Бронзовый век Евразии

Эпоха первых государств до Троянской войны (3-2 тыс. до н.э.)
Главная > Общество > Археология > Древняя Евразия > Бронзовый век Евразии


Бронзовый век - один из 3-х веков общей археологической периодизации (каменный, бронзовый и железный века). Он следует за энеолитом (медно-каменным веком) и предшествует железному веку.

Период бронзового века (второе тысячелетие до нашей эры)

Рубежом, отделявшим медный век от бронзового века, был распад Балкано-Карпатской металлургической провинции (1-я половина IV тыс.)[1] и формирование ок. XXXV/XXXIII вв. Циркумпонтийской металлургической провинции.

В пределах Циркумпонтийской металлургической провинции, доминировавшей на протяжении раннего и среднего бронзового века, были открыты и начали эксплуатироваться меднорудные центры Южного Кавказа, Анатолии, Балкано-Карпатского региона, Эгейских островов. К западу от неё функционировали горно-металлургические центры Южных Альп, Иберийского полуострова, Британских островов, к югу и юго-востоку металлоносные культуры известны в Египте, Аравии, Иране и Афганистане, вплоть до Пакистана.

Это эпоха распространения бронзы - сплава меди и олова в соотношении 9:1. В сравнении с медью бронза плавится при более низкой температуре, дает меньше трещин при плавлении, и главное - орудия из нее более твердые и прочные, чем медные. Литье бронзовых орудий требовало редко встречающегося олова, что привело к развитию торговли оловом и распространению технических новинок и знаний.

В  Азии (Ближний и Средний Восток) бронзовый век совпадает с появлением цивилизации (III тыс. до н.э.), поэтому здесь это название практически не используется [и главным источником знаний является не археология, а письменные свидетельства древних государств?].

Бронзовый век в Евразии, продолжавшийся примерно с 3000 по 1000 годы до нашей эры, явился периодом серьезных культурных изменений. Однако специалисты до сих пор спорят о том, явились ли эти изменения результатом циркуляции идей или следствием человеческих миграций, в т.ч. потенциально содействующих распространению языков и определенных фенотипических признаков. В ходе исследований ученые все же пришли к выводу, что бронзовый век являлся динамичным периодом с крупномасштабными миграциями населения, в результате которых сформировались основные составляющие современной демографической структуры в Европе и в Азии. С генетической точки зрения, древние европейцы постмиграционного периода намного ближе к современным европейцам, чем люди, жившие до бронзового века.

История племён бронзового века частично восстанавливается не только археологически, но и из фольклорных и литературных источников древних обществ (предания, мифы, свидетельства историков, рассказы путешественников, отчеты разведчиков и чиновников, найденные в царских архивах...)

Главными историческими лицами в истории Евразии этого периода - индоевропрейские, семитские, кавказские и другие народы.


В 3000 г до н.э. [по другой версии - ранее] бронза появляется в Египте и Индии [откуда и какие культуры?]. Но, самое невероятное, то, что около этого же времени (3000 г. до н.э.) железные изделия появляются в Месопотамии, Египте и Малой Азии [Рано! Откуда - из Кавказа?].

Если древний Египет и ряд соседних культур северо-востока Африки (например, Нубия) сыграли важную роль в истории бронзового века, то на прочей территории Африки искусство обработки металла появилось значительно позднее. Несмотря на то, что в северную Африку проникали европейские культуры бронзового века (так, в Марокко обнаружены следы культуры колоколовидных кубков), металлургия проникает туда лишь во времена финикийской колонизации, около 1100 г. до н. э., а в центральной Африке металлургия появляется ещё позднее, во времена европейского Средневековья.


Бронзовый век на Индийском субконтиненте наступил в 34 веке до н.э, в эпоху зарождения Цивилизации долины реки Инд. Как показали археологические раскопки, жители Хараппы были знакомы с медью, бронзой, свинцом и оловом и разрабатывали новые методы их обработки и получения.

Промежуточное положение между индской и месопотамской занимала т. н. маргианская [протоиндоевропейская?] цивилизация.

Так, может быть, бронзу изобрели в Долине Инда или Маргиане (Средняя Азия), и оттуда она попала как в Китай, так и в Причерноморье?


В Европе бронза применялась во II тыс. до н.э. На бронзовый век приходится проникновение в Европу индоевропейских племён, которое положило конец многовековому развитию Старой Европы. Основные культуры бронзового века в Европе — унетицкая, погребальных полей, террамарская, лужицкая, белогрудовская. При этом, ранний бронзовый век в Восточной Европе изучен еще недостаточно, а поздний бронзовый век (культуры: древнеямная, срубная, абашевская, андроновская, катакомбная и др.) - это период формирования крупных этнокультурных общностей [в т.ч. праязыков индоевропейских языковых групп?] и миграций.


На Дальнем Востоке бронзовые предметы были обнаружены на месте раскопок Культуры Мацзяяо (3100-2700 гг. до н.э) [раньше Европы!], однако официально считается что бронзовый век Китая начался при династии Ся [когда?]. Культура Эрлитоу, династия Шан и культура Саньсиндуй использовали бронзовые ритуальные сосуды, инструменты сельского хозяйства и оружие.

В Бан Чанге (Таиланд) были обнаружены бронзовые артефакты датируемые 2100 г. до н. э. А в донгшонской культуре широко использовались бронзовые барабаны. Они производились приблизительно с 600-ых годов до н. э. и до третьего столетия до н. э. Эта культура располагалась в областях поблизости от Красной реки на севере Вьетнама, но барабаны были найдены и поперёк области, простирающейся из Индонезии к южному Китаю. [В Индокитае бронзовый век начался и закончился позже.]


В Америке тоже была известна бронза - она использовалась в Аргентине с 1000 г. дн н.э. до 1000 г. н.э. [Кто их познакомил? Почему именно там? Почему прекратили,] Ее знали и ацтеки. Но бронза в Новом Свете не играла такой большой роли, как в Старом. Первые находки изделий из мышьяковистой бронзы в Южной Америке относятся к культуре мочика (середина I тысячелетия н. э., северное Перу). Культуры тиуанако и уари выплавляли уже классическую оловянистую бронзу. Государство инков Тауантинсуйу уже может считаться цивилизацией развитого бронзового века. Единичные находки бронзовых предметов (возможно, южноамериканского происхождения) были сделаны на западе Мексики. В целом же термин «бронзовый век» к культурам Месоамерики не применяется (см. месоамериканская хронология).


Разделы страницы об эпохе бронзы:

Об этнических катаклизмах конца 2 тыс. до н.э. читайте страницу о Троянской войне.

И  читайте авторскую статью о миграциях культуры кубков, популяции R1b и колебаниях Каспия


Переписывание генетической карты Евразии в бронзовом веке

Главная идея исследований М. Аллентофта: степная культура раннебронзового века мигрировала на запад и север, и это движение породило культуры шнуровой керамики, которые скорее всего и были распространителями индоевропейских языков. Также выяснено, что афанасьевская культура Южной Сибири явно вышла из ямной – они почти идентичны по генетическому профилю. А вот культура Синташты, предковая для андроновской, отличается от ямной и вышла, скорее всего, из культур шнуровой керамики, а не была местного происхождения или пришлой с юга.

«Переписывание генетической карты» началось примерно 5000 лет назад, когда из степей на Кавказе представители ямной культуры мигрировали в Северную и Центральную Европу, а также в Западную Сибирь. В Северной Европе ямная культура смешалась [однако, генетическое исследование показало, что носители КШК являются на 3/4 потомками «ямников»] с культурой шнуровой керамики, известной также как культура боевых топоров [палеоевропейская доиндоевропейская?]. Генетически [?] она схожа с культурой современных европейцев, живущих к северу от Альп. Позже, примерно 4000 лет назад, синташитская культура, распространенная в степях Южного Зауралья и Урала, развивалась на Кавказе. Новое вооружение и колесницы этой культуры быстро распространились по всей Европе.

[R1b: ямники (=кентумники?) => шнуровики => синташты => андроновцы (пратохары?)]

Смешение между популяциями ближневосточного происхождения и восточно-европейских охотников-собирателей (EHG) началось еще в энеолите (5200-4000 до н.э.). Ямная культура из Самары и Калмыкии (5,3-4,7 тыс. лет назад), афанасьевская культура с Алтая (5,3-5,0 тыс. лет назад) и полтавкинская культура средней бронзы (4,9-4,7 тыс. лет назад ) довольно близки генетически, образуя кластер «степной бронзы». Во всех этих культурах доминирует Y-хромосомная гаплогруппа R1b. 48-58% их предкового генофонда составляет ближневосточный компонент, который отличается от генофонда ранних земледельцев Европы и Анатолии, зато похож на генофонд современных армян. А вот «анатолийско-европейского земледельческого» компонента в генофонде степных культур этого времени не обнаруживается.

Но затем в регионе Самары происходят изменения. И в популяции последующей срубной культуры поздней бронзы (3,9-3,6 тыс. лет назад) уже имелось около 17% предкового вклада от неолитических земледельцев Анатолии или первых европейских земледельцев. Этот предковый компонент обнаруживается даже к востоку от Урала, начиная, по крайней мере со времени синташтинской культуры (4,3-4,1 тыс. лет назад), что может отражать миграцию на восток из культуры шнуровой керамики Центральной Европы. Однако, тот факт, что срубная культура также имеет этот предковый компонент (ранних земледельцев Европы) указывает, что он мог прийти в степь и из более восточных мест, чем Центральная Европа.

