской зоны и из кометного облака Оорта: Тихе, Прозерпина, причём, некоторые из них могут быть суперземлями, планетами-гигантами или даже достаточно массивными коричневыми карликами - двойниками Солнца.

Также интересно сравнить ритмы СА с целочисленными рядами планетарных лет:

Об./Пл. Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун Плутон
1 0,24 0,62 1,00 1,88 11,90 29,50 84 164,8 248,5
2 0,48 1,24 2,00 3,76 23,80 59,00 168 329,6 497,0
3 0,72 1,86 3,00 5,64 35,70 88,50 252 494,4 745,5
4 0,96 2,48 4,00 7,52 47,60 118,0 336 659,2 994,0
5 1,20 3,10 5,00 9,40 59,50 147,5 420 824,0 1242,5
6 1,44 3,72 6,00 11,28 71,40 177,0 504 988,8 1491,0
7 1,68 4,34 7,00 13,16 83,30 206,5 588 1153,6 1739,5
8 1,92 4,96 8,00 15,04 95,20 236,0 672 1318,4 1988,5
9 2,16 5,58 9,00 16,92 107,1 265,5 756 1483,2 2236,5
10 2,40 6,20 10,0 18,80 119,0 295,0 840 1648,0 2485,0

Видим интересные совпадения (планетарные резонансы - выделены жирным, а менее точные - подчёркиванием): около 1; 1,2; 1,9; 2,4-2,5; 3,0-3,1; 3,7-3,8; 5,0; 5,6; 6,1; 118-119; 165-168; 248-252; 330-336; 494-504; 659-672; 746-756; 824-840; 989-994; 1483-1491 земных лет - или, округлённо: 1, 2, 3, 4, 5, 6; 120, 170, 250, 333, 500, 666, 750, 830, 990, 1490. Наибольшее число резонансов - у Венеры - она управляет всем!

Часть из этих резонансов включает другие: 4 =2*2, 6 =2*3; 250 ~120*2, 333 ~170*2, 500 =250*2 ~170*3, 666 =333*2 ~170*4, 750 =250*3, 830 ~170*5, 990 ~333*3, 1490 ~500*3, или включают их гармоники: 3 =2+2/2; 170 ~120+120/2, 250 ~170+170/2, 500 ~333+333/2, 1490 ~990+990/2, или резонируют через несколько оборотов: 3*4 = 6*2; 250*4 = 333*3, а некоторые даже являются суммами других: 1490 ~830+666.

Также необходимо рассмотреть целочисленный ряд солнечных 11-летних циклов: 11,1; 22,2; 33,3 (1 Сатурн - 29,5); 44,4; 55,5; 66,6; 77,7; 88,8 (3 Сатурна - 88,5); 99,9; 111; 122,1 (10 Юпитера- 119); 133,2; 144,3 (5 Сатурнов - 147,5); 155,4; 166,5 (2 Сатурна - 168, 1 Нептун - 165); 177,6 (6 Сатурнов - 177); 188,7; 199,8 (7 Сатурнов - 206,5); 210,9; 222; 233,1 (8 Сатурнов - 236); 244,2 (1 Плутон - 248,5); 255,3 (3 Урана - 252); 266,4 (9 Сатурнов - 265,5); 277,5; 288,6; 299,7 (10 Сатурнов - 295); 310,8; 321,9; 333 (2 Нептуна - 329,6, 4 Урана - 336)... Видим, что здесь есть резонансы с планетами (выделены жирным). Самыми значимыми будут 87, 167, 178 (почти 2 по 87), 266, 300, 333... Видим также из этого, что если в межпланетных резонансах "рулила" Венера, то в резонанс с 11-летним циклом наиболее част у Сатурна.

[???] Что интересно, резонансу 120 лет нет соответствия в солнечных ритмах по этой таблице (есть только 110 и 130 лет), хотя это и резонанс с солнечным 11-летним циклом (11,1*11=122,1) - может потому, что таблица старая или ритм не 110, а 120 ? Так же нет соответствия другому значимому резонансу - 333 года (наиболее близкие из указанных - 300 и 200-400). И никак не проявляется в солнечных циклах резонанс 830 лет. [???]