Дополнительные свидетельства против миграций из Центральной Европы в степи дает Y-хромосома: изученные образцы срубной культуры несут только гаплогруппу R1a, некоторые из которых принадлежат к ее ветви R1a-Z93, которая обычна в Центральной/Южной Азии, но очень редка у современных европейцев и отсутствует во всех изученных к настоящему времени древних образцах Центральной Европы.

Область к востоку от Урала и далеко в Центральной Азии была колонизирована около 3,8 тыс. лет назад андроновской культурой, населявшей Казахстан, Западную Сибирь, западную часть Средней Азии и Южный Урал. Представители этой культуры были носителями европейского ДНК.

В конце бронзового века и в начале железного века народы Восточной Азии [кто же это был - за 1500 лет до гуннов и аваров?] прибыли в Центральную Азию [это вынудило через 2-3 столетия срубников-праскифов перейти Волгу, занять Причерноморье и вторгнуться в Закавказье?]. Здесь ученые наблюдают скорее «замещение генов», чем генетические примеси – европейские гены в этом регионе исчезают.

Культуры бронзы Евразии и Египта хронологически и территориально

Бронза как материал широко распространилась еще в эпоху энеолита, перехода от каменного века (неолита) к бронзовому веку. Энеолит занял, например, на Южном Кавказе, около двух тысячелетий, в интервале примерно от первой пол. VI до первой пол. и сер. IV тыс. до н.э. Тогда же на широкой территории распространяются земледелие и скотоводство, которые и по сей день являются основой существования человечества.

Самые важные процессы бронзового века (первая пол. IV – II тыс. до н.э.) – формирования первых цивилизаций. Если взять территорию нашей страны и рядом с ней, то с цивилизациями можно сравнить знаменитые майкопскую и кобанскую культуры Кавказа, синташтинскую культуру Южного Зауралья (хорошо «раскрученный» Аркаим и колесничные погребения), сейминско-турбинский межкультурный феномен, который распространился от Финляндии и Среднего Поволжья до Байкала и Монголии [и до Молдавии - фактическ, территория СССР без Средней Азии]. Цивилизации – это первые государства, города, храмы, письменность.

Колыбелью металлургии меди были Анатолия, Кавказ и Иран [в ареале бывшего "Медного царства"]. Но, например, олово (именно оловянистая медь во II тыс. до н.э. сменила мышьяковистую) поступало туда из каких-то других, соседних регионов.

Периодизация бронзового века (на основе Ближнего Востока)

В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н.э., но у различных культур они отличаются. Выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века.

В начале бронзового века зона культур с металлом охватывала не более 8—10 млн км², а к его концу их площадь возросла до 40—43 млн км². На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций.

Хронологическая шкала ближневосточного бронзового века

Обычно бронзовый век делится на ранний, средний и поздний. На Ближнем Востоке этим 3-м периодам соответствуют следующие датировки (даты очень приблизительные) [в то же время пишут, что там в это время была зона цивилизаций и термин бронзы якобы не в ходу]:

  1. РБВ — Ранний бронзовый век (3500—2000 / 3300-2100 лет до н. э.) [первые династии?]
  2. СБВ — Средний бронзовый век (2000—1600 / 2100-1550 лет до н. э.) [приход индоевропейцев на Балканы, в Анатолию и Кафиристан?]
  3. ПБВ — Поздний бронзовый век (1600—1200 / 1550-1200 лет до н. э.) [землетрясения и извержения на Крите]

Каждый главный период может быть разделён на более короткие подкатегории, например, РБВ I, РБВ II, СБВ IIa и т. д.

Можно предположить наличие пассионарных толчков, приведшие к сменам основных металлов и/или металлургических провинций (звёздочками помечены самые знаменательные события):

  1. -35* (-33?) - распад Балкано-Карпатской МП: конец медного и начало бронзового веков;
  2. -20 (-22?) [через 1300-1500 лет] - распад Циркумпонтийской МП: завоевание Хатти неситами (хеттами); конец раннего и начало среднего БВ;
  3. -16 (-15?) [через 400 лет] - извержения Санторина, захват Крита ахейцами; начало поздней бронзы?];
  4. -12* [через 400 лет] - Троянская война, нашествие народов моря, захват евреями Палестины; конец бронзы и начало железа.

Приблизительный общий интервал здесь - 400 или 800 лет. И в самом деле:

  1. -4* - карфагенские войны, Македонская империя, Римская империя;
  2. 1 - сарматское нашествие на зарубинецких славян, последних на балтов [и балтов на готов?];
  3. +4* - нашествие гуннов и варваров, крушение Римской империи и начало Средних веков;
  4. +8 - переселения булгар, образование Хазарского каганата, походы викингов, образование Руси, переселение мадьяр, печенегов и половцев;
  5. +12* - монгольские завоевания [и образование ВЛК?];
  6. +16* - открытие и завоевание Америки, появление колониальной системы, разгром Тимуром Орды, образование московского царства, завоевание Сибири;
  7. +20* - 2 мировые войны, крах колониальной системы.

Бронзовый век на Ближнем Востоке начался с Анатолии (современная Турция). Горы Анатолийского нагорья обладали богатыми залежами меди и олова. Также медь добывалась на Кипре, в Древнем Египте, Израиле, Армянское нагорье, Иране и вокруг Персидского залива. Медь обычно смешивалась с мышьяком, и всё же растущие потребности в регионе в олове привели к созданию торговых маршрутов, ведущих из Анатолии. Также морскими маршрутами медь импортировалась в Древний Египет и Древнее Междуречье.

Ранний бронзовый век характеризован урбанизацией и появлением городов-государств, а также появлением письменности (Урук, IV тысячелетие до н. э.).

В Среднем бронзовом веке произошла существенная расстановка сил в регионе, (амореи, хетты, хурриты, гиксосы и, возможно, израильтяне).

Поздний бронзовый век характеризован конкуренцией мощных государств региона и их вассалов (Древний Египет, Ассирия, Вавилония, хетты, митаннийцы). Обширные контакты были установлены с эгейской цивилизацией (ахейцы), в которой медь играла немаловажную роль.

Бронзовый век на Ближнем Востоке завершился историческим явлением, которое в среде профессионалов принято называть бронзовый коллапс (а в античности называли Троянской войной). Это явление отразилось на всём Восточном Средиземноморье и Ближнем востоке.

Железо появилось на Ближнем Востоке, а также в Анатолии, уже в Позднем бронзовом веке. Вступление в силу железного века ознаменовалось скорее политическими мотивами, чем прорывом в области металлургии. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D0%BA)

Состав археологических культур бронзы по эпохам

Синхронизация археологических культур энеолита и бронзового века

Хронологическое деление культур бронзового века:

Состав археологических культур бронзы по регионам

Территориальное деление культур бронзового века:

Ранний бронзовый век Евразии (3500-3000 или 3700-2600 лет до н.э.)

Археологические культуры Циркумпонтийской металлургической провинции

Рубежом, отделявшим медный век от бронзового века, был распад Балкано-Карпатской металлургической провинции (1-я половина IV тысячелетия до н.э.) и формирование около 35/33 веков Циркумпонтийской металлургической провинции. В пределах Циркумпонтийской металлургической провинции, доминировавшей на протяжении раннего и среднего бронзового века, были открыты и начали эксплуатироваться меднорудные центры Южного Кавказа, Анатолии, Балкано-Карпатского региона, Эгейских островов.

К западу от неё функционировали горно-металлургические центры Южных Альп, Иберийского полуострова, Британских островов, к югу и юго-востоку металлоносные культуры известны в Египте, Аравии, Иране и Афганистане, вплоть до Пакистана.

Место и время открытия способов получения бронзы достоверно неизвестно. Можно предположить, что бронза была одновременно открыта в нескольких местах. Например, самые пока ранние бронзовые изделия с примесями олова обнаружены в Ираке и Иране и датируются концом 4 тысячелетия до н. э. А содержащие примеси мышьяка изделия из бронзы производились в Анатолии и по обе стороны Кавказа в раннем 3 тысячелетии до н. э.

По другой точке зрения, Майкопская культура на Северном Кавказе — вероятное место изобретения бронзы, т.к., екоторые бронзовые изделия майкопской культуры датируются ещё серединой 4 тысячелетия до н. э. Хотя этот вопрос спорный и другие результаты анализов говорят о том, что те же самые Майкопские бронзовые изделия изготовлены в середине 3 тысячелетия до н. э.

С началом бронзового века оформились и начали активно взаимодействовать два блока человеческих сообществ Евразии.

Южнее центрального складчатого горного пояса (Саяно-Алтай — Памир и Тянь-Шань — Кавказ — Карпаты — Альпы) сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе с животноводством, здесь появились города, письменность, государства.

Севернее, в Евразийской степи сформировались воинственные общества подвижных скотоводов.

Ранняя бронза в Европе [3500-2200 гг. до н.э.]

Европейские культуры ранней бронзы:

Бронзовый век в Центральной Европе, стадия BA-1 по хронологии Рейнеке (II тыс. до Р.Х.)

Распространение археологических культур в Центральной Европе во время стадии BA1 по хронологии Рейнеке:

  • (1) поздний энеолит;
  • (2) культура колоколовидных кубков;
  • (3) гигантские кубки;
  • (4) унетицкая культура;
  • (5) адлербергская культура;
  • (6) ранняя бронза Северных Альп: (6a) группа Верхнего Рейна, (6b) группы Зинген-Некар-Рис-Лех;
  • (7) штраубингская культура;
  • (8) унтервёльблингская культура;
  • (9) ранний бронзовый век Юго-Восточных Альп;
  • (10) визельбургская культура;
  • (11) культура Нитра;
  • (12) культура Кишапоштаг;
  • (13) культура Надьрев;
  • (14) культура Перьямош;
  • (15) оттоманская культура;
  • (16) хатванская культура;
  • (17) коштянская культура;
  • (18) мержановицкая культура: (18a) южная зона, (18b) северная зона;
  • (19) группа Добре;
  • (20) группа Плония (Буххольц).

Новосвободненско-майкопская культурная общность (3700?-3000 л. до н.э.)

Майкопцы и их предшественники новосвободненцы - строители западно-кавазских дольменов [т.е., дольменная культура входит в эту общность?]. Большинство археологов выделяют на Северном Кавказе единственную майкопскую культуру с двумя этапами развития, сформированную выходцами из Передней Азии в 3700-3600 годах до н. э.

Однако, полиморфизмы, обнаруженные в митохондриальном геноме древнего представителя новосвободненской культуры возрастом более 5500 лет, позволили отнести исследуемый образец к митохондриальной гаплогруппе V7, имеющую связь с культурой воронковидных кубков, распространённой в Центральной Европе.

Считается, что предковая гаплогруппа V появилась 17 000 лет назад на холмах Кантабрии в северо-западной Испании. Сейчас она достигает максимальной частоты в северной Скандинавии (40% саами), северной Испании, Нидерландах (8%), Сардинии, хорватских островах и странах Магриба. К ней принадлежит 4 % европейцев.

Возможно, распространение митохондриальной популяции V шло двумя путями из Пиренеев: 1) на север вдоль побережья до Дании, 2) на восток по островам до Апеннин и, возможно, далее и 3) на юг в Северную Африку. В одном из последних рукавов, вероятно,и возник субклад V7.

Дольменная культура Западного Кавказа (2800-1300 л. до н.э.)

Дольменная культура Западного Кавказа – археологическая культура среднего бронзового века в горах Западного Кавказа (2900/2800 – 1400/1300 л. до н. э.). Ареал охватывает лесистые горные территории по обе стороны от Главного Кавказского хребта — на севере до Таманского полуострова, на востоке до бассейна реки Лаба ["лабские дольмены"], а по западному побережью Черного моря захватывает на юге всё протяжение Абхазии.

Культура дольменов соседствовала с северокавказской культурой на востоке, с ямной и новотиторовской, а затем катакомбными на севере, с беденской и затем триалетской на юге.

Ей предшествовали майкопская и новосвободненская культуры, а после нее на этой территории существовала колхидская культура, родственная кобанской [картвелы?].

Средний бронзовый век Евразии (3 тыс. до н.э.)

В среднем бронзовом веке (26/25—20/19 века до н. э.) территория распространения металла значительно расширилась на север. Циркумпонтийская металлургическая провинция в основном сохраняет свою структуру и продолжает являться центральной системой производящих металлургических очагов Евразии.

Ключевыми процессами средней бронзы в Евразии является обширное расселение индоевропейских культур 3 тыс. до н.э.

Ключевые события в истории Европы III тыс. до н.э:

Дивергенция археологических культур Европы в 3-м тыс. до н.э. (начиная с предшественников в 4-м):

             Культура воронковидных кубков (КВК) {4000-2700 гг. до н.э.}
                      /                                   \
Культура шаровидных амфор (КША) {3400-2350}    Культура шнуровой керамики (КШК), или боевых топоров (КБТ) {3200-1800}
                  |                                               /?                               \
     Кубано-терская культура (КТК)       Культура колоколовидных кубков (ККК) {2600-2200}    Среднеднепровская + Фатьяновская {2200-1500}

Культура колоколовидных кубков (2600 - 2200 лет до н.э.)

Виды колоколовидных кубков

Культура колоколовидных кубков - археологическая культура [всей] эпохи энеолита (3 — начала 2-го тысячелетия до н. э.), широко распространенная на территории Южной и Центральной Европы, а также Великобритании. Названа по характерной форме сосудов в виде перевернутого колокола.

Археологический культурный комплекс колоковидных кубков (ККК) - одна из самых широко представленных в Европе культурных традиций позднего неолитабронзового века. Она появляется в 2750 до н.э. на Иберийском полуострове и быстро распространяется по Западной и Центральной Европе, исчезает в 2200-1800 до н.э. ККК определяют по набору предметов в захоронениях, среди которых керамические горшки колоковидной формы, медные ножи, наконечники и др.

Известна в основном по погребениям: в гротах (на юге), каменных ящиках, простых ямах, иногда в курганах; обряд — главным образом трупоположение, реже — трупосожжение. Инвентарь: глиняные сосуды, медные кинжалы, наконечники стрел из кремня и обсидиана, каменные, костяные и янтарные пуговицы и др. Выделяется ряд локальных групп К. к. к. Для среднеевропейской группы характерно занятие населения скотоводством, охотой, собирательством. Были известны литьё металла и ткачество. В некоторых случаях отмечены признаки земледелия.

Культурная традиция колоковидных кубков (одна из самых широко распространенных культур в позднем неолите/бронзовом веке), по-видимому, распространялась по Европе двумя способами – как передачей культурных навыков, так и миграциями населения. На Британские острова "Люди кубков" передвигались очень маленькими группами или поодиночке. Это никакая не великая орда, севшая в лодки. Это был очень долгий, затяжной процесс миграции.

Культура колоколовидных кубков (англ. Bell Beaker Culture - BBC), или, сокращенно, ККК - археологическая культура [зародившаяся с] эпохи энеолита (3 — нач. 2 тыс. до н.э.), широко распространенная на территории Южной и Центральной Европы, а также на Британских островах. Названа по характерной форме сосудов в виде перевернутого колокола. Известна в основном по погребениям: в гротах (на юге), каменных ящиках, простых ямах, иногда в курганах; обряд — главным образом трупоположение [КАКОЕ?], реже — трупосожжение. Инвентарь: глиняные сосуды, медные кинжалы, наконечники стрел из кремня и обсидиана, каменные, костяные и янтарные пуговицы и др. Выделяется ряд локальных групп культуры колоколовидных кубков. Для среднеевропейской группы характерно занятие населения скотоводством, охотой, собирательством. Были известны литьё металла и ткачество. В некоторых случаях отмечены признаки земледелия.

Антопология и генетика народа кубков

Антропологи описывают «народ кубков» как резко отличающийся от предшествующего населения Западной Европы. Это высокие с мощным костяком широколицые брахицефалы. Жоселин Десидери исследовала преемственность по строению зубов и нашла, что только в Северной Испании и Чехии люди ККК имеют местные корни, а в остальных местах (Франция, Швейцария, Венгрия) преемственности нет.

Имеются предположения о связи носителей группы R1b со строителями мегалитов, культурой колоколовидных кубков и палеоевропейцами, которые изучены и интегрированы автором в его исследовании. Возможно, причиной миграций этих популяций служили периодические колебания увлажненности степей Приуралья и Южной Сибири, совпадающие также с колебаниями уровня Каспийского моря.

Генетики заметили, что с ККК связана Y-гаплогруппа R1b-M269 с пиком ее частоты в области басков. Что до митохондриальной гаплогруппы, то здесь аналогичную роль играет гаплогруппа H (ее носители — до 40% всех женских образцов из ККК). Возникнув на Востоке ок. 28 – 23 тыс. лет назад, эта группа маркирует вторжение в Европу ок. 20 тыс. лет назад и экспансию популяций из Иберии, начавшуюся 15 тыс. лет назад. Однако большое исследование Роосталю/Roostalu и др. показало, что всё это касается лишь Ближнего Востока, Кавказа и Юго-Восточной Европы. Распространение дальше на запад произошло позже, с Южного Кавказа, и связывается с феноменом ККК. Разнообразие митохондриальных групп (W, I1a1, K1, T1, T1a, T2, U2, U4, U5, H, H4, H5) говорит о том, что прибывшие мужчины либо повсеместно женились на местных женщинах , либо брали себе жен из разных местностей.

Язык бикеров

Существует несколько точек зрения на языковые связи культуры колоколовидных кубков. Культура колоколовидных кубков часто рассматривается как ранняя индоевропейская, в частности, как предковая для прото-кельтов и прото-италийцев. Впрочем, Бодмер (1992) предположил, что кельтские популяции Британии связаны с европейской колонизацией времён палеолита, а не более поздней экспансией кельтской культуры в 1-м тысячелетии до н. э.

Одна интересная теория связывает народ культуры колоколовидных кубков с распространением кельтских языков. Несмотря на то, что, по мнению большинства специалистов, кельтские языки распространились на несколько тысяч лет позже, резкие изменения в количестве и структуре населения не могли не сопровождаться и изменением языка. [Возможно, это была одна из первых ветвей кельтов. ]

Происхождение и распространение ККК

Ареалы Культуры колоколовидных кубков в Европе

Зародившись в Испании [там - самые ранние находки], эта культура широко распространилась в Западной и Центральной Европе (по мнению некоторых ученых, благодаря металлургам, распространявшим свои изделия). На новых местах общеевропейский тип керамики сопровождается и особыми местными типами сосудов. На востоке наблюдается частичное смешение ККК с т. н. культурой шнуровой керамики (англ. Corded Ware). Передвижение скотоводческих племен - носителей ККК было вызвано, по-видимому, ростом населения, увеличением количества скота и поисками новых пастбищ. Такого рода передвижения являются типичными для начавшегося в III-II тысячелетиях до н. э. крупного расселения скотоводческих племен юга, положивших начало складыванию индоевропейских народов.