Влияние резонансов планет на гелиоактивность

1. 5 оборотов Меркурия (5*0,24=1,2) примерно равны 2 оборотам Венеры (0,62*2=1,24) и 1/10 цикла Юпитера (1,19) => общий резонанс Меркурия-Венеры составляет 1,2 года. За 6 земных лет к этому резонансу прибавится Земля (Ме-Ве-Зе) - такой цикл есть в СА. А за период 12 лет, к нему добавится оборот Юпитера (Ме-Ве-Зе-Юп) - это, видимо, и есть основа традиционного 11-летнего ритма Солнца (на самом деле 11-12), который является основой и восточного 12-летнего зодиака. При этом Меркурий совершит ровно 50 оборотов.
  2. 1 оборот Марса (1,88) почти равен 3 оборотам Венеры (0,62*3=1,86) и приблизительно равен 2 оборотам Земли; следовательно, несмотря на малое приливное воздействие самого Марса, он в нескольких витках своих оборотов усиливается Землёй и Венерой (пока они внутри малого сектора - при "параде"). Резонанс 3-х планет (Ме+Ве+Ма) будет наблидаться примерно через 3,6 лет (это 6 лет Венеры, 16-18 лет Меркурия и примерно 2 года Марса). Резонанс же всех 4-х внутренних планет (с Землёй) будет при 5 таких циклах - 3,6 * 5 = 18 земных лет. А за период 36 лет к этому резонансу прибавится и 3 года Юпитера. Такие солнечные циклы тоже обнаружены (16-18 и 30-40 лет).
  3. Сатурн (30 лет = 2*3*5) с Юпитером (12 = 3*4) резонируют 1 раз в 60 лет (5 * общий делитель 6) - это 2 года Сатуурна и 5 лет Юпитера. Этот цикл СА известен и шумерам и китайцам.
  4. Кругосолнечный оборот Урана (84 года) разлагается на множители 3*4*7, следовательно, имеет общий делитель 6 с Сатурном и 12 с Юпитером. Поэтому год Урана является резонансом с 7 годами Юпитера (7*12=84), а 5 лет Урана (420 лет) - с 14 годами Сатруна (14*30=420). Этот цикл является резонансом всех планет от Меркурия до Урана: 420 Зе = 1750 Ме ~ 677 Ве ~ 223 Ма = 35 Юп = 14 Са = 5 Ур. Он также известен как один из многовековых солнечных циклов.
  5. Год Нептуна (164,8) примерно равен 14 годам Юпитера (14*11,9=166,6) и 2 годам Урана (2*84=168). Это соответствует солярному ритму 160-170 лет. 5 таких циклов (5*164,8=824), или примерно, 2 по 420 (840 лет) будет периодом, при котором резонируют все планеты Солнечной системы, кроме Плутона и транскойперных. Что касается солнечной активности, то известен близкий цикл 600-800 лет.

Влияние соединений планет на активность Солнца

Противостояние - это соединение планеты с Землёй и Солнцем [по одну сторону от Солнца]. Это увеличивает силу прилива на нашем светиле и, вероятно, влияет на количество её пятен. Но на Солнце влияют и соединения планет между собой. Известны, например, следующие:

Движение Солнца относительно барицентра СС можно назвать В-активностью Солнца, а статические приливы на Солнце - W-активностью Солнца. В сводной таблице ниже показано влияния планет на W-активность и B-активность Солнца:

Планета Влиян. планеты
Уран 3,3·10-3 7 131328,9726 4 4,4·10-5
Нептун 1,4·10-3 8 234078,4835 3 5,2·10-5
Плутон 2,7·10-7 9 45,8520 8 6,2·10-9
Все планеты 1,35 1576477,5839 1,3·10-3

Планеты-гиганты (ПГ) слабо [?] участвуют в W-активности Солнца, доминирующее влияние оказывают планеты земной группы (ПЗГ). ПГ определяют В-активность Солнца. W-активность, обусловленная ПГ, определяется различными комбинациями сидерических периодов ПГ. За W-активность Солнца ответственны ПЗГ с периодами: Т = 11,083 лет; Т = 8 лет; Т = 6,778 лет [3/5 11-летнего цикла СА], Т = 1,611 лет, которые можно считать универсальными гелиофизическими константами.