Вопрос о происхождении К. к. к. остаётся спорным. Большинство учёных считает местом её возникновения Пиренейский полуостров, есть и др. точки зрения, связывающие её происхождение со всем Западным Средиземноморьем, Северной Африкой, Восточным Средиземноморьем; некоторые исследователи усматривают связь К. к. к. с предшествующей ей в Европе культурой шнуровой керамики.

По данным масштабного исследования (был проведен анализ ДНК геномов 400 древних останков по всей Европе), опубликованным в журнале Nature, прибывшие 4500 лет назад на Британские острова чужеземцы, известные историкам и археологам как "люди кубков" [бикеры? - но разве это были не носители КВК?], всего за несколько сотен лет заменили 90% британского генофонда. Это означает, что современные британцы генетически имеют мало общего с людьми, построившими Стоунхендж - предыдущими, неолитическими жителями Британского архипелага [носителями культуры воронковидных кубков?].

Прибывшие на Британские острова чужеземцы принесли гены кочевых племен из Причерноморско-Каспийской степи, простирающейся от северного побережья Черного моря на восток до Каспийского, от Украины до Казахстана. Эти кочевники времен неолита перемещались на запад, сильно смешиваясь с популяциями в Европе. В эпоху миграции "людей кубков" на территории Британии впервые появился восточный генетический след.

"Люди кубков" обустраивали свои сообщества совершенно иначе, чем британцы времен неолита. Сооружение массивных каменных памятников, требующее сотни людей, было чуждым занятием для прибывших кочевиков, в то время как для местного населения это являлось совершено естественным. "Люди кубков" предпочитали хоронить своих знатных покойников в более скромных погребальных холмах округлой формы. Они также ассоциируются с приходом на Британские острова первых технологий обработки металла. Эти люди вывели Британию из каменного века - ведь неолитические британцы сами изолировали себя от континентальной Европы. И теперь, после тысячелетней изоляции, Британия снова становится единым целым с континентальной Европой, большая часть которой к тому моменту давно вышла из каменного века.

В Британии после того, как в 3500 - 3600 годах до нашей эры был достигнут пик численности населения, оно начало постепенно сокращаться и оставалось на достаточно низком уровне вплоть до 2500 года до н. э., когда оно снова начало расти. В 2500 году до н. э. популяция очень низка, и именно в это время, кажется, появляются "люди кубков". Причины, по которым сокращалось население, вероятно, были очень сложны, но можно утверждать, что изменение климата привело к переменам в сельском хозяйстве. По одной из гипотез, фермеры эпохи неолита чрезмерно эксплуатировали землю, что привело к снижению урожаев. По другой версии, в сокращении населения могла быть повинна чума, которую принесли с собой переселенцы.

Происхождение культуры колоколовидных кубков из культуры шнуровой керамики (версия)
Совместное существование культур шнуровой керамики и колоколовидных кубков

Культура шнуровой керамики или боевых топоров последней четверти III — первой четверти II тыс. до н. э. накинула громадный этнический индоевропейский полог на северо-восток и север Европы [Скандинавия и Русский Север], сыгравший в дальнейшем определяющую роль в сложении балтской общности континента и явившийся важной составляющей в сложении славянской и германской общностей Европы [все они относятся к североевропейской группе индоевропейцев].

В то же время на судьбе Западной Европы культура шнуровой керамики отразилась не непосредственно, а трансформировавшись в центре Европы в новую, производную от себя археологическую культуру колоколовидных кубков.

Родившись на центральноевропейской почве, новая культура отличалась от культуры шнуровой керамики большим изяществом и разнообразием форм сосудов и изделий из металла и камня, хотя природная глубинная сущность обеих культур оставалась общей и выражалась в высокой подвижности все тех же воинственных общин индоевропейских пастухов, по-прежнему гнавших на крайний запад Европы поймами рек огромные стада крупного и мелкого рогатого скота и табуны лошадей. Привычка, а скорее необходимость, к постоянной перемене мест из-за обилия скота и вечной потребности в зеленом растительном корме вынуждала создателей колоколовидных кубков совершать громадные переходы, если и не ежедневно, как в степных районах Евразии, то по крайней мере еженедельно или ежемесячно. Это придавало культуре те динамику и энергию, которые и позволили совершить продвижение вплоть до крайнего запада континента части третьей большой волны индоевропейских завоевателей, зародившейся в лесостепной и лесной полосах России в последней четверти III тыс. до н. э.

Сложилась культура колоколовидных кубков в верховьях рек Вислы (район Кракова), Одера (выше Вроцлава), Эльбы (от Праги до Берлина) и Дуная (от Будапешта до истока в горах Северных Альп). Именно в долинах верховий перечисленных рек произошла трансформация восточноевропейской и североевропейской лесной культуры шнуровой керамики в восточную группу уже исключительно центрально- и западноевропейской культуры колоколовидных кубков, послужившую основой для дальнейшего движения воинственных всадников-пастухов на запад континента. При этом шнуровой орнамент и основы форм керамики, домостроения, хозяйства и погребальных обрядов остались практически неизменны и были донесены индоевропейцами вплоть до Британского архипелага.

Верховья рек Дунай, Рейн и Рона практически смыкаются, что позволило без особых на то усилий пастушеским общинам центра Европы переместиться в долины Рейна и Роны, в дальнейшем выйти к теплым водам Французской Ривьеры и далее — на Пиренейский полуостров и острова Сардинию и Сицилию. Рейнская группа индоевропейских кочевников принялась не только за освоение долины Рейна и его притоков, но и проникла к югу от Альп в долину реки По, на север Апеннинского полуострова.

Впрочем, вскоре вновь освоенные долины западноевропейских рек перестали полностью удовлетворять энергичных воинственных пришельцев, и они продвинулись на полуостров Бретань на западе Франции и почти одновременно из устья Рейна и с атлантического побережья Франции совершили крупные морские вторжения на острова Британского архипелага. Продолжалось активное освоение Пиренейского полуострова, и происходили высадки отрядов носителей культуры колоколовидных кубков на острова Сардиния и Сицилия.

Молниеносный натиск и превосходство в медном вооружении всадников, создавших колоколовидные кубки, украшенные все тем же знаменитым оттиском шнура, привели в упадок мегалитические культуры индоевропейцев запада континента, возводивших начиная с середины IV тыс. до н. э. потрясающие сознание каменные ансамбли. Причем вес отдельных плит достигал 50 тонн и более. В первой четверти II тыс. до н. э. угасла мегалитическая культура Сены — Уазы — Марны на севере Франции.

В Британии не лучшие времена переживала культура Уиндмилл-Хилл, ей было трудно противостоять агрессии воинственных и подвижных собратьев. Вскоре ее городища и поселения заняли пришедшие с континента носители культуры колоколовидных кубков. Вместе с культурой Уиндмилл-Хилл угасла ещё одна древняя британская культура — Питерборо, её памятники также оказались перекрыты поселениями носителей культуры колоколовидных кубков. При этом индоевропейская экспансия рубежа III–II тыс. до н. э. коснулась не только земель Англии и Ирландии, но и Шотландии и даже расположенных к северу от нее Оркнейских островов. Здесь на рубеже указанных тысячелетий сложилась новая культура Райнио-Клектон, родственная культурам шнуровой керамики и колоколовидных кубков. Пришельцы строили на островах Британского архипелага круглые и прямоугольные жилища, немного углубленные в землю. Стены возводились из плетня с обмазкой глиной. Стадо состояло из крупного рогатого скота и овец, что традиционно для Британии. Над погребениями согласно стойкой степной индоевропейской традиции насыпали круглые курганы. Очерченный уклад касался не только носителей культуры колоколовидных кубков на островах Британского архипелага, но и всей территории центра и запада Европы, занятой представителями данной культуры.

Мало-помалу, с течением десятилетий и веков, последствия нового нашествия индоевропейских кочевников на Европу улеглись, и недавние степняки принялись основательно обживаться в среде этнически родственных предшественников, формы жизни и хозяйства пришельцев приобретали всё более оседлый характер.

Потомки ККК

Судьбы К. к. к. на разных территориях были различны, многие группы её сыграли значительную роль в образовании культур раннего бронзового века Центральной и Южной Европы.

Культура колоколовидных кубков дала начало многим последующим культурам бронзового века, в частности, унетицкой культуре (Центральная Европа, около 2300 до н. э.), и культурам Скандинавии и севера Германии и Польши, известными под общим названием Северный бронзовый век, около 1800 до н. э. Автор курганной теории М. Гимбутас вслед за некоторыми другими учеными считает, что культуры унетицкая, курганная и полей погребений (2200-700 года до н.э.) возникли как результат развития одного и того же центральноевропейского (кельто-итало-иллирийского [откуда вышли и тохары?]) населения и отражают лишь хронологические этапы (стадии) этого развития.

 Колоколовидных кубков         Боевых топоров
             |__________________________|__
                       |                   |  
                  Унетицкая           Тшинецкая      
                       |___________________|
                       |                   |
               Курганных погребений     Лужицкая
                       |                   |       
             Погребальных урн         Поморская 
               ________|_________          |                      
              |                  |    Пшеворская         
           Вилланова   Гальштатская                                     
                                 |                                   
                         Латенская

Сетевые ресурсы о ККК

Фатьяновская культура (2200-1500 гг. до н.э., Волго-Окское междуречье)

Памятники эпохи бронзы, охватывающей в Волго-Окском междуречье время от рубежа 3-2-го до самого нач. 1-го тыс. до н.э. и совпадающей в основном с суббореальным климатическим периодом, более теплым и сухим, чем современный, представлены на территории Владимирской обл. поселениями и могильниками (грунтовыми и курганными) нескольких археологических к-р: фатьяновской, поздняковской, абашевской, ранней сетчатой керамики. Эти памятники располагаются либо в тех же топографических условиях, что и неолитические, либо на более высоких террасах, а иногда – и на коренных берегах рек. Фатьяновская к-ра занимала преимущественно западные районы Волго-Окского междуречья и Ярославско-Костромское Поволжье.

Со времени появления в Волго-Окском междуречье одной из групп этих племен, племен фатьяновской к-ры, здесь принято начинать новую эпоху по археологической периодизации – эпоху бронзы или бронзовый век. Эпоха бронзы в Волго-Окском междуречье характеризуется появлением здесь не только фатьяновских, но и других пришлых племен иного происхождения, сложными взаимодействиями их с местным населением, сохранившим еще неолитические традиции, и друг с другом, сложением на этой основе новых этнических общностей и групп (Бадер О.Н. 1970). В плане развития экономики этот период был временем не только знакомства с медью и бронзой, но и распространения на Владимирщине земледелия и животноводства, навыки которых были принесены сюда извне.

Происхождение и распространение фатьяновцев

Фатьяновская археологическая культура «боевых топоров» бронзового века, названа так по деревне Фатьяново Ярославской области. Была распространена в центральной России (Ивановская, Ярославская, Костромская, Московская области). В кон. 3-го – нач. 2-го тыс. до н.э. в лесной зоне Восточной Европы появились близкие по материальной культуре, обычаям, хозяйственному укладу и антропологическому типу племена, которые археологи объединяют в группу племен или к-р шнуровой керамики и боевых топоров. На этой территории, они были, безусловно, пришлым (Брюсов А.Я. 1961). Племена шнуровой керамики и культуры Боевых топоров уже давно освоили животноводство и земледелие, которые стали основой их хозяйства, достигли высокого совершенства в обработке камня, знали выплавку меди и бронзы, из которых изготовляли некоторые орудия труда, оружие, украшения.

Представляет собой локальный вариант культуры боевых топоров. Широколицесть и долихокрания - сочетание признаков, весьма характерное для населения культуры боевых топоров и для погребений в каменных курганах с ящиками на территории Прибалтики, а также для населения ладожского неолита и фатьяновской культуры, которое, по-видимому, генетически увязывается с Прибалтикой.

Фатьяновцы c запада вторгаются на Русскую равнину в 1800 г. до н. э. с территории Висло-Рейнского междуречья и Литвы. К этому времени здесь жили поздненеолитические племена белевской и волосовской культур. Пришельцы имели жестокие столкновения с аборигенами. Так на могильнике Николо-Перевоз (Московская обл.) найдены погребения фатьяновских воинов, убитых волосовскими стрелами, есть также могилы воинов, причиной смерти которых стал пролом черепа тяжелым тупым предметом (боевыми топорами). В научной литературе остается дискуссионным вопрос о том, заимствовали ли культуру друг друга волосовцы и фатьяновцы. Распространилась из региона рек Висла и Рейн. Продвигаясь из верховьев Вислы, Рейна и Днепра на восток, эти племена распространились на огромной территории. Фатьяновцы заняли территорию, включавшую современные Ивановскую, Ярославскую, Тверскую, Костромскую, Нижегородскую, Владимирскую, Рязанскую, Тульскую, Орловскую, Калужскую, Смоленскую, Московскую и, позднее, Новгородскую области. В фатьяновской культуре выделяют локальные варианты: московско-клязминский, верхневолжский и средневолжский, или балановский, который выделяется в самостоятельную балановскую культуру.

Антропологический и генетический тип фатьяновцев

Антропологический тип фатьяновцев по одной версии был нордический — с длинной и высокой головой, среднешироким, средневысоким и резко профилированным лицом и высоким ростом, а по другим относился к средиземноморской расе. Антропологический тип фатьяновцев средиземноморский - с высоким крутым лбом, массивным, красивым черепом, тонким, часто с небольшой горбинкой носом, широким подбородком. Фатьяновцы были относительно широколицы: если у богемских шнуровиков ширина лица составляла ок.130 мм, то у фатьяновцев - от 133 до 138 мм. Средиземноморская раса (англ. Mediterraneans) - разновидность европеоидной расы. Характеризуется невысоким ростом, миндалевидными тёмными глазами, смуглой кожей, большим носом, узкими губами и долихокефалией (долихокрания, длинноголовость). Метрически близка нордической расе. Восточная разновидность средиземноморской расы называется понтийской расой. Большую часть населения Пиренейского полуострова, юго-западной Франции, южной и центральной Италии, Израиля, южной Греции, островов Средиземного моря, а также Северной Африки относят к средиземноморской расе. Представителями средиземноморской расы являлись шумеры, а также носители капсийской и фатьяновскй культуры, а также минойской цивилизации острова Крит.

Согласно генетическим исследованиям, представители фатьяновской культуры являлись носителями гаплогруппы R1a, что говорит об их генетическом родстве с современными славянскими народами.

Сравнительный анализ краниологического материала показывает, что резко долихокранные (длинноголовость, долихокефалия) племена культуры боевых топоров и шнуровой керамики Восточной, Юго-Восточной Прибалтики и фатьяновцев Волго-Окского междуречья, появившихся на этих территориях в начале II тыс. до н.э., можно рассматривать как протобалтские, связанные общностью происхождения. Антропологический тип протобалтских племен обнаруживает большое сходство с резко долихокранными и относительно широколицыми европеоидными племенами мезолита и раннего неолита (VIII - VI тыс. до н.э.) северных областей Средней и прилегающих районов Восточной Европы (Звейники, Васильевка 1, Васильевка П, Гросс-Тинц, Боттендорф, культура воронковидных кубков Польши, среднестоговская культура Украины). По антропологинеским данным, фатьяновцы являлись северными европеоидами, по-видимому протобалтами (т.е. были очень далекими предками совремнных литовцев и латышей).

Особенности материальной и духовной культуры фатьяновцев

Они находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, у них начала выделяться сильная родо-племенная верхушка.

В племенах фатьяновской культуры господствовал патриархально-родовой общественный строй. Фатьяновцы исповедовали культ предков, медвежий и солярный культы.

Поселения. Отсутствие фатьяновских поселений - одна из загадок археологии. Находки на ряде стоянок волосовской культуры фрагментов керамики и вещей фатьяновцев позволили исследователям предположить, что пришлые скотоводы могли занять покинутые местным населением поселки. Однако таких поселений, по сравнению с более чем 200 известных могильников фатьяновской культуры, очень немного. Именно благодаря раскопкам найденных при случайных обстоятельствах могильников мы можем судить о хозяйстве, социальном устройстве и духовном мире первых скотоводческих племен Владимирской земли. Фатьяновцы строили укрепленные поселения c полуземляночными жилищами по берегам рек, укрепляя их рвами и валами. Однако в научной литературе бытует убеждение, что не существует достоверных свидетельств, что у фатьяновцев были поселения из чего делается вывод, что они вели кочевой образ жизни.

Хозяйство. Основным занятием населения было скотоводство (свинья, овцы, коза, корова и лошадь). Помощником человека в хозяйстве была собака лайка. Большое значение играли также охота, рыболовство, собирательство. Вспомогательную роль играло подсечно-огневое земледелие (пшеница, ячмень), на что указывают находки костяных и каменных мотыг. Впрочем, существование земледелия у фатьяновцев не считается строго доказанным. Известны были им и двухколесные повозки (телеги). Находки глиняных ложек позволили сделать одним ученым сделать вывод, что фатьяновцы ели отварную пищу, а другим, что эти ложки использовались в цветной металлургии. Особой популярностью пользовался мёд. Была развита металлургия меди.

Орудия труда. Среди находок фатьяновской культуры преобладают каменные сверленые топоры, отличающиеся многообразием форм. Сверленые булавы встречаются редко. По мнению археологов, каменные булавы служили не только боевым оружием, но и символом власти, и, вероятно, появились у фатьяновских племен под влиянием соседних культур Юга.

Керамика. Шаровидные сосуды орнаментированы нарезным и штампованным узором, на донцах - солярные знаки.