Силы, действующие на Солнце, со стороны различных космических объектов (в порядке приливного воздействия):

Космич.
Марс 0,64 2,28 0,08 0,16
МП 6∙1018 2,45∙109 2,8∙10-2 3,6∙10-2
МО 3,8∙1016 1,8∙1010 1,0∙10-4 6,0∙10-4
ТА 8∙1018 2,38∙1011 8∙10-5 1,1∙10-4

В последних строках таблицы аббревиатурами обозначены: МП - наша галактика Млечный Путь, МО - соседние Магеллановы Облака, ТА - ближайшая галактика Туманность Андромеды. [Что здесь интересно - ядро Галактики ощутимо влияет на наше светило - всего в 3-4 раза меньше Марса.]

Ситуация, в которой планеты выстраиваются приблизительно в одну линию, называется парад планет. Пользуясь результатами расчетов из таблицы, оценим суммарное воздействие планет внутри орбиты Сатурна. Находясь на одной линии, эти планеты создают на Солнце гравитационное поле с напряженностью

g = gС + gЮ + gМарс + gЗ + gВ + gМ = (1,9 + 21 + 0,08 + 1,8 + 2,8 + 0,65) ∗ 10−8м/с2 = 28,2 ∗ 10−8 (м/с2).

Таким образом, напряженность гравитационного поля в момент выстраивания шести планет в одну линию увеличивает воздействие Юпитера более, чем на треть. [Впрочем, для упрощения дальнейших расчетов соединений планет влиянием Марса можно пренебречь, как и влиянием центра Галактики.]

Вычисление приливного воздействия гравитационно значимых планет на Солнце

Парады планет вычислять сложно, а вот противостояния - легко. Для определения формулы расчёта проделаем сначала мысленный эксперимент из обычной жизненной ситуации (эта замечательная логическая задача подсмотрена в сети - http://nebotan.com/matematika/zid327442.html ).
Пусть 2 бегуна бегают по кругу стадиона длиной C=400 м со скоростью V1=10 и V2=12 км/ч.
Через какое время T второй бегун догонит первого?
До момента повторной встречи первый бегун пробежит расстояние S1 = V1*T = 10T.
Второй за это время пробежит, соответственно, S2 = V2*T = 12T.
В то же время второй бегун пробежит полный круг и еще путь первого бегуна, т.е. S2 = C + V1*T = 0,4 + 10T.
Значит, 12T = 0,4 + 10T, откуда 12T - 10T = 0,4 => 2T = 0,4 => T = 0,2 ч = 12 мин.
Отсюда выводим формулу: T = C / (V21

Теперь вернёмся к нашей орбитальной задаче и представим, что 2 планеты вращаются по одной орбите с разной скоростью. Например, нужно вычислить время сближения Земли с Марсом T, имея скорость Земли VЗем=360° за 1 г и скорость Марса VМар=360° за 1,88 лет. Решаем по полученной формуле (здесь у нас Марс - первый более медленный бегун): T = C / (VЗемМар

Вычислим это по найдённой нами формуле для внутренней планеты 1 и внешней планеты 2: T = 1 / (1 / T1 - 1 / T2),.

1. Юпитер + Венера (21 + 2,8 = 23,8): T = 1 / (1/0,62 - 1/11,9) = 1 / (1,613 - 0,084) = 1/1,529 = 0,654 ~ 0,7 года
  2. Юпитер + Сатурн (21 + 1,9 = 22,9): T = 1 / (1/11,9 - 1/29,5) = 1 / (0,084 - 0,034) = 1/0,5 = 2 года
  3. Юпитер + Земля (21 + 1,8 = 22,8): T = 1 / (1/1 - 1/11,9) = 1 / (1 - 0,084) = 1/0,016 = 62,5 ~ 63 года
  4. Юпитер + Меркурий (21 + 0,7 = 21,7): T = 1 / (1/0,24 - 1/11,9) = 1 / (4,167 - 0,084) = 1/4,083 = 0,245 г. (т.е., с каждым витком Меркурия он встречается с Юпитером почти на том же месте орбиты - чуть-чуть дальше)

Видим, что эти соединения почти не наши своё отражение в ритмах Солнца - возможно, потому, что эти периоды близки к периодам обращения планет.