Погребения. Фатьяновские могильники, как правило, представляют собой родовые кладбища с различным количеством погребений (от 1 до 125). Все они бескурганны, поэтому обнаружить их очень трудно. Открывают их почти исключительно случайно при земляных работах, рытье колодцев, канав и т.д. Известны как грунтовые могильники этой к-ры, так и (реже) места поселений. Фатьяновские могильники, как правило, невелики по количеству погребений, содержат остатки трупоположений в скорченном положении, на левом или на правом боку, с различной ориентировкой. Глубина могильных ям достигает 1.5-2.0 м. Погребения сопровождаются сосудами, боевыми и рабочими топорами, ножами, другими предметами из камня, рога, кости, иногда – металла. Фатьяновцы хоронили умерших в грунтовых могильниках в скорченном положении в специальных сооружениях (из дерева, берёсты, прутьев), мужчин - на правом боку, головой на запад, женщин - на левом, головой на восток. Фатьяновцев хоронили на родовых кладбищах, располагавшихся обычно на возвышенностях; при этом могилы старейшин выделяются размерами и богатством инвентаря. Покойника оборачивали шкурой или берестой и клали в прямоугольную яму с погребальным сооружением из деревянных плах, либо досок, луба, бересты, плетенки и т. д. Сверху его покрывали легким настилом; кургана или какого-нибудь другого заметного сооружения сверху не делали. Хоронили всегда в скорченном положении, при этом мужчин как правило на правом боку головой на запад, Ю-З или С-З, а женщин на левом боку головой на восток, Ю-В или С-В. Иногда покойника присыпали красной краской. Остатки кострищ в погребениях и отдельные угли, часто находимые около черепа и ног, возможно указывают на культ огня. Фатьяновские могильники обычно невелики по количеству погребений (около 25). Практически все погребенные лежали в скорченном положении, причем умерших мужчин размещали в могилах, в основном, на правом боку и головой - в западном направлении, тогда как женщин - головой на восток и на левом боку. Основные находки в погребениях - кремневые ножи и глиняные шаровидные сосуды. Вместе с мужчинами почти в каждой могильной яме находился каменный боевой топор. Медные топоры находят лишь в так называемых «захоронениях вождей», погребениях мужчин 60-70 лет, с большим количеством вещей. Для женских захоронений характерны медные браслеты, перстни, привески из зубов и костей животных, бусы из речных раковин и иногда даже из янтаря. Судя по находкам костей животных, фатьяновцы разводили свиней и овец (кости крупного рогатого скота среди находок отсутствуют). Среди погребений человека обнаружены редкие ритуальные захоронения животных: медведей, собак.

Одной из особенностей фатьяновской культуры называют захоронение животных, особенно медведей. Отсюда можно сделать вывод о наличии медвежьего культа. В могилу клали весь необходимый для жизни инвентарь: шаровидные сосуды видимо с пищей, рабочие и боевые сверленные каменные топоры (длинной до 13 см., а также топоры из меди и бронзы), кремневые ножи, наконечники стрел, украшения из зубов медведя (а также кабана, волка, рыси и лисицы) и янтаря, наконец куски мяса, на которые указывают находки костей.

Закат фатьяновской культуры

Во 2-й половине 2-го тыс. до н.э. на территории современной Воронежской области, Марий Эл, Чувашии и Башкирии (в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале) распространились племена абашевской культуры, которые, принадлежа к культуре шнуровой керамики и обнаруживая родственные связи со среднеднепровской культурой, следует отнести также к славянам. Фатьяновские племена окончательно поглощены наступавшими абашевскими племенами. Окончательную точку в истории фатьяновцев ставит дьяковская культура. Ученые полагают, что в середине II тыс. до н.э. эта культура прекратила свое существование в результате военного поражения фатьяновцев от пришлых, а возможно и местных (волосовских) племен. Часть населения была уничтожена или ассимилирована, а часть переселилась, вероятно, на Среднюю Волгу (территория современной Чувашии), где в течение всего II тыс. до н.э. проживали родственные фатьяновские племена балановской культуры. Западные популяции фатьяновской культуры породили начало балтским культурам железного века: днепро-двинской и юхновской культурам, а восточные растворились среди местного финно-угорского населения или даже были ими истреблены.

Поздний бронзовый век Евразии (2 тыс. до н.э.)

Металлургические провинции позднего бронзового века

Началом позднего бронзового века является распад Циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже 3 и 2 тысячелетий и формирование целой цепи новых металлургических провинций, в разной степени отразивших важнейшие черты горно-металлургического производства, практиковавшиеся в центральных очагах Циркумпонтийской металлургической провинции:

  1. Среди металлургических провинций позднего бронзового века наиболее крупной была Евразийская степная металлургическая провинция (до 8 млн км²), наследовавшая традиции Циркумпонтийской металлургической провинции.
  2. К ней с юга примыкала малая по площади, но отличающаяся особым богатством и разнообразием форм изделий, а также характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция и Ирано-Афганская металлургическая провинция.
  3. От Саяно-Алтая до Индокитая распространились производящие центры сложной по характеру формирования Восточно-Азиатской металлургической провинции.
  4. Разнообразные формы высококачественных изделий Европейской металлургической провинции, простиравшейся от Северных Балкан до Атлантического побережья Европы, сосредоточены преимущественно в богатых и многочисленных кладах.
  5. С юга к ней примыкала Средиземноморская металлургическая провинция, существенно отличавшаяся от Европейской металлургической провинции производственными приемами и формами изделий.

Кровавая смена культур на грани 3-2 тыс. до н.э. (III волна индоевропейской экспансии)

Период бронзового века (второе тысячелетие до нашей эры)

К  рубежу III и II тыс. до н. э. земли Среднедунайской низменности были уже достаточно давно заняты и освоены индоевропейцами, создателями баденской и родственных ей культур, надежно оградившими свои владения от вторжений следующих за ними кочевников расположенными на труднодоступных холмах укреплениями еще во второй четверти III тыс. до н. э. В то же время Западная Европа не имела развитой системы обороны, и именно она явилась объектом дальнейшей экспансии III волны индоевропейского нашествия, катившегося по континенту.

Конец 3-го тысячелетия до нашей эры отмечен этническими перемещениями, сопровождаемыми дикими разрушениями и вырезанием населения, часто родственного. Кочевники на колесницах завоёвывают древние государства. Начало этому положили индоевропейцы (возможно, исход ариев из приполярных областей), а далее эстафету подхватили другие народы по "правилу домино": хурриты, гиксосы... В эту эпоху анатолийские индоевропейцы (хетты, лувийцы, палайцы) захватывают Хатти (Малую Азию), греки - Пеласгию (Грецию).

Когда могучий вал третьей волны рубежа III–II тыс. до н. э., прокатившись по континенту из края в край и смяв предшествующие культуры Европы, оставленные двумя ранними волнами индоевропейских нашествий, улегся, Европа приняла обновленный, на первый взгляд несколько сумбурный вид. С течением десятилетий и веков недавние степняки принялись основательно обживаться в среде этнически родственных предшественников, формы жизни и хозяйства пришельцев приобретали всё более оседлый характер.

При этом качественно более сильный и энергичный состав нового индоевропейского населения континента позволил в начале II тыс. до н. э. родившимся экономическим центрам Европы перейти от выплавки меди к выплавке бронзы, уже освоенной цивилизацией Передней Азии и юга Туркмении [Копетдаг]. Это произвело своего рода взрыв всех сторон производящей экономики Европы и практически сравняло ее со старшей и во многом этнически родственной переднеазиатской и южнотуркменской метрополией VIII–III тыс. до н. э.

Главные события позднего бронзового века

Ключевые события в истории Европы и Азии II тыс. до н.э:

Видим, что в начале II тысячелетия был настоящий "среднебронзовый" пассионарный толчок.

Культурно-миграционные процессы в Европе в поздней бронзе

Эгейский бронзовый шлем

Ссылки:

Заcеление Греции пеласгами (примерно 1900 года до н.э.?)

Эгейский бронзовый шлем

По-видимому, пеласги были лувийцами, а до них на Балканах жили тирренские народы, которые после прихода индоевропейских завоевателей остались жить в анклавах Анатолии и Балкан, а также на эгейских островах.

  • .

Культурно-миграционные процессы в Азии в средне-поздней бронзе

Центральная Азия в бронзовом веке (2-е тыс. до н.э.)

Курганная гипотеза относит к периоду поздней бронзы раскол прежде единой протоиндоевропейской общности, населявшей причерноморские степи. Обозначения бронзы в различных индоевропейских языках происходят от одного корня. Мария Гимбутас и её последователи связывают с протоиндоевропейцами такие культуры раннего бронзового века, как катакомбная и ямная.

К началу II тыс. до н. э. начинается распространение индоевропейских племён на восток и запад. Андроновская культура, связываемая с индоиранцами, занимает обширные пространства Центральной Евразии (Синташта, Аркаим). Залогом успеха распространения индоевропейцев стало наличие у них таких новаторских технологий, как колесница и меч.

Влиянием европеоидных пришельцев с запада отмечены культуры бронзового века в Южной Сибири — в первую очередь, карасукская и тагарская. Находки идентичного оружия на территории в тысячи километров (т. н. сейминско-турбинский феномен) позволяют археологам предположить, что над туземными народами лесной полосы Евразии с XVI в. до н. э. господствовала некая подвижная дружинная элита.

Закаспийские археологические культуры в бронзовом веке

Интересна следующая периодизация смены культур [старая хронология, но показывает последовательность культур]:

  • Афанасьевская (2,500 -1,500 гг. до н.э.)
  • Андроновская (1,500 - 1,000 гг. до н.э.) [другая датировка: 2,000 - 1,400 гг. до н.э.]
  • Карасукская (1,000 - 500 гг. до н.э.) - тохары?
  • Таштыкская (200 гг. до н.э. - 200 гг. н.э.)
  • Каунчи (200 гг. до н.э. - 700 гг. н.э.)

Андроновская культура (2000-1400 л. до н.э.) и её производные

Афанасьевская и андроновская культуры

Область к востоку от Урала и далеко в Центральной Азии была колонизирована около 3,8 тыс. лет назад андроновской культурой, населявшей Казахстан, Западную Сибирь, западную часть Средней Азии и Южный Урал. Название по деревне Андроново около Ачинска. Открыта Сергеем Александровичем Теплоуховым. Представители этой культуры были носителями европейского ДНК [какая гаплогруппа?].

Андроновцы сменили карасукскую и окуневскую культуры. Считается, что их потомками были ираноязычные савроматы.

Самые ранние памятники андроновской культуры обнаружены на Южном Урале (петровский тип алакульской культуры – Синташта и Новый Кумак под Орском, XVII в. до н.э.) и генетически восходят к более западным абашевской культуре и культуре многоваликовой керамики. Это так называемые поселения Страны городов (Синташта, Аркаим), где имеются крупные укрепленные поселки овального типа, сходные со среднеазиатскими и ближневосточными крепостями того же и более раннего времени.

Селища андроновцев были в виде 10-20 крупных жилищ. Хозяйство было основано на скотоводстве и земледелии. Андроновцы были племенами металлургов, располагавшими рядом рудников, в частности Еленовским в Казахстане. Умерших хоронили в ямах, облицованных плитами камня или деревом. Сверху насыпался курган (иногда с каменными оградками). Покойника клали на бок, иногда сжигали. Сосуды с плоским дном украшались в верхней части и у самого дна оттисками тонкого гребенчатого штампа или резными линиями, часто в виде разнообразных геометрических фигур - меандров, треугольников, крестов.

В 40-е гг. XX в. в Андроновской культуре выделяли 3 периода - федоровский, алакульский и замараевский. В последние годы специалисты пришли к выводу, что это не периоды, а 3 самостоятельные культуры, входящие в общность Андроновской культуры.

Распространение андроновской культуры на восток
Андроновская культура

С  середины II тыс. до н.э. в степные районы Сибири проникают носители андроновской кульутры. Освоив степь и лесостепь, андроновцы в поисках новых полей и пастбищ по долинам рек проникали в таёжную зону, где смешивались с аборигенным населением.

В результате на юге западносибирской тайги сложились андроноидные культуры (черкаскульская, сузгунская, еловская), сочетавшие местные и пришлые традиции. Под влиянием андроновской культуры у носителей этих культур сложились собственные бронзолитейные центры, сыгравшие большую роль в распространении металла в таёжной зоне.

В конце II тыс. до н. э. андроновская культура в Южной Сибири сменяется карасукской.


Распространение андроновской и срубной культур на юг
Андроновская тяжеловооружённая колесница

Около X века до н. э. не кочевые, но легкие на подъем (полуоседлые) андроновская и [родственная?] срубная культуры проникают на юг Средней Азии.

По Е.Е. Кузьминой, андроновская волна (в основном представленная федоровским населением), в обход Аральского моря с востока направляется в междуречье Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи (Хорезм и Согд) [северо-восточные иранские?] и дает ответвление к Памиру [юго-восточные иранские?].

Другая, срубная миграция [северо -западные иранские?] огибает Каспийское море с востока и, пройдя между ним и Аральским, направляется к Ирану, дав сильное ответвление к Таджикистану [юго-западные иранские?]. Но существовал также кавказский путь движения западных иранцев (срубной культуры): из понтокаспийских степей по западному берегу Каспийского моря [дербентский проход] через Закавказье в Иран, тем более что вскоре по этому пути прошли иранцы железного века – киммерийцы и скифы.

[Что интересно, срубники сами жили до (вроде) 1500 г. до н.э. в ареале андроновцев и ушли за Волгу, либо будучи ими вытеснены, либо сами были их периферийной частью. Они расселились по Предкавказью и Причерноморью и сменились киммерийцами, которых потос сменили скифы. Получается, срубники умудрились также сделать реверс в Туркмению. Кстати, может быть пришедшие потом тохары-карасукцы и есть киммерийцы?]

Культура BMAC

Находилась в верховьях Аму-Дарьи южнее ареала Андроновской культуры. На артефактах этой культуры обнаружены следы письменности, которая на несколько столетий древнее китайской [!].

Синташская культура и Страна городов

Древняя обсерватория Аркаим (синташская культура?)

Возраст Аркаима (17-й век до н.э.) тот же, что и дата падения протоиндских городов Хараппа и Мохенджо-Даро. Не исключено, что Аркаим покинуло население именно с целью перекочевки в долину Инда, которую покидало дравидское население. Население Аркаима принадлежало к синташтской культуре, родственной срубной и бывшей вариантом андроновской археологическим культурам бронзового века. Располагался Аркаим на территории современной Челябинской области.

Синташта — комплекс археологических памятников эпохи бронзы в Брединском районе Челябинской области. Находится на правом берегу реки Синташты (левый приток реки Тобол) между посёлками Рымникский и Мирный. Включает укреплённое поселение Синташта (памятник СП), Большой синташтинский курган (СБ), Синташтинский могильник (СМ), Синташтинский III курган (CIII) и Малый (грунтовый) синташтинский могильник.

Страна городов — это условное название территории на Южном Урале, в пределах которой были найдены древние города (самый известный - Аркаим) и укреплённые поселения синташтской (синташитской, синташской, синташтинской) культуры эпохи средней бронзы (~ 2000 лет до нашей эры). Эта «страна» расположена на территории Челябинской области, Оренбургской области, Башкортостана и северного Казахстана. Города находятся на территории диаметром 350 км.

Все поселения объединяет схожий тип строения, организации городской инфраструктуры, строительные материалы, время существования. А также одинаковая топографическая логика. Городища отчетливо видны на аэрофотоснимках. И именно эти снимки производят большое впечатление. Остовы городов по прошествии 4000 лет отчетливо проступают на фоне природного ландшафта, распаханных полей. Приходит осознание мастерства инженеров, спроектировавших и создавших такие города-системы. Сами города наиболее подходили для жизни. Во-первых, они обеспечивали защиту от внешних врагов, во-вторых, в городах было сделаны помещения для жизни и работы мастеровых людей, шорников, гончаров, металлургов. Внутри городов имеется ливневая канализация, выводящая воду за пределы поселения. Рядом с городами организовывались могильники, сооружались загоны для животных.

Абашевская культура (2 т. до н.э.)

Абашевская культура - культура эпохи бронзы сер. II тыс. до н.э. Лесостепное Подонье, Поволжье и Приуралье, верховье р. Урал. Название дано по первому открытому в 1925 г. могильнику у д. Абашево, в 20 км на ю.-в. от Чебоксар. Открыты как укрепленные, так и неукрепленные поселения. Особенно хорошо изучены могильники.

Покойников хоронили в неглубоких ямах, покрытых берестой, большей частью в скорченном на спине положении [как афанасьевцы]. Могила перекрывалась досками или бревнами. Над могилой насыпался курган с кольцевой выкладкой из камней. В могилу помещали посуду, вещи и куски туш животных.

Посуда глиняная - колоколовидной [как в ККК III тыс.] или баночной формы. Орнамент сложный, часто геометризированный, наносился в верхней части сосуда прочерчиванием или тонким гребенчатым штампом по сырой глине в виде различных линий, зигзагов, желобков, треугольников, ромбов [как суртандинцы и дольиеностроители].

Найдены остатки домашних животных, упряжки коня, бронзовые орудия. Есть следы колесниц.

Глазковская культура (18-13 вв. до н.э)

Глазковская культура — археологическая культура монголоидных древнетунгусских племен бронзового века (XVIII—XIII вв. до н.э), распространенная в Прибайкалье, Приангарье, в верховьях Лены и в низовьях Селенги. К элементам материальной культуры глазковцев относятся: шитая берестяная лодка; берестяная и деревянная посуда; такие же переносные колыбели, приспособление для переноски тяжестей на спине — вроде старинной строительной «козы»; сложный лук; короткое прочное копье с массивным длинным острием; трехсоставная распашная одежда, позволяющая просушиться у костра, не раздеваясь догола. Имелись медные ножи, бронзовые рыболовные крючки, керамика. Занимались глазковцы охотой, рыболовством и собирательством.

С появлением этой культуры происходит разделение центрально-восточных алтайских языков на центральные (тунгусо-манчжурские, которые и были потомками глазковцев) и восточные, или приморские (корейско-японские). Приморские алтайские народы создали древнекорейское царство Кочосон, откуда в IV веке до н. э. часть населения мигрировала в Японию и, ассимилировав местных айнов, создала протояпонскую культуру Яёй. Так произошло разделение восточно-алтайской ветви на корейскую и японскую.

Возможно, появление обоих феноменов - глазковской культуры и королевства Древний Чосон связано с переселением на Дальний Восток каких-то индоевропейских народов. Недаром японский миф о 3 дарах Неба почти повторяет скифский, и в Японии также была курганная культура. Княжество Кочосон было основано в 2333 году до н. э. Тангуном на берегах рек Ляохэ и Тэдонган и занимало территорию севера Корейского полуострова и юга Манчжурии до своего падения в 108 году до н. э. Если верно предположение о его индоевропейских истоках (за что косвенно говорит и появление колесниц старого образца в Китае примерно в то же время), то источником влияния нужно искать южно-сибирскую культуру III тысячелетия до н.э.

Новая волна миграций индоевропейцев (и их соседей) 18-16 вв. до н.э.

Расселение индоевропейских племён в ранней бронзе (1700 г. до н.э.)

Заcеление Италии латино-фалисками (культура Террамары нач.-сер. II т. до н.э.)

Культура террамар (террамаре, террамары) — археологическая культура бронзового века, существовавшая в Северной Италии в долине реки По. Расцвет приходился на вторую половину 2-го тыс. до н. э., формирование — первая половина 2-го тыс. до н. э. племенами, пришедшими из-за Альп.