Теперь проверим периоды сближений для этих 4 планет (создающие напряженность поля 2,5-4,7) между собой (без Юпитера):

1. Венера + Сатурн (2,8 + 1,9 = 4,7): T = 1 / (1/0,62 - 1/29,5) = 1 / (1,613 - 0,034) = 1/1,579 = 0,633 - почти венерианский год
  2. Венера + Земля (2,8 + 1,8 = 4,6): T = 1 / (1/0,62 - 1/1) = 1 / (1,613 - 1) = 1/0,613 = 1,631 - почти марсианский год (1,9 л.)
  3. Сатурн + Земля (1,9 + 1,8 = 3,7): T = 1 / (1/1 - 1/29,5) = 1 / (1 - 0,034) = 1/0,966 = 1,035 - почти тот же земной год
  4. Венера + Меркурий (2,8 + 0,7 = 3,5): T = 1 / (1/0,24 - 1/0,62) = 1 / (4,167 - 1,613) = 1/2,554 = 0,392 ~ 0,4 г.
  5. Сатурн + Меркурий (1,9 + 0,7 = 2,6): T = 1 / (1/0,24 - 1/29,5) = 1 / (4,167 - 0,034) = 1/4,133 = 0,242 - почти тот же меркурианский год
  6. Земля + Меркурий (1,8 + 0,7 = 2,5): T = 1 / (1/0,24 - 1/1) = 1 / (4,167 - 1) = 1/3,167 = 0,316 ~ 0,3 г.

Следующий этап - для этих сближений вычислим периоды сближений с третьей планетой:

2 планеты / + третья Венера Сатурн Земля Меркурий
Юпитер + Венера x
Юпитер + Сатурн x
Юпитер + Земля x
Юпитер + Меркурий x

На самом деле, таких гравитационных воздействий на Солнце происходит больше ввиду того, что необязательно трём планетам выстраиваться строго по прямой, т.е., нужно учитывать влияние и "парадов планет". Поскольку они происходят не на одной прямой, а близко к ней, общее их приливное воздействие будет несколько меньше показанной суммы в формулк выше.

Для вычислений таких "средних парадов" (поскольку учитываться булдут не 4 или 6, а 5 гравитационно значимых планет) нужно задавать наложения синусоид, что несколько сложнее применяемой выше формулы.

Влияние парадов планет на активность Солнца

Как было сказаны, бывают так же гравитационно значимые планетарные конфигурации, называемые [в астрологии?] "парадами" планет:

Исторически засвидетельствованные парады планет и их вероятные геосоциальные последствия:

Влияние парадов планет на Земной шар

Три пирамиды Гизы и 3 планеты над ними (Венера, Меркурий, Сатурн)

Актинометрия и коронарные выбросы

Актинометрия - прикладной и междисциплинарный раздел гелиофизики, изучающий лучистую радиацию Солнца и Земли, их географическое распределение и влияние на народное хозяйство.

Во время коронального выброса из солнечной короны под действием магнитного поля выбрасывается до миллиарда тонн субатомных частиц — в основном электронов и протонов — со скоростью в миллионы километров в час. Частицы попадают в верхние слои атмосферы Земли и бомбардируют находящиеся там атомы. Ядра азота и кислорода расщепляются, образуя радиоактивный изотоп бериллия под названием бериллий-10, который затем выпадает с дождем на поверхность Земли. Когда частицы сталкиваются с аргоном, создается радиоактивный хлор-36, а при их взаимодействии с азотом синтезируется углерод-14.

Если речь идет о недавнем времени, ученые ищут эти изотопы в кольцах деревьев и судят по ним о солнечной активности. А чтобы узнать о процессах на Солнце в доисторические времена, они изучают ледяные керны.

Примерно за 9125 лет до 1950 года (около 7176 лет до н.э. - начало новокаменного века) на нашем светиле произошел самый мощный корональный выброс солнечной массы за последние 10 тысяч лет. Беспрецедентный корональный выброс массы, вопреки ожиданиям, произошел во время солнечного минимума, когда его активность была очень слаба.

Главная > Науки о природе > Астрономия ...