Относится к группе родственных европейских культур данного периода — Культуре полей погребальных урн, через которую на Апеннинский полуостров проник новый тип захоронения — урновые некрополи. [К этому же кругу урнопольских культур относится лужицкая культура праславян.]

Предполагаемые носители террамарской культуры — первая волна италиков ("Q-ветвь"), вероятно, племена носителей латино-фалискских языков, отличавшиеся способами ведения сельского хозяйства, развитием производства, торговли и строительством своеобразных посёлков-крепостей — террамар.

Заcеление Анатолии хеттами и лувийцами (ок. 1800 года до н.э.)

Хетто-лувийские народы завоевали хаттское государство около 1800? года до н.э. Но саму Анатолию и соседние земли стали заселять, скорее всего, раньше - в конце III тыс. до н.э.

Расселения индоарийцев и иранцев

Конец бронзового века ознаменован арийскими завоеваниями Индостана, Иранского нагорья (даже в Закавказье и, по-видимому, Средней Азии), а также широким расселением по евразийским степям и окружающим территориям скотоводческих и полускотоводческих племен, считающихся принадлежащими индоиранскому миру ввиду общности их культуры на протяжении всего железного века и эпохи Древнего мира вплоть до Великое переселение народов, а, может быть, и до раннего Средневековья.

Последними кочевниками из этой культуры были сарматы, чей язык классифицируется как северо-восточный среднеиранский - ввиду этого предыдущие народы также считаются ираноязычными.

Возможно, некоторые из них были не индоарийцами и иранцами, а близкородственными народами (типа нуристанцев) или имели язык, близкий праарийскому.

Так же, не исключено, что в этом степном древнем мире, который, начиная со среднего? железного века (VIII в. до н.э.), называется "скифо-сарматским" были и "западные" индоевропейские племена (например, тохары, кельты и др.).

Индоарийцы в Черноморском регионе (митаннийцы и "амазонки")

По греческим мифам, греки сражались с амазонками на севере Анатолии. Но у других народов есть мифы об амазонках и на других восточноевропейских землях. Считается, что так называли индоарийцев, оставшихся на своей родине в Причерноморье, в то время, как другие ушли в Индостан. Возможно, такими индоарийцами были синды и/или меоты, жившие на берегу Азовского моря.

Принадлежали ли предшественники скифов киммерийцы к индо-иранскому миру (точнее, были ли они индоарийцами) - пока не известно. Они могли быть и будущими фракийцами, италиками или кельтами (см. кельтское племя кимвров на берегу Балтики).

Индоарийцы в Закавказье (XIX-XVIII в. до н.э.)

Также индоарийцы косвенны известны в хурритском государстве Митанни (Закавказье), куда они пришли, вероятно, по пути в Индию около 1800 г.г. до н.э. или даже раньше

Индоарийцы в Индии (1800-1600 г.г. до н.э.)

Смотрите страницу о Древней Индии.

Киммерийский (1600-1000) период южно-русских степей

Эти индоевропейские кочевники бронзового века (не факт, что ираноязычные) были уже не на колесницах, а верхом на конях. Оружием этих первых конников были лук и легкий топорик.

У последующих скифов (уже в эпоху железа) был вместо топора акинак (короткий меч), а у сарматов -длинный меч. Последние также изобрели стремена, что позволяло им применять и пику, а также стрелять поверх головы коня. У скифов стремян не было, и они стрляли из лука, повернув коня и развернувшись назад.

Завоевания гиксосов (1750-1580 г.г до н.э.) [вытеснены арийцами?]

Египетский жрец Манефон сообщает (Ios., CAp., I,14), что в царствование царя Тутимайоса III пришли люди неизвестного происхождения и легко, без боев [как ИГИЛ?] покорили Египет. С местным населением они обращались крайне жестоко [вот-вот - одним террором, при отсутствии армии противника] и одних убивали, других вместе с женами и детьми продавали в рабство. Пришельцы назывались «гиксосами», и Манефон объясняет это название как «цари-пастухи» или «пленные пастухи». На гиксосских скарабеях и в туринском царском списке гиксосские цари именуются хека хасут, что по-египетски значит «царь иноземных стран». Вероятнее всего, что искаженное хека хасут и легло в основу названия «гиксос». Сам термин хека хасут существовал в Египте значительно раньше времени нашествия гиксосов. О хека хасут сообщается в «Рассказе о Синухете» — известнейшем памятнике времени Среднего царства. В Бени Хассане, в гробнице времени XII династии изображены 37 азиатов, принесших дары. Их предводитель в сопровождающей изображения надписи назван хека хасут. Тот же термин встречается и на скарабеях и других памятниках конца Среднего царства. Вообще это обычный египетский термин для обозначения палестинских и сирийских вождей.

При Рамсесе II была поставлена стела, рассказывающая о праздновании 400-летнего юбилея бога Сета в Танисе. Культ Сета существовал в Дельте со времени Древнего царства, но при гиксосах этот культ стал государственным. Можно считать,что гиксосское правление было установлено в Дельте во второй половине 18 в. до н. э. Считалось, что гиксосы состояли из хурритских и индоиранских племен (с их приходом Египет узнал коня и колесницу, что характеризует индоиранцев). И хурритская и индоиранская версии сейчас встречают возражения. Крупных перемещений в это время в Палестине археологами и историками не зафиксировано. Вероятно, это были финикийские и палестинские народы.

Гиксосы не только восприняли некоторые черты культуры египтян, но и передали ее другим народам. По мнению академика В.В.Струве, переняв иероглифическое письмо, гиксосы создали на его основе свой шрифт, позаимствовав у египтян принцип алфавита и внешний облик знаков. Образцы этого письма сохранились на Синае, и это так называемое синайское письмо стало прообразом финикийского, южносемитического и греческого алфавитов.

Возможно, последующее изгнание гиксосов египтянами и послужило преданием об исходе евреев из Египта. Причем, это событие совпало с Санторинской катастрофой, упадком Критской державы и миграцией критян (филистимлян, гарамантов) - ядра "народов моря". А само финикийское письмо возникло не только на основе протосинайского (через древнеханаанское), но и слогового библского, которое могло сложиться под влиянием критского силлабария.

Культуры бронзового века перед его коллапсом (16-13 вв. до н.э.)

За век до коллапса века бронзы (13-14 вв. до н.э.)

На северо-востоке Германии (у границы с Польшей, в земле Макленбург - Западная Померания) около 1275 г. до н.э. произошло сражение, в котором участвовало от 750 до 1000 человек (сначала была оценка 150). Это самое значительное известное событие того времени на территории, удалённом от государств Древнего мира - в "дикой" Северной Европе, которую называли Гипербореей. Раскопки производились в 2011-2019 гг. Также в тех местах в 2011 г. были обнаружены оловянные украшения. А полтора века раньше - гирьки в виде человеческих фигурок возрастом 2700 лет [время основания Рима]. Как выяснилось, через этот район шел торговый путь от Балтики до Средиземноморья ["Янтарный путь"].

Вкратце о катастрофе века бронзы (рубеж 12-13 вв. до н.э.)

В 13—12 вв. до н. э. происходит катастрофа бронзового века: распадаются или видоизменяются культуры практически на всём пространстве от Атлантического до Тихого океана [!], в течение нескольких столетий — до 10—8 вв. до н. э. происходят грандиозные переселения народов.

Начинается переход к раннему железному веку. Дольше всего рецидивы бронзового века сохранялись на кельтской территории (Атлантическая Европа).

Причина этой катастрофы с полной определенностью не выяснена. Известно, что в ряде регионов была засуха. [И еще вспомним, что, пожалуй, первой потерпевшей страной стала касситская Вавилония, разрушеная эламитами - с юга (как и переселение в Ханаан иудеев из Египта), а не с севера, что делали потом народы Моря.]

Сетевые ресурсы о веке бронзы

Статьи и новости по культурам и миграциям бронзового века

Труды археологов о бронзовом веке

Бронзовый век как особую степень в истории человечества выделял еще древнеримский философ Тит Лукреций Кар. Научное обоснование бронзового века на археологическом материале дали в первой половине 19 века датские ученые К. Томсен и Е. Ворсо. В конце 19 — начале 20 века шведский археолог О. Монтелиус, пользуясь созданным им типологическим методом, классифицировал и датировал археологические памятники бронзового века Европы. Большой вклад в изучение бронзового века на территории Европы внес французский ученый Ж. Дешелет. Тогда же началось комплексное изучение археологических памятников бронзового века, стали выделяться археологические культуры.

В России в дореволюционный период археологи В.А. Городцов и А. А. Спицын определили основные культуры бронзового века в Восточной Европе. В советское время на Кавказе вели исследования Г.К. Ниорадзе, Е.И. Крупнов, Б.А. Куфтин, А.А. Иессен, Б.Б. Пиотровский; на Волге — П.С. Рыков, И.В. Синицын, О.А. Гракова; на Урале — О.Н. Бадер, А.П. Смирнов, К.В. Сальников; в Средней Азии — С.П. Толстов, А.Н. Бернштам, В.М. Масон; в Сибири — С.А. Теплоухов, М.П. Грязнов, В.Н. Чернецов, С.В. Киселев, Г.П. Сосновский, А.П. Окладников.


На главную

Древняя Евразия: Неолит | Энеолит | Бронзовый векТроянской войной в конце) | Железный век | Древние миграции (статья)
России в древности Мегалиты | Антропология | Языки | Письмена | Страны | Карты
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